Каждый человек должен осмысливать реалии мира, который его окружает, примерно представлять, чего ждут от него окружающие. Когда мы ведем себя тем или иным образом, мы через нравственный поступок показываем, что наша система ценностей верна и отличается добротой и справедливостью, желанием оказывать помощь, поощрять свою свободу и выбор окружающих.
В противовес данному стилю поведения можно привести безнравственность, несправедливость и ненависть. Личность должна стремиться реализовать свои нравственные стремления, а не разрушать себя и мир вокруг. Разумеется, одного понимания того, как все должно быть устроено, недостаточно.
Человека с правильной системой ценностей выдает именно нравственное поведение и нравственный поступок. Стоит совершать действия, результат которых будет положительным как для индивида, так и для окружающего мира. Будь счастлив и не мешай другим, как говорится. Иногда нужно даже отказаться от некоторых действий, например избежать соблазна, отказаться от взятки или шанса завоевать некоторые блага нечестным способом.
Сочинение-рассуждение на тему: «Нравственный человек для меня»
Что такое нравственность? С одной стороны, это очень сложный философский вопрос, требующий серьезных размышлений. А с другой, обычно мы довольно четко можем определить, нравственно поступил человек или нет. Что ж, давайте порассуждаем.
Если глубоко копнуть, мы поймем, что с незапамятных времен источником нравственности служили священные писания. В христианстве именно десять заповедей Христа определяли моральный кодекс человека. Почему говорю в прошедшем времени? Наверное, потому что сейчас не так много верующих людей, религия уже не пронизывает все сферы человеческого бытия, как раньше. Кроме этого, по мере того, как развивается культура и человечество, в обществе появляются новые морально-этические нормы.
Но все же что такое нравственность? Пожалуй, под ней стоит понимать духовные качества человека, которые основаны на высоких идеалах добра, долга, чести, справедливости и проявляются в отношении к другим людям и природе. Нравственность – это то, как сама личность оценивает свои поступки и поведение с точки зрения добра. Но ведь добро каждый понимает по-своему. То, что хорошо для одного, совершенно недопустимо для другого. И где же правда? Думаю, нравственность заключается как раз в том, чтобы видеть свои действия не просто допустимыми, но и благими для общества. Безнравственное поведение делает человека распущенным, этически безобразным и недостойным.
Культура и нравственность
... понимались вообще нравственность и, в частности, добро в конкретных культурах, этносах, социальных слоях, - отсутствие нравственной культуры это все же именно неспособность человека к различению добра и зла, неумение, да и нежелание творить добро. Это такое ...
Можно ли говорить о поступках детей с точки зрения нравственности? Боюсь, что нет, ведь понятие «добро» в нежном возрасте весьма туманно, ребенку попросту неинтересно анализировать свое поведение и смотреть на него под углом какой-то невразумительной нравственности. Детские поступки определяются единственным критерием – «нравится», «не нравится». И совершенно не факт, что, повзрослев, ребенок приобретет нравственные черты. Здесь уже многое зависит от воспитания и окружения. Первыми учителями нравственности для детей становятся родители и школа. Не думаю, что морали нельзя научиться. Напротив, можно и нужно. Человек учится всю свою жизнь, и речь идет не только о расширении кругозора, но и о самовоспитании, смене приоритетов, освоении новых ценностей.
Необходимо контролировать каждый свой шаг. Как показывает опыт, тот, кто совершил безнравственный поступок один раз, не может удержаться и в дальнейшем. И вот тут уже рождается антимораль: человек становится лжецом, приспособленцем, а то и откровенным проходимцем. Поэтому, мне кажется, не стоит кричать о нравственных нормах – лучше вести себя в соответствии с ними. Моральные принципы одного человека станут моральными принципами общества только в том случае, если он будет руководствоваться позитивными намерениями и жить по совести.
Слушай всех, прислушивайся к избранным
Общество, как правило, дает свои оценки тем или иным действиям. Во многом они зависят от того, какие люди вас окружают. Есть общепринятые нормы поведения, которые могут несколько отличаться в разных социальных группах.
Нравственные поступки человека могут не быть оценены как таковые, если вашему окружению это невыгодно. Но тут очень важно понимать, когда виноваты вы, а когда чрезмерно думают о собственной наживе те, кто вас окружают. Тогда можно сказать, что мотивы нравственного поступка не имеют ничего общего с целями ваших коллег и друзей.
Нельзя слепо следовать чужой указке и угождать, нужно уметь анализировать, быть честным с собой. Только тогда вы будете спокойны и почувствуете, что действуете правильно.
Сочинение на тему нравственные поступки
ЭССЕ
на тему: «Принципы нравственной оценки поступка».учитель начальных классовПожарской ОШI–IIIступенейСултанова Лемара Шевкетовна
В настоящее время в реальной повседневной жизни мы можем встретить самые различные уровни воплощения нравственных ценностей, самые различные уровни моральности, от святости до цинизма. Большинство общества традиционно старается держаться «золотой середины». Этому способствуют многие факторы: законы коллективной психологии (подражание), традиции, стереотипы поведения, средний уровень культуры, условия жизни. Но главный фактор нравственного поведения -моральные убеждения личности, уровень ее нравственной культуры, ее волевой настрой. Нравственное поведение-это всегда выбор. Это не выбор между добром и злом, это однозначно детерминация добра. Согласно Платону, задача личности -познать идею добра с помощью разумной части души, которая припоминает тот образец добра, что когда-то созерцала в «мире идей», когда сама была идеей.[ 5 ] Добру, как известно, всегда противостоит зло, что подтверждает народная мудрость: «Нет худа без добра», а также изречение греческого философа Гераклита: «И добро, и зло – одно». [4 ] Несмотря на исторически изменчивый характер понятий добра и зла, суть их заключается в том, что под. «добром» в любые времена понимали то, что считается нравственным, достойным подражания, а под «злом»- противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения.
Воспитание нравственных качеств младших школьников (на материале ...
... средств, позволяющих обеспечивать формирование нравственных качеств детей. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание», «нравственная культура» в психолого-педагогических ... те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, ...
Проблема нравственной оценки деятельности человека – одна из наиболее актуальных . Та или иная позиция в ее решении во многом влияет на мировоззрение человека, на его менталитет. Как писал В. Соловьев, «нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели, ни высшего ума или гения, но можно и должно требовать от всех учтивости- минимума рассудительности и нравственности, благодаря которому люди будут жить по-человечески». [5] Основой нравственного поведения является поступок. Поступок несет в себе действие, которое может иметь положительную или отрицательную оценку общества. Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, который складывается из мотивов-намерений-целей-средства-решения-деяния-последствия-оценки-самооценки. Оценки, которые общество дает поступкам человека, не всегда объективны, а также не существует определенных критериев этих оценок. Нравственное поведение отрицает возможность использования любых целей, для достижения желаемого результата, т.к. такие действия приводят к развитию у человека эгоизма и нездорового индивидуализма. Таким образом, непросто дать взвешенную оценку поведения личности. По крайней мере, скорополительные резко отрицательные суждения могут оказаться весьма необоснованными.
Однако это, конечно, не означает отказа от оценки и суждения. Главным фактором нравственного поступка становятся моральные суждения личности, уровень ее культурного развития и волевой настрой. Как мне кажется , верной оценка поступка будет только тогда, когда она развернута и обоснованна. Например, « он поступил благородно, но его помощь оказалась бесполезной». Только при этих условиях моральная оценка в наибольшей степени будет способствовать выполнению своего назначения – формировать нравственную культуру поведения человека и стимулировать справедливые и благородные отношения в обществе. [3 ]. Самооценка – это самостоятельное, « на свой страх и риск» определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с такими понятиями как совесть, честь, гордость, стыд, раскаяние, чувство собственного достоинства и выступает как важный инструмент самоконтроля. Исходя из выше изложенного, я думаю, что подходить к нравственной оценке необходимо исходя из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека. А выбор приходится делать ему самому, опираясь на свой внутренний мир, на собственную веру в правомерность того или иного поступка. Литература Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.-М.: Гардарики, 2009.-348 с. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности./ О.Г.Дробницкий – М.: Просвещение, 1977. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.- С. 295-305 с. Философия. Справочник студента./ Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов – М.: Филологическое общество «Слово», ООО «Издательство АСТ», 1999.- 495 с. Философский словарь, под. ред.. И.Т.Фролова , – М.: Политиздат, 1986.
Исследовательская работа «Человек искусства в представлении ...
... человека искусства, сложившемся в литературе. Задачи: Изучить произведения, в которых героями являются люди искусства; Выявить сходные характеристики героев; Определить, как складывается судьба представителей творческих профессий в ... подчеркивал он, это выражено у людей творческих. В эпоху возрождения ярким примером человека искусства можно считать судьбу Данте Алигьери, написавшего «Божественную ...
Откуда растут корни
Есть ряд факторов, на которых основан анализ поведения личности. Для начала нужно разобраться, что именно толкает человека на то или иное действие. Нравственный поступок совершается только в благих целях, которые можно охарактеризовать как благородные. Хотя, конечно, случается и такое, что волей судьбы, имея довольно благоприятный замысел, можно нанести и вред. Тут уже оцениваются последствия, к которым привело мероприятие.
Именно они являются базисом для вынесения последнего вердикта и оценки, когда анализируются признаки нравственного поступка. Главным критерием является то, насколько шаг значим и полезен для общества в целом. Важно учитывать также обстоятельства, в которых происходили события.
1. Название лыжных ходов ( попеременные или одновременные) дают по работе… а) ног; б) туловища; в) рук г) произвольно. 2.Существуют попеременный двухшажный ход. В чем существенная разница между этими ходами? а) В длине скользящего шага. б) В маховом выносе ноги. в) В подсевании перед толчком ногой. г) В работе рук. 3.Основой техники попеременного двухшажного хода является… а) широкий скользящий шаг; б) попеременная работа палками; в) сильное отталкивание ногой. 4. Самостоятельное занятие по лыжной подготовке нежелательно проводить при температуре… а) -40…-70. С; б) -100…-120. С; в) -140…-160С. 5. Что считается грубой ошибкой в технике попеременного двухшажного хода? а) Незаконченный толчок ногой; б) Двухопорное скольжение; в) Незаконченный толчок рукой. 6. К попеременным ходам относится… а) бесшажный ход. б) одношажный ход. в) двухшажный ход. 7. К одновременным ходам относится… а) двухшажный ход. б) трехшажный ход. в) четырехэтажный ход. 8. Самым скоростным способом передвижения классическим ходом считается… а) попеременный двухшажный ход. б) одновременный бесшажный ход. в) одновременный одношажный ход. г) одновременный двухшажный ход. 9. Выбор способа подъема в гору зависит от… а) крутизны склона; б) длины палок; в) длины лыж.
10. Какой из классических ходов применяется при подъеме по склону крутизной 15-25 градусов? а) Одновременный бесшажный. б) Одновременный одношажный. в) Одновременный двухшажный. г) Попеременный двухшажный. 11. При спуске с горы наиболее частой причиной падения лыжника является… а) сгибание ног в коленях; б) чрезмерный наклон туловища вперед; в) выставление вперед одной лыжи; г) неровная лыжня. 12.Какая стойка лыжника наиболее устойчива при спуске? а) Низкая. б) Средняя. в) Высокая. 13. Укажите, какой способ поворота позволяет лыжнику сделать его на пологом склоне с меньшей потерей скорости. а) Упором. б) Переступанием. в) Плугом. г) На параллельных лыжах. 14. В экстренных случаях при спуске с горы лыжнику приходится выполнять «торможение падением» . Как оно выполняется? а) Присесть и упасть вперед по ходу спуска. б) Присесть и упасть на спину, палки держать кольцами назад. в) Глубоко присесть и упасть назад в сторону, лыжи развернуть поперек склона. 15. Одна из перечисленных ошибок при падении на спуске часто приводит к серьезным травмам. Какая? а) Торможение палками сбоку. б) Глубокий присед. в) Умышленное падение набок. г) Выставление палок кольцами вперед. 16. Основным методом развития выносливости у лыжника является… метод тренировки. а) повторный; б) интервальный; в) равномерный. 17. Одеваясь на занятия лыжной подготовкой, прежде всего, следует учитывать… а) время поведения занятий; б) температуру воздуха и наличие ветра; в) рельеф местности. 18.Причиной потертости ноги чаще всего бывает… а) тесная обувь; б) длительное передвижение; в) усталость.
Технологическая карта русского языка по ФГОС в 6 классе -рассуждение ...
... товарищей в соответствии с нравственной категорией «совесть». Предполагаемый результат Знать Уметь Признаки типа речи сочинения-рассуждения, структуру сочинения данного типа. Подбирать аргументы к тезису. ... знаний Скажите, какой тип речи называется сочинением-рассуждением? Какие признаки этого сочинения вы знаете? Вспомните структуру сочинения-рассуждения. Что такое тезис? Что такое аргумент? ...
Благая цель
В разных условиях одно и то же действие может быть как похвальным, так и аморальным. Так что нужно проявлять гибкость и уметь уловить требования окружающего мира, в то же время не теряя собственной головы на плечах. Нравственный поступок отрицает корыстолюбие и выгоду, хотя нет ничего плохого в достижении своих желаний праведным путем.
Самое главное, чтобы вы не вредили окружающим. Должен достигаться только тот результат, который не причинит ущерба другим людям. Есть тонкая грань между совершенствованием, достижением новых высот и эгоистичным поведением, чрезмерным индивидуализмом. Ее нужно чувствовать и стараться не пересекать.
Образцы
Только морально развитая личность может осуществить нравственные поступки. Примеры таковых можно часто встретить в литературных произведениях или кино, которые несут читателю и зрителю определенный заряд мудрости. В любом романе или повести есть герои, чье поведение можно поощрить за мужество, самоотверженность, этичность. Так мы узнаем о возвышенном предназначении личности.
Все это происходит на фоне определенной эпохи, ее уклада и представления о правильном и греховном поведении. Для того чтобы заставить читателя задуматься, авторы создают ситуации, в которых персонажи на страницах книг совершают нравственные поступки. Примеры их изобилуют в романе «Война и мир», написанном Толстым.
Можно говорить о целой цепи непростых проблем морального характера, которые решаются по ходу повествования. Даже глядя на жизнь одного из главных героев, А. Болконского, можно заметить моменты совершенного покоя, которые сменяются военными трудностями. Он самоотверженно жертвует собственной жизнью во имя родной земли, что заслуживает всяческих похвал и одобрения.
В литературных произведениях
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/nravstvennyiy-chelovek/
Сильными аргументами к сочинению о совести могут стать сюжеты литературных произведений, в которых затрагивается эта нравственная тема.
Проблемы порядочности очень актуальны и упоминаются во многих текстах различных известных писателей.
Некоторые примеры совести в литературе:
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» — пожалуй, самый яркий пример совести в русской литературе. Зарубив топором старуху-процентщицу и её кроткую сестру Лизавету, внезапно вернувшуюся в квартиру, после этого поступка Родион Раскольников долго испытывает муки совести, осознавая, что, совершив убийство, убил и себя тоже, перешагнув через закон и мораль. В итоге он приходит к раскаянию и признаётся в преступлении.
- А. С. Грибоедов «Горе от ума». Александр Чацкий отличается критическим отношением к окружающей действительности, независимостью взглядов, проявлением высоких моральных качеств. Он практически в одиночку противостоит «фамусовскому обществу», старым взглядам, ущемлениям прав крестьян. Он не боится критиковать произвол, деспотизм, лесть, лицемерие. Именно чувство справедливости толкает его на борьбу с пережитками прошлого, обличая все его изъяны.
- Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Чичиков является хорошим примером бессовестного человека. Автор показывает, как формировался характер героя: с самого детства он был предприимчивым и беспринципным. Повзрослев, он решил стать чиновником, чтобы свободно проворачивать «не очень чистые дела». Одним из его качеств стало приспособленчество: ради достижения своих авантюрных целей он мог подстроиться под каждого человека. Впрочем, в произведении присутствует много других персонажей, в той или иной мере живущих не по совести.
- Л. Н. Толстой «Война и мир». Накануне Бородинского сражения Долохов, человек по натуре жёсткий, извиняется перед Пьером, чем удивляет Безухова. В момент опасности и всеобщей трагедии в нём просыпается совесть. Позже он проявляет себя как порядочный человек, когда с другими казаками и гусарами освобождает пленных, в том числе и Пьера. Совесть и честь имеют большое значение и для Николая Ростова. Он проигрывает большую сумму денег Долохову, хотя обещал отцу, что больше не будет играть в карты. Это пробуждает в нём чувство вины. Но отец не оставляет его в беде и спасает от бесчестья, из-за чего он слёзно даёт ему и себе слово, что вернёт деньги и теперь уж точно никогда больше не будет играть. Впоследствии Ростов поступит так же по отношению к отцу, вступив в наследство и приняв все его долги.
- А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Когда Онегин убивает Ленского на дуэли, он понимает, что лишил жизни своего ещё совсем молодого, легкомысленного друга. Он страдает от душевных мук, что в итоге заставляет его уехать. Ещё один пример из этого произведения — честность и порядочность Татьяны Лариной. Уже будучи замужней женщиной, она признаётся, что ещё любит Онегина, но, несмотря на эти чувства, верность и преданность мужу для неё важнее: «Но я другому отдана, И буду век ему верна». Это характеризует её как очень совестливого человека.
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Во время бурана молодой офицер Пётр Гринёв сталкивается с Емельяном Пугачёвым, тогда ещё никому не известным беглым казаком, и дарит ему свой заячий тулуп за то, что тот помогает ему добраться до постоялого двора. Позднее, уже во времена пугачёвщины, Гринёва заключают под стражу и собираются казнить. Но Пугачёв узнаёт в нём человека, когда-то спасшего его: моральные качества заставляют его помнить добро, поэтому он поступает по совести, отпустив Гринёва.
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». За свою жизнь Печорин совершил немало поступков, которые он честно описывал в своём дневнике, пускаясь в рассуждения о совести. Его дневник таил наблюдения ума над терзаниями души. По вине Печорина умерла прекрасная девушка Бэла, холодностью Печорина был обижен его старый друг Максим Максимыч, на дуэли Печориным был застрелен его бывший сослуживец Грушницкий, а также он играл чувствами юной княжны Мери. Всё это накладывает отпечаток на душу героя. Он путешествует, уверяя себя, что от скуки, но на самом деле — нигде не может обрести покоя.
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на смерть Иешуа Га-Ноцри. Сам он не хочет этого, он понимает, что поступает неправильно, но обстоятельства заставляют его вынести именно такое решение. Впоследствии он мучается угрызениями совести и раскаивается. Единственное, чего он хочет — прощения, свободы от тяжкого груза, который лёг на его сердце.
- М. А. Булгаков «Собачье сердце». Шариков, который получил человеческий облик, но не обрёл человеческие моральные качества, является отличным примером бессовестности. Он не испытывает благодарности за то, что для него делают, злоупотребляет добротой и терпением профессора Преображенского, совершает подлые и низкие поступки, за которые не испытывает стыда. Значит, совесть — важное качество и показатель человечности, отличающий людей от животных.
- Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Богатый дворянин Эраст обманывает наивную юную крестьянку Лизу, признавшись ей в любви и играя её чувствами, но в итоге женится на другой женщине по расчёту. От горя Лиза погибает, бросившись в глубокий пруд. Узнав об этом, Эраст до конца дней своих сожалеет о том, что так поступил с ней, остаётся несчастлив в браке и посещает могилку Лизы, терзаясь муками совести.
- И. А. Гончаров «Обломов». Михей Андреевич Тарантьев и его кум Иван Матвеевич Мухояров несколько раз поступают нечестно по отношению к Илье Ильичу Обломову, пользуясь тем, что он простодушен и несведущ в хозяйственных делах. Например, они заставляют его подписать бумагу о найме жилья на совершенно грабительских для него условиях. Их не заботят вопросы совести, они нечестны, хитры, думают только о наживе.
- Д. И. Фонвизин «Недоросль». Госпоже Простаковой явно незнакомы такие понятия, как совесть и честность. Она беспринципна, двулична и невежественна. Желая «прибрать к рукам» наследство дальней родственницы Простаковых, молодой девушки Софьи, она собирается выдать её замуж за своего сына, неуча Митрофанушку. Ради этого она готова идти на любые хитрости и уловки.
- М. А. Шолохов «Судьба человека». И во время войны, и после неё простой шофёр Андрей Соколов не раз сталкивается с нравственным выбором, но он привык жить по законам совести. Он с трудом принимает решение убить предателя, готового выдать своего командира. Затем, находясь в плену, резко отказывается от предложения врагов, не желая предавать своих товарищей за кусок хлеба и другие жалкие подачки, стойко выносит все пытки и унижения. В честный бой за родину его направляют доблесть, честь и ощущение причастности к судьбе родной страны. А уже в мирное время он берёт на себя ответственность за воспитание маленького мальчика-сироты. Это тоже является его нравственным выбором.
- В. Астафьев «Конь с розовой гривой». Мальчик Витя идёт собирать землянику, чтобы бабушка могла продать её и купить для него пряник в виде коня. Но он съедает ягоды с соседскими ребятишками, а потом идёт на обман, набрав в туесок травы и прикрыв её сверху ягодами. Вскоре он осознаёт свою ошибку, его терзает совесть. В итоге он признаётся в своём поступке, за что бабушка всё-таки награждает его пряником.
- М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». У людей пропадает совесть, после чего они начинают жить без нравственных терзаний, не задумываясь над своими поступками. Между тем олицетворённую совесть находит пьяница, но, испугавшись, незамедлительно подбрасывает её другому человеку, а тот, в свою очередь, другому. Никто не хочет жить с совестью, потому что она мешает людям совершать неблагочестивые поступки. Наконец она просит очередного человека отдать её маленькому ребёнку. В ребёнке она растворяется, чтобы он вырос достойным и честным человеком.
Правильное воспитание
Также очень многое о нравственности и душевной чистоте можно узнать из большого количества сказок. Взять ту же «Золушку», написанную Шарлем Перро. Главная героиня трудолюбива, несмотря на все издевательства, она помогает нелюбящим ее родственницам. В ее сердце не появляются злость и ненависть.
Нравственный выбор современной молодежи :комфорт или ценности?
... разобраться. На основании вышесказанного, можно считать выбор темы: «Нравственный выбор современной молодежи :комфорт или ценности?», актуальным . Цель работы – Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: - определить что такое нравственность и духовно-нравственные ориентиры?; ...
Примеры сильного человека из жизни
... переступить через себя, осознать свои ошибки или смог простить другого человека. Сочинение Примеры сильного человека из жизни ГИА Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждение № 15.1, 15.2, 15.3, 2016, 2017 Скачать бесплатно несколько ...
«Нужны ли современному человеку общечеловеческие ценности»
... которых мышление индивидуализма конкурирует с духом коллективизма и соборности. Это люди, чьи ценности скорее похожи на инстинкты, чем на идеи. И, наконец, это люди, которых ничего не объединяет. В этом ... привычки, которые правильнее будет называть стилевыми, то есть производными от стиля жизни, сидячий образ жизни, гиподинамия, недосыпание. В итоге забота о здоровье превращается в фарс, статью ...
Разумеется, не стоит позволять окружающим помыкать собой, но отпустить обиду – это действительно тот навык, которому стоит поучиться каждому. Очень важно сохранять в душе мир и чистоту. Это подвиг во благо не только окружающих, но и собственного сердца в первую очередь.
Жизнь полна резких поворотов, но это не должно сбить хорошего человека с ног, он должен оставаться сильным и стойким, не теряя любви к миру. Еще одним кладезем мудрости для детей, да и для взрослых, можно считать историю «Аленький цветочек», написанную Аксаковым. Там есть и любовь к отцу главной героини, и умение видеть вещи, скрывающиеся за внешностью и яркими атрибутами, заглядывать во внутренний мир даже самого жуткого чудовища.
Мало того что Анастасия сдалась в плен ради родных, она еще и сумела прочувствовать самые светлые стороны личности своего нового хозяина, помогла ему вернуться к равновесию и красоте. Такое может сделать воистину чистый, добрый человек.
Примеры из жизни для сочинения 15.3: Что такое нравственный выбор (ОГЭ по русскому языку)
Как объяснить, что такое нравственный выбор? Самый простой вариант – привести примеры из жизненного опыта. Но не у всех учеников 9 класса набралось достаточно опыта, чтобы привести аргументы из жизни. Многомудрый Литрекон поможет Вам наверстать упущенное и аргументировать свою позицию в сочинении 15.3 на ОГЭ по русскому языку.
- Личный опыт : Моя прабабушка рассказывала, как ее тетя жила во время войны. Однажды ей пришлось сделать серьезный нравственный выбор. К ней в избу постучался раненый партизан. Деревня была оккупирована, и женщине было строго запрещено оказывать помощь русским военным. Но она спрятала бойца и даже смогла его вылечить втайне от нацистов. Рискуя жизнью, наша родственница спасла соотечественника от смерти. Это решение я считаю в высшей степени нравственным.
- Русская история: Известно, что с нравственным выбором столкнулся русский полководец М. Кутузов. Когда Наполеон напал на Российскую империю, главнокомандующий все время не давал боя и отступал, навлекая на себя гнев императора и его придворных советников. Они считали полководца трусом. Однако эти маневры измотали и дестабилизировали врага, и Кутузов сохранил тысячи жизней, дав бой с такой форой. Ему тяжело дался этот шаг, но он был правильным, прежде всего, с точки зрения морали.
- СМИ : В газете я прочитала историю пенсионерки Татьяны Зайцевой, которой пришлось сделать нелегкий выбор. Ее племянница пострадала при аварии. Она могла бы остаться инвалидом, если бы не дорогие операции, оплаченные тетей. Чтобы помочь родственнице, женщина продала квартиру и переехала в общежитие. На это жилье она копила всю жизнь. Но о своем решении она не пожалела, ведь речь шла о спасении человеческой жизни.
- Кино : В фильме Стивена Савалича «Музыка внутри» (2006 год) герой вернулся с войны инвалидом. Он потерял смысл жизни и тяжело переносил собственную беспомощность. В конце концов, он встал перед выбором: жизнь и мучения или смерть и покой? Он, несмотря ни на что, выбрал борьбу и труд, а не забытье. Герой стал защищать права людей с ограниченными возможностями, нашел в себе силы на помощь другим. Его деятельность облегчила реабилитацию тех, кто только начал свой тернистый путь к выздоровлению. Это и есть нравственный выбор.
- Кино : В фильме Питера Хеджеса «Вернуть Бена» герой вернулся из клиники для лечения наркоманов раньше срока: он хотел отпраздновать рождество с семьей. Однако в городе его ожидают соблазны, ведь его прежние знакомые не забыли о нем. Бен должен выбирать: либо отдаться желанию, которое сильнее его, либо терпеть и смириться с невозможностью жить, как прежде. Герой изо всех сил пытается сделать правильный выбор. Его решимость вдохновляет меня, и хоть ему не в полной мере удалось победить зависимость, я считаю, что его стремление к семье и нормальной жизни – это и есть единственно возможное нравственное решение.
- Личный опыт : Моя подруга вынуждена была сделать судьбоносный выбор. Она получила возможность представлять свой регион на федеральных соревнованиях. Однако в этот же момент ее мама потеряла работу. Семья переживала очень тяжелые времена, и у родителей не было возможности оплатить переезд в другой город и другие расходы. В итоге моя подруга отказалась от участия в соревнованиях, зато устроилась на работу промоутером. Так, она помогла маме и папе пережить те ужасные обстоятельства. Ни упреков, ни жалоб они не услышали. За этот нравственный поступок я и уважаю свою подругу.
- Русская история : Во время Великой Отечественной войны родной сын И. Сталина попал в немецкий плен. Нацисты предложили обменять его на пленного маршала Паулюса. Однако отец ответил: «Мы рядовых на маршалов не меняем». Невероятно тяжело было ему давать такой ответ, но он справился с этим горем, понимая, что тысячи людей остаются в плену, и никто не помогает им выбраться такой ценой. Это было одно из немногих справедливых решений Сталина, но оно не может не вызывать уважения к честному отцу.
- СМИ : Рыбак из Коста-Рики Чито оказался перед дилеммой: спасти раненного крокодила, рискуя жизнью, или уйти и забыть о случившемся. Мужчина все же решил помочь животному: он вытащил его из воды и вылечил у себя дома. Все это время он подвергался большой опасности. Но когда крокодил оправился, он не покинул доброго человека, стал домашним животным и даже научился выполнять команды. Нравственный выбор рыбака спас жизнь хищнику и показал всему миру, что доброта вознаграждается не только людьми, но и животными.
- Личный опыт : Однажды мой друг попал в сложную ситуацию: по его вине собака напала на старушку. Он выгуливал ее без поводка, забыв о технике безопасности выгула больших питомцев. Когда пес набросился на пожилую женщину, она упала и сломала руку. Мой приятель мог бы уйти, испугавшись последствий, но он сам вызвал скорую и объяснил, что случилось. После этого он даже отказался от покупки нового велосипеда, чтобы родители направили эти деньги на помощь пострадавшей. За этот поступок я очень уважаю его: не все могут предпочесть нравственность личной выгоде.
- Русская история : После неудачной попытки декабристского восстания жены людей, осужденных на каторгу, пожертвовали связями, титулами, своим роскошным образом жизни и другими благами, чтобы поехать вслед за мужьями и разделить их муки. Мария Волконская, Александра Давыдова, Камилла Ивашева и другие дворянки стали «женами ссыльно-каторжных», но не покинули своих супругов в час расправы. Их выбор в пользу нравственного решения воспет многими поэтами, писателями и историками.
Загляните внутрь себя
Система ценностей и устремлений личности всегда должна оставаться гармоничной и не мешать развиваться ни человеку, ни окружающему миру. Нужно воспитывать в себе чистые убеждения, стремиться к добрым целям, не ходить по головам, а достигать всего законными путями, стремиться к саморазвитию и проявлять волю.
Свобода и моральный выбор человека
... нравственности. Существует также возможность выбора между добром и добром, т.е. в таком случае речь идет о различных моральные ценности: высшие и низшие или равные по значению. Осуществляя моральный выбор, человек ... условий. Итак, свобода не абсолютна, а относительна, так реализуется в жизни путем выбора конкретных действий. Специфика этического аспекта свободы в том, что человек имеет дело ...
Каждому человеку хочется самовыражаться, но делать это нужно конструктивными путями, не разрушающими ничего в процессе. Вы свободны поступать так, как вам хочется. Поскольку каждый человек в глубине души желает, чтобы все были счастливы и жили спокойно, следует прислушаться к своим глубинным порывам, и вы найдете верный путь.
Приглядывайтесь к своему окружению, но выбор всегда делайте сами, тщательно все взвесив. Где-то посредине зиждется желанный баланс, золотая середина, найдя которую, вы обретете покой, счастье и психологическое здоровье.
«Нравственные поступки в жизни и литературе»
«Нравственные поступки в жизни и литературе»
Путь каждого человека к нравственности начинается с детства. Он, человек, рождается на свет чистым и невинным ребенком, для которого все в этом мире ново. И люди, которые прививают ему нравственность, это семья, самые близкие. Именно в семье закладывается тот самый фундамент, на котором будут строиться последующие убеждения и ценности человека, фундамент, который сформирует его нравственность. Ведь, по сути, нравственность – это воспитание, которое дается человеку родителями. Влияние общества, конечно, неоспоримо, но оно вторично, и в данном случае правильно воспитанный человек будет непосредственно сам оказывать влияние на общество: привносить что-то хорошее, совершать добрые дела и поступки.
Нравственность характеризуется объективным отношением человека к вещам, возвышением его объективной сущности над субъективной. Это, по сути, выбор, который стоит перед каждым человек, и который каждый человек волен избрать самостоятельно – выбрать путь морали и нравственности или безнравственности.
Нравственность очень тесно пересекается с моралью и этикой. Они как ее внешние регуляторы с позиций добра и зла, прекрасного и безобразного. В то время как нравственность –это внутренние качества человека, которые определяют его поведение в обществе. Некие внутренние установки, которые ведут человека по пути сотворения добра и блага, неписаный закон любви, ответственности, совести души, которому следует человек на протяжении всей жизни.
Получить полный текст
Курсовая
ЕГЭ
Дипломная
К сожалению, грустно признавать, но в своем истинном понятии нравственность чаще всего не известна современному обществу, порой значение ее бывает настолько искажено, что самые фундаментальные установки и ценности рушатся, стираются и больше не признаются современным поколением. Стараясь идти в ногу со временем, молодые люди чаще всего не замечают, как происходит насаждённая, искусственная подмена ценностей, которые, по сути, должны были бы быть неизменной основой мировоззрения. Современные нравственные искажения, такие, как использование мата, отсутствие стыда, неряшество во внешнем виде и другие, обязательно влекут за собой не только внешние эффекты, но и психические деформации. Таким образом, это очень пагубно воздействует на здоровье общества, его нравственное состояние, его ценности.
Нравственные ценности довольно часто неразрывно связывают с семьей, ведь семья – очень влиятельная малая группа, которая выступает важнейшим фактором формирования нравственности у человека, передавая свои традиции, культуру, ценности, тем самым воспитывая в человеке тягу к благому бытию.
Здесь мне хочется вспомнить об одном случае, произошедшем в реальности. Во времена Великой Отечественной войны фашисты, чтобы вернуть в строй своих солдат, решили использовать воспитанников Полоцкого детского дома №1 как доноров. На защиту совсем еще маленьких мальчиков и девочек, подростков, встал директор детского дома. Однако он понимал, что для фашистов жалость, сострадание и сам факт вершившегося зверства – пустой звук. Их нравственная база была абсолютно уничтожена их крайней идеологией, навязываемыми ценностями. Поэтому директор детского дома решил, что весомым аргументом может стать болезненность, слабость и недостаток витаминов у детей – какие же они доноры? И когда немецкое командование с этим согласилось, началась тщательная подготовка к перевозу детей в партизанскую зону, а затем и их спасение. И вот в одну из ночей воспитанники детского дома вышли из села, где их держали фашисты. Благополучно добравшись всем составом до партизанского тыла, ребятишки теперь должны будут быть эвакуированы за линию фронта. На помощь пришли летчики, которые начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы. Но данная история сводится лишь к одному полету, самому последнему. Александр Мамкин был уже очень опытным летчиком, и тот рейс в этой операции был для него девятым. Сначала все шло хорошо, но при подлете к линии фронта, его самолет подбили. один на борту, он бы набрал высоту и выпрыгнул с парашютом. Но за его спиной сидели перепугавшиеся мальчишки и девчонки, жизнь которых он не собирался отдавать в руки смерти. Тем более после всего, что они пережили. И Мамкин продолжал вести самолет. Когда пламя добралось до кабины пилота, от температуры начали плавиться очки, намертво прикипая к коже. От ног почти оставались только кости… За его спиной раздавались крики и плачь, и он продолжал управлять самолетом, уже практически вслепую. Взмахнув косой, смерть так и не смогла опустить ее. Все пассажиры выжили. Посадив самолет и как-то выбравшись из кабины, он лишь успел спросить, живы ли дети, и, услышав ответ, потерял сознание. Никто не мог объяснить, что заставляло его преодолевать ту страшную боль и шок, какими усилиями он продолжал оставаться в сознании до самого конца. Откуда черпал он такую неимоверную духовную и физическую силы. Он, что рос все детство без отца, но который всем сердцем любил детей. Он, который носил фамилию Мамкин и самостоятельно, словно мать, подарил детям жизнь.
Безусловно, лишь только высоконравственный человек мог совершить подобный героический поступок. Человек, чьи моральные ценности и установки не позволили ему эгоистично спастись, позволив детям умереть. Война поднимает вопросы о нравственных истоках героизма. И случаев, похожих на подвиг Александра Мамкина, в военные годы было очень много. Поэтому нам также не стоит и забывать об общественном воспитании, когда на примерах таких Героев мы учимся добру, состраданию, перенимаем от них нравственные ценности. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, особенно учебные заведения. Они должны стараться формировать у ребенка внутренние стимулы развития личности, стремление совершать благие дела, добрые поступки, прививать такие качества как долг, толерантность, любовь, честь, достоинство, милосердие и прочее. Когда ребенок на примере взрослых, учителей видит, как проявляются данные качества в повседневной жизни, ему самому хочется быть похожим на них, вести себя также и поступать также.
В основном, если говорить о школе, нравственное воспитание происходит на уроках литературы, риторики, искусствоведения и таком прочем. Мы учимся воспринимать окружающее и смотреть на мир сквозь призму истинно нравственного, прекрасного, до нас это донесено через книги, картины, музыку.
Одним из самых запоминающихся моментов на уроке литературы стало для меня знакомство с произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». На примере Раскольникова мы ясно видим, насколько важна моральная база ценностей и понятий, чтобы не совершать ужасные преступления против человека. Мы видим, что в вопросах нравственности никак нельзя полагаться только на расчетливость, но нужно прислушиваться к сердцу, к своей совести. «Есть один закон – закон нравственный», — утверждает , и, осознав это, главный герой возвращает себе душевное спокойствие и равновесие, которые были отняты у него совершенным преступлением. В процессе взросления на человека ложится ответственность за самостоятельное нравственное воспитание, что на своем примере продемонстрировал нам Раскольников. Благодаря своему преступления он, в какой-то степени, вырос нравственно, осознал, что никто не вправе распоряжаться чужими человеческими жизнями. Никто не имеет права играть в Бога, отбирая жизнь ни в чем не повинных людей.
В заключение хочу сказать, что в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяется, какими будут его поступки – нравственными или безнравственными. Ведь, как я уже говорила ранее, нравственность – это исключительно самостоятельный выбор человека.