Анализ эпизода Ночь в Отрадном (в романе Л.Н. Толстого Война и мир)

Цель урока: обучение учащихся данному жанру сочинения;

научить «правильно понимать художественный текст через

язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые

образные единицы художественного языка».

Оборудование: мультимедийная презентация, видеопроектор.

1. Вступительное слово учителя. Известно, что материал для сочинения на литературную тему надо искать, прежде всего, в самом литературном произведении, внимательно его читая и перечитывая, открывая в нем все новые и новые глубины, вникая в особенности его формы.

Сочинение данного жанра – это удивительно интересная и кропотливая работа с текстом. Каждый из вас сможет почувствовать себя, в какой-то степени, исследователем.

  • Давайте вспомним, что называется эпизодом? И что значит проанализировать эпизод?

Учащиеся. Эпизод – это часть сложного целого: он вплетён в художественную ткань произведения и бесчисленными, зримыми и незримыми нитями связан как с предыдущим содержанием его, так и с последующим.

Анализ эпизода – это осмысление его идейно-тематического содержания и своеобразия художественной формы, выяснение связей данной части произведения с другими (т.е. нужно знать, что было до анализизируемого эпизода, а что после него).

Учитель: Из вышесказанного делаем вывод: чтобы написать сочинение данного жанра, нужно хорошо знать текст всего произведения. Проверить ваше знание текста поможет литературная викторина.

2.Литературная викторина по роману «Война и мир».

1. Согласно роману вы «весьма красивый молодой человек». «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие – вот заколдованный круг», из которого вы хотите вырваться. Мнение о различных персонажей о вас не столь противоречивы. В глазах одних вы «образец всех совершенств», для других «герой, достойный своего отца и своего отечества», для третьих вы «дороже всего на свете». Вы себя узнали? (А. Болконский).

2. Кто этот человек, глядя на которого «вам казались ничтожны его интересы, так мелочен казался он сам, с этим мелким тщеславием и радостью побед, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое вы теперь увидели и поняли». (Наполеон).

3. Что вы совершенно неожиданно сказали сами себе, встретившись с Наташей Ростовой на балу. (Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой).

Учитель. Эпизод, который мы будем анализировать на уроке, называется «Ночь в Отрадном».

25 стр., 12023 слов

Приемы понимания художественного текста на х литературного чтения

... литературного произведения, не умеют выявить основную идею, а обычно проводимая учителем работа по анализу содержания художественного произведения сама по ... диалога. Проблема адекватного восприятия, понимания текста является ... определить эффективные методы и приемы обучения младших школьников пониманию ... человека, текста - опасно. Прежде чем перейти к изучению ... в его произведении (часто тема отражается в ...

3. Выразительное чтение данного эпизода заранее подготовленными учениками.

4. Беседа по вопросам.

  • В чем особенность разбираемого эпизода? (И природа, и люди рисуются в нём через восприятие их Андреем Балканским).

  • Ребята, если бы вы были художником, и вам предстояло проиллюстрировать данный эпизод, что бы вы нарисовали? (Ответы учащихся)
  • Перед художником – иллюстратором стояла сложная задача: кого изображать? Если князя Андрея, не видны будут Наташа и Соня; если их, не виден будет князь Андрей.

Посмотрите, как решил эту задачу один из лучших иллюстраторов «Войны и мира» Дементий Алексеевич Шмаринов. Он изобразил Наташу, но такой, какой представлялась эта поэтическая девушка Болконскому.

5. Сообщение ученицы о художниках – иллюстраторах романа.

Л.Н. Толстому хотелось, чтобы роман «Война и мир» был иллюстрирован. По его просьбе и при его активном участии первым над иллюстрациями к роману работал художник Башилов, причем работа шла параллельно: Толстой писал текст романа, а Башилов сразу же иллюстрировал его. В личных беседах и, что особенно важно, в письмах к художнику Лев Николаевич давал очень ценные, подробные советы, рассказывал о прототипах героев романа, комментировал фотографии их. Башилов выполнил иллюстрации только к двум первым томам «Войны и мира», но издание романа с этими иллюстрациями не состоялось. Переписка же Толстого с художником сохранилась и хорошо помогла художнику Дементию Алексеевичу в его работе над иллюстрациями к роману. Первый раз Дементий Алексеевич прочел «Войну и мир» зимой 1917 – 1918 года (в это время ему было всего 10 лет).

И в течение ряда лет пытался сделать иллюстрации к роману. Эти детские рисунки цветными карандашами хранятся до сих пор.

Мечта об иллюстрировании «Войны и мира» художник никогда не покидала. Но отсутствие уверенности в своих профессиональных возможностях, отсутствие достаточного жизненного опыта заставляло Дементия Алексеевича откладывать свой замысел.

В годы Великой Отечественной войны любимая книга была перечитана и перечувствована заново. По окончании войны Дементий Алексеевич счел себя вправе взяться за эту работу. И с 1953 – 1955 год художник работает над иллюстрациями к роману «Война и мир», за которые был награжден Ленинской премией.

Учитель: Иллюстрация Шмаринова «Наташа в Отрадном» дополняет эпизод «Ночь в Отрадном». Будет хорошо, если вы об этом скажете в сочинении.

6. Анализ эпизода.

  • У каждого из вас есть примерный план анализа эпизода. Именно он и будет положен в основу нашего сочинения. Не забывайте делать пометки, к концу урока у вас должен быть черновик данного сочинения.

— Какое место занимает эпизод в развитии сюжета и композиции? Как он связан с предшествующим и последующим содержанием романа? (Это один из главных эпизодов в романе. Если бы не было этого эпизода, не было первого бала Наташи Ростовой, её любви к Андрею Болконскому, её встречи с тяжело раненным, обречённым на смерть и всегда любимым человеком. Не было бы многих сцен, без которых гениальная эпопея Л.Н. Толстого просто немыслима).

1 стр., 446 слов

Образ Андрея Болконского (Война и мир)

... разочаровывает масштабно-мыслящего князя. К тому же мирная утопия Андрея Болконского разрушается невинной Наташей Ростовой. Это предательство больно ранило благородного князя. Последние душевное равновесие далось князю Андрею самой высокой ... мире черно-белого мышления. Потомучто жизнь находится именно в отрезках между войной и миром, где нужно уметь прощать, находить компромиссы или отвечать за ...

  • Какие события в жизни князя Андрея предшествовали этому эпизоду?

1. Разочарование князя Андрея в мечтах о славе (том 1, часть 3, глава 19).

2. Смерть жены (том 2,часть 1, глава 9).

3. Жизнь князя Андрея в деревне, его занятия (том 2, часть 3, глава 1).

(Последние два года князь Андрей находился безвыездно в деревне. Провел преобразования в деревне, читал много самых разнообразных книг, «следил за внешними событиями мира», занимался разбором неудачных для русской армии кампаний, составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений, уделял время сыну).

  • Но при всей этой занятости делами князю Андрею казалось, что жизнь его какая-то неполная, односторонняя, скучная и надежд на изменения к лучшему нет.
  • Вспомните поездку князя Андрея по имениям, его первую встречу с дубом. Зачитайте самые важные слова из этого эпизода.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- подумал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем,- наша жизнь кончена!»

– Да, Болконский «как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему выводу»: ничего не начинать, а доживать свое время, «не делая зла, не тревожась и ничего не желая». С такими мрачными мыслями, в подавленном настроении приезжает Андрей Болконский в Отрадное.

– Расскажите о встрече князя Андрея с толпою девушек. Зачитайте портрет Наташи. (Встретив в толпе девушек Наташу (радостную, веселую, счастливую), князь Андрей думает: «Чему она радуется?» И ему даже больно и обидно, что она, верно, не знала и не хотела знать о его существовании).

– Перечислите события, которые произошли в данном эпизоде? Кто участвует в нем и как раскрываются характеры героев? (Гостеприимный граф Ростов уговорил князя Андрея переночевать в Отрадном. Болконскому не спалось, он отворил окно и увидел почти беззвездное небо. Болконский невольно «подслушал» разговор Наташи и Сони. Взволнованность Наташи красотой лунной ночи перевернула душу Болконского. На другой день, простившись только с графом, князь Андрей уехал).

  • Проанализируем данный эпизод подробнее. Какие изобразительно-выразительные средства, с какой целью использованы в данном эпизоде? (В описании лунной ночи много эпитетов: луна почти полная, небо светлое, почти беззвездное;
  • олицетворений: лунный свет ворвался в комнату. Все это подчеркивает красоту лунной ночи. В данном эпизоде употреблены неопределенные местоимения: какая-растительность, какая-крыша. Это подчеркивает, что князь Андрей все видит впервые. С этой же целью употреблены существительные, обозначающие род растений, а не вид: ряд деревьев, а не кленов или берез, растительность, а не трава или цветы).

– Каков эмоциональный пафос эпизода? (А.Болконский ехал в Отрадное с тяжелыми, мрачными мыслями. И вдруг он увидел, почувствовал и позавидовал бурлящей жизни в Отрадном. Девушки и Наташа бегут, смеются, они счастливы. Наташа восторгается лунной ночью. Таким образом, радость, восторг, счастье – это и есть эмоциональный пафос эпизода).

2 стр., 723 слов

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем (анализ ...

... Толстого рассказывает не только о войне и мире, но и о любви. Причем чувства героев, таких как, например, Пьер, влюбляющийся в Элен Курагину, Наташа, испытывающая что-то сначала к князю Андрею, ... и князем Андреем в двадцать третьей главе третьей части второго тома романа. Здесь мы встречаем князя Андрея, ... чувства». Читая этот эпизод, невольно поражаешься тому факту, что Л. Н. Толстой , мужчина, ...

  • А как тема и проблема произведения получили здесь свое развитие? (Данный эпизод – это переломный момент в жизни князя Андрея. Благодаря ночи, проведенной в Отрадном, он понял: «Нет, жизнь не кончена в 31 год»)
  • В чем же причина такой перемены в настроении князя Андрея? (Эти перемены объясняются любовью к Наташе, хотя Князь Андрей, может быть, и не понимает этого).

  • Какие события в жизни князя Андрея последовали за эпизодом «Ночь в Отрадном»?

(Вторая встреча князя Андрея с дубом (том 2, часть 3, глава 3).

Первый бал Наташи Ростовой (том 2, часть 3, глава 23).

Помолвка князя Андрея и Наташи (том 2, часть 3, глава 23).

Учитель. Эпизод «Ночь в Отрадном» интересен разнообразными приемами создания художественных образов. Созвучие в настроении природы и человека, портретная зарисовка, восприятие человеком красоты природы, внутренний монолог, авторское отношение к героям, которое «спрятано» в подтексте, но легко угадывается читателем в каждом слове, — всё это и есть приёмы создания художественных образов.

А вот как проиллюстрировал данный эпизод художник А. Николаев.

А сейчас мы посмотрим фрагмент фильма С. Бондарчука по роману Толстого «Война и мир». Обратите внимание на то, какое интересное решение дал этому эпизоду режиссёр. (Просмотр видеофрагмента) Чем отличается фрагмент фильма от иллюстраций данного эпизода художниками?

6. Итог урока.

Ваши записи на уроке – это черновик сочинения. Кто выберет для сочинения другой эпизод, используйте план анализа эпизода.

15