Анализ эпизода «Охота в Отрадном» в романе Толстого «Война и мир»

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – эпическое произведение, охватывающее многие стороны человеческой жизни. Человек – дитя природы, он не может существовать без нее, все природные явления не только отражаются на физическом состоянии человека, но и влияют на его эмоциональное и душевное равновесие. Описания природы в романе «Война и мир» Толстого – это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение. Природа словно участвует в событиях, происходящих в романе, становясь декорацией, на фоне которой разворачивается действие. Небо, облака, деревья, туман, комета – все это дополняет и усиливает впечатление от событий, о которых пишет автор.

Например, в начале описания Аустерлицкого сражения Толстой рисует перед читателем картину: русские войска уходят в густой туман. Этот туман застилает все окрестности так, что ничего не видно и не понятно, что происходит, куда идут солдаты, где враг, а где свои: «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места — обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем».

Перед сражением под Аустерлицем состоялся военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер долго и нудно объяснял свой план атаки. И туман, осевший утром на землю, словно олицетворяет неясность и непродуманность плана Вейротера. Отправляя войска в атаку на французов, генерал не дал себе труда ознакомиться с мнением Кутузова, мало того, Вейротер убедил государя Александра в том, что именно в этот момент нужно атаковать Наполеона. И поэтому солдаты уходят в густой туман, не зная, где противник и когда его ожидать. «Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали».

Напротив, в описании того, как видит эту же картину Наполеон, Толстой словно подчеркивает, что как раз таки Бонапарт четко понимает, что происходит на самом деле и правильно оценивает ситуацию, сложившуюся между армиями. «Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана».

2 стр., 779 слов

Сочинение по тексту грина туман еще не рассеялся

... переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)Туман ещё не рассеялся; в н ... голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в ...

Так, включая контрастные описания природных явлений, происходящих на одной и той же местности, Толстой словно подчеркивает, насколько туманна и расплывчата позиция австрийско-российской армии, и насколько четко и ясно продумана и выстроена стратегия Наполеона.

Характеристика героев

Семья Ростовых в романе заслуживает особого внимания. Любовь — основа построения отношений в их семейном кругу. Автор считает их идеальным образцом для подражания.

Семейный состав

Дом Ростовых — особый мир чистоты, простоты, естественности, наполненный любовью и заботой. Все в нем уместно: светские разговоры, радушие, гостеприимство, правила высшего общества и беготня ребятишек с веселыми криками в гостиной. Описание дома строится не на его внешних характеристиках, а на основе проявления семейных черт и традиций.

В этой семье преобладает сердце над разумом, это выражается в чуткости и внимании, их близости. Воспитание в семье основано на чувствах любви, всепрощения, взаимопомощи. А также уважении к окружающим, сопереживании. Дети переняли от родителей только лучшие качества. В них воспитывается патриотизм, чувство долга, достоинства и чести. В семье царит забота, взаимопонимание и поддержка.

Семья Ростовых состоит из следующих людей:

  • глава семейства;
  • его супруга Наталья:
  • дети — Вера, Наташа, Николай и Петр;
  • племянница Соня.

Родители семейства

Отец семейства — вельможа, добрый и непрактичный человек, которого звать Илья Андреевич. Автор изобразил его, как добродушного и веселого. Все дети уважают отца, он восторженно о них заботится, иногда балуя, особенно младшую дочь.

Его голубые глаза сияли естественной добротой, а улыбка выдавала прекрасное расположение духа, даже когда нужно было выглядеть сердитым и суровым в целях воспитания. Седеющие редкие волосы едва прикрывали лысину. В кругу семьи отец — уверенный в себе человек. Светскому обществу чужды семейные ценности, поэтому оно осуждает героя за прямодушие и простоту поведения.

Граф привык жить на широкую ногу, но при этом плохо разбирался в делах. Пир в доме Ростовых всегда отличался щедростью, столы ломились от количества угощений и напитков. Илья Андреевич на досуге посещает престижный клуб аристократов, где играет в карты. Там он проигрывается, хотя и является старшиной клуба. Зачастую он тратит часть средств на свои прихоти и капризы, но понимает, что неправильно распорядился богатым приданым супруги.

Долги копились, а момент разорения близился. Граф не в силах был что-то предпринять. Во время войны произошло много неприятных событий. Он не смог оправиться от последствий, заболел, а потом умер, оставив после себя долгов больше, чем накоплений. В последние часы жизни Илья Андреевич просил у своих близких прощение за разорение.

16 стр., 7675 слов

Жизнгенный и творческий путь Николая Андреевича Римского-Корсакова

... лет после возвращения из плавания Николай Андреевич остаётся на службе. Но подлинная жизнь композитора проходила не там. Уже в ... закрепившая услышанные в детстве напевы и звуки. Но позже Римский-Корсаков вспоминал: “Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, и меня ... в семью Римских-Корсаковых новые глубокие перемены. Умер отец. Мать и дядя перебрались на житьё в Петербург, к Воину Андреевичу. Вместе ...

Графине Ростовой в самом начале произведения было 45 лет. Она обладала восточными заостренными чертами лица, медленно и плавно двигалась, была уважаема в обществе. Приемная дочь Соня звала ее маменькой.

Графиня никогда не вникала в дела мужа, не знала отказа ни в чем от него. Она выросла в богатстве, поэтому не умела экономить, да и не видела в этом потребности. Но столкнувшись на старости лет с разорением, полагалась на своего взрослого сына Николая и осталась с ним жить.

Эта женщина была набожна

Черты детей

Вера — старшая дочь в семье. Автор не один раз говорил о том, что мать не любила ее. Она была красива, имела приятный голос, была воспитана и образована. У Веры были все шансы удачно выйти замуж. Наташа осуждала ее за расчетливость и называла злой.

Вера — единственный ребенок, которого решили воспитывать по существующим в то время канонам, то есть у французских учителей. Но в итоге девушка выросла и стала совершенно выпадающей из дружной и теплой семьи Ростовых, где главной чертой была любовь. От ее появления в комнате всем становилось неловко, не говоря уже про разговоры с ней. Первое предложение замужества ей сделал Берг, когда девушке было уже 24 года. Родители смутились, так как жених не имел знатного происхождения, но побоялись, что других предложений не поступит, поэтому согласились.

Между Верой и ее супругом царило взаимопонимание. Герои не торопились заводить детей, считая, что так послужат обществу.

Также в семье Ростовых был сын Николай, который был одним из лучших женихов России. У юноши было патриотическое воспитание. Он окончил университетское образование, должен был стать чиновником. Парень восторгался историческими полководцами, офицерами и своими друзьями. Николай мечтал защищать Отчизну. Лучистые глаза, добрая и детская улыбка молодого графа говорят читателю о добродетели этого персонажа, чистоте и открытости его души, которая была полна поэзии.

В письмах матери он восторгается Денисовым, не рассказывает о своих страданиях на фронте. Первой его любовью была троюродная сестра Соня, на которой он хотел жениться, но не пошел против воли матери. Графиня желала своему сыну более выгодную пару.

Во время военных действий Николай спас княжну Марию Болконскую. Между ними возникли чувства, хотя и оба пытались отвергать их. Марья не хотела принимать тот факт, что старше своего возлюбленного. А Николаю было неловко из-за того, что княжна была наследницей огромного состояния. Несмотря на это, их тянуло друг к другу, и пара поженилась.

Младшеньким ребенком в семействе был Петр. Его воспитали патриотом. Мальчик был умный, щедрый и открытый, знал французский язык и был решительным. Он хотел выглядеть мужественным.

Петя отправился на войну, несмотря на родительские уговоры не делать этого, где проявил гуманизм. Он служил в полку казаков, где опеку над ним взял генерал. Отправившись вместе с Денисовым в бой, мальчик получил смертельную рану.

Человек и природа в «Войне и мире»

Толстой вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Природа словно сочувствует героям романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий.

3 стр., 1075 слов

Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова

... -то очень личное и важное. Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова Произведено было написано в 1839 году и считается одним из лучших примеров романтических поэм в России. Здесь входят все важные ... время все восстанавливается и у него зарождается вера оказаться в родном краю. Сочинение Описание природы в поэме Мцыри В этой поэме природа занимает важнейшее место, так как главный герой всегда стремился ...

Человек и природа в «Войне и мире» Толстого – это одно целое. Если персонаж грустит или недоволен жизнью, как например, князь Болконский, когда едет мимо старого дуба, погруженный в печальные мысли, то природа словно поддакивает ему. Князь Андрей видит подтверждение своему душевному состоянию в старом дубе, не желающем распускать листья, в отличие от других деревьев.

«Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков; как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»

А когда Болконский растревоженный ночным разговором Наташи, ее прелестной юностью, возвращается обратно, вид того же самого дуба наводит князя Андрея совсем на другие мысли. Он едет домой, наслаждаясь и радуясь наступившему лету, с удивлением замечая красоту природы, слушая пение соловьев и увидев распустившееся дерево, вдруг понимает, что «… жизнь не кончена в 31 год».

Он переживает все свои лучшие моменты, вспоминает небо, перевернувшее его душу, когда он лежал раненный на поле боя под Аустерлицем. Наташу, любующуюся прелестью ночи, и лунный свет, ворвавшийся в его окно. Все это вызывает волнение и радостное ожидание чего-то хорошего. И старый дуб, изменившийся до неузнаваемости, опять подтверждает размышления князя Андрея о жизни: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их».

В зависимости от обстоятельств, природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции. Например, для всех комета 1812 года предвещала «всякие ужасы и конец света». Для Пьера же, вдруг осознавшего и почти признавшегося в любви к Наташе Ростовой, та же самая комета была «светлой звездой … с длинным лучистым хвостом», которая «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

С помощью описания природы Толстой подчеркивает, какую беду для всех несет в себе война. Заброшенные пересохшие поля с исхудавшим скотом, которому нечего есть на этих полях. Солдаты, купающиеся в грязном пруду, заброшенный сад в родовом имении Болконских – все это гораздо ярче передает тяжесть, которая легла на плечи русского народа во время войны.

В то же время, когда автор хочет рассказать о чем-то светлом и романтическом, описание природы словно рисует в воображении читателя те чувства, которые испытывают герои в такие моменты. Например, та самая ночь, когда Наташа мечтала улететь в звездное небо, а князь Андрей, случайно подслушавший ее разговор, словно очнулся от тяжкого сна безысходности.

2 стр., 515 слов

Сопоставление внутренних монологов Пьера Безухова на станции ...

... с масоном, который даст ответы на многие вопросы героя. В отличие от Пьера Безухова князь Андрей Болконский думает, что точно знает, чего хочет от жизни. Он убежден, что ... какие-то мгновения после побед он будет чувствовать любовь тысяч незнакомых ему людей. Князь Андрей приходит к выводу, что в этом смысл его жизни: «…хочу славы, хочу быть ...

Кастинг

На роль Андрея Болконского пробовались лучшие актеры того времени — Олег Стриженов, Кирилл Лавров, Юрий Соломин, Эдуард Марцевич. Стриженов, уже утвержденный на роль, передумал — его приняли в МХАТ.

Пьера Безухова мог сыграть Андрей Кончаловский, Иннокентий Смоктуновский, а также тяжелоатлет Юрий Власов. Претендентки на роль Наташи Ростовой были все как на подбор красавицы — Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Валентина Малявина. Но главой героиней стала 19-летняя балерина Ленинградского театра оперы и балета Людмила Савельева, для которой это была первая большая роль и сразу же — мировая слава. Людмила, кстати, напоминала Одри Хепберн — такая же хрупкая, «летящая», вдохновленная. И абсолютно «незвездная».

В итоге Болконского, как известно, сыграл главный лирический герой того времени Вячеслав Тихонов, на котором настояла министр культуры Екатерина Фурцева. А Безухова — сам Бондарчук, причем, ему тогда было уже за 40. Для роли ему пришлось поправиться на 10 килограммов — чтобы соответствовать книжному герою.

Съемки

К экранизации романа съемочная группа подготовилась основательно. Полсотни музеев страны предоставили для фильма свои коллекции — чтобы герои и обстановка максимально соответствовали эпохе. Более четырех десятков предприятий изготовили костюмы (их было девять тысяч), точные копии наград, табакерки, телеги, вооружение и даже 200 тысяч пуговиц. Ломоносовский фарфоровый завод воссоздал для фильма по рисункам XVIII века большой обеденный сервиз.

Для съемок сцены русской охоты подобрали редких по тем временам борзых из питомника. Рассказывают, что собаки, не приученные к выслеживанию зверя, не хотели бежать в нужном направлении, поэтому съемочной группе пришлось использовать для их привлечения кошек.

В Закарпатье, где снимались Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, доставили 150 вагонов с оборудованием. К съемкам привлекли три тысячи солдат Прикарпатского военного округа Советской Армии.

Некоторые сцены Бондарчук решил снимать с вертолета, также панораму поля боя запечатлела камера, прикрепленная на высоте в 300 метров на канатную дорогу. Необычным образом оператор работал и в сцене первого бала — ассистенты возили его между вальсирующими актерами на роликовых коньках.

Работа над фильмом велась около семи лет (из них три года было отдано на съемку серии «1812 год»).

Картина считается одной из наиболее дорогостоящих в истории кинематографа. Бюджет экранизации оценили в 100 миллионов долларов по ценам 1967 года (или 560 миллионов в 2007 году).

Во время съемок у Бондарчука были серьезные проблемы со здоровьем: летом 1964 года он перенес тяжелый сердечный приступ, из-за чего съемки приостановили на полтора месяца. Второй приступ режиссер перенес уже после премьеры, когда фильм взял первый приз на Московском международном кинофестивале.

Бородинское сражение

Главную батальную сцену снимали в долине Днепра, под Дорогобужем — это место очень похоже по рельефу на Бородино. В массовке задействовали огромное количество людей: две армии, русскую и французскую, изображали 15 тысяч пехотинцев, 950 кавалеристов. В «бою» были израсходованы 40 тысяч литров керосина, 23 тонны взрывчатки, 15 тысяч ручных дымовых гранат, две тысячи шашек и полторы тысячи снарядов. Статисты каждый день вживались в образ: строились, шли в атаку, отрабатывали приемы ведения боя.

18 стр., 8908 слов

Первая мировая война 1914-1918 годов

... и по масштабам. По своему характеру война 1914-1918 гг. была империалистической, захватнической, несправедливой с обеих ... ввело всеобщую повинность. Основным родом войск в армиях всех государств была пехота. В сухопутные ... Пехотная дивизия имела от 16 до 21 тыс. человек, 36-48 орудий и около ... основных участников войны недостаточно учитывали возросшую роль экономического и морального факторов и были ...

Съемочной группе удалось без спецэффектов создать на экране ощущение, что в сражении принимали участие не 15, а 120 тысяч человек.

К съемке центральной панорамы главного сражения приступили 25 августа 1963 года, в 151-ю годовщину.