Социальная направленность, реализм и народность песен И.П. Котляревского в пьесе «Наталка Полтавка»
Всемирно известный русский композитор П. Чайковский отмечал: «Бывают счастливо одаренные натуры и так же бывают одаренные народы. Такой народ-музыкант — это украинский ».
Листая страницы истории, видим, что именно в поэтических строках песен украинский народ сохранился как нация с законченной культурой, благозвучным языке, богатыми традициями и обычаями. А собрать воедино, осветить богатство души народной, заклеймить постыдное, что есть в обществе, призваны были «одаренные натуры», мастера пера. Именно таким человеком, который пытался раскрыть своеобразие, напевность народа и был выдающийся украинский писатель, автор знаменитой «оперы малороссийской» «Наталка Полтавка» Иван Петрович Котляревский, гений которого вырос на глубоком знании народных традиций.
В сюжетную ткань пьесы автор ввел двадцать две песенные номера — преимущественно арии, несколько дуэтов, трио, финальный хор — и сделал это так искусно, что песни стали не только наружной отделкой, но и сделали произведение высокохудожественным, национально самобытным, народным, реалистичным .
Создавая пьесу, писатель использовал сюжеты лучших образцов народного творчества, так правдиво и ярко передавала трагедию несчастной девушке, которую заставляли обстоятельства выйти замуж за нелюбимого.
Наталья исполняет песни «Віють ветры, веют буйные», «Видно пути полтавськп», «Ой мама, мама! Сердце не считает », выливая печаль и тоску, что окутывают любящее сердце.
А может понять чувства простой крестьянской девушки богатый возный Тетерваковский, принципы которого в словах:
Всякий, кто выше, тот низшего гнет, —
Сильный безсильного давит и жмет,
Бедный богатого определенный слуга,
Повинуется, гнется пред ним, как дуга!
Наверное нет, потому что не способен он постичь глубину души дев чины. Этот персонаж исповедует свою «философию», оправдывая социальное неравенство, несправедливость, ложь и хищничество в переработанном стихи Г.С. Сковороды «Всякому городу нрав и права».
Наталья вынуждена была подать полотенца нелюбимому ради спокойствия матери, которая болела за судьбу дочери, желала счастливой обеспеченной жизни. С глубоким взволнованным чувством Терпилиха исполняет песню «Разве я тебе, дочка, не добра желаю».
Образы крестьян в мертвых душах. Образы крестьян в “Мертвых душах”. ...
... содержащему такую массу лентяев. Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души XIX в. — поистине век ... одаренные люди. Все это разительно отличается от остального повествования Гоголя – так широко, с такой волей к обобщению выражается сочувствие и любовь автора к простому народу. Впервые в поэме ... остановимся на имени великого русского писателя — Николая Васильевича Гоголя, писателя, по словам В. ...
И.П. Котляревский с особой симпатией нарисовал образы бурлаков-батраков Петра и Николая. Оба они были сиротами, но не подчинялись лихой судьбы, сохранили жизнерадостность. Именно эти герои произведения исполняют песни патриотического звучания: «Шум, гул, шум по дубраве», «Ворсклу, река небольшая», «Да шел казак с Дона домой», подчеркивающие их любовь к родному краю.
Итак, народность произведения заключается прежде всего в показе авторомпесен в пьесе И.П. Котляревского «Наталка Полтавка» неоценима, поскольку они передают чувства и настроения, жизненные позиции их исполнителей, раскрывают истинную, свободолюбивую душу украинского. их красота и мелодичность очаровывают читателей пьесы, еще раз доказывая известную истину, что песня народа — это его душа, а душа является вечной.
Песенный вернисаж пьесы И. Котляревского «Наталка Полтавка»
Котляревский … Наша красота, наша гордость! Он «открыватель Украины, то есть ее духовных богатств — слова, песни, национального духа» — так выразился писатель Григор Тютюник. Думается, что тот, кто прикоснулся к источнику поэтического творчества Котляревского, обогатится духовно на всю жизнь! Иван Котляревский не архаическим поэт, не просто почетный классик, а «важнейшее литературное принадлежности», потому что его творчество не утратила художественной свежести и привлекательности и сегодня, она имеет эстетическую ценность, несет в себе идеи гуманизма, справедливости.
Бессмертная, вечно юная песня Наталки! Вышла ты с земной, белостенный Полтавы более века назад, но до сих пор ходишь от дома к дому. Тебе всегда открыта дверь. Везде тебя встречают то ласковым улыбкой, то влюбленным взглядом, то чистыми слезами. Давние, но вечно молодые песни знают в Украине.
Пьеса Ивана Котляревского «Наталка Полтавка» возникла в эпоху, когда на территории нашей истории решалась судьба украинской культуры, ее появление было тем мощным весенним громом, что пробудил самосознание нашего народа.
Известно, что национальный характер является составляющей естественного развития человека и общества, не мыслится без диалектических связей с самыми разными сферами народного бытия. Генотип украинского сформирован на народной основе, он выражает его внутреннее содержание, духовный и интеллектуальный потенциал.
Народнопесенные мировосприятия является проявлением талантливости нашего народа, своеобразия характера украинского человека, наделенного большой духовной красотой и силой слова.
Если проследим функционирования песен в пьесе «Наталка Полтавка», то придем к выводу, что в них раскрывается национальный характер персонажей. Так, главная героиня пьесы Наталья не только словами, но и песнями раскрывает свой характер, красоту, судьбу. Песня «Ой я девушка Полтавка» — это лирический автопортрет героини. Дополняет портрет песня «Видно пути полтавськп и славную Полтаву», из которой мы узнаем, что Наталья «небогата, простой», но честного рода, не стесняется «прясть, шить и носить воду».
Сердце девушки наполнено грустью и тревогой за любимого. Именно это состояние души героини ярко передает песня «Віють ветры, веют буйные». У героини «болит сердце, а слезы не льются», поскольку «кто счастлив был часочок, по смерти не забудет». Решительность девушки в борьбе за счастье звучит в песне «Ой, мать, мать! Сердце не считает ». Ею она обращается к матери, что «лучше умереть, как с немилым жить, сохнуть от печали, каждый день слезы лить».
«Когда мы были на войне…» и статьи о стихах, песнях, прозе и ...
... и иные военные стихи Исаковского, ставшие песнями: «До свиданья, города и хаты…», «Ой, туманы мои, растуманы…». Можно воскликнуть: да кто ж не знает всех этих сочинений! Сегодняшний ответ: ... Суркова, «Эх, дороги…» Льва Ошанина, «Случайный вальс» («Ночь коротка, спят облака…») и «Песня о Днепре» Евгения Долматовского, «Тёмная ночь» Владимира Агатова (Петрова), «Священная война» ...
С начала XIX в. долетают до нас Наташины песни, буйные и нежные, согревают трогательной верностью наши сердца.
Каким же предстает перед нами песенный портрет Петра? Сирота без роду, Петр грустит, что нет у него «нет домика, нет счастья, ни женщины». Бедный сирота богат душой — своей настойчивостью, добротой и верностью в любви к Наталье. Сетуя на свою несчастную судьбу, он словами песни «Да шел казак с Дона», говорит: «Не спасибо судьбы, когда казак в поле, ибо если он в поле, тогда он на свободе». Широко, широко выливается в песне свободолюбивая душа героя, его казацкая нрав.
Образ Петра окутан минорной гаммой чувство любви в его самых разнообразных проявлениях — верности, страдании и самопожертвовании. В песне «Солнце низенько» парень всему миру признается в своем искреннем и верной любви. Песня передает не только настроение Петра, но и его стремление поскорее увидеться с Наташей.
Слова песни «Шум, гомон по дубраве», которую исполняет побратим Петра, Николай, тоже «без роду, без племени», свидетельствуют о странствующий, независимый и бескорыстный характер героя. Песни, исполненные чувства национальной гордости за славных прадедов великих, импонируют настроениям и чувством бурлаки Николая. Он собирается вместе с казаками-черноморцами «тетерю есть, водку пить, трубку курить и черкес бить».
Зеркалом души возного является сатирическая песня «Всякому городу нрав и права», в которой обнаружена «философия» возного — мошенника и взяточника, «философия», что оправдывает социальное неравенство ( «всякий, кто выше, тот низшего гнет»), подчиненность бедного богатому ( «бедный богатого определенный слуга»), взяточничество ( «всякий, кто не может, то очень скрипит») и т.д.
Феноменальный песенный вернисаж пьесы «Наталка Полтавка». В ней — 22 песни! Песни, которыми насыщена пьеса, раскрывающие духовную сокровищницу народа.
Бессмертная «Наталка Полтавка» и поныне, не забыт и ее автор, потому проявив глубокое знание жизни народа, сохранил к нему искреннюю любовь.
«Ой, мать, мать! Сердце не считает ». Ею она обращается к матери, что «лучше умереть, как с немилым жить, сохнуть от печали, каждый день слезы лить».
С начала XIX в. долетают до нас Наташины песни, буйные и нежные, согревают трогательной верностью наши сердца.
Каким же предстает перед нами песенный портрет Петра? Сирота без роду, Петр грустит, что нет у него «нет домика, нет счастья, ни женщины». Бедный сирота богат душой — своей настойчивостью, добротой и верностью в любви к Наталье. Сетуя на свою несчастную судьбу, он словами песни «Да шел казак с Дона», говорит: «Не спасибо судьбы, когда казак в поле, ибо если он в поле, тогда он на свободе». Широко, широко выливается в песне свободолюбивая душа героя, его казацкая нрав.
Образ Петра окутан минорной гаммой чувство любви в его самых разнообразных проявлениях — верности, страдании и самопожертвовании. В песне «Солнце низенько» парень всему миру признается в своем искреннем и верной любви. Песня передает не только настроение Петра, но и его стремление поскорее увидеться с Наташей.
Сказуемое и способы его выражения (на материале рассказа И.С. ...
С. Тургенева «Песнь торжествующей любви». В нашей работе использовались следующие методы исследования: ... курсовой работы могут быть использованы в школе на уроках русского языка при изучении темы «Сказуемое». Курсовая работа состоит из двух глав, ... подлежащего - первая послевоенная весна, состав сказуемого - была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В предложении Этот случай сильно ...
Слова песни «Шум, гомон по дубраве», которую исполняет побратим Петра, Николай, тоже «без роду, без племени», свидетельствуют о странствующий, независимый и бескорыстный характер героя. Песни, исполненные чувства национальной гордости за славных прадедов великих, импонируют настроениям и чувством бурлаки Николая. Он собирается вместе с казаками-черноморцами «тетерю есть, водку пить, трубку курить и черкес бить».
Зеркалом души возного является сатирическая песня «Всякому городу нрав и права», в которой обнаружена «философия» возного — мошенника и взяточника, «философия», что оправдывает социальное неравенство ( «всякий, кто выше, тот низшего гнет»), подчиненность бедного богатому ( «бедный богатого определенный слуга»), взяточничество ( «всякий, кто не может, то очень скрипит») и т.д.
Феноменальный песенный вернисаж пьесы «Наталка Полтавка». В ней — 22 песни! Песни, которыми насыщена пьеса, раскрывающие духовную сокровищницу народа.
Бессмертная «Наталка Полтавка» и поныне, не забыт и ее автор, потому проявив глубокое знание жизни народа, сохранил к нему искреннюю любовь.