Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на все чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. Для развития речи лучше использовать художественные картины (репродукции).
Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи. Сочинения по картине делятся на три вида:
- — сочинения по серии картин проводятся только на начальном этапе обучения;
- — сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик должен использовать свои знания, жизненный опыт, создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает действие до и после того момента, которой запечатлен на картине. При этом учащиеся должны контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности;
- — описание картины — самая трудная форма сочинения. Обычно проводятся в средних старших классах. (29, с.144)
Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Они достигают следующей цели: научить учащихся смотреть картину:
- — понимать содержание и видеть ее художественные достоинства;
- — переводить виденное на язык слова.
Письменные сочинения во 2 классе проводятся по сюжетным картинкам составлены по произведениям, прочитанным учащимися раннее, или вовсе неизвестными.
Работу над сочинениям следует проводить по такому плану:
- 1. Постановка цели работы.
- 2. Рассматривание картинок.
- 3. Анализ содержания каждой картинки.
- 4. Составление плана сочинения.
- 5. Устные рассказы. В ходе устных рассказов проводится словарная работа: учащиеся усваивают новые для них слова, уточняют значения известных слов, учатся пользоваться синонимами, работают над построением предложения и целого текста. (12, с.17)
Ответы на каждый пункт плана составляют в расчете на запись, поэтому они должны быть лаконичными и тщательно отредактированными. Необходима работа по предупреждению орфографических ошибок, поскольку коллективная работа уступает индивидуальной.
6. Запись сочинения с последующей проверкой написанного.
Особенности сочинений по картине
... Ответы на вопросы. 2. Сочинения по опорным словам – это сочинения на определенную тему, в которое были бы включены слова на какое-либо правило. а) сочинения, которые проводятся с целью обогащения словаря учащихся и ...
Например, подготовка к сочинению по серии картинок «Три друга». Цель работы — научиться писать сочинения по сюжетным картинкам. Учитель дает учащимся первую картинку, предлагает рассмотреть ее, дать имя мальчику и рассказать, что на ней нарисовано. При затруднении можно поставить вопросы: «Кого подобрал Сережа на улице? Каким был щенок? Почему щенок стал для Сережи другом?»
Затем даются 2 или 3 картинки. Их содержание разбирается по вопросам: «Кого однажды друзья увидели в поле? Как они спасли зайчонка?» Так разбирают все картинки. План такого сочинения можно дать готовым в виде вопросов.
Примерный план
- 1. Кого подобрал мальчик на улице?
- 2. Как они стали друзьями?
- 3. Как у них появился новый друг?
- 4. Как живут заяц и щенок?
- 5. Что делают друзья каждое утро?
Сама формулировка вопросов требует точных и кратких ответов. Вспомогательные слова учитель записывает на доске рядом с вопросами, и учащиеся используют их в ответах. Затем учащимся предлагается написать рассказ, пользуясь планом и словами, записанными на доске. Учитель руководит работой.
Учащиеся продолжают писать сочинения по сюжетным картинкам. Но работа эта предполагает более высокий уровень трудности по сравнению со 2 классом. Главное — научить в сюжете видеть главное и логично писать о нем в рассказе. Это довольно трудная задача. Чтобы учащиеся справились с ней, их необходимо учить передавать в сочинении не все, что дал писатель в своем произведении, а лишь моменты, изображенные на картинках, но передавать их сюжетно. В сочинении, если позволяет содержание, следует включать элемент рассуждения.
Сочинения в 4 четверти учащиеся пишут совершенно самостоятельно. Они самостоятельно составляют план сочинения, применяя известный им прием озаглавливания сюжетных картинок, самостоятельно отбирают материал, Самостоятельно оформляют сочинения. Помощь учителя требуется при выяснении содержания картинок и в работе над словарем сочинения. При подготовке таких сочинений главным моментом в работе будет беседа по содержанию картинок. В ходе этой беседы выясняется главная мысль рассказа, запечатленного в картинках, детали сюжета, слова, трудные для учащихся. Эта часть работы над сочинением будет обучающей.
Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или при передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности(по плану).
Тематически сочинения по картине разнообразны — почти все виды сочинений различаемых по жанру могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связанно обучение учащихся сочинениям самых разных видов — описание по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям и т.д.
А. Ф. Попова в своей статье предложила типовой план урока сочинения по картине в начальной школе:
- 1. Словарная, терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства по теме картины. Непосредственное наблюдение над окружающем миром.
- 2. Рассказ о художнике и истории создания картины.
- 3. Беседа по картине.
- 4. Словарно-стилистическая работа по теме урока.
- 5. Составление плана сочинения.
- 6. Составление устного высказывания по картине.
- 7. Написание первого варианта сочинения (редактирование).
14 стр., 6946 слов
По музыкальному произведению пример готового сочинения и советы учащимся
... котором, как писал М.В. Сочинение по музыкальному произведению: пример готового сочинения и советы учащимся Большинство современных родителей, дети которых учатся в школе, задаются вопросом: зачем на уроке музыки писать сочинения? Пусть ... мелодии, которую я могу создавать самостоятельно. Это вдохновляет и обогащает меня духовно. Я понимаю, что музыка меняет мою жизнь . Музыка нужна всем Думаю, со ...
- 8. Написание окончательного варианта сочинения.
- 9. Анализ творческих работ школьников.(81, с.50)
Умение рассмотреть картину — это целая наука, которая раскрывается постепенно и тесно связана с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Дети плохо воспринимают трехмерное пространство, глубину картинного изображения, теплые и холодные тона, оттенки, световые пятна, а вот уловить и понять настроение картины, чувства, которые хотел передать художник — это им удается сразу.
Советы тем, кто испытывает затруднения в организации сочинения по картине:
- 1) Можно и нужно использовать лексику, связанную со спецификой живописи. Например, такие термины: натюрморт, пейзаж, портрет, теплые и холодные тона, репродукция картины. Картина должна быть произведением искусства, соответствовать возрастным особенностям учащихся и по содержанию быть доступной для восприятия.
- 2) Определить тему картины, выделить главное и второстепенное. Чтобы полнее раскрыть содержание произведение, надо знать жизнь и творчество художника, найти материал о созданной картине, яркий факт из биографии художника или его творческой деятельности.
- 3) Правильно постройте беседу по картине, направляя внимание учащихся на основное в картине, изучать и детали, имеющие также важное значение. Выяснить, как и какими средствами художник сумел воплотить свою идею, попытайтесь войти в эмоциональный мир картины (какие чувства эта картина вызывает у вас?)
- 4) В центре внимания на уроке должно быть поведение ребенка, которое заключается в следующем:
- — способность полноценно воспринимать произведение искусства, сопереживать эмоционально откликаться на увиденное;
- — способность обнаруживать авторское присутствие в картине и войти в диалог с ним;
- — способность воспринимать картину как часть реально существующего мира; предугадывание того, что происходит за пределами картины вправо или влево, дальнейшее поведение героев, логическое завершение события;
При этом учитель должен так построить беседу, что бы помочь детям обнаружить и обогатить их собственные версии; помочь им выразить словами свои впечатления, свое видение картины.
Картину можно вывесить заранее, за 5 -7 дней до работы над ней. Предложить учащимся список слов, выражений, которые могут быть использованы в сочинении. Чтобы избежать ненужных повторов, учить их пользоваться синонимами (художник, автор картины, живописец).
Можно при подготовке к такому сочинению организовать работу в группах, в которых дети будут собирать материал о картине, художнике, разрабатывать свои версии. Например, готовясь к сочинению по картине В. А. Серова «Девочка с персиками», ребята узнали, что картина написана в подмосковном имении Саввы Ивановича Мамонтова, промышленника и мецената. На ней изображена его дочь Вера. Дети выяснили, что первоначальное название картины «Портрет В. М.» было изменено под влиянием мнения другого русского художника — И. Э. Грабаля, который, увидев картину, воскликнул: «Девочка с персиками». Серов задумал не просто портрет девочки, а портрет-картину.
Сочинения в начальных классах
... учитель найдет советы о том, как проводить сочинения с элементами рассуждения, как подводип учащихся к самостоятельной работе над планом и над сочинением в целом. ПЕРВЫЙ КЛАСС МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ ... или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а юному считаются наиболее доступными для учащихся. Дли проведения сочинений в I классе не требуются специальные ...
Вопросы и задания по картине:
- 1. Почему второй вариант названия является более выразительным, точнее передающим авторский замысел.
- 2. Как художнику удалось передать обаяние девочки? Опишите ее лицо, позу, обратите внимание на освещение комнаты, девочки.
- 3. Напишите письмо другу или подруге, которые не видели этого портрета. Постарайтесь рассказать о нем так, чтобы можно было понять замысел художника.
Хорошие результаты дает описание картины, когда учащиеся выступают в роли экскурсоводов.
Пример детской работы.
Здравствуй, Аня! Недавно я увидела занимательную картину В. А. Серова, которая называется «Девочка с персиками». Об этой чудесной картине я хочу рассказать тебе.
Представь себе, Аня, большую светлую комнату с широкими окнами, из которых льются потоки солнечного света. Посреди комнаты за столом, покрытым белой скатертью, сидит хорошенькая девочка. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос, она выглядит настоящей барышней, хотя ей всего одиннадцать лет. На девочке розовая кофточка, украшенная большим черным бантом, а в руках она держит крупный персик. На столе лежат еще персики и осенние кленовые листики. Обаяние девочки передает и солнечный свет, который перемешивает все оттенки цветов на картине. Золотые блики и солнечные зайчики играют на всех предметах, оживляя всю картину, а особенно девочку, которая готова вскочить и убежать на улицу, где очень щедро дарит людям тепло и красоту.
Мне очень понравилась картина В. А. Серова «Девочка с персиками», потому что она вся пронизана радостным ожиданием чуда, которое должно обязательно произойти. Я долго буду помнить живые, красивые, добрые глаза девочки. Очень бы хотелось узнать, как сложилась ее взрослая жизнь. Я думаю, что она жила долго, счастливо и всегда была красивой и жизнерадостной. (54, с.96-98)
В 3 классе учащиеся пишут сочинения по демонстрационным картинам. Для этой цели рекомендуются пейзажные полотна русской реалистической живописи. Сочинение по пейзажной картине — работа новая для учащихся, поэтому, начиная ее, учитель должен продумать методику. Ему важно не только помочь учащимся составить и записать сочинение по картине, но и позаботиться об эмоциональном воздействии живописного полотна на учащихся, научить детей читать картину, осмысливать ее содержание. Чтобы решить эти задачи, учителю следует всю работу над сочинением по художественной картине проводить в таком порядке:
1. Подготовка учащихся к восприятию картины. Важнейшим условием для правильного и глубокого восприятия картины может быть организация личных наблюдений детей за природными явлениями, близкими и созвучными содержанию картины. С этой целью проводятся экскурсии или прогулки в парк или лес и наблюдения детей за изменениями в природе, характерными для того или иного времени года. Эти наблюдения обсуждаются и уточняются прежде, чем учитель перейдет к работе с картиной.
Какого цвета снег сочинение какого цвета снег
... части сочинения? (Необходимо сказать о том, какого цвета снег на картине и почему он именно такой.) Для того чтобы ответить на первый вопрос (какого цвета снег на картине) каким ... картины, обращал особое внимание лишь на одну деталь - цвет снега, и пытались разобраться, как цвет снега помогает нам понять замысел художника. Можно ли теперь писать сочинение? (Нет, необходимо составить план.) Учитель ...
Например, работа над сочинением по картине «Март» И. Левитана. Картиной «Март» И. Левитан воспел красоту пробуждения природы, радость первых весенний дней. Картина пронизана лиризмом, полна воздуха и весеннего солнца, мягких красок и неуловимого движения. Чтобы учащиеся почувствовали это, работу следует начинать с беседы о коллективной прогулки в парк или лес. Учитель спрашивает: «Какие изменения в природе дают почувствовать приближение весны? Каким стал снег? Везде ли он одинаков? Как тает снег? Каков цвет неба? Каков весенний воздух? Что можно сказать о солнце?» В ходе беседы наблюдения обсуждаются и уточняются.
- 2. Рассматривание картины. Учитель предлагает детям молча рассмотреть картину, полюбоваться ею, подумать над ее содержанием. Это очень важная часть урока. Именно в те минуты, когда дети внимательно всматриваются в картину, стараются понять ее, произведение живописи выполняет свою главную функцию: воздействует на чувства, дает толчок воображению, развивает вкус. Пройдет несколько минут глубокой тишины, и класс оживает. Картина волнует, хочется задать вопрос учителю, поделиться впечатлением, высказать свои суждения. Учитель дает возможность детям высказать свои суждения, а затем приступает к анализу картины.
- 3. Анализ картины. Основным методом анализа является беседа. Чтобы беседа достигала поставленных целей, необходимо, чтобы, вопросы были сформулированы четко и ясно. Вопросы должны направлять внимание учащихся, подводить к пониманию сюжета и идеи картины. Произведение искусства, прежде всего, воздействует на чувства человека, поэтому при анализе картины необходимо отталкиваться от эмоционального настроя, вызванного рассматриванием картины, первым впечатлением. Прежде чем спросить, что дети увидели на переднем плане картины, лучше поинтересоваться тем, какое впечатление произвела на них картина, какие чувства вызвала, чем понравилась.
Учитывая то, что с пейзажными картинами учащиеся еще только начинают работать, учитель может беседу заменить кратким эмоциональным рассказом по содержанию картины. Живое слово учителя, поддержанное зрительным впечатлением, увлекает, вызывает интерес. Важно, чтобы учитель своим рассказом не только помог детям разобраться в содержании картины, но и вызвал желание подражать его речи, говорить проникновенно, убежденно, образно, красиво.
Например, рассказ по содержанию картины И. Левитана.
- — На картине «Март» художник изобразил раннюю весну, время весеннего пробуждения природы. Всмотритесь в картину. Снег еще лежит везде: перед домом, в лесу, на крыше крыльца. И люди ездят еще на санях. Но по всему уже видно, что идет весна. Снег осел, стал плотным. На крыше крыльца он подтаял, и снежная глыба вот-вот скользнет вниз. И цвет снега уже не такой, как зимой. Он стал серым, а на дороге смешался с землей, почернел и пропитался водой. Дом освещен яркими лучами весеннего солнца, отчего стена его кажется оранжевой. Небо высокое, голубое, в воздухе много света. У дома несколько белоствольных берез. Каждой веткой они тянуться к солнцу и теплу. Вдали виднеются темно-красные ели. От них ложатся на снег синие тени. Картина полна воздуха, солнца, движения.
- 4. Составление план сочинения. Приведем пример коллективной работы над планом сочинения по той же картине «Март»: «О чем напишем в начале сочинения?» — спрашивает учитель. Учащиеся отвечают, что на картине изображена ранняя весна, природа в марте. В беседе формулируется первый пункт плана. Далее выясняется, какие признаки ранней весны можно увидеть на картине. Ученики, прежде всего, обращают внимание на передний план картины, на снег, и предлагает об этом записать в плане. Затем перечисляются другие приметы весны, и соответственно формулируется план. В результате вырисовывается такой план сочинения:
- 1. Первый месяц весны. 2. Снег в марте. 3. Небо, солнце, воздух. 4. Деревья. 5. Настроение, вызванное картиной.
- 5. Устное рассказывание по плану и словарная работа. В ходе устного рассказывания учащиеся подбирают слова, необходимые для точного описания картины. Учитель их записывает на доске рядом с планом. Например, снег — плотный, серый, грязный, потемневший, осел, подтаял. Небо — голубое, ясное, высокое. Воздух — теплый, прозрачный. Радостное чувство.
- 6. Сочинение и проверка написанной работы.
Примерное сочинение
По картине Ю. М. Ракши «Земляничная поляна»
... по картинам художников-анималистов готовят пятиклассников к сочинению по другим источникам (по наблюдению, на основе жизненного опыта, по воображению). Урок 13 Сочинение-описание по картине А. Н. Комарова ... работа по картине (сильном или слабом). Картины А. Комарова «Наводнение», «Медведь» выполнены в реалистичной манере, близки и понятны пятиклассникам. Работа по этим картинам поможет учителю ...
Март — первый месяц весны. Еще лежит снег. Еще не журчат ручьи. Но в природе многое изменилось.
Снег уже осел, стал серым. На дороге он смешался с землей и потемнел. На крыше крыльца подтаял.
Небо голубое и ясное. Воздух чист и прозрачен. Весеннее солнце светит ярко. В его лучах стена дома кажется оранжевой.
У дома растут березы. Каждой веткой они тянуться к теплу и свету. В его лучах стена дома кажется оранжевой.
У дома растут березы. Каждой веткой они тянуться к теплу и свету. Вдали виднеется хвойный лес. От деревьев ложатся на снег синие тени.
Картина вызывает радость.
Все сочинения учащиеся пишут по плану. В начале года используются те же приемы работы над планом, что и во 2 классе. Основные из них: озаглавливание сюжетных картинок, изменение порядка пунктов плана, данного учителем, добавление последних пунктов плана к данным, подбор заголовков к рассказам-миниатюрам, составленным учащимися по теме сочинения. Далее учитель строит работу над планом так, чтобы сюжет сочинения, а, следовательно, план дети составляли сами. Приведем пример работы над планом сочинения по теме «Что я люблю рисовать».
Ученик может успешно написать сочинение по картине при двух условиях:
- 1. Если он будет понимать содержание картины.
- 2. Если он будет обладать специфическими знаниями, необходимыми для разбора любого объекта изобразительного искусства.
Поэтому подготовка к написанию таких сочинений (рассматривание картин, анализ увиденного) должна проводиться на каждом уроке развития речи., чтобы в итоге урок, полностью посвященный описанию картины, прошел продуктивно.
Процесс подготовки и написания сочинений по картине включает следующие этапы:
- — этап косвенной подготовки, связанный с нацеленностью всего процесса обучения на достижение оптимального общего развития учащихся и общей языковой готовностью;
- — этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, организации самостоятельной работы);
- — этап работы над сочинением после его написания (устное обсуждение)
Подготовка зависит от того, что изображено на картине: пейзаж, портрет, натюрморт. В средних классах в отличие от начальных используются все виды картин. Типовой план урока — подготовки к написанию сочинения по картине в средних классах:
Тема : «Редактирование текста сочинения «Скучен день ...
... на тему «Редактирование текста сочинения «Скучен день до вечера, коли делать нечего» ... раскрыть смысл пословицы? Почему? (Основная часть соответствует пословице.) Прочитайте мне, пожалуйста, свои сочинения. Спасибо. Понравилось ли тебе сочинение соседа по парте. ... тетради. 5. Физкультминутка. 3 мин. Игра «Назови по другому» (Картина (рисунок, полотно, репродукция, иллюстрация…), фильм, малыш, папа, ...
I. Беседа:
- 1) выявление первых впечатлений от картины;
- 2) обращение к истории создания картины, к автору;
- 3)считывание содержательной стороны художественной информации.
II. Выявление авторской позиции, определение особенностей художественного стиля:
- 1) анализ названия;
- 2) определение художественно-выразительных средств, которые использует живописец;
- 3) история восприятия картины.
III. Упражнения, способствующие вербализации впечатлений от картины.
IV. Творческие задания (сочинение).
Эти этапы рассмотрим на примере сочинения по картине- пейзажу.
Пейзаж и текст, описывающий его, открывает широкие возможности для обучения сочинению-описанию.
1. Рассматривание пейзажа. Молчаливое, неторопливое рассматривание картины имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку мышление связано с восприятием. Образы, непосредственно воспринятые нами из внешнего мира, являются единственным материалом, над которым и посредством которого работает наша мысль. Рассматривание картины развивает у учащихся способность наблюдать, образно мыслить, воспринимать произведение живописи целостно, адекватно замыслу художника. Это нерасчлененное восприятие проходит на уровне подсознания, через чувство, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный процесс. Как и при восприятии любого произведения искусства, человек чувствует то, что созвучно его состоянию души. В этот момент формируется индивидуальное отношение, мнение учащегося.
К сожалению учитель редко может предоставить подлинник картины, влияние которого намного больше чем репродукции. Поэтому при возможности учитель должен организовать экскурсию в музей, где есть, сходные по сюжету картины. Посещение музея, выставки обычно оказывает большое эмоциональное воздействие.
Общее беглое знакомство с картиной вызывает желание высказаться. Но первые впечатления не упорядочены, поэтому необходим предварительный анализ картины под руководством учителя.
- 2. Рассказ о художнике. Цель его — дать общее сведения о художнике, истории создания картины, месте данного пейзажа в творчестве художника, в развитии русской живописи.
- 3. Беседа по картине. Цель — помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы выработать правильную эстетическую оценку произведения живописи, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельные средства русского языка, подсказанные картиной.
Начинать беседу следует не от содержания, а от эмоционального восприятия. Например:
Какое настроение вызывает картина? Какое настроение создается у вас при первом взгляде на пейзаж? Какое впечатление производит на вас картина? Нравится ли вам пейзаж? Как вы думаете, почему картина вызывает у вас радостно (грустное) чувство? Ощутили ли вы чувство радости (грусти) при взгляде на картину? Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на эту картину?
Текст книги «Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы»
... художественных текстов. В книгу намеренно не включены сочинения на ... успехов! Древнерусская литература [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/elektronnaya-kniga ... превратился в пленника. Картиной уныния и печали ... …» выдвигает на первый план женский образ. Ярославна символизирует ... класс. Что касается темы, советую отвечать прямо на поставленный вопрос. Например, если тема сочинения ...
Удалось ли художнику передать красоту осеннего дня? Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?
Сложность беседы в том, что учитель должен анализировать картину в единстве содержания и средств художественного выражения. Вопросы должны быть аналитико-синтетического направления, например:
Какой цвет является основным в картине? Почему? С помощью каких красок художник создает впечатление летнего солнечного дня (мартовского утра, зимнего вечера).
Какие краски использует художник, чтобы создать у нас радостное настроение? Какими изобразил художник деревья? Какого цвета снег на картине? Почему?
Как построена картина? Как передана глубина в картине? Какие цвета использует художник, чтобы передать грустный характер картины?
С помощью каких средств художник передает движение жизни, ее стремительность? Как художник показывает быстрый темп жизни? Как художник показывает, что дорога уходит вдаль?
Что изображено на заднем плане? Что можно сказать о композиции этой картины? Какие живописные средства использовал художник для создания у зрителей радостного настроения? Докажите, что эта картина относится к пейзажно-бытовому жанру.
Далее вопросы должны быть более детализирующими для выявления замысла художника, главной мысли картины:
Какие деревья показал художник на переднем плане? Какими художник изображает березы? Что можно сказать о речке? Какие листья вы видите на переднем плане картины?
Какой день изобразил художник? По каким признакам можно определить, что на картине изображен полдень? Какие деревья вы видите около дома? Что изображено на заднем плане картины? Что вы видите около дома? Что изображено на заднем плане картины? Что вы можете сказать о людях, изображенных художником?
Очень важны вопросы сравнительного характера:
Что общего в этих картинах, чем они непохожи? Одинаково ли изобразил золотую осень Левитан и Остроухов? По каким признакам можно определить, что на картинах Левитана и Саврасова изображено начало весны?
В конце беседы нужно задать вопросы на выявление авторской позиции художника, личного отношения к картине:
Что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на эту картину? Что дорого художнику в природе в этот зимний день? Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение? Какие цветовые тона передают печальную настроенность картины? Как художник создает настроение печали и одиночества?
При планировании беседы необходимо учитывать:
- — уровень искусствоведческих знаний учащихся;
- — от содержания и жанра картины;
- — от целей и задач урока;
- — интересы, обстановка в классе.
- 4. Проведение словарно-стилистической работы.
Выражая свои чувства и мысли вызванные картиной, учащиеся пользуются новыми словами. Возможно даже соревнование между детьми по поводу наиболее подходящих эпитетов, синонимов, сравнений, определений. При этом учитель должен отбирать наиболее подходящие слова, которые точно характеризуют изображенные предметы и явления, чтобы не было расхождения между словом и реалией.
По картине Васнецова план-конспект по русскому языку (4 класс)
... картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, написанная в 1910 году. На ней изображены русские воины на привале, которые слушают сказителя по ... воспоминания. А вот песни слепого гусляра вдохновляют воинов на новые ... затаили дыхание. Как гениально художник передал красочный колорит и насыщенность, как ... небо, занимающее практически половину картины. На заднем плане полотна мы видим ...
В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимый для точного описания картины. Так, в процессе беседы по картине Н. Крымова «Зимний вечер» шестиклассники подобрали следующие прилагательные и образные средства для описания снега: белый, голубой, голубоватый, сероватый, серебристый, светло-синий, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий, как белоснежное покрывало, как пушистое облако. Для характеристики зимнего вечера нашли такие слова: замечательный, чудесный, незабываемый.
- 5. Чтение и анализ искусствоведческого текста. Такой текст является образцом для учащихся как в речевом, так и в композиционном плане. Методика анализа искусствоведческого текста имеет свои особенности:
- — текст анализируется в сочетании с картиной, что усиливает эмоциональное восприятие обеих источников;
- — содержательно-композиционный анализ текста проводится в органической связи со средствами его языкового выражения:
- а) определение темы и основной мысли;
- б) нахождения опорных слов, обеспечивающих смысловую сетку текста;
- в) выделение структурных частей текста (зачин, концовка, основная часть);
- г) определение авторской позиции в тексте, нахождение слов, с помощью которых автор достигает большой эмоциональности описания, ярко и точно описывает изображенное;
- д) установление способов связи между предложениями, абзацами и частями текста.;
- — определение композиционного жанра (типа речи) и стиля текста.
Эффективно использовать тексты разных авторов, описывающих одну и ту же картину.
Возможно применение упражнений, помогающих вербализации впечатлений.
Работа со словосочетаниями.
1. Выпишите из статьи Толково-сочетаемостного словаря словосочетания «прил.+сущ. в им. пад.» с главным словом пейзаж, которые могут быть включены в описание изобразительно-выразительных средств картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг».
Словосочетания подберите по следующим основаниям: по видам изобразительного искусства; по технике исполнения; по содержанию; по географическому признаку; по художественному отношения автора к окружающей действительности; по использованию образных средств художественной выразительности.
- 2. Из словарной статьи Цвет Толково-сочетаемостного словаря выберите названия цветовых тонов, которыми можно характеризовать цветовую гамму неба в пейзаже «Мокрый луг»: по цветовому тону, по насыщенности, по светлоте.
- 3. Составьте словосочетания из данных слов (используйте в случае необходимости предлоги).
Проверьте себя, обратившись к словарным статьям Толково-Сочетаемостного словаря Колорит, Цвет.
Сияющий, колорит; построение, колорит; эмоциональность, колорит; проявиться, колорит; выразить, колорит.
Великолепие, цвет; выразительность, цвет; согласованность, цвет; напряженный, цвет; использовать, цвет; охарактеризовать, цвет.
- 4. Какими словами характеризуется свет по особенностям его движения, распространения? Подберите слова, которые помогут вам рассказать о красоте света,, создать художественный образ в своем описании картины.
- 5. Прочитайте всю статью Свет. Что нового вы узнали о свете как изобразительно-выразительном средстве живописи?
- 6. Какие действия может совершать живописец, используя такое изобразительно-выразительное средств, как тень?
Работа по конструированию предложений:
1. Какие краткие страдательные причастия, краткие прилагательные можно использовать в сочинении-описании картины Ф.А. Васильева?
Носителем каких действий могут выступать, являясь в предложении подлежащим, слова свет, цвет?
2. Составьте предложение, включив в него какие-либо из данных словосочетаний, о живописных достоинствах пейзажа Ф.А. Васильева. Попробуйте выразить мысль, использовать различные синтаксические конструкции.
Переча влажности травы, деревьев, воздуха; подчинение деталей обобщенному целому; изображение движущейся по лугу тени от тучи; светотеневая организация полотна.
3. Пользуясь словарной статьей Колорит, наполните данные ниже модели предложений конкретным содержанием, соответствующим теме картины.
Картина (произведение полотно, работа, пейзаж+) отличается каким-либо колоритом
спокойная, уравновешенная, яркая
4. Пользуясь словосочетаниями словарной статьи Толково-сочетаемостного словаря Тень, сконструируйте предложения по теме урока. Какие из них вы используете в своем сочинении?
Работа с текстом
1. Выявление слов, организующих пространственную перспективу текста.
Описание картины проводится в пространственной перспективе, т.е. указывается, какими изображенными предметами заполнена картинная плоскость и где они расположены. При организации текста помогут слова и словосочетания со значением места, например: слева от болота виднеется+; прямо перед нами изображены+; на первом плане художник пишет+; второй план занимается+; вдалеке угадывается+ .
Прочитайте отрывок из рассказа о картине. Выделите в тексте способы обозначения места нахождения предметов.
В 1872 году он (Ф.А. Васильев) написал «Мокрый луг». Мотив удивительно прост: болотистая заводь с топкими берегами, по левую от него в сторону протянулся обрывистый косогор, в глубине широкой низины — два навесистых дерева, вдали сквозь дымку проглядывает полоса леса.
На первом плане почти с ботанической точностью изображены растения средней полосы России.
Только что прошла мглистая грозовая туча, промыв зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального дня, как радуешься, предвкушая тот миг, когда ослепительное солнце отразится в сотнях капель на траве и листьях! (А.Д. Алехин)
Выявление слов, организующих временную перспективу текста.
1. Художник, творящий в области изобразительного искусства, имеет возможность фиксировать лишь одно мгновение жизни. Однако истинный мастер сумеет чрез то остановленное мгновение показать жизнь в ее естественном течении, изменении, и зритель, рассматривая картину, угадывает, что было до и после изображенного временного отрезка. Следовательно в сочинении будут использованы слова, словосочетания и обороты со значением прошедшего и будущего времени, например: после какого-либо события произошло+; только что совершилось..; недавно случилось..; лишь только отшумела..; как только закончилась..; скоро появится..; вскоре засверкает..; еще не случилось..; но уже+
Найдите в данном выше описании картины «Мокрый луг» языковые единицы со значением временной перспективы.
2. Переставьте предложения в порядке развития мысли. Начните с предложения, в котором выражена главная мысль.
Она же стала главным ключом в понимании замысла картины и одухотворенности ее поэтического образа. Она блеснула надеждой средь плотного слоя облаков. Ничто не кажется в картине таким волнующим, как появившаяся на небе узкая полоса солнечного света. Эта деталь стала главной в организации света и тени. (По Ф. С. Мальцевой).
3. Сопоставление планов двух сочинений по картине Ф.А. Васильева «Мокрый луг».
Какой план точнее выявляет тему, основную мысль картины? Какими средствами это достигнуто? Какие уточнения, на ваш взгляд, можно внести в план?
1 вариант
I. Какие картины написал Ф.А. Васильев?
II. Тема картины «Мокрый луг».
- 1. Что мог видеть художник до грозы?
- 2. Гроза.
- 3. После грозы.
- 4. Композиция картины.
- 5. Чувства художника при написании картины.
III. Мое мнение о картине.
2 вариант
I. Любовь Ф.А. Васильева к родным просторам и его картина»Мокрый луг».
II. Гроза отшумела.
- 1. Преобладание синих и зеленых тонов.
- 2. Влажность воздуха.
- 3. Свежесть травы.
- 4. Сложная жизнь неба.
- 5. Движение тени.
- 6. Величавый покой и тревога.
III. Надежда всегда жива.
Возможные творческие работы:
- — Сочинение — описание картины по плану, данному учителем и уточненному пишущим в соответствии с его собственным художественно-эстетическим восприятием;
- — сочинение-зарисовка (набросок), например: «Запечатленные звуки уходящей грозы», «Запечатленные звуки уходящей грозы», «Музыка печали и надежды», «Родные просторы»;
- — сочинение-ассоциация, например: «Гроза моего детства», «»Непостижимая тайна неба», «Моя родина»;
- — сочинение-этюд, например: «Образ движения в природе (по одному из пейзажей Ф.А. Васильева)»+
Задания повешенной трудности.
- — самостоятельный анализ какого-либо другого пейзажа Ф.А. Васильева, например: «Перед дождем» (1871), «Вид на Волге. Баржи» (1870), «Оттепель» (1871), «Рассвет»(1871 — 1873), «Болото в лесу. Осень»(1871-1873);
- — описание учеником, представляющим себя в роли художника, воображаемой картины природы — рассказ о собственном переживании (чувстве радости, одиночества, отчаяния, торжества, восторга перед красотой окружающего мира+) и его выражении средствами живописи. (Ученик может иллюстрировать свое сочинение рисунком/акварелью и т.п.).
Сочинение по картине-портрету тесно связано с сочинением-описанием внешности. Особенно часто используются портреты детей. Необычность детского портрета, глубокий психологизм образа, поэтическое обаяние человека, с одной стороны, привлекают учащихся, с другой — создают для них дополнительные трудности при описании внешности. Сложность заключается в том, что надо не просто описать внешний вид, но и психологическое состояние, что иногда требует использования разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Сочинение по картине-натюрморту связано с описанием предмета и группы предметов, проводится в 5 классе.
На основе картин проводятся сочинения — описание, повествование, рассуждение.
Л.А. Ходякова подчеркивает в своих работах важность сочинений-рассуждений на основе картины в старших классах, а также сочинений где происходит соединение типов речи.