Корнилова Ж.А, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Няндома»,
учитель начальных классов
СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ «ПРОГУЛКА В … ЛЕС»
Развитие речи учащихся – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Необходимо учить детей наблюдать за изменениями в окружающем мире и письменно выражать свои мысли и чувства.
Сочинение, части речи, времена года.
-
Цель: Обучение выполнению творческой работы – сочинения — описания.
-
Задачи:
Образовательные
1) обобщить знания учащихся о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
2) обобщить представления учащихся о временах года, знания о признаках каждого времени года;
3) учить детей осмыслению и эмоциональному восприятию художественных произведений.
Развивающие
1) формировать умение отбирать нужные слова для своего сочинения, развивать речевые умения, творческие способности;
2) развивать внимание, умение работать в группе, умение делать обобщения, сравнения, выводы.
Воспитательные
1) воспитывать любовь к родному краю, эстетические чувства к красоте природы; воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей природе;
2) укреплять товарищеские взаимоотношения между учащимися через взаимодействие в группе.
III. Оборудование урока:
IV. Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок – начинается урок!
2. Объявление темы и целей урока.
— Ребята, сегодня нас ожидает много работы, которая будет интересной. У нас урок развития речи, но он будет не совсем обычный: я предлагаю вам вспомнить лес в разное время года. Поднимите руку те, кто любит бывать в лесу? А в какое время года лес самый красивый? А самый нарядный? А самый сказочный? А самый необыкновенный? Мы разделимся на 4 группы по временам года, вспомним, что мы знаем о каждом времени года, вспомним какой лес в это время года и напишем сочинение – описание «Прогулка в (осенний, зимний, весенний или летний) лес».
3. Подготовка к сочинению.
1) Деление класса на группы по 5-6 человек.
- Для начала работы необходимо разделиться на 4 группы: те, кто любят прогулки по осеннему лесу садятся за 1 стол, по зимнему лесу – за 2 стол, по весеннему лесу – за 3 стол, по летнему лесу – за 4 стол.
2) Выбор картин русских художников, соответствующих выбранному времени года, сборников стихов русских поэтов о природе.
Урок развития речи.Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую ...
... И оно поважней, чем лица красота. Догадались, что это? Милосердие! Сердец доброта! Тема нашего урока Милосердие – это… Слайд 8 2. Лексическая работа милосердие ... уроке развития речи. Определение темы урока. Целеполагание . СЛАЙД 1 Учитель. Чтобы определить тему урока, восстановите схему. Слайд 2 Учитель. Что нужно, чтобы написать сочинение ... престол в 1016 году, внёс в Церковный и Земский уставы ...
- По одному человеку от группы подойдите к доске и выберите картины, которые соответствуют вашему времени года, возьмите сборники стихов о природе.
3) Повторение полученных знаний о частях речи, подбор слов соответствующих теме. Работа в группах.
- Вспомните всё, что знаете об имени существительном. Что обозначает, на какие вопросы отвечает имя существительное? (Ответы детей)
- Рассмотрите картины, которые вы выбрали, вспомните, что вы видели, гуляя по лесу, и подберите имена существительные по теме «Прогулка в … лес».
Ученики каждой группы в течение 2 — 3 минут подбирают как можно больше имён существительных.
Например:
1 группа: осень, лес, листопад, деревья, кусты, золото, тишина, тропинки, грибы, птицы и др.
2 группа: зима, лес, снег, солнце, мороз, следы, тишина, покой, лыжня и др.
3 группа: весна, лес, солнце, небо, ручейки, сосульки, капель, подснежники, листочки, дымка, свежесть, прилёт, птицы, птенцы и др.
4 группа: лето, лес, солнце, жара, зелень, цветы, аромат, дорожки, тропинки, грибы, ягоды, полянки, бабочки и др.
По окончании работы по 1 человеку от группы зачитывают подобранные слова.
- Вспомните всё, что знаете об имени прилагательном. Что обозначает, на какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Ответы детей)
- Рассмотрите картины, которые вы выбрали, вспомните, что вы видели, гуляя по лесу, и подберите имена прилагательные по теме «Прогулка в … лес».
Ученики каждой группы в течение 2 – 3 минут подбирают как можно больше имён прилагательных.
Например:
1 группа: осенний, разноцветный, жёлтый, красный, золотой, багряный, свежий и др.
2 группа: зимний, белый, снежный, пушистый, серебряный, мягкий, морозный, скрипучий и др.
3 группа: весенний, высокий, голубой, солнечный, молодой, зелёный, весёлый, говорливый и др.
4 группа: летний, солнечный, зелёный, разноцветный, жаркий, радостный, яркий, ароматный и др.
По окончании работы по 1 человеку от группы зачитывают подобранные слова.
- Вспомните всё, что знаете о глаголе. Что обозначает, на какие вопросы отвечает глагол? (Ответы детей)
- Рассмотрите картины, которые вы выбрали, вспомните, что вы видели, гуляя по лесу, и подберите глаголы по теме «Прогулка в … лес».
Ученики каждой группы в течение 2 – 3 минут подбирают как можно больше глаголов.
Например:
1 группа: желтеть, краснеть, опадать, шуршать, собирать, улетать и др.
2 группа: сверкать, скрипеть, серебриться, замерзать, спать, сковывать и др.
3 группа: оживать, просыпаться, светить, зеленеть, журчать и др.
Конспект НОД в старшей группе. Составление рассказа по картине ...
... в парке всем классом, чтобы учительница прочитала нам красивые стихи про осень, а мы играли с листьями Сочинение «Осенний парк» Вот и наступила осенняя пора. Старый парк ... Другие сочинения: ← Осень в моем городе↑ ОсеньОсень в картинах русских художников → Сочинение на тему «Осень в парке» Осенью в парке очень ... бы вы видели осенний рассвет в этом милом осеннем парке, это нельзя описать словами, так как ...
4 группа: цвести, благоухать, зеленеть, расти, светить, радоваться и др.
По окончании работы по 1 человеку от группы зачитывают подобранные слова.
4) — В сборниках стихотворений русских поэтов о природе найдите строчки, которые подходят времени года по теме «Прогулка в … лес».
Ученики каждой группы в течение 2 – 3 минут выбирают из сборников стихов строчки на заданную тему.
1 группа: А.Пушкин: «Унылая пора!
Очей очарованье…
…
В багрец и в золото
Одетые леса…»
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…»
А.Майков: «Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…»
И.Бунин: «Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…» и др.
2 группа: А.Пушкин «Мороз и солнце,
День чудесный…»
И Бунин: «Густой ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега…»
И.Белоусов: «Всюду снег; кругом всё тихо;
Зимним сном природа спит…»
Ф.Тютчев: «Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит…» и др.
3 группа: Ф.Тютчев: «Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…»
Е.Баратынский: «Весна! Весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!»
А.Блок: «Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!» и др.
4 группа: И.Бунин «Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!»
И.Никитин: «Птички солнышка ждут,
Птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается…»
«Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой…» и др.
По окончании работы по 2 человека от группы зачитывают выбранные отрывки из стихотворений.
4. Составление рассказа по теме «Прогулка в … лес» с использованием подобранных слов и строчек из стихотворений.
— Ребята, сейчас, глядя на картины русских художников, используя подобранные слова и строчки из стихотворений, которые вам понравились, составьте рассказ на заданную тему, используя памятку, и запишите его на черновик. (На составление рассказа 10 мин.)
Памятка для работы над сочинением.
-
Определи тему текста.
-
Определи главную мысль текста.
-
Подбери наиболее яркие слова и выражения, которые помогут точно раскрыть тему и главную мысль текста.
-
Напиши текст на черновик.
-
Проверь.
-
Перепиши текст в тетрадь.
5. Чтение и редактирование получившихся рассказов
6. Проверка правописания.
- Ребята, внимательно прочитайте получившийся текст, проверьте правописание слов на изученные правила. Если написание какого-то слова вам не знакомо, спросите у учителя.
7. Самостоятельная запись текста в тетрадь.
- Если вопросов не возникло, запишите текст в тетрадь.
8 .Итог урока.
Особенности переводов поэтических текстов А. Ахматовой
... текстов. -выполнить анализ переводов стихотворений А. Ахматовой на английский язык. Объектом данной работы являются поэтические тексты Анны Ахматовой в аспекте перевода. Предметом исследования являются особенности переводов этих текстов на английский ... смысле слова под литературой подразумевается совокупность любых текстов /1/. Текст занимает центральное положение в общей теории текста, однако ...
- Чему учились на уроке?
- Вам понравилась работа над сочинением?
- Кто хочет представить своё произведение?
9. Домашнее задание.
- Тем ребятам, которые не успели закончить работу на уроке, необходимо дописать текст дома.