«Вся Россия наш сад!» — по пьесе Чехова «Вишневый сад» (10 класс)

Чехов Антон Павлович – проницательный писатель, один из гениев русской литературы, подаривший своей стране множество знаковых произведений. Одно из них, «Вишнёвый сад», последняя пьеса Чехова, стало своеобразным подытоживанием 19 века наставлением потомкам. В пьесе не сколько показана история женщины, не способной расстаться с прошлым, сколько проведена параллель между садом и всей Россией, которая в то время стояла на пороге перемен.

Раневскую, главную героиню, можно сопоставить с государём: она не может справиться с садом, но изо всех сил за него держится, живя воспоминаниями, также, как и царь, не способный в лучшую сторону поменять Российскую империю, не желает оставлять престол. Лопахин же, не давая ей опомниться, вырубает сад, тем самым запустив механизм, который невозможно повернуть назад. Лопахин, приобретя поместье, помимо того, что пытается улучшить его, ходит и хвастается об этом всем. Возможно, кому-то он покажется грубым и не очень-то образованным, однако в данной ситуации это не главное, и даже Чехов отзывается о нём, как о положительном персонаже.

Раневская в произведении также является образом дворянства, которое в один момент потеряло всё. Чтобы хоть как-то выжить, дворяне должны были продавать земли крестьянам, желавшим подниматься с колен. Крестьяне получили относительную свободу, отчего почувствовали в себе желание что-то менять, свершать. Они были невероятно замотивированы, но, к сожалению, будучи непросвещёнными в сфере предпринимательства, мало что могли сделать.

Если Раневская, Фирс и Гаев – представителя «прошлого мира», разумом остававшиеся в нём, то Лопахин, Трофимов и Аня являются прогрессивными людьми, описывая которых, Антон Павлович верит, что будущее не только не будет ужасным, но даже станет лучше прошлого. Сад, который вырубил Лопахин, не символизирует смерть России, по крайней мере, не всей её части. «Убив» сад, Лопахин покончил с реакционным прошлым, окончательно разрубил оковы, которые множество веков сковывали людей. Антон Павлович верит в то, что на обломках Российской империи потомки смогут построить новый, лучший мир. В данной пьесе потомками являются Трофимов и Аня. Это люди с современным складом ума, узнав, что Лопахин вырубил сад, они прощаются со старой жизнью и приветствуют новую.

Неизвестно, утешал ли себя Чехов мыслью о хорошем будущем, или это та самая интуиция, свойственная многим творческим людям. Оставив финал открытым, Антон Павлович показывает неясность всего происходящего, невозможность с точностью предугадать, что же ждёт там, за поворотом, страну. К сожалению, писатель так и не увидел краха Российской империи, прожив после выпуска пьесы всего ничего, однако свой вклад в формирование идеи, приведшей к этому, он, несомненно, сделал. В том числе и написав эту пьесу.

5 стр., 2026 слов

Антон Чехов «КОТОРЫЙ ИЗ ТРЕХ?»

... продержали в горячей ванне... Он шел и смеялся от счастья. Трофим! - разбудил он спавшего кучера. - Вставай! Едем! На ... окна. Окно это выходило из комнаты, в которой обитала на летнем положении молодая, только что выпущенная из консерватории, первая скрипка, Митя ... узорчатая листва... Ее занимали движущиеся черные тени от деревьев, которые слегка покачивались от ветерка своими верхушками. Молчание ее ...

Вариант 2

“Вишневый сад” — знаменитая пьеса А.П.Чехова, написанная в начале 20 века. Образ сада символичен, он олицетворяет прошлое, настоящее и будущее России. В пьесе отражен итог размышлений писателя о судьбе родины.

Героев “Вишнёвого сада” можно разделить на три группы, характеризующие определенный исторический этап России.

К первой группе относятся Раневская и Гаев, их отношение к саду символизирует прошлое страны. До отмены крепостного права все общество делилось на дворян и крестьян. Аристократическое сословие жило за счет своих крепостных. Дворяне занимались саморазвитием, познавали мир, получая удовольствие от легкой, беззаботной жизни. Все изменилось с отменой крепостного права. Дворянство оказалось несамостоятельным, не способным принимать решения и брать ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу родины. Раневская и Гаев способны видеть красоту вишневого сада, но спасти его они не в силах из-за своей слабохарактерности и малодушия.

Брат и сестра искренне жалею вишневый сад, который для них является воспоминанием о прошлой счастливой жизни. Однако они предпринимают никаких видимых усилий, чтобы защитить его. Герои отвергают предложение Лопахина, которое позволило бы сохранить родовую усадьбу. Купец предлагает сдавать землю в аренду дачникам, что могло приносить брату и сестре хороший доход. Запущенность вишневого сада говорит безразличии к его судьбе тех, кому он был так дорог. В образе Раневской и Гаева Чехов показывает всю несостоятельность дворянства, аристократическому сословию не находится места в будущем страны. Вместе с вишневым садом погибают старые традиции и устои.

Символом новой эпохи становится Лопахин. Предприимчивый и деятельный купец в меру образован, он умеет мыслить и рассуждать. Пожалуй, Лопахин единственный герой, которому не безразлична судьба вишневого сада. Для купца сад — это не только деревья, но и земля. Уничтожив вишневый сад — он дает ему новую жизнь. Петя Трофимов, олицетворяющий будущее страны, также видит невозможность сохранения вишневого сада, являющегося для героя символом крепостничества. Но в отличии от купца, Трофимов не жалеет о вырубке деревьев. “Мы насадим новые сады”, говорит герой. Будущее страны предстает перед Чехова неопределенным, туманным. Писатель чувствует социальные изменения. Однако он искренне верит в счастливое будущее России, что подтверждает оптимистичное высказывание Трофимова.

«Вся Россия наш сад!»

«Вся Россия наш сад!»