История кардинальных изменений в первой половине ХХ века

Сочинение

Начало двадцатого века в русской литературе это яркость «Серебряного века» во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн. Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие.

Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду с философскими и религиозными теориями отражались литературой.

Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны,

но модернистские взгляды преобладают. Это временной отрезок, когда пересматриваются устои, идеалы, ценности.

Хронология в литературной жизни двадцатого века прослеживается следующая: 1892 — 1917 годы окончание безвременья . Хотя, возможно конец этого периода приходится на 1921-1922 годы. Время эмигрантов, ссыльных писателей, философов и историков. Русскую литературы XX века принято подразделять на: реализм, модернизм, литературный авангард.

М. Горький и Л. Н. Андреев не последнюю роль сыграли в литературном движении того времени. После революции у России начался период не простой. Он тяжело переносится ни только

людьми, которым выпало жить после революции, но и для литературного бомонда является почти катастрофическим.

Многие литераторы были вынуждены покинуть Родину. Кто-то был выдворен, а кто-то эмигрировал по доброй воле. Но жизнь творческая, литературная в России не прекращается.

Сложное время открывает новые таланты. Яркие, со свежим взглядом и острым словом молодые писатели, участники Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев. У них не похожий на классиков слог, взгляд.

Но они интересны, востребованы, близки народу.

Тридцатые годы характеризуются в литературе как «года великого перелома». Прежние устои рушатся. Партия активно контролирует литературную среду.

Аресту подвергают П. Флоренского, А. Лосева, А. Воронского, И Д. Хармса. Репрессируемая интеллигенция гибнет. А ведь основой интеллигенции как раз являются деятели культуры. Результатом репрессий тридцатых годов является гибель большого числа писателей, в их числе: Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. Возможностей, для развития литературы практически никаких.

14 стр., 6603 слов

Золотой век русской литературы: история, писатели и поэты

... взгляд, обычном пейзаже, художник сумел передать всю прелесть русской природы, всё её очарование. Картина находится в Третьяковской галерее. Что представляет собой Золотой век? Почему 19-й век — Золотой век ... символический характер. Сочинение 2 Благородство ... и писатели обрели ... время года очень ... века. Развитие сатирических произведений. Таким способом изображались главные недостатки общественных устоев ...

Все оспаривается, осуждается, подвергается тотальной проверке.

Но это время дарит нам таких талантливых людей как:В. В. Маяковский, С. А. Есенин, А. А. Ахматова, А. Н. Толстой, Е. И. Замятин, М. М. Зощенко, М. А. Шолохов, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, О. Э. Мандельштам, М. И. Цветаева. Сегодня невозможно себе представить литературы и поэзии без этих имен. А жизнь их в то время постоянно подвергалась опасности. Произведения могли никогда не выйти.

Мы не узнали бы трогательных стихов Цветаевой, не услышали ритма Маяковского, не смеялись бы над Зощенскими рассказами, не признавались бы в любви Есенинскими стихами и не размышляли бы над загадочным слогом Булгакова.

Период двадцатого века в русской литературе ознаменован явлением кризиса. Кризиса душ, кризиса ума, кризиса чувств. Но читая произведения, написанные литераторами и поэтами того времени четко понимаешь, что талант это дар, который не победить. Он как росток пробьет асфальт и будет тянуться к солнцу, тянуться к жизни.

И путь будет не из легких, но сама жизнь расставит все по местам. Есть место на полке книжной каждого дома для книги поэтов и пишущих прозу литераторов двадцатого века.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как «постижение мира иными, не рассудочными путями». В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

СПАДИЛО.РУ

Ниже мы поговорим о русской поэзии 20 века — разберем основные направления и наиболее значимых поэтов. Материал можно смело использовать для сочинения!

Серебряный век

На рубеже XIX-XX вв. в России происходили бурные перемены во всех областях жизни. Не обошли стороной эти изменения и культурную сферу. В XIX веке на небывалую высоту поднялась русская литература, достигшая своего золотого века. В области поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета и других классиков уже было невозможно превзойти. Возникла потребность в поиске и создании чего-то принципиально нового. В обществе нарастало ожидание грядущих грандиозных перемен. Культурным ответом на это стала эпоха серебряного века. Ее нередко называли русским культурным ренессансом. Произошел настоящий расцвет поэтических жанров.

9 стр., 4453 слов

Серебряный век русской культуры (3)

... выпукло отразился в русской художественной культуре Серебряного века. С одной стороны, в произведениях писателей сохраняются устойчивые традиции « ... символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов. С символизмом, прежде всего, связано понятие «Серебряный век». ... О. Шпенглер «Закат Европы», Н. Бердяев «Кризис искусства»), кризисом христианского сознания, с другой - выходом в ...

Поэзия серебряного века включает в себя произведения представителей самых разных направлений. Наибольший успех выпал на долю модернистских течений: символизма, акмеизма, футуризма (Блок, Мандельштам, Гумилев, Маяковский).

Особое место занимают т. н. «крестьянские» поэты: С. Есенин, Н. Клюев и др. Многие знаменитые поэты вообще не принадлежали к какому-либо направлению: М. Цветаева, И. Бунин, В. Ходасевич.

Символизм

Течение символизма сложилось в 60-70-х гг. XIX века во Франции. Поэты этого направления (П. Верлен, А. Рембо) стремились обратиться не к разуму, а к чувствам и эмоциям человека. Они отрицали привычную логику и пытались проникнуть в сферу подсознательного. Символизм в России, как литературное течение, оформился в 1890-х гг.

Один из главных манифестов символистов — конфликт между реальным и идеальным миром. Поэтому для поэтов этого направления было характерно стремление вырваться из грубой и пошлой действительности в мир мечты. Яркий пример — начало стихотворения З. Гиппиус «Надпись на книге»:

Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное, Неявное люблю…

Символисты резко отрицательно относились к творчеству «грубых и вульгарных» реалистов. Высшей ценностью они объявляли само искусство, которое не обязано чему-то учить. В стихотворении «Юному поэту» В. Брюсов дает три «завета»: «не живи настоящим… никому не сочувствуй… поклоняйся искусству».

Главные особенности поэзии символистов: мистическое содержание, использование неясных символов и образов, описание глубоких личных переживаний.

В развитии русского символизма четко выделяются два этапа. К первому относятся «старшие символисты» (Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт), ко второму — «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

«Старших символистов» часто называют импрессионистами. Для них была важна не система определенных образов или символов, а возможность передать оттенки настроений и впечатлений. К. Бальмонт определял символизм, как «утонченный способ выражения чувств и мыслей».

Произведения Ф. Сологуба, М. Лохвицкой, З. Гиппиус проникнуты декадентскими настроениями: безнадежность, неприятие жизни, поэтизация смерти. Эти мотивы ярко выражены в стихотворении Лохвицкой «Я умереть хочу весной…». За Ф. Сологубом вообще закрепилась слава «певца смерти»: «О смерть! я твой! Повсюду вижу одну тебя…».

Предтечей «младосимволистов» был философ В. Соловьев. Он утверждал, что мир находится на краю гибели. Спасти его может лишь Божественная красота (Вечная женственность).

Религиозная философия Соловьева оказала большое влияние на раннее творчество А. Блока. В цикле «Стихи о Прекрасной даме» поэт воспевает Любовь и Красоту, которые способны преобразить погибающий мир.

За отрыв от реальности, туманные и непонятные произведения, мистицизм символисты часто подвергались нападкам критиков. После революционного кризиса 1905 г. в символизме разочаровался даже Блок. К 1910 г. течение перестает существовать.

16 стр., 7768 слов

Бог, природа, человек в поэзии есенина (2)

... эпиграфом ко всему творчеству великого русского поэта. Эти мысли были одними из главных в поэзии Есенина. Его лирика удивительно земная, но при этом она «вселенская, космическая». И в ... Например, в произведении «Вновь я посетил…» А. С. Пушкина речь идет о вечной, неизбежной смене поколений, о непрерывном движении жизни, где нужно занять свое место, ...

Акмеизм

Акмеизм (от лат. acme — «высшая степень, расцвет») — течение русского модернизма, возникшее на основе символизма в начале 1910-х гг. Акмеисты признавали заслуги предшественников в области стихосложения, но хотели вырваться из утопичного мистического мира, противопоставляя ему обычные человеческие чувства.

В 1911 г. в Петербурге был основан «Цех поэтов», противостоящий поэзии символизма. В него вошли Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.

Основные принципы акмеизма были изложены в статьях М. Кузмина, Н. Гумилева, С. Городецкого: логичность художественного замысла, стройность композиции, ценность реального мира.

Поэты-акмеисты сделали акцент на четкости художественных образов и использовании малейших деталей. Они словно заново открыли для русской поэзии реальный земной мир, скрытый за туманным мистицизмом символистов.

Гораздо позже А. Ахматова в стихотворении «Мне ни к чему одические рати…» (1940 г.) так определила суть поэзии:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Футуризм

Самым скандальным течением в русской поэзии стал футуризм («футурум» — будущее).

Его основателями были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский, выпустившие в 1910 г. первый футуристический сборник «Садок судей». Вскоре к течению примкнули В. Маяковский и А. Крученых, образовав новую группировку — кубофутуризм.

Первый сборник кубофутуристов носил красноречивое название — «Пощечина общественному вкусу» (1912 г.).

Поэты этого направления отрицали все культурные достижения прошлого: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. С Парохода Современности». Они требовали создания нового языка: «Мы расшатали синтаксис», «Нами сокрушены рифмы».

Футуристы стремились шокировать слушателей. Они появлялись и вели себя на публике подчеркнуто вызывающе. Яркий пример — выступление В. Маяковского с программным стихотворением «Нате!», во время которого пришлось вызывать полицию. Современников потрясал язык футуристов: «дохлая луна», «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», «стоглавая вошь».

Главное требование футуристов — полностью разрушить старый мир, на обломках которого родится новый человек. Культура должна ускорить этот процесс.

Эксперименты футуристов с языком обычно вызывали смех. Вот пример стихотворения А. Крученых:

Дыр — бул — щыл

Убещур

Скум

Вы — со — бу

Р — л — эз.

Отдельное направление составляли поэты-эгофутуристы во главе с И. Северяниным. Он провозглашал следующие лозунги: самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, осмысленные неологизмы и др. Северянин пользовался огромной популярностью в 1913-1917 гг.

В целом футуризм не оказал большого влияния на русскую поэзию. Течение вообще стало широко известно благодаря В. Маяковскому.

2 стр., 761 слов

Гражданская поэзия А. Ахматовой

... и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Вершиной гражданской поэзии А. Ахматовой ... литературы, про­славляющей это народное бедствие, принесшее столько горя и страданий. В представлении Ахматовой война всегда была злом и трагедией, и ... и народа. О своих стихах А. Ахматова ... поэт рассказывает нам не только о своем горе и боли, но и ...

Маяковский

Маяковский прославился в качестве автора советских лозунгов. Однако большого внимания заслуживает его раннее творчество, в котором глубоко развиты темы трагического одиночества и непонимания поэта.

Восторженное принятие Маяковским революции основано на ненависти, которую он испытывал к пошлому буржуазному миру. Стихотворения «Нате!» и «Вам!» были действительно «пощечиной общественному вкусу»: «Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?!».

Лирический герой Маяковского — бунтарь, борец с несправедливостью. За грубостью и неологизмами, тем не менее, скрывается очень тонкая душа поэта, испытывающая боль и страдания. Это особенно заметно в любовной лирике Маяковского.

Особое значение в творчестве Маяковского имеет его знаменитая «лесенка», придающая стихам энергичный и резкий характер. Он ввел в поэзию язык улицы, противопоставив его классическим образцам («слова разлагаются, как трупики»).

Революционной настрой Маяковского сменился разочарованием. Поэт повел решительную борьбу с негативными явлениями советского строя: бюрократизмом, возвращением мещанства («Прозаседавшиеся», «О дряни»).

В то же время он написал немало стихотворений для детей.

Есенин

Особое место в отечественной поэзии XX века занимает С. Есенин. Это не только «крестьянский», но один из самых «русских» поэтов. Все творчество Есенина неразрывно связано с его непростой судьбой.

Главный герой произведений Есенина — трагический образ крестьянского поэта, который кровно связан с родной природой. Пейзажная лирика Есенина очень трогательна и душевна. В простых на первых взглядах строках заключен уникальный дар поэта отмечать самое яркое и важное: «костер рябины красной», «зелень пряная сияет в серебре», «закружилась листва золотая».

Есенин очень часто использует необычные олицетворения и метафоры, благодаря чему природа оживает в его произведениях: «тучи рваные кутают лес», «отговорила роща золотая», «месяц, купаясь в снегу».

Красной нитью через все творчество Есенина проходит любовь к крестьянской Руси: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу»; «Не надо рая, дайте родину мою». Испытав временное увлечение революционными идеями, поэт вновь обращается к патриотической теме, отождествляя себя с уходящей в прошлое патриархальной Русью: «Моя поэзия здесь больше не нужна».

Автобиографичность поэзии Есенина ярко проявляется в любовной теме. В жизни поэта было несколько женщин, к которым он испытывал настоящую страсть. Увлечения Есенина приводили к созданию шедевров любовной лирики: «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Я помню, любимая, помню», «Мне грустно на тебя смотреть» и др.

Жизнь и творчество Есенина отражают двойственную суть национального характера: «Из нас, как из дерева, — и дубина, и икона». Буйные пьяные выходки поэта необъяснимым образом сочетались с удивительными по душевности произведениями.

В позднем периоде творчества Есенин все чаще обращался к теме смерти и самоубийства («На рукаве своем повешусь»).

Многие исследователи считают, что поэт предвидел свою гибель. В конце концов душевный конфликт заставил Есенина покончить с собой.

Ахматова

А. Ахматова «ворвалась» в русскую поэзию с темой любви. Первые два сборника ее стихотворений пользовались бешеной популярностью. Произведения отличались передачей самых сокровенных чувств лирической героини («Сероглазый король», «Песня последней встречи»).

3 стр., 1294 слов

Любовь в поэзии А.А.Ахматовой

... больше- вселюбви, для людей и к людям. Любовь у Ахматовой в самой себе несёт возможность саморазвития. И может быть потому же почти от самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой ещё одна ... Христос помоги!- На покров этот, светлый и ломкий, А ты письма мои береги, Чтобы нас рассудили потомки… Но любовь в стихах Ахматовой отнюдь не только любовь- счастье, тем более ...

Любовь была показана в самые драматические моменты, часто встречались мотивы смерти.

С началом Первой мировой войны в творчестве Ахматовой появляется патриотическая тема («Молитва»).

Судьба поэтессы после революции сложилась очень трагично. Ахматова не пожелала уехать из страны, но и не смогла принять нового строя. Это отразилось в ее размышлениях об эмиграции («Мне голос был…»), о судьбе поэзии и истинных поэтов.

Твердая «антиреволюционная» позиция поэтессы подверглась яростной травле со стороны советских критиков. Во второй половине 20-х и 30-е гг. ее произведения были под запретом.

С 1939 г. стихотворения Ахматовой вновь появляются в печати. В военные годы она создает патриотический цикл «Ветер войны», в который вошли стихотворения «Мужество», «Победителям» и др. В ее творчестве ведущей становится тема Родины.

В 1946 г. поэтесса вновь подверглась удару со стороны власти. Лишь со второй половины 50-х гг. она возвращается в литературу. В начале 60-х гг. Ахматова заканчивает «Поэму без героя» и «Реквием». Последнее произведение — литературный памятник жестокой сталинской эпохе.

Цветаева

Нелегкой была и судьба другой знаменитой русской поэтессы — М. Цветаевой. Первые сборники ее стихотворений вышли в 1910-1912 гг., но остались незамеченными современниками.

С 1922 по 1939 гг. Цветаева жила в эмиграции. Враждебность критики, конфликты с русскими эмигрантами, любовь к Родине — все это привело к тому, что поэтесса вернулась в Советскую Россию. Оказалось, что в СССР она никому не нужна. После ареста мужа и дочери Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Лирике Цветаевой присущ максимализм, неизбежность одиночества, неприятие окружающего мира. Главной темой творчества для поэтессы всегда была любовь, обреченная на разлуку, боль и страдание. Самым ярким образцом любовной лирики Цветаевой является стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…».

Советский период

Первые десятилетия советской власти не принесли отечественной поэзии громких имен. Это было связано с жесткой цензурой и официальным заказом. Поощрялись только поэты, безудержно восхваляющие новый строй. В литературу хлынул поток агитационных стихотворений крайне низкого качества (образец — творчество Д. Бедного).

Новый подъем отечественная поэзия испытала в годы Великой Отечественной войны. Он связан, прежде всего, с именами А. Твардовского и К. Симонова.

Поэма Твардовского «Василий Теркин» — уникальное художественное произведение. Ее высоко оценили советские критики, И. Бунин, А. Солженицын. Произведение написано очень простым и доступным языком, не содержит избитых пропагандистских штампов. В образе Василия Теркина поэт подобрал ключ к сердцу каждого советского бойца, выразил общенародную веру в правое дело и неизбежную победу над врагом.

Огромный эмоциональный накал ощущается в стихотворениях о войне К. Симонова: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»; «Майор привез мальчишку на лафете», «Атака» и др. Ненависть к фашистским захватчикам очень откровенно выражена в произведении «Убей его». В то же время поэт тесно переплетает патриотическую тему с любовной лирикой («Жди меня, и я вернусь», «Жены», «Ты говорила мне люблю»).

3 стр., 1079 слов

Театральная жизнь на рубеже веков конца 20 — начала 21 века

... героем телепередач. Весной 1993 года в передаче «Артобстрел» на РТР театру было уделено немалое внимание, позже «Театральный бинокль» отвел Театру ... дождя» по пьесе Ричарда Нэша. Город начал проявлять интерес к театру. В марте 1992 года на фестивале «Назад к Чехову», где ... играют всей своей душой, рождается жизнь, в которую вовлекается зритель, а, проживая еще одну жизнь, расширяет так и свою. В ...

В послевоенное время среди поэтов можно выделить Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулину, А. Вознесенского. Одним из новых направлений поэзии стало авторская песня (В. Высоцкий, Б. Окуджава).

Особое место занимали непризнанные официальной властью поэты, прежде всего, И. Бродский. В его творчестве сочетались самые разные направления: неоклассицизм, акмеизм, постмодернизм. Спорным выглядит мнение, что Бродский является прямым продолжателем традиций классической русской поэзии. Однако его произведения пользуются большой популярностью как в России, так и на Западе.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина).

Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Сочинение на тему: «Человек в литературе XX века»

В начале прошлого столетия, в силу развивающихся событий, образовывается качественно новый виток в художественной литературе. На рубеже эпох меняется не столько модель повествования, сколько образ человека, задающего тон времени. На смену одним нравственным принципам приходят другие, и человек встает перед выбором – какой путь культурного наследия пойдет на пользу, и как это повлияет на дальнейшие события. Двадцатый век до упора натягивает ударно-спусковой механизм для потрясающего выстрела как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

(К. Юон «Новая планета»)

На самом деле человек сам создает новую эру, попадая в ее освещение бессмертным образцом эпохального героя. Так, в двадцатом столетии, не минуя революционный период, происходит фанатичная идеализация образа советского человека. В новый мир приходит новый человек. И сразу попадает под перо массы писателей с разносторонними взглядами и спорными убеждениями. Литература делится на две основные категории – реализм и модернизм. Постепенно романтика отходит на второй план, на ее место приходят драмы иных событий.

3 стр., 1088 слов

Сочинение с годами человек нет нет да и возвращается мыслями к дружбе

... интерпретированный Вами текст можно использовать в качестве аргумента для сочинения на ЕГЭ. «1) С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе» 1) С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе. 2) Для этого столько причин! 3) По мере накопления ...

Человек, как инструмент литературных жанров, в этот неспокойный период, насыщенный бесконечными новшествами, также приобретает разные лица. Продолжительное время он упорно развивался как положительный герой – продукт социалистического строя. Это был незыблемый эталон, которому, не в пример предшественникам, должен был соответствовать советский гражданин. Многие русские авторы, такие как И.Бунин, В.Набоков, В.Синкевич и прочие, покинув страну советов, пишут очерки из зарубежья. Таким образом они обходят цензуру и наложенные табу на прямую критику происходивших событий, начиная с Великой Октябрьской революции, описывая события большевицкого террора.

(Советский плакат 2-й половины XX века)

И все же человек остается существом, не лишенным чувств. Его наделяют большей страстью, разгоревшейся на почве трагедий, новых открытий и достижений. Как и герои прошлых эпох, лучшая категория людей здесь наделена доблестью, героизмом, оптимизмом и трудолюбием. Вот он стоит на широкой ниве, простирая руки широтам родного края, а вот уже празднует великую победу. Через время он с гордостью смотрит на нас из космоса.

Цвет дворянства начисто забыт. Принципиально новая эстетика поведения человека, как показатель истинного и правильного направления, наводит тоску на тех, кто изо всех сил еще пытается приоткрыть завесу фальши, перенасыщенной и наигранной в произведениях, направленных на внушение. И только в 90-х годах прошлого века происходит очередной взрыв, под которым не выдерживает стена постсоветской цензуры.

(Картина Александра Дейнеки «Мирные стройки», 1959)

Как бы то ни было, всякий человек любит свое отечество. Он относится к Родине ласково и бережно, каким бы противоречивым он не казался. Замечательными авторами, среди которых оказались С.Есенин, А.Ахматова, М.Шолохов, Л.Леонов, А.Фадеев и другие, и по сей день выразительно доносят до читателя предмет непоколебимой верности.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее).

Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

2 стр., 599 слов

Испокон века книга растит человека

... мире, каков бы он ни был. «Испокон века книга растит человека» - да, растит, сформировывает, образовывает, дает широкий кругозор. Лично меня книга научила многому (справедливости, честности, пониманию, где-то покорности, ... или предполагали (не могу этого утверждать), что дети будут рассматривать в своих сочинениях именно классику, не важно русскую или зарубежную, но именно классику (Пушкин, ...

Сто лет после детства

Свободы нет, Но есть еще любовь Хотя бы к этим сумеркам московским, Хотя бы к этой милой русской речи, Хотя бы к этой Родине несчастной. Да, Есть любовь — Последняя любовь.

Евгений Блажеевский,

1970-е годы

Летом друзья пригласили меня в гости. Они живут в старом деревянном доме с мезонином. После чая две маленькие дочки хозяев повели меня на чердак по крутой узкой лестнице. Это был детский остров сокровищ.

В полумраке мерцали фарфоровые чашечки из разрозненных сервизов. Дремали, укрытые пылью, большие ящики, с которыми семья эвакуировалась в 1941 году, а потом возвращалась домой. На полках этажерки стояли журналы и книги. Я взял один из растрепанных сборников и подошел к чердачному окошку. Бросилась в глаза строчка: «Возвышенный строй мыслей питается выполнением в жизни возвышенных обязанностей…»

Так в руках у меня оказался «Сборник тем и планов для сочинений», выпущенный типографией М.М. Стасюлевича в Петербурге в 1906 году. Друзья подарили мне этот сборник, принадлежавший их прадедушке-словеснику, и, вернувшись домой, я стал листать его. По первому впечатлению — обычная книжка-методичка, каких и сейчас много. «Разбор оды Ломоносова», «Общий характер лирических стихотворений Пушкина», «Характер творчества Тургенева»…

Получается, что и сто лет назад любовь к литературе истреблялась этими скучнейшими разборами! Я уже хотел с досадой отложить сборник, но вдруг увидел главу «Темы для описаний» и на меня повеяло чем-то живым, проселочным, настоящим. В этих темах, сформулированных без всяких затей, без указующего перста — в них, а не в «разборах» Пушкина и Тургенева, и таилась подлинная поэзия.

Итак, вот некоторые из тем, предлагавшиеся гимназистам 12-13 лет в начале ХХ века:

  • Замирание нашего сада осенью.
  • Река в лунную ночь.
  • Встреча войска, возвратившегося из похода.
  • Лес в лучшую свою пору.
  • Пароходная пристань.
  • Дедушкин садик.
  • Прибытие поезда.

Вот «Темы для рассказов» для младших классов:

  • О том, что видела птичка в дальних землях.
  • История постройки дома и разведения при нем сада…
  • Великаны и пигмеи лесного царства.

А вот «Темы разнородного содержания» для старших гимназистов:

  • Слово как источник счастья.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-vek/

  • Почему жизнь сравнивают с путешествием?
  • Родина и чужая сторона.
  • О скоротечности жизни.
  • Какие предметы составляют богатство России и почему?
  • О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
  • О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
  • О проявлении нравственного начала в истории.
  • На чем основывается духовная связь между предками и потомством?

При всей своей простоте, эти темы требовали серьезных раздумий, памятливости и наблюдательности. В них было уважение к ребенку как к личности, а не как к чемодану, который надо набить знаниями.

Почему в современных учебниках мы уже не встретим ни «Дедушкиного садика», ни «Слова как источника счастья»? Вы скажете, что тогда, в 1906 году, мир был намного безмятежнее и неспешнее. Но какая уж там безмятежность: «Сборник тем и планов для сочинений» печатался в петербургской типографии в те дни, когда в Москве войска штурмовали баррикады на Первой Мещанской и Пресне.

А учитель продолжал делать свое одинокое вечное дело. И одиночество его было бы еще более трагично, если бы не скромные пособия, составленные людьми, быть может, и занудными, но при этом любящими, душевными. Да, темы, которые они предлагали учителю и ученикам, на фоне происходивших событий казались мелкими, «не достойными эпохи», но своей мирной интонацией они хоть на несколько минут или часов укрывали детей от разгулявшегося хаоса. Они напоминали о том, что, кроме политических абстракций, есть еще дом, сад, папа и мама, красота падающего снега и тайна звездного неба. Или вот старый дуб во дворе.

«Дуб принадлежит к прекраснейшим и драгоценнейшим лесным деревьям, вследствие величественного вида… Дуб составляет жилище многих насекомых и птиц… На листьях находятся служащие для приготовления чернил чернильные орехи…»

P.S.

Буду благодарен тем учителям-словесникам, которые найдут возможность предложить своим ученикам темы из сборника 1906 года.

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

Сочинение-рассуждение 20-30-е годы XX века

20-30-е годы XX века – один из важнейших периодов в истории России. По сути это первые шаги к образованию нового централизованного государства, СССР.

СССР образовался 30 декабря 1922 года. Первыми республиками стали РСФСР со столицей в Москве, УССР со столицей в Харькове, БССР со столицей в Минске и ЗСФСР со столицей в Тифлисе. В 1924 году была издана первая Конституция Советского Союза, провозглашающая власть рабочим и крестьянам.

В 1920 году у В.И. Ленина начались серьезные проблемы со здоровьем. В ноябре 1920 года происходит последнее выступление Ленина. 5 марта 1923 года у Ленина случился третий инсульт, он потерял возможность диктовать. В этот же год он окончательно переехал в усадьбу Горки. Когда Ленин начал отходить от дел, то внутри партии разгорелась настоящая борьба за власть.

Противниками были Л.Д. Троцкий и И.В. Сталин. Еще в 1921 году Сталин предложил учредить должность Генерального секретаря при центральном комитете партии. Вскоре ему удалось сделать должность Генсека одной из ключевых должностей в правительстве, без которого не принималось других решений. Именно так основную роль в управлении государством начал исполнять Сталин.

21 января 1924 года умирает Ленин. На XIII съезде ВКП(б) в мае 1924 года обнародуется ленинское «Письмо к съезду», дискредитирующее Сталина. Поднимается вопрос о снятии Сталина с должности, происходит спор между старыми большевиками во главе с Троцким и со сторонниками Сталина. Старые большевики выступили за продолжение революции и ее экспорт, а сторонники Сталина за СССР как единое социалистическое государство, которое в сложившейся обстановке должно укреплять экономику, уничтожать импорт и всячески совершенствоваться, то есть так называемый социализм в отдельно взятой стране. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Против этой теории выступили Каменев и Зиновьев, вскоре образовавшие новый блок оппозиции. В 1925 году оппозиционеры были лишены всех государственных постов, а на их место пришли сторонники Сталина.

Вскоре левые и правые оппозиционеры объединяются в один блок. В ноябре 1927 года происходят массовые демонстрации в поддержку Троцкого. После этого в январе Троцкий был сослан в Алматы, подальше от центральных городов, а в 1929 годе его уже выслали из страны. За Троцким началась настоящая охота, поэтому он был вынужден постоянно переезжать из страны в страну: сначала Турция, потом Норвегия, затем Мексика. В 30-е годы происходил самый пик репрессий, Каменев и Зиновьев были расстреляны. А уже в 1940 году Троцкий был убит испанским агентом НКВД Рамоном Меркадером.

В экономике тоже происходят глобальные изменения. На смену «военному коммунизму» в 1921 году приходит новая экономическая политика (НЭП), которая давала свободу мелкому частному предпринимательству. Однако в конце 20-х – начале 30-х годов НЭП была свернута. После войны СССР нужно было срочно восстанавливать экономику, поэтому в 1925 году началась политика индустриализации, подразумевавшая резкий индустриальный скачок. Экономика опиралась в первую очередь на тяжелую промышленность. Благодаря этой политике появились новые отрасли: тракторостроение, машиностроение, автомобилестроение, электроэнергетика, транспортная инфраструктура. В добывающей промышленности СССР преуспел в добыче угля, нефти, выплавке чугуна. Достигнув уровня Российской империи 1913 года, СССР перегнал его уже в попытке догнать европейские страны. В 1928 году произошел переход к плановой экономике, были введены пятилетки. Среди рабочих приветствовались различные ударнические движения. Первым ударником в историю вошел шахтер Стаханов, перевыполнивший свою рабочую норму в несколько раз. Вскоре движение ударников труда так и называлось – стахановцы.

В 1929 году была введена политика всеобщей коллективизации. Люди в принудительном порядке вступали в колхозы, где все было общим. В первую очередь коллективизация была невыгодна кулакам, зажиточным крестьянам. 1929-1930 годы – период восстаний против новой политики. Для смягчения восстаний в 1930 году Сталин написал статью «Головокружение от успехов», в которой обвинял политику коллективизации и разрешал крестьянам иметь личное приусадебное хозяйство, чтобы прокормиться.

Помимо всего прочего это и период признания СССР другими странами. В 1920-е годы основным политическим и экономическим союзником СССР являлась Германия. В 1922 году на Раппальской конференции делегация СССР во главе с Чичериным отказалась признавать дореволюционные долги по причине уничтожения Российской Империи. Начиная с 1924 года СССР стали признавать другие страны: Великобритания, Франция, а затем и большинство стран Европы. Дольше всех СССР не признавали США: это произошло только в 1933 году. В 1925 году был заключен мир с Японией, поэтому японцы изгонялись с северной части Сахалина. В 1934 году СССР уже входит в Лигу Наций, однако изгоняется из нее в 1939 году по причине развязывания войны с Финляндией.

Достаточно сложно оценить данный период. С одной стороны, страна совершила резкий индустриальный скачок, улучшила свою экономику. Но все это меркнет в сравнении с жизнью населения, ведь жестокий график пятилеток, раскулачивание, массовые репрессии и заключение миллионов граждан в ГУЛаги, термин «враг народа» и сталинский культ личности только ухудшили положение и так уставшего от войн народа. Но, тем не менее, улучшение экономики позволило СССР хоть немного подготовиться ко Второй мировой войне. Ведь если бы не политика индустриализации, возможно СССР не смог бы противостоять войскам Германии.

Полезный материал по теме:

  1. Вторая треть XIII века – первая половина XIV века. Объединение русских земель
  2. за 1825-1855 годы
  3. 1812-1814 годы. Война с Наполеоном
  4. Историческое сочинение 1547-1564 годы
  5. Историческое сочинение 1941-1942 годы

Литературные направления

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-vek/

В поэзии 20-го века выделяют различные течения. Почти каждый автор этого периода относил себя к тому или иному объединению. Прежде чем приступить к написанию сочинения на тему «Мой любимый поэт 20 века», следует разобраться в следующих литературных направлениях:

  • Символизм (А. Блок, А. Белый, И. Иванов).

  • Акмеизм (А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев).

  • Футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский).

  • Имажинизм (А. Мариенгоф, В. Шершеневич).

К имажинистам изначально примыкал и Есенин. Однако позже поэт объявил о своей независимости от какого-либо литературного объединения.

В произведениях символистов присутствовала мрачность, философский подтекст. Акмеисты, напротив, стремились к точности образов. Футуризм — первое авангардное течение в русской литературе. Его представители демонстративно отказывались от эстетических идеалов прошлого. Имажинисты утверждали первенствующее значение над смыслом самоцельного словесного образа.

О поэзии Серебряного века написано множество книг. Но в действительности, для того чтобы подготовиться к сочинению на тему «Мой любимый поэт», нет необходимости тщательно изучать теорию. Достаточно выбрать из списка поэтов 20-го века того, чье творчество более понятно, близко автору будущего эссе. Ниже приведены вкратце особенности творчества некоторых поэтов 20-го века.