ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» (по повести И. С. Тургенева «Ася»)

ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» (по повести И. С. Тургенева «Ася»)

Повесть «Ася» пронизана светом, торжеством юности, расцветающей природы. Праздничный, сказочно-прекрасный городок 3., серебристо-золотой Рейн; багряный закат. Серебро, золото, пурпур, насыщенный блеском воздух; Ася, обли­тая солнечным светом… Именно в такой сказоч­ной обстановке впервые увидел главный герой повести г-н Н. Н. Асю. Увидел и понял, что стол­кнулся с необъяснимым чудом, необыкновенной тайной, разгадать которую ему так и не удалось. В чем же кроется секрет очарования и привлека­тельности образа Аси?

Уверенно можно утверждать, что внешняя привлекательность отнюдь не является ключом к разгадке. Хотя в ее лице было «что-то свое, осо­бенное », красавицей Ася не была. Небольшой тон­кий носик, почти детские щечки и черные глаза. «Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита… Черные волосы, острижен­ные и причесанные, как у мальчика, падали круп­ными завитками на шею и уши». Ася не могла на­ходиться в состоянии покоя и часто смеялась «пре­странным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходив­шим ей в голову». Как видим, в ее облике было много детского, как, впрочем, и в поведении.

Трудно найти логическое объяснение ее стран­ным поступкам: вспоминается случай на разва­линах. Ася, словно козочка, карабкалась по раз­валинам со стаканом в руке с единственной це­лью — полить цветы, растущие на древних сте­нах. Движения ее были легкими и ловкими, но девушка, несомненно, играла. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохота­ла: «Вы находите мое поведение неприличным, — казалось, говорило ее лицо, — все равно: я знаю, вы мной любуетесь». Но в этот же момент происходит преображение изменчивого лица де­вушки. На смену детскому очарованию приходит сосредоточенное, почти печальное выражение.

Объяснение странного поведения девушки появляется несколько позже. Тайну происхож­дения Аси г-ну Н. Н. раскрывает ее брат. У Аси своя судьба, свое прошлое — незаконнорожден­ной дочери дворянина. Ее мать, бывшая горнич­ная, не считала возможным для себя соединить судьбу с барином. Но после кончины матери отец взял девочку к себе на воспитание. Он стал ее учи­телем и наставником, хотя его воспитание было своеобразным. Девочке была предоставлена пол­ная свобода, так как отец в душе всегда считал себя перед ней виноватым. «Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец; но она так же скоро поняла свое ложное положение; самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укореня­лись, простота исчезла. Она хотела заставить це­лый мир забыть ее происхождение». После смер­ти отца воспитание тринадцатилетней девочки полностью легло на плечи ее двадцатилетнего сводного брата. Брат поместил ее в один из луч­ших пансионов. В пансионе, вдалеке от родного и любимого человека, по-настоящему проявляет­ся характер Аси. Честность, бескомпромиссность — вот основные качества человека, считающего, что лесть и трусость — самые дурные пороки. Ко­нечно, манеры девушки стали лучше, училась она прекрасно, лучше всех, но «никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, гляде­ла букой…». Дружила она в пансионе только с одной некрасивой, загнанной и бедной девушкой. Остальные приятельницы, большинство из кото­рых принадлежали к хорошим фамилиям, не любили Асю, язвили, старались уколоть как только могли.

18 стр., 8833 слов

Опыт и ошибки в романах «отцы и дети» и «униженные и оскорбленные»

... детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми». Другие направления итогового сочинения: Отцы и дети у Достоевского Тема: Отцы и дети Ф. Достоевский “Униженные и оскорбленные” Сага о семье Родители и их дети, опыт старших и ... стороны слишком категоричны и бескомпромиссны, чтобы понять друг друга. И. Гончаров «Обломов» Воспитание во многом ...

Исследователи творчества Тургенева отмеча­ют, что повесть, особенно страницы, посвящен­ные Асе, проникнута поэзией искренности, ду­шевной открытости. В первую очередь связано это с тем, что основана повесть на биографиче­ском факте, дорогом самому автору. История дет­ства героини, незаконнорожденной дочери дво­рянина, напоминает судьбу Полины, дочери са­мого Тургенева, сначала воспитывавшейся в име­нии его матери, а затем в семье Полины Виардо. Но самый облик Аси скорее напоминает Анну, дочь дяди писателя и крепостной крестьянки: «Помните ли вы маленькую, очень своеобраз­ную… девочку, о которой я вам говорил в одном из моих писем? — спрашивал Тургенев Полину Виардо. — Представьте себе самое хорошенькое маленькое личико, какое только можно видеть; черты лица невероятной тонкости, прелестную улыбку и глаза, каких я никогда не видывал, гла­за взрослой женщины, то кроткие и ласкающие, то острые и наблюдательные… Она много раз­мышляет и никогда не хитрит; поразительно, с какой инстинктивной прямотой ее маленький мозг движется к истине…» Несомненно сходство этого портрета-воспоминания с образом героини повести, о которой Тургенев чуть ли не этими же словами скажет: «все ее существо стремилось к правде…»

Философия отречения была внутренне чужда Тургеневу, горячо любившему жизнь. Напротив, писатель проповедовал бескомпромиссность, пол­ноту и честность чувства. Ася сполна обладала этими качествами. По словам брата, она — это настоящий порох: «мы с вами… и представить не можем, как она глубоко чувствует, и с какой не­вероятной силой высказываются в ней эти чув­ства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза».

Если Ася полюбит, то навсегда. Ей нужен ге­рой, необыкновенный человек. Таким необыкно­венным в ее воображении предстал г-н Н. Под влиянием чувств, не ведомых доселе, преобража­ется все ее существо. Детскость и непосредствен­ность исчезают. Меняется само выражение ее лица: «взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел, как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул».

7 стр., 3492 слов

«Значительное лицо» и Акакий Акакиевич в повести Н. В. Гоголя ...

... честь отца. В этом обнаруживается бездумная привычка следовать традициям, излишняя консервативность. Образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель» дополняет его далеко не аристократическая фамилия. Гоголевский персонаж имеет ... А значительное лицо отныне на подчиненных не бранилось, голоса не повышало. Образ Акакия Акакиевича в повести "Шинель" очень трагичен. Но самое печальное, что своего героя Гоголь ...

Обстоятельства вынуждают Асю быть сильной и решительной, тем более что поддержки от воз­любленного она получить не могла (об этом сви­детельствует и прощальная записка): «Прощай­те, мы не увидимся более. Не из гордости я уез­жаю — нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я пла­кала перед вами, если б вы мне сказали одно сло­во, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсег­да!» Девушка принимает, безусловно, правильное решение — уехать, навсегда забыть о том, кто так волнует и тревожит ее сердце. Г-н Н.Н. не спосо­бен удержать Асю. Сердце его открыто всем вы­соким чувствам, ему доступно чувство красоты, он артистичен, тонок, глубоко порядочен, но не отягчен серьезной жизненной целью, горячей непреклонной волей.

Странная привлекательная девушка с ее ог­ненной головой, с ее прошлым, с ее воспитанием пугала уравновешенного, благополучного юно­шу. Но именно эти качества (бескомпромисс­ность, решительность, сила духа, полнота и чес­тность чувств) заставляют каждое новое поколе­ние читателей восхищаться и любоваться бес­смертным образом «тургеневской девушки».


На этой странице искали :

  • образ тургеневской девушки в повести ася
  • сочинение на тему Образ Тургеневской девушки
  • сочинение на тему ася тургеневская девушка
  • сочинение образ тургеневской девушки в повести ася
  • сочинение на тему тургеневская девушка в повести ася

Сохрани к себе на стену!