В помощь учителю, Работая над основной частью итогового сочинения…
как ты лодку назовёшь, так она и поплывёт
Предлагаю несколько приёмов такой работы по всем пяти направлениям.
Направление 1 «Разум и чувства»
Рассказы И.А.Бунина из цикла «Тёмные аллеи» как нельзя лучше подходят для работы над первым направлением «Разум и чувства». Разберём несколько приёмов работы над разными темами.
Тема сочинения «Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?», Прием «Брошенный камень
ü Что, по-вашему, счастье? Пусть каждый из вас запишет по одному слову, которое возникает в голове при мысли о счастье.
ü Проверяем по цепочке:
СЧАСТЬЕ (ассоциации детей)
Любовь
Радость
Мир
Семья
Смех
Успех
Свобода
Лёгкость
Здоровье
ü Пусть каждый из вас запишет по одному слову или словосочетанию, которое возникает в голове при мысли о любви.
ü Проверим:
ЛЮБОВЬ (ассоциации детей)
Любимая (любимый), Взаимность
Нежность
Забота
Искренность, Самопожертвование
Счастье
ü А теперь давайте продолжим нашу работу с опорой на рассказы И.А.Бунина.
ü Какие слова ассоциируются со словом любовь , которая описана в рассказах И.Бунина?
ЛЮБОВЬ (ассоциации, связанные с творчеством Бунина)
Потрясение на всю жизнь
Обида
Кратковременная вспышка, Воспоминания, Великое счастье и трагедия
Страсть
краткий гость на земле
ü Опираясь на произведения И.А.Бунина, ответьте на вопрос: можно ли достичь счастья, если прислушиваться к голосу разума?
ü Заполните таблицу
«Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?» | |
Произведение И.А.Бунина | тезис |
«Господин из Сан-Франциско» | В мире, где всё подчинено разуму, где правит бездуховность, где мир алчен и жесток, счастья быть не может: чувства уходят на второй план. Главное для «людей разума» – все просчитать, всё взвесить, чтобы стать еще богаче, еще знаменитее… Для счастья места нет в мире расчета и рационализма… |
«Солнечный удар» | К сожалению, счастья можно не достичь, даже если не прислушиваешься к голосу разума, даже если отдался чувству, ни о чём не задумываясь… |
Тема сочинения «Стихия чувств и холод разума…», Приём «Слово-магнит»
ü Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова « стихия » и «холод »? Запишите ассоциативный ряд.
ОГОНЬ ПРОХЛАДА, ВЕТЕР НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ЗИМА ОХЛАЖДЕНИЕ, БЕДСТВИЕ СТУЖА
ü Почему же мы говорим «стихия чувств» и «холод разума»? Как вы понимаете смысл этих словосочетаний, исходя из того ассоциативного ряда, который мы с вами построили?
ü Раскрывается ли «стихия чувств» в произведениях И.А.Бунина? Если да, то в каких?
ü Встречается ли «холод разума» в рассказах писателя?
ü Только ли в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор описывает человека, подчинившего свою жизнь разуму?
ü Сформулируйте мысль, которую будете доказывать , и запишите её в таблицу
«Стихия чувств и холод разума…» | |
Произведение И.А.Бунина | тезис |
«Господин из Сан-Франциско» | Человек, который всю жизнь испытывал «холод разума», никогда не сможет окунуться в мир страстей, в «стихию чувств». А если это вдруг и произойдет, то он сгорит в этом огне чувств. |
«Солнечный удар» | Воссоединение душ, охваченных «стихией чувств», мгновенно, это вспышка молнии, которая приходит внезапно и так же внезапно уходит. И «холод разума» в такие минуты бессилен: ему не охладить вспыхнувшие на мгновение чувства… Однако потом наступает его власть… |
НАЧАЛО
ЖИЗНЕННОГО ПУТИ:
ДОБРО
ЧЕСТЬ
ТАЛАНТ
ЗЛО
БЕСЧЕСТИЕ
ПУСТОТА
ДУХОВНАЯ
СМЕРТЬ
КОНЕЦ
ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
(физическая смерть)
Вопросы-помощники:
1) Что мы узнаем о молодом художнике в начале повести?
2) Что испытывает Чартков при виде денег? Над каким нравственным выбором поставила его жизнь?
3) Справился ли герой с задачей, заданной ему самой жизнью: что выбрал – путь добра и чести или путь зла и бесчестия?
4) Меняется ли отношение Чарткова к своей работе, к людям после того, как у него появились деньги?
5) Что пишут о нём в газетах? Какая черта характера начинает резко проявляться у Чарткова в связи с этими публикациями в газете?
6) Что происходит с талантом художника? Почему?
7) Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?
8) Что заставило его задуматься над вопросом: «Но точно ли был у меня талант?»?
9) Меняется ли его цель жизни? Почему? Когда?
10) Каково его отношение к другим художникам? Почему зависть «заполонила» его душу?
11) Как закончил жизнь Чартков?
12) Почему духовная смерть приводит в физической?
3) Проверка работы (заполнение схемы «Ступени нравственного падения Чарткова»
НАЧАЛО
ЖИЗНЕННОГО ПУТИ:
ДОБРО
ЧЕСТЬ
ТАЛАНТ
«…он сидел, уставивши
неподвижно и бессмысленно
Нахождение
не будучи в состоянье денег
оторваться…»,
«думал о будущей жизни…», «Что
с ними делать?», «…могу запереться в
Нравственный
славным художником», «одеться в выбор
жизненного
поста, нанять себе славную квартиру. ..» пути
Окончательная
смена жизненных
приоритетов
Известность, тщеславие, Заказная статья в газете:
говорят, верх совершенства» «ГЕНИЙ!»
«Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился Потеря
в однообразные, определённые, давно изношенные формы» таланта
«Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество.
Нему зависть»
ЗЛО
БЕСЧЕСТИЕ
ПУСТОТА
КОНЕЦ ДУХОВНАЯ, ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СМЕРТЬ, ФИЗИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ, Направление «Опыт и ошибки», Дидактический приём «Мне это пригодится
Опыт, переданный отцами
1. Выбирай нужных друзей 2. Помогай сильному 3. «Учиться надо от жизни самой. Книга – вещь мёртвая» | 1. Богатые люди казались ему алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга. | Набеги с друзьями на яблоневый сад: — власть денег над людьми — «Опасность быть застигнутым на месте преступления не пугала, а возбуждала его». |
НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА | СМЕРТЬ ОТЦА | ШКОЛЬНЫЙ ОПЫТ |
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ФОМЫ ГОРДЕЕВА | «Я и без науки на своём месте буду. Пусть голодные учатся, мне не надо». | |
ОСМЫСЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК | СОВЕТЫ ЯКОВ МАЯКИН | СКАЗКИ ТЁТКИ АНФИСЫ |
Поиск ответа на вопрос: каково его место в жизни? | 1. «У каждого человеческого дела два лица. Одно на виду — это фальшивое, другое спрятанное — оно-то и есть настоящее». 2. Вывод: нужно быть лучше других. 3. Чувствует: он не господин в своём деле, а лишь малая его часть. | Открылся неизвестный мир сказок |
Ø В качестве домашнего задания предлагаем ученикам заполнить таблицу «Опыт, переданный отцами…». Этот материал можно использовать в основной части.
Ø Можно предложить ученикам написать тезисы, опираясь на те литературные аргументы, которые будут использованы в сочинении.
Примерный тезисный план
1. Наставления отцов бывают разные: многое зависит от мировоззрения старших, их нравственных устоев, поэтому к советам и наставлениям надо относиться избирательно, взвешивая все «за» и «против», учитывая и свой жизненный опыт.
2. Иногда отцовский опыт позволяет избежать ошибок сыновьям.
3. Наблюдения над жизнью могут развенчать безнравственную мораль отца.
4. Отцовский завет – лучший опыт.
5. Опыт отца – страховка от ошибок.
6. Жизненные наблюдения, то есть практический опыт, не менее важен, чем советы родителей.
Примерная таблица
Название произведения с указанием автора | Герой, которому адресовано напутствие | Переданный отцовский наказ |
1. А.С.Пушкин, роман «Капитанская дочка» | Петруша Гринёв | «Служи верно, кому присягнешь … от службы не отговаривайся, помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» |
2. А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума» | Алексей Степанович Молчалин | «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была». |
3. Н.В.Гоголь, поэма «Мёртвые души» | Павел Иванович Чичиков | «… больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете». |
5. Л.Н.Толстой, роман «Война и мир» | Андрей Болконский | Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно. В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось. |
Приём «Реклама», Группа 1. Приём «Реклама»., Группа 2. Приём «Реклама»., Группа 3. Приём «Реклама»., Группа 4.
1. Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. 2. В отношениях с другом надо быть добрым, справедливым честным и отзывчивым. 3. Настоящие друзья помогают друг другу, понимают и поддерживают друг друга, дорожат дружбой. |
После этой работы предложить ученикам написать вступление.
Еще одна форма работы над основной частью сочинения.
Чтобы ученики понимали, что каждая тема требует своего подхода, можно предложить ученикам дома заполнить таблицу:
Название произведения | тема | тезис | литературные друзья |
Повесть Михаила Самарского «Радуга для друга» | Способен ли современный человек дружить? | Слепой мальчик Санька и собака-поводырь Трисон | |
Как вы понимаете смысл русской пословицы «Друга иметь – себя не жалеть»? | |||
Какие качества раскрывает в человеке дружба? | |||
Повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья» | Согласны ли вы с народной мудростью «Друзья познаются в беде»? | Василий, сын судьи, и Валёк с маленькой сестрой Марусей, нищие, живущие в подземелье | |
Чем стоит поступиться ради сохранения дружбы? | |||
Согласны ли вы с утверждением Ларошфуко «Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его»? | |||
Повесть Тамары Крюковой «Костя + Ника» | Без истинной дружбы жизнь теряет смысл. | Ника, девочка из богатой семьи прикованная к инвалидной коляске, и Костя из обычной семьи | |
Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а горе делит пополам (Джозеф Аддисон) | |||
Дружба, рождённая взаимопониманием… |
[1] Идея взята из книги Фефиловой Г.Е. Литература. 10 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков / Г.Е.Фефилова. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс. 2015.
[2] Предложенная выше работа учеников собрана из ответов всех групп
[3] Вывод взят из Методических рекомендаций ФГБНУ «ФИПИ» по подготовке к итоговому сочинению (изложению).
Методика подготовки к итоговому сочинению.
В помощь учителю, Работая над основной частью итогового сочинения…
как ты лодку назовёшь, так она и поплывёт
Предлагаю несколько приёмов такой работы по всем пяти направлениям.
Направление 1 «Разум и чувства»
Рассказы И.А.Бунина из цикла «Тёмные аллеи» как нельзя лучше подходят для работы над первым направлением «Разум и чувства». Разберём несколько приёмов работы над разными темами.