История знает много писателей, запомнившихся одним своим произведением. А.С. Грибоедова трудно отнести к их числу. Поэт, публицист, дипломат, общественник много работал, был многогранной личностью. Александр Сергеевич писал стихи, прозу, создавал пьесы, сам участвовал в театральных постановках, играл на фортепьяно и даже писал музыку. Сохранилось два вальса его сочинения. Однако, мир его запомнил как автора нетленной комедии «Горе от ума».
Взяв лучшие черты классики жанра, продолжив традиции «Недоросля» Фонвизина, Грибоедов привносит в пьесу много нового. Чем потом будут руководствоваться последователи, в том числе и Н.В. Гоголь при написании «Ревизора».
Герои пьесы не карикатурные образы, призванные обличать одно личностное качество. А многоплановые, противоречивые персонажи. Это помогает читателю увидеть живой портрет московской знати 19 века, в их характерных чертах и особенностях.
Проблематика комедии
«Горе от ума» – общественная комедия. Но в отличие от классики социального жанра, здесь просматриваются две проблемы. Это аспект взаимоотношения с обществом и любовная линия. Чацкий возвращается в Москву только ради возлюбленной – Софьи. И на фоне противоборства героя с «фамусовщиной» разворачивается классический любовный треугольник. Но традиция искажена в сторону реальности. Чацкий, как главный лирический герой, не идеален. Он вспыльчив, нередко бестактен, его суждения резки. Соперник Молчалин глуп, корыстен и труслив. Ни одной хорошей черты в него не вложил автор, а потому герой абсолютно отрицательный. Но его любит Софья. Такой выбор героини нарушает классическую перспективу и развитие сюжета пьесы. Получается, что комедия вобрала в себя три художественных направления: классицизм, реализм и романтизм. Это был смелый подход, который не использовался ранее.
Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Сам Грибоедов писал, что в его произведении на двадцать пять глупцов один умный. Чацкий и фамусовское общество противостоят друг другу на протяжении всей пьесы. Но ведь нормы задает большинство. Неудивительно, что герой с иными взглядами на жизнь становится изгоем.
Фамусов и его окружение
Автор в красках описал представителей «века минувшего». В этом стане в цене лишь высокий чин, деньги, дворянский титул и связи. Низкопоклонничество также в почете, как способ достижения этих ценностей. Главным представителем лагеря в пьесе стал Павел Афанасьевич Фамусов. Это крупный чиновник, управляющий в казенном доме, помещик. Чем заслужил уважение московского дворянства.
Фамусов и жизненная философия отцов в комедии А. С. Грибоедова ...
... сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»» Тест по произведению Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов ... Чацкого. В его доме происходят события пьесы. Ф. – один из ярчайших представителей «века минувшего». В одном из своих монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века. ... она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его ...
Фамусову важны лишь те люди, кто равен или выше него по чину, количеству крестьянских душ, кто дает балы, имеет больше связей. Такие, как Хлестовы, Хрюмины, Тугоуховские, которым «чиновные, должностные все друзья и родные». Он жалеет об уме Чацкого открыто, ведь он мог быть деловым. Мог подстроиться под нравы общества, которое его окружает, достичь успеха. В понимании чиновника, лишь служба военная или государственная имеет значение. Фамусов по-отечески пытается направить Александра Андреевича на путь истинный, ведь он сын его друга.
Чиновник во всем винит науку, образование. Он понимает, что настроения молодых людей меняются. И в любой момент его мир, где он царь и бог, может рухнуть. Поэтому книги для него самое страшное зло. Их необходимо сжечь.
Лидер московской аристократии приводит пример своего дяди. Который уже будучи в почтенном возрасте, упал на приеме, да чуть «затылка не расшиб». Но, видя смех высокопоставленных особ, упал еще два раза специально. Чем заслужил близость ко двору, уважение. Максим Петрович, по словам Фамусова, ел на золоте и серебре. Его всегда приглашали на светские приемы, играть в вист. И был вельможей при самой Екатерине. На что Чацкий выдает фразу, ставшую афоризмом, что он рад служить, но тошно прислуживаться. Готов посвятить себя делу, стране, но не лицам.
Сам Павел Афанасьевич вдовец, богат. У него есть юная дочь, которой он также ищет не бедного супруга «при звездах, чинах». Неважно «пусть плохенький», но чтоб душ в родовом поместье было не меньше двух тысяч. Не видит он в этой роли Чацкого, а тем более Молчалина. Идеальной парой для Софьи он считает полковника Скалозуба. Он достаточно послужил, обзавелся богатством, к тому же «метит в генералы».
Полковник Скалозуб
Как и большинство героев классических произведений, мужчина наделен «говорящей» фамилией. Вояка и солдафон любит пошутить, но юмор его по-армейски плоский. Например, когда Фамусов спрашивает Сергея Сергеевича об одной тетушке, тот отвечает, что он с ней вместе не служил. И ждет реакции на остроту.
Скалозуб самый почетный гость в доме Павла Афанасьевича, ведь он жених завидный. Солидный, серьезный, известный человек и успел «нахватать» много знаков отличия и медалей. Собственно, все его разговоры сводятся к фрунту, «орденам в петличке», мундирам, «погончикам».
Сергей Сергеевич не стар, служит не так давно. Готов на все ради повышения в звании. Не чуждо ему чувство сострадания. Он единственный, кто идет помогать Молчалину, когда тот упал с лошади. Но признает его «жалким наездником».
Два поколения «века минувшего»
Представители «фамусовской Москвы» не все старики. Молодежь не далеко ушла от предков. Нравы московской аристократии неизменны. Все те же темы, сплетни и «стихи в альбомах». Даже молодые люди в тайном кружке, восхваляемые Репетиловым, лишь шумят и пишут сообща водевили.
А девицы удивили даже прусского короля своими вычурными нарядами и манерами. Ведь они не могут по-простому даже поговорить, каждое словечко «с ужимкой». Забавно то, что обо всем обличающем, повествуют сами герои с гордостью. Они искренне считают названное добродетелями, а не пороками.
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова
... Чацкому судом. Фамусов, верный дворянским традициям, боится подобных Чацкому людей, которые посягают на основу дворянского благополучия. Посылать людей в Сибирь, на каторгу и ссылку, продавать и наказывать их—все это по Фамусову ...
Ярким представителем «фамусовской» молодежи служит Молчалин. Делец, низкопоклонник, который спешит всем угодить. Его отец с детства учил, что уважать надо лишь тех, кто выше чином, старше. И угождать всем, даже собаке дворника высокопоставленного лица. У героя даже мнения своего нет, ведь он пока не имеет на него права. Этот тип живуч. И сделает все, чтобы добиться «степеней известных».
А старшее поколение дворянства и чиновничества понять можно. На старых взглядах, консервативных нравах, держится весь их авторитет. Поэтому перемен такие, как Фамусов и Хлестова, боятся как огня.
Фамусов и его окружение , Сочинения по литературе: Фамусов и его окружение.
Само название произведения «Горе от ума» говорит об очень многом. Даже не читая комедию, уже только из названия можно сделать определенные выводы относительно главных героев. Персонажи произведения не уважают ничего, кроме денег, богатых людей и всего, относящегося к финансам. Эти герои не любят очень умных людей, не любят, когда их чему-либо учат, особенно люди, более низкие по рангу. Для них главным качеством в человеке является наличие высокого поста либо толстого кошелька. К сожалению, и в наше время можно встретить подобного рода людей, похожих на тех, о которых писал в своей комедии Александр Сергеевич Грибоедов. Поэтому тема произведения актуальна и сейчас.
Фамусова автор показывает как высшую степень неграмотности, алчности, самолюбия и жадности. Фамусов — хозяин дома, и именно по этому персонажу можно судить об атмосфере, царящей в его жилище. И конечно, исходя из этого, можно сказать, что по своему характеру семья и окружение Фамусова не сильно отличались от него самого. Фамусов не был склонен к наукам, был неграмотным, не любил читать и не любил, когда читала его дочь: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтенъи прок-от не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Фамусов не любил все, что связано с образованием.
И поэтому он не любил людей умнее его и очень злился, когда такие встречались. Фамусов не любил и не ценил простых людей, он к ним просто не прислушивался. Зато любил и уважал людей богатых, в высоком чине. И не важно, что эти люди могут быть глупыми или продажными. Такие люди привлекали Фамусова, и он был готов на все, только бы «втереться» в доверие к этим людям. Бедный человек никогда бы не стал другом и соратником для Фамусова. Вот, например, что говорит Фамусов Чацкому перед приездом знатного генерала Скалозуба: Пожало-ста, сударь, при нем остерегись: Известный человек, солидный, И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал… Окружение Фамусова представляет собой группу людей, объединенных одной целью.
Эта цель заключается в том, чтобы заработать «легкие» деньги, как можно больше разбогатеть, чтобы не отставать от других знатных особ. Деньги и тема денег — это то, без чего невозможно существование этих людей. Деньги стали неотъемлемой частью их жизни. Деньги стали их друзьями, соратниками, темой для разговоров, смыслом жизни… После прочтения комедии «Горе от ума» мне показалось, что это вовсе не комедия, а трагедия. Трагедия людского общества, которое не способно вести нормальный образ жизни из-за своего пристрастия к деньгам и нечестной жизни.
Какие поступки человека говорят о его отзывчивости? материал ...
... на крайний, а может и безнравственный поступок: играет с мальчиком в игру на деньги. Это неправильный поступок ... человека: "И только несчастная приёмная дочь, выросшая в этих стенах, ушла за перегородку и там плакала". Матрёна - пример бескорыстия и отзывчивости. Затрагивая тему ... учится упорно и старательно, даже несмотря на неуспеваемость по французскому языку. О проблемах мальчика узнает его ...
И только такие люди, как Чацкий, способны противостоять этой денежной лихорадке и вывести остальных людей из глубокого заблуждения. Заблуждения, которое мешает им жить. В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего. АС.
Грибоедов В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824 год) представлена Москва, ее нравы начала XIX века. Заглянем в дом «московского туза» Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном месте. Чем занят Фамусов? Каков круг его интересов? Каково его окружение?
Каковы его идеалы? При первом появлении на сцене Фамусов, почтенный отец взрослой дочери, заигрывает со служанкой Лизой, а потом читает мораль дочери. Он замечает всю ночь читавшей Софии, что «в чтеньи прок-то невелик». Фамусов высказывает неудовольствие по поводу дворянского воспитания девушек. Моды, шляпки, шпильки, книжные лавки — «губители карманов» отцов.
Но сам он следует тому, что заведено в обществе, частоего слова и поступки не совпадают. Главное в человеке, по мнению Фамусова, — знатность и богатство. «Кто беден, тот тебе не пара», — говорит Фамусов дочери. «Подписано, так с плеч долой», — говорит он об отношении к делу. Кто же окружает Фамусова? Секретарь Молчалин живет авторитетами фаму-совского общества. Чинопочитание, трусость, изворотливость и услужливость — основные черты Мол-чалина.
Вот как говорит о нем Чацкий: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. О своих жизненных устоях Молчалин рассказывает сам: …Во-первых, угождать всем людям, без изъятъя — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить… В случае с Молчаливым автор использует прием «говорящей фамилии». Молчалин молчит, но до поры. «Молчаливы блаженствуют на свете», — говорит о нем Чацкий. Полковник Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». Глупость и глупость написаны у Скалозуба на лице. Окружают «московского туза» родственники, «свояченицы детки» (один Молчалин чужой).
Все родные обязаны Фамусову местечком. Окружающих Фамусова людей лучше всего можно разглядеть на балу. Вечер. Но в доме Фамусова не спят. Огромный, ярко освещенный зал постепенно «принимает» гостей. Первыми появляются Горичи — Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович.
Жена хвастливо замечает, что муж ее мог бы стать комендантом Москвы. Но Платон Михайлович вышел в отставку и томится от безделья. Он находится под каблуком кены и только вздыхает о прежнем славном житье. Многочисленное семейство князя Тугоуховского (прибыло на бал, чтобы подыскать дочерям богатых женихов. Антон Антонович Загорецкий — лгун, угодник. Он, видимо, не богат, потому и старается угодить дочери вельможи. Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова, невежественна, ворчлива, хочет удивить гостей крепостной девушкой. На балу присутствует и Скалозуб, мечтающий об усилении власти военных, когда всех будут учить, как он говорит, «по-нашему: раз, два, а книги сохранят для больших оказий». Каких только типов нет в доме Фамусова!
Сколько интриг, глупостей и сплетен исходило от женщин! София нехотя сочиняет сплетню о сумасшествии Чацкого. Эта сплетня обрастает, как снежный ком, нелепыми подробностями. Все окружение Фамусова презирает все русское, говорят на нелепой смеси «французского с нижегородским», одеваются вычурно, на иностранный манер. Отношения между людьми в окружении Фамусова держатся на страхе, подчинении вышестоящим. Недаром Чацкий замечает: «…
Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова
... разрыв, из-за возникшего в конце комедии недоверия Фамусова к Молчалину, по мнению Чацкого, будет временным и недолгим. Сочинение Фамусов и Молчалин сравнительная характеристика Произведение Грибоедова “Горе от ума” наполнено различными яркими ... чем душевный и ему очень бы хотелось быть богатым и независимым. Фамусов хочет выдать свою дочь за богатого жениха и постоянно об этом ей говорит и неважно ...
и точно, начал свет глупеть». Он осуждает «прошедшего житья подлейшие черты»: клевету, подлость, чинопочитание. Восхищает талантливость и остроумие автора бессмертной комедии «Горе от ума», многие фразы которой стали афоризмами. Произведение актуально и в наши дни. Ведь и сейчас, как и двести лет назад, большой властью пользуются люди, подобные Загорецкому, дяде Фамусова, и блаженствуют подобные Молчалину.