Русская поэзия 2 половины 19 века: общая характеристика, особенности и представители

Сочинение Лидия Михайловна в рассказе Уроки французского (образ и характеристика)

Лидию Михайловну можно назвать одним из центральных персонажей данного произведения, написанного замечательным писателем Распутиным. Двадцатипятилетняя учительница, которая преподает французский язык

  • Сочинение Великодушный человек

    Великодушие часто ассоциируют с отзывчивостью, готовностью бескорыстно помочь другому. Однако это понятие гораздо шире и включает многие другие положительные качества.

  • Сочинение Известный успешный телеведущий

    По моему мнению, работа телеведущего очень интересная, разнообразная и веселая, но в тоже время сложная, требующая много человеческих качеств, и подходит такая работа не всем.

  • «Русская поэзия XIX века»

    Русская поэзия XIX века пережила в своем развитии по крайней мере три подлинных подъема. Первый, условно говоря, падает на начало века и-осенен именем Пушкина. Другой давно признанный поэтический взлет приходится на рубеж двух столетий — девятнадцатого и двадцатого — и связан прежде всего с творчеством Александра Блока. Наконец, третья, по выражению современного исследователя, «поэтическая эпоха» ‘ — это середина прошлого пока, 60-е годы, хотя именно в поэзии так называемые «шестидесятые годы» хронологически ощутимее сдвигаются к началу 50-х. В 40-е годы в русской поэзии имеют место значимые и принципиально важные явления. Так, в середине 40-х годов складывается оригинальное творчество Некрасова, в 40-е годы начинает творить Фет. И все же в это десятилетие в целом поэзия отходит на второй план, что подтверждает и внешняя картина литературной жизни: ограниченное количество выходящих поэтических сборников, скромное место, занимаемое поэзией в журналах. И причины нужно искать не только в произволе издателей или недостатке эстетического чутья у критиков — МОЖНО указать, например, на очень сдержанное отношение к поэзии во второй половине 40-х годов даже у Белинского. В литературе возобладали характерные прежде всего для прозы аналитические тенденции. Между тем предпринимаемая в самом конце 40-х годов таким чутким редактором и издателем, как Некрасов, попытка оживить интерес к поэзии представляется симптоматичной. В «Современнике» замышляется целая серия статей, посвященных поэтическим явлениям эпохи. В этих рамках написана и известная статья Некрасова «Русские второстепенные поэты».

    8 стр., 3641 слов

    Что люблю поэзию. Почему я люблю поэзию? Сочинения по темам

    ... они по праву заслужили это. Ведь стихи Есенина действительно красивы и мелодичны. Сочинение на тему Мой любимый поэт серебряного века Сергей Есенин 9 класс Поэзия серебряного века – особое явление в мире литературы. Волнующие, ... бы отказался от него, предпочтя свою родину. Произведение «Русь», написанное в 1914 году, показывает все отношение автора и к стране, и к народу. Рисуя картину, ...

    Все это было предощущением нового подъема поэзии, признаки которого обнаруживаются уже с начала 50-х годов и который к середине 50-х годов обретает необычную стремительность. Поэзия снова получает нрава гражданства на страницах журналов, становится полнокровной, и самостоятельной участницей литературного процесса, предметом критического анализа и теоретических споров. Лучшие критики снова много и заинтересованно пишут о ней: Чернышевский и Добролюбов, Дружинин и Боткин. Выходят и часто становятся подлинно выдающимися событиями литературной и общественной жизни поэтические сборники. Прежде всего это относится к сборнику Некрасова 1856 года. Появляются книги Фета, Никитина, Огарева, Полонского, Ап. Майкова и др. Эпоха воззвала именно к поэзии, а не к стихотворству, недостатка в котором не было никогда. Меняется качественно и самый характер поэзии. Появляется немало новых поэтов: Случевскин, например, или Никитин. Происходит, однако, не просто обычная смена поколений. Процесс становления поэзии выглядит много сложнее. Характерно возрождение к новой жизни поэтов, давно сложившихся, но почти замолчавших в «непоэтические» 40-е годы. Может быть, наиболее характерна в этом смысле судьба такого поэта, как Тютчев, его как бы двойное возрождение: во-первых, внимание к самому его творчеству, уже существовавшему, возрождение его в читательском восприятии и, во-вторых, сама его необычайная творческая активность. Можно говорить н о своеобразном возрождении даже Некрасова, в копне 40-х годов переживавшего явный творческий кризис, мало или совсем (на протяжении 1849 года) не писавшего стихов н прямо заявлявшего, что он теперь стихов не пишет. С другой стороны, такой писатель, как Тургенев, создавший немало стихотворных произведений, в «прозаические» 40-е годы, полностью расстается со стихами в «поэтические» 50-е.

    Русская поэзия после Пушкина несла в себе противоборствующие начала, выражала возросшую сложность и противоречивость жизни. Отчетливо обозначаясь и поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и «чистое искусство». Когда мы говорим О двух поэтических лагерях, нужно иметь в виду большую пестроту и сложность отношений как внутри каждого из лагерей, так и в отношениях между ними, особенно если учитывать эволюцию общественной и литературной жизни, «Чистые» поэты писали гражданские стихи: от либерально-обличительных (Я. Полонский) до охранительных (Ап. Майков).

    Поэты-демократы испытывали определенное {и положительное тоже) влияние со стороны поэтов «чистого искусства»: Никитин, например, в своей лирике природы. Расцвет хатирической поэзии связан главным образом с демократическим движением. Тем не менее «чистое искусство» выдвинуло ряд крупных сатирических дарований: Н. Щербина и особенно А. К. Толстой, написавший немало сатирических произведений — как самостоятельных, так и в рамках коллективного авторства, создавшего знаменитого Козьму Пруткова. И все же в целом между поэтическими движениями проходи, достаточно четкий водораздел. В противостоянии и в противоборстве этих двух направлений часто заявляла о себе обострившаяся социальная борьба. Полюсы можно было бы, пожалуй, обозначить двумя именами: Некрасов и Фет. «Оба поэта начали писать почти одновременно, — констатировала критика, — оба пережили одни и те же фазисы общественной жизни, оба сделали себе имя в русской литературе… оба, наконец, отличаются далеко не дюжинным талантом, — и при всем том в поэтической деятельности каждого из них нет почти ни одного общего пункта».

    4 стр., 1764 слов

    Презентация «Роль поэзии и поэта в жизни общества»

    ... назначении поэта Примерный текст сочинения Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко ... том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение — служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя ...

    Чаще под школой Некрасова — и здесь речь идет именно о такой школе—имеют в виду поэтов 50 — 70-Х годов, идеологически и художественно наиболее ему близких, испытывавших на себе прямое влияние великого поэта, даже организационно в сущности объединенных уже в силу того обстоятельства, что большинство из них группировалось вокруг немногочисленных демократических издании: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры».

    ШколеNET

    О Родине люди слагают пафосные стихи, гимны и величальные песни. Или простыми, будничными, но искренними словами, идущими от самого сердца, рассказывают о своей любви к ней. Я не знаю никого, кто не любит свой край, свой уголок земли, свою родину. И пусть не каждый может высказать эту любовь высоким стилем – для того поэты и создают свои стихотворения, чтобы всякий, кто носит любовь к Отечеству в своем сердце, мог говорить о самом сокровенном поэтическим слогом. Темы любви к Родине касались поэты во все времена. Не исключение и русские поэты 19-20 века. Они воспевали бескрайние просторы, города и деревни, моря и реки, красоту и мощь народа своей страны – России. Тема родины всегда волновала поэта Андрея Белого. Он говорил: «любить Россию свойственно русскому человеку». А. Белый рисовал Россию и русский народ в своих стихах мрачными красками. Он видел беспросветное и нищенское существование простого народа. В некоторых стихах преобладает чувство отчаяния: «Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой Мать-Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой?» Эти строки написаны в 1908 году. Поэт задает этот роковой вопрос, но не находит на него ответа. И тогда у него рождаются другие стихи: «Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя!» А.

    Белый носил в себе мучительное чувство разлада с ощущением Родины, но несмотря на все свои сомнения, он видел возможность для разрешения духовного кризиса. И когда в преддверии революционных событий его мечта начала осуществляться, он был готов всего себя принести в жертву Отчизне: «И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия Мессия грядущего дня!» При всей неоднозначности своего мироощущения, при его разногласиях с политикой, А. Белый никогда не уходил от восприятия России как прекрасного образа. Сергей Александрович Есенин – поэт, у которого простота слога сочетается с глубиной мысли, мастер русского пейзажа, певец Руси крестьянской. Он пишет о том, как «радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси». В его изображении Россия – это поля, березы, крестьяне, их песни, избы, скромные милые девушки и добрые молодцы. Русь – это печаль и слезы матерей, тяжкий труд и сладкий отдых. Вот как в этих стихах: Я люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. …Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей. Александр Блок – поэт-символист говорит о своей России, как о «степной кобылице».

    Он анализирует в масштабном произведении «На поле Куликовом» многовековую историю Руси. «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!». В этих словах читается душевная боль поэта, для которого Русь – жена, Русь – нищая, бедная, бесценная. Когда-то Блок заметил, что все его стихи написаны о Родине. На позднем этапе своего творчества, в зрелом возрасте, в расцвете своего таланта он пишет цикл стихов под названием «Родина». Главный мотив этого цикла – дороги, пути, которыми движется Россия со времен седой древности. Поэт показывает Русь такой, какой он сам её видит, — многоликой и величественной в своей необъятной широте. Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни. А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней. В письме Блока к Мережковскому читаем о том, как сам поэт воспринимал Россию: «Родина — древнее, бесконечно древнее существо, большое, потому неповоротливое, и самому ему не счесть никогда своих сил, своих мышц, своих возможностей, так они рассеяны по матушке-земле». Поэт Константин Симонов написал стихотворение «Родина» в 1941 году. В нем он пишет о великой, бескрайней и могущественной России, которая противопоставлена тому краешку земли, который можно увидеть своими глазами: «Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком».

    6 стр., 2826 слов

    Урок Выполнила Штырля Татьяна Андреевна поэты Зауралья о Родине, ...

    ... внутренний мир человека, учит любви к родине, ко всему живому в природе, любви к природе родного края. Поэты Зауралья внесли в литературу ... «Мальчики в Сибирях и Кавказах» пишут стихи, «поэтов на Руси не убывает». Знать свои исторические корни, понимать, что ... А поэзия - сердце литературы. Именно оно острее воспринимает радости и печали всего человечества. Становятся поэтами люди по-разному. ...

    В тяжелую для своей Родины годину, в военное лихолетье поэт призывает каждого сберечь ее, защитить в тылу и на фронте свою большую и малую Родину. «Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать». Родная земля, родные березы – вот ради чего надо биться до последней гранаты, вот что нельзя отдать никому, а надо сохранить даже ценой собственной жизни. В заключение хочу сказать, что поэты 19-20 веков чувствовали Родину, как собственный организм, ощущали себя единым целым с родной землей. «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм», — говорил уже упоминаемый мною Александр Александрович Блок. Они принимали близко к сердцу ее радости и горести, жили её заботами и интересами, Родине они посвящали свой поэтический дар и талант. Потому что «не греет солнце на чужбине» и горек чужой хлеб. И даже тогда, «Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким Русь». Есенин С. А.

    более месяца назад

    LiveInternetLiveInternet

    В. ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) К НЕЙ Имя где для тебя? Не сильно смертных искусство Выразить прелесть твою! Лиры нет для тебя! Что песни? Отзыв неверный Поздней молвы об тебе! Если бы сердце могло быть Им слышно, каждое чувство Было бы гимном тебе! Прелесть жизни твоей, Сей образ чистый, священный, — В сердце — как тайну ношу. Я могу лишь любить, Сказать же, как ты любима, Может лишь вечность одна! 1810-1811 19 МАРТА 1823 Ты предо мною Стояла тихо. Твой взор унылый Был полон чувства. Он мне напомнил О милом прошлом… Он был последний На здешнем свете. Ты удалилась, Как тихий ангел; Твоя могила, Как рай, спокойна! Там все земные Воспоминанья, Там все святые О небе мысли. 1823 ПРИВИДЕНИЕ В тени дерев, при звуке струн, в сиянье Вечерних гаснущих лучей, Как первыя любви очарованье, Как прелесть первых юных дней — Явилася она передо мною В одежде белой, как туман; Воздушною лазурной пеленою Был окружен воздушный стан; Таинственно она ее свивала И развивала над собой; То, сняв ее, открытая стояла С темнокудрявой головой; То, вдруг всю ткань чудесно распустивши, Как призрак, исчезала в ней; То, перст к устам и голову склонивши, Огнем задумчивых очей Задумчивость на сердце наводила. Вдруг… покрывало подняла… Трикраты им куда-то поманила… И скрылася… как не была! Вотще продлить хотелось упоенье… Не возвратилася она; Лишь грустию по милом привиденье Душа осталася полна.

    12 стр., 5810 слов

    Анализ поэтического сборника Бальмонта «Только любовь. Семицветник»

    ... любовь Константин Бальмонт Мой друг, есть радость и любовь, Есть все, что будет вновь и вновь, Хотя в других сердцах, ... настроения. «Психологическая лирика» Бальмонта полна намеков, индивидуальных ... Забвеньем я дышу — своею ... земного, ночь моя не ночь людская, ... любовь, как лунный луч в волне. И я хочу стонать, безумствовать, воскликнуть: «Ты будешь навсегда любовной пыткой мне!» Анита Константин Бальмонт ...

    1823 К. БАТЮШКОВ (1787-1855) МОЙ ГЕНИЙ О память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной, И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальней. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенный, Повсюду странствует со мной. Хранитель гений мой — любовью В утеху дан разлуке он: Засну ль? Приникнет к изголовью И усладит печальный сон. 1815 ВАКХАНКА Все на праздник Эригоны Жрицы Вакховы текли; Ветры с шумом разнесли Громкий вой их, плеск и стоны. В чаще дикой и глухой Нимфа юная отстала; Я за ней — она бежала Легче серны молодой. Эвры волосы взвевали, Перевитые плющом; Нагло ризы поднимали И свивали их клубком. Стройный стан, кругом обвитый Хмеля желтого венцом, И пылающи ланиты Розы ярким багрецом, И уста, в которых тает Пурпуровый виноград — Все в неистовой прельщает! В сердце льет огонь и яд! Я за ней… она бежала Легче серны молодой; Я настиг — она упала! И тимпан над головой! Жрицы Вакховы промчались С громким воплем мимо нас; И по роще раздавались Эвоэ! И неги глас! 1815 Д, ДАВЫДОВ (1784-1839) ЭЛЕГИЯ О, пощади! Зачем волшебство ласк и слов, Зачем сей взгляд, зачем сей вздох глубокой, Зачем скользит небережно покров С плеч белых и с груди высокой? О, пощади! Я гибну без того, Я замираю, я немею При легком шорохе прихода твоего; Я, звуку слов твоих внимая, цепенею; Но ты вошла… и дрожь любви, И смерть, и жизнь, и бешенство желанья Бегут по вспыхнувшей крови, И разрывается дыханье! С тобой летят, летят часы, Язык безмолвствует… одни мечты и грезы, И мука сладкая, и восхищенья слезы… И взор впился в твои красы, Как жадная пчела в листок весенней розы. 1817 ПОЭТИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА Что она? — Порыв, смятенье, И холодность, и восторг, И отпор, и увлеченье, Смех и слезы, чорт и бог, Пыл полуденного лета, Урагана красота, Исступленного поэта Беспокойная мечта! С нею дружба — упоенье… Но спаси, создатель, с ней От любовного сношенья И таинственных связей! Огненна, славолюбива, Я ручаюсь, что она Неотвязчива, ревнива, Как законная жена! 1816 НЕВЕРНОЙ Неужто думаете вы, Что я слезами обливаюсь, Как бешеный кричу: увы! И от измены изменяюсь? Я — тот же атеист в любви, Как был и буду, уверяю; И чем рвать волосы свои, Я ваши — к вам же отсылаю. А чтоб вспоследствии не быть Перед наследником в ответе, Все ваши клятвы век любить — Ему послал по эстафете. Простите! Право, виноват! Но если б знали, как я рад Моей отставке благодатной! Теперь спокойно ночи сплю, Спокойно есм, спокойно пью И посреди собратьи ратной Вновь славу и вино пою. Чем чахнуть от любви унылой, Ах, что здоровей может быть, Как подписать отставку милой Или отставку получить! 1817 ВАЛЬС Ев. Д. Золотаревой Кипит поток в дубраве шумной И мчится скачущей волной, И катит в ярости безумной Песок и камень вековой. Но, покорен красой невольно, Колышет ласково поток Слетевший с берега на волны Весенний розовый листок. Так бурей вальса не сокрыта, Так от толпы отличена, Летит, воздушна и стройна, Моя Любовь, моя Харита, Виновница тоски моей, Моих мечтаний, вдохновений, И поэтических волнений, И поэтических страстей! 1834 П. ВЯЗЕМСКИЙ (1792-1878) ПЕРВЫЙ СНЕГ (ФРАГМЕНТ) Презрев мороза гнев и тщетные угрозы, Румяных щек твоих свежей алеют розы, И лилия свежей белеет на челе. Как лучшая весна, как лучшей жизни младость, Ты улыбаешься утешенной земле. О, пламенный восторг! В душе блеснула радость, Как искры яркие на снежном хрустале. Счастлив, кто испытал прогулки зимней сладость! Кто в тесноте саней с красавицей младой, Ревнивых не боясь, сидел нога с ногой, Жал руку, нежную в самом сопротивленье, И в сердце девственном впервой любви смятенье, И думу первую, и первый вздох зажег, В победе сей других побед прияв залог. 1819 О. С. ПУШКИНОЙ Нас случай свел; но не слепцом меня К тебе он влек непобедимой силой: Поэта друг, сестра и гений милый, По сердцу ты и мне давно родня. Так в памяти сердечной без заката Мечта о нем горит теперь живей: Я полюбил в тебе сначала брата, Брат по сестре еще мне стал милей. Удел его — блеск славы вечно льстивой, Но часто нам сияющий из туч; И от нее ударит яркий луч На жребий твой, в беспечности счастливый. Но для него ты благотворней будь: Свети ему звездою безмятежной, И в бурной мгле отрадой, дружбой нежной Ты услаждай тоскующую грудь. 1825 МОРЕ (ФРАГМЕНТ) Так! Древности постиг теперь Я баснословную святыню: О волны! Красоты богиню Я признаю за вашу дщерь! Так, верю: родилась она Из вашей колыбели зыбкой, И пробудила мир от сна Своею свежею улыбкой. Так, верю: здесь явилась ты, Очаровательница мира! В прохладе влажного сафира, В стихии светлой чистоты. Нам чистым сердцем внушены Прекрасных таинств откровенья: Из лона чистой глубины Явилась ты, краса творенья. Над ней, как звезды, светят сны, Давно померкшие в тумане, Которые так ясно ране Горели в небе старины. Из волн, целующих ее, Мне веют речи дивной девы; В них слышно прежнее бытье, Как лет младенческих напевы. Они чаруют и целят Тоску сердечного недуга; Как мировое слово друга, Все чувства меж собой мирят. В невыразимости своей Сколь выразителен сей лепет: Он пробудил в душе моей Восторгов тихих сладкий трепет. 1826 ПРОСТОВОЛОСАЯ ГОЛОВКА П. Н. Всеволожской Простоволосая головка, Улыбчивость лазурных глаз, И своенравная уловка, И блажь затейливых проказ — Все в ней так молодо, так живо, Так не похоже на других, Так поэтически игриво, Как Пушкина веселый стих. Пусть спесь губернской прозы трезвой, Чинясь, косится на нее: Поэзией живой и резвой Она всегда возьмет свое. Она пылит, она чудесит, Играет жизнью, и, шутя, Она влечет к себе и бесит, Как своевольное дитя. Она дитя, резвушка, мальчик, Но мальчик, всем знакомый нам, Которого лукавый пальчик Грозит и смертным и богам. У них ко всем одни приемы, В сердца играют заодно: Кому глаза ее знакомы, Того уж сглазил он давно. Ее игрушка — сердцеловка: Поймает сердце и швырнет; Простоволосая головка Всех поголовно заберет! 1828 ЧЕРНЫЕ ОЧИ Южные звезды! Черные очи! Неба чужого огни! Вас ли встречают взоры мои На небе хладном бледной полночи? Юга созвездье! Сердца зенит! Сердце, любуюся вами, — Южною негой, южными снами Бьется, томится, кипит. Тайным восторгом сердце объято, В вашем сгорая огне; Звуков Петрарки, песней Торквато Ищешь в немой глубине. Тщетны порывы! Глухи напевы! В сердце нет песней, увы! Южные очи северной девы, Нежных и страстных, как вы! 1828 ФЛОРЕНЦИЯ Ты знаешь край! Там льется Арно, Лобзая темные сады; Там солнце вечно лучезарно И рдеют золотом плоды. Там лавр и мирт благоуханный Лелеет вечная весна, Там город Флоры соимянный И баснословный, как она. Край чудный! Он цветет и блещет Красой природы и искусств, Там мрамор мыслит и трепещет, В картине дышит пламень чувств. Там речь — поэзии напевы, Я с упоеньем им внимал; Но ничего там русской девы Я упоительней не знал. Она и стройностью красивой, И яркой белизной лица Была соперницей счастливой Созданий хитрого резца. Канова на свою Психею При ней с досадой бы смотрел, И мрамор девственный пред нею, Стыдясь, завистливо тускнел. На белом мраморе паросском Ее чела — венцом из кос Переливалась черным лоском Густая прядь густых волос. И черным пламенем горела Очей пылающая ночь; И южным зноем пламенела Младая северная дочь. 1834 ПЕТЕРБУРГСКАЯ НОЧЬ Дышит счастьем Сладострастьем Упоительная ночь! Ночь немая, Голубая, Неба северного дочь! После зноя тихо дремлет Прохлажденная земля; Не такая ль ночь объемлет Елисейские поля! Тени легкие, мелькая, В светлом сумраве скользят, Ночи робко доверяя То, что дню не говорят. Дышит счастьем, Сладострастьем Упоительная ночь! Ночь немая, Голубая, Неба северного дочь! Блещут свежестью сапфирной Небо, воздух и Нева, И, купаясь в влаге мирной, Зеленеют острова. Вёсел мерные удары Раздаются на реке И созвучьями гитары Замирают вдалеке. Дышит счастьем, Сладострастьем Упоительная ночь! Ночь немая, Голубая, Неба северного дочь! Как над ложем новобрачной Притаившиеся сны, Так в ночи полупрозрачной Гаснут звезды с вышины! Созерцанья и покоя Благодатные часы! Мирной ночи с днем без зноя Чудом слитые красы! Дышит счастьем, Сладострастьем Упоительная ночь! Ночь немая, Голубая, Неба северного дочь! Чистой неги, сладкой муки Грудь таинственно полна. Чу! Волшебной песни звуки Вылетают из окна. Пой, красавица певица! Пой, залетный соловей, Сладкозвучная царица Поэтических ночей. Дышит счастьем, Сладострастьем Упоительная ночь! Ночь немая, Голубая, Неба северного дочь. 1840 (?) А. ДЕЛЬВИГ (1798-1831) СОНЕТ Златых кудрей приятная небрежность, Небесных глаз мечтательный привет, Звук сладкий уст при слове даже нет Во мне родят любовь и безнадежность. На то ли мне послали боги нежность, Чтоб изнемог я в раннем цвете лет? Но я готов, я выпью чашу бед: Мне не страшна грядущего безбрежность! Не возвратить уже покоя вновь, Я позабыл свободной жизни сладость, Душа горит, но смокла в сердце радость, Во мне кипит и холодеет кровь: Печаль ли ты, веселье ль ты, любовь? На смерть иль жизнь тебе я вверил младость? 1822 С. Д. ПОНОМАРЕВОЙ При посылке книги»Воспоминание об Испании», соч. Булгарина В Испании Амур не чужестранец, Он там не гость, но родственник и свой, Под кастаньет с веселой красотой Поет романс и пляшет, как испанец. Его огнем в щеках блестит румянец, Пылает грудь, сверкает взор живой, Горят уста испанки молодой; И веет мирт, и дышит померанец. Но он и к нам, всесильный, не суров, И к северу мы зрим его вниманье: Не он ли дал очам твоим блистанье, Устам — коралл, жемчужный ряд зубов, И в кудри свил сей мягкий шелк власов, И всю тебя одел в очарованье! 1823 РОМАНС Прекрасный день, счастливый день: И солнце и любовь! С нагих полей сбежала тень — Светлеет сердце вновь. Проснитесь, рощи и поля; Пусть жизнью всё кипит: Она моя, она моя! Мне сердце говорит. Что вьешься, ласточка, к окну, Что, вольная, поешь? Иль ты щебечешь про весну И с ней любовь зовешь? Но не ко мне, — и без тебя В певце любовь горит: Она моя, она моя! Мне сердце говорит. 1823 РАЗОЧАРОВАНИЕ Протекших дней очарованья, Мне вас душе не возвратить! В любви узнав одни страданья, Она утратила желанья И вновь не просится любить. К ней сны младые не забродят, Опять с надеждой не мирят, В странах волшебных с ней не ходят, Веселых песен не заводят И сладких слов не говорят. Ее один удел печальный: Года бесчувственно провесть И в край, для горестных не дальний, Под глас молитвы погребальной, Одни молитвы перенесть. 1824 * * * За что, за что ты отравила Неисцелимо жизнь мою? Ты как дитя мне говорила: «Верь сердцу, я тебя люблю!» И мне ль не верить? Я так много, Так долго с пламенной душой Страдал, гонимый жизнью строгой, Далекий от семьи родной. Мне ль хладным быть к любви прекрасной? О, я давно нуждался в ней! Уж помнил я, как сон неясный, И ласки матери моей. И много ль жертв мне нужно было? Будь непорочна, я просил, Чтоб вечно я душой унылой Тебя без ропота любил. 1829 или 1830 * * * Смерть, души успокоенье! Наяву или во сне С милой жизнью разлученье Объявить слетишь ко мне? Днем ли, ночью ли задуешь Бренный пламенник ты мой И в обмен его даруешь Мне твой светоч неземной? Утром вечного союза Ты со мной не заключай! По утрам со мною Муза, С ней пишу я — не мешай! И к обеду не зову я: Что пугать друзей моих, Их люблю, как есть люблю я, Иль как свой счастливый стих. Вечер тоже отдан мною Музам, Вакху и друзьям; Но ночною тишиною Съединиться можно нам: На одре один в молчанье О любви тоскую я, И в напрасном ожиданье Протекает ночь моя. 1830 или 1831 Е. БАРАТЫНСКИЙ (1800-1844) РАЗЛУКА Расстались мы; на миг очарованьем, На краткий миг была мне жизнь моя; Словам любви внимать не буду я, Не буду я дышать любви дыханьем! Я всё имел, лишился вдруг всего; Лишь начал сон… исчезло сновиденье! Одно теперь унылое смущенье Осталось мне от счастья моего. 1820 РАЗУВЕРЕНИЕ Элегия Не искушай меня без нужды Возвратом нежности моей: Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней! Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь И не могу предаться вновь Раз изменившим сновиденьям! Слепой тоски моей не множь, Не заводи о прежнем слова И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь! Я сплю, мне сладко усыпленье; Забудь бывалые мечты: В душе моей одно волненье, А не любовь пробудишь ты. 1821 РАЗМОЛВКА Мне о любви твердила ты шутя И холодно сознаться можешь в этом. Я исцелен; нет, нет, я не дитя! Прости, я сам теперь знаком со светом. Кого жалеть? Печальней доля чья? Кто отягчен утратою прямою? Легко решить: любимым не был я; Ты, может быть, была любима мною. 1823 ОНА Есть что-то в ней, что красоты прекрасней, Что говорит не с чувствами — с душой; Есть что-то в ней над сердцем самовластней Земной любви и прелести земной. Как сладкое душе воспоминанье, Как милый свет родной звезды твоей, Какое-то влечет очарованье К ее ногам и под защиту к ней. Когда ты с ней, мечты твоей неясной Неясною владычицей она: Не мыслишь ты, — и только лишь прекрасной Присутствием душа твоя полна. Бредешь ли ты дорогою возвратной, С ней разлучась, в пустынный угол твой, — Ты полон весь мечтою необъятной, Ты полон весь таинственной тоской. 1827 К. А. ТИМАШЕВОЙ Вам всё дано с щедротою пристрастной Благоволительной судьбой: Владеете вы лирой сладкогласной И ей созвучной красотой. Что ж грусть поет блестящая певица? Что ж томны взоры красоты? Печаль, печаль — души ее царица, Владычица ее мечты. Вам счастья нет, иль на одно мгновенье Блеснувши, луч его погас; Но счастлив тот, кто слышит ваше пенье, Но счастлив тот, кто видит вас. 1834 * * * Когда, дитя и страсти и сомненья, Поэт взглянул глубоко на тебя, — Решилась ты делить его волненья, В нем таинство печали полюбя. Ты, смелая и кроткая, со мною В мой дикий ад сошла рука с рукою, — Рай зрела в нем чудесная любовь. О, сколько раз к тебе, святой и нежной, Я приникал главой моей мятежной, С тобой себе и небу веря вновь. 1844 И. КОЗЛОВ (1779-1840) Кн. З. А. ВОЛКОНСКОЙ Мне говорят: «Она поет — И радость тихо в душу льется, Раздумье томное найдет, В мечтанье сладком сердце бьется. И то, что мило на земли, Когда поет она — милее, И пламенней огонь любви, И всё прекрасное святее!» А я, я слез не проливал, Волшебным голосом плененный, Я только помню, что видал Певицы образ несравненный. О, помню я, каким огнем Сияли очи голубые, Как на челе ее младом Вилися кудри золотые! И помню звук ее речей, Как помнят чувство дорогое: Он слышится в душе моей, — В нем было что-то неземное. Она, она передо мной, Когда таинственная лира Звучит о Пери молодой Долины светлой Кашемира. Звезда любви над ней горит, И — стан обхвачен пеленою — Она, эфирная, летит, Чуть озаренная луною, Из лилий с розами внок Небрежно волосы венчает, И локоны ее взвевает Душистой ночи ветерок. 1825 ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз! Уже не зреть мне светлых дней Весны обманчивой моей! И сколько нет теперь в живых Тогда веселых, молодых! И крепок их могильный сон; Не слышен им вечерний звон. Лежать и мне в земле сырой! Напев унылый надо мной В долине ветер разнесет; Другой певец по ней пройдет, И уж не я, а будет он В раздумье петь вечерний звон! 1827 (?) © Петр Киле

    7 стр., 3166 слов

    Реферат тема любви в русской литературе

    ... что на столь мрачную окраску любовной темы в русской литературе повлияли ... русской литературе. Отношения между возлюбленными - героями русской классики - либо накалены до такого уровня чистоты и высоты, который уже третий век ... в смысл слова "супруги": это не узаконенные любовники, это "соупряжники", тянущие в одной упряжи общий воз. Здесь народное, может быть, еще языческое понимание брака и любви ...

    15 стр., 7274 слов

    Что дает лирика поэтам 20 века. Поэтическое осмысление действительности XX века

    ... ответами на Ваш вопрос: нужно написать сочинение на тему "Русская лирика 20 века"(по творчеству любого поэта) . что писать даже не ... если не единственным мерилом нравственности. Составной частью литературного процесса стали и стихи поэтов, погибших на войне, — П. Когана. ... особенности и направления в русской поэзии второй половины 20 века. Поэты старшего поколения В 1950-е годы творческим оживлением ...

    6 стр., 2639 слов

    Валерий Брюсов — мой любимый поэт серебряного века

    ... бездна-стихия – Женщина. Стихи Валерия Брюсова о любви Ты не ведала слов ... века, во времена переломов в стране. Одним из его основоположников является Валерий Брюсов. ... их душу. А в последней части герой объясняет, почему именно на ... в своих стихотворениях завуалированно, любили поэты символисты. Они отстранились от реальности, ... клонюсь, тебя целуя,- К другой! Моя любовь — палящий полдень Явы, Как сон ...

    2 стр., 631 слов

    Что такое шариковщина? по повести Собачье сердце Булгакова

    ... И это является самым страшным фактом. Вариант 2 Такое определение в русский язык ввел Михаил Булгаков после написания произведения «Собачье сердце». Часть людей уверена, что ... поэтому поддакивает большевикам. Швондер, председательствующий в комитете, он помогает Шарикова по службе, ... и чёткого написания сочинения на тему: «Что такое Шариковщина?». Чтобы лучше понять жизнь и ценности человека. Что такое ...

    Серия сообщений «Антология любовной лирики.»:

    Часть 1 — Из Лирики Древней Греции и Рима. Часть 2 — Из китайской лирики. … Часть 4 — Сонеты о любви поэтов эпохи Возрождения (1).

    Часть 5 — Сонеты о любви поэтов эпохи Возрождения (2).

    Часть 6 — Стихи о любви русских поэтов XIX века. Часть 7 — Стихи о женской красоте и любви у Пушкина. Часть 8 — Стихи о любви и женской красоте у Лермонтова. … Часть 11 — Стихи о любви поэтов Серебряного века. Часть 12 — Александр Блок. Стихи о любви. Часть 13 — Лучшее стихотворение о любви всех времен и народов.

    Значение 19 века в культуре

    Творения гениальных поэтов той эпохи до наших дней остаются несравненными шедеврами классической литературы, образцами высочайшего поэтического мастерства и великолепными примерами величия русского языка.

    Позже, во второй половине 19 века, русская романная литература процветала благодаря политическому и социальному «брожению» и огромным изменениям. Девятнадцатый век подарил огромное количество мастеров романа — Тургенева, Гончарова, Достоевского и Толстого.

    Таким образом, именно 19 век явно и бесспорно воспринимается как Золотой век русской литературы, который позже совершенно естественным образом породил не менее заметный и не менее не одаренный Серебряный век.