Я знак бессмертия себе воздвигнул… Ломоносова
Произведение представляет собой первое переведенное сочинение Горация «Памятник» («Exegi monumentum»), сделанный поэтом в период подъема его научного, литературного и педагогического таланта, а также по причине увлечения литературой античности.
Отличительной особенностью произведения является его классический перевод, соответствующий принципам сложения стихотворений в форме оды, выражающей основную тематику произведения в качестве роли поэта в творческом процессе, а также во взаимоотношениях с читательской аудиторией, властными органами и собственной натурой.
Композиционная структура оды представляется в виде трехчастного строения, заключающегося в тезисе, размышлении и выводе и выполненного как монолог поэта.
В качестве стихотворного размера в оде используется форма двусложного ямба, придающего четкую, чеканную ритмику нерифмованным строфам. Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют высокостильные слова (отечество, превыше, воздвигну), а также греко-римские выражения и фразы, заимствованные из мифологических историй (дельфийский лавр, аквилон).
При создании произведения поэт стремится не выделять свои личные заслуги, а передать их значение в общественном и национальном понимании. Таким образом, смысловая нагрузка оды заключается в донесении идеи о делах человека, которые станут бессмертными плодами вложенного труда в виде книги, изобретения, взращенного цветка для будущих поколений человечества.
Поэт сознательно допускает в стихотворении две погрешности с целью приближения содержания первоначального текста Горация к русским читателям, состоящих в изображении размаха Римского государства, олицетворяющего необъятный размер российской земли, а также в исключении из текста упоминания древнего римского ритуала подъема жреца с молчащей девой по капитолийским ступеням, символизирующего стабильность Рима.
В переводе поэта ода «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» более ярко и отчетливо раскрывает тему талантливости русских людей, который необходимо раскрывать, имея ввиду происхождение автора оригинала произведения и свое собственное.
Технологическая карта в 6 классе «Рр Классное по произведениям ...
... Зачем? Как? Тема и основная мысль Как работать над сочинением? 1. Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие ... и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал. 6.Напиши сочинение на черновик в соответствии с составленным планом. 7.Прочитай написанное ... на чистовик. Как совершенствовать написанное 1.Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная ...
Стихотворение является литературной традицией творческих людей, подводящих итоговые результаты поэтической деятельности в виде изображения нерукотворного памятника.
Анализ стихотворения Я знак бессмертия себе воздвигнул… Ломоносова по плану
Творческий талант
О своем вкладе в становление русской национальной поэзии пишет Ломоносов. «Памятник»…. Анализ этого стихотворения раскрывает нам лишь часть его могучего таланта. Впрочем, он не просто имеет безусловный литературно-художественный дар. Ломоносов по-научному последователен в разработке рекомендаций по эффективному структурированию поэтического слога в русском языке, его учебник риторики послужил дверью в мир поэзии для многих поэтов..
«Памятник» Ломоносова – стих особенный. Он – торжественный и возвышенный, как бы стоит особняком, являясь, по сути, гимном высокой Поэзии. Миссия его – публично подвести итог многолетнего поэтического труда.
Тема стихотворения «Памятник» Ломоносова – констатация государственной роли российской поэзии, а также — определение своих заслуг в стихосложении. Михаил Васильевич стал проводником развития классицизма в русской литературе, утверждения в ней принципов патриотизма, ценности личности человека. Гражданственность – именно это кредо литературы, которое утверждает Ломоносов («Памятник»).
Стихотворение, анализ которого выявляет харизму, силу зрелого поэтического таланта его автора, является ярким явлением в русской поэзии.
Анализ стихотворения Я памятник себе воздвиг нерукотворный… Пушкина
Стихотворение было создано 21 августа в 1836 году. Основной идеей произведения является сохранение, завековечивание своих истинных поэтических трудов. Автор понимает и предугадывает, что результат его творческой деятельности будет существовать долгие годы, народ будет им гордиться и прославлять его поэзию. Это своеобразное философское размышление о своем жизненном предназначении, творчестве и прожитых годах.
«Памятник» относят к жанру оды (содержит в себе гуманность и свободолюбие), но он является лишь ее разновидностью, берущей истоки в античности, поэтому эпиграфом служит цитата древнеримского стихотворца Горация: «Я воздвиг памятник». За Горацием тему развил М. В. Ломоносов, переведя его произведение. Далее более свободное изложение выдвинул Г. Р. Державин, следом Пушкин закрепил тему поэта и поэзии.
Стихотворение делится на 5 строф. Первые 3 строки написаны традиционно, 6-стопным ямбом, что придает ему определенной решительности и направленности, но последняя 4-стопным, это помогает поставить логическое ударение именно в данном месте, она становится ударный и четко завершающем произведение.
Пушкин пишет о монументе, который выстроил своими руками, памятник имеет способность чувствовать собственную свободу и независимость. Поэт передает то, что его стихи всегда будут прочно держаться в сердцах близких ему людей. Он поднимается выше «Александрийского столпа», критики до сих пор спорят, о котором из памятников точно идет повествование.
Сочинял автор не для того, чтобы позже он пользовался великой славой, а для получения любви и признательности читателей, для него это было бесценно, так как он нуждался в любви, считал это жизненной необходимостью.
Стихотворение «Блажен озлобленный поэт» Якова Полонского: анализ
... Люди часто готовы ставить прижизненные памятники временным кумирам, но настоящие гении получают признание только после своей смерти. Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» было написано в феврале 1852 ... лишь после смерти они поймут, как «любил он — ненавидя!». Анализ стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт…» Николай Некрасов, как и многие его предшественники, нередко задавался вопросом ...
В данном стихотворении два подтекста. Первый заключается в завершении своего творчества перед смертью, второй подразумевает то, что люди будут вечно ценить написанное: «К нему не зарастет народная тропа…».
Стихотворение изложено в патриотической направленности, из него вытекает следующая мысль: Пушкин выполнил свой долг перед Родиной. Он оценивает себя как самостоятельную личность, которая не зависит ни от кого, имеет свое мнение и смело его высказывает, отстаивает до победного конца.
Творчество Александра Сергеевича, безусловно, заслуживает глубокого уважения, ведь он привносил в мир безвозмездность, справедливость и лишь добрые чувства.
9 класс
Следование Ломоносова–лингвиста общему государственному прогрессу
Ломоносовская «Риторика», созвучная закономерностям горацианского «Искусства поэзии», ознаменовала реформу русского стихосложения. В своем «Памятнике» поэт тонко, намеками, не нарушая горацианского стиля, приветствовал становление в России гражданского общества при Императоре Петре I.
Сам замысел произведения безупречен. Россию, по ее исторической миссии, ассоциируют с Третьим Римом. Значит, созвучно этому, цивилизационный образец российского литературного процесса нужно искать именно в истории древнего Рима! Именно этой логике следует Ломоносов («Памятник»).
Стихотворение, анализ которого выявляет, что оно является откровением поэта, указывающим, какую роль в своей стране достойна занимать высокая поэзия.
По своей форме «Памятник» Ломоносова – стих канонический, имеющий первоисточник – оду наиизвестнейшего поэта времен расцвета римской литературы Квинта Горация Флакка. Благодаря этому, автору удается органично связать вечные ценности и российский путь развития. Впрочем, главная идея перевода – обнажить сходные пути развития литератур России и Рима.
Заслуги поэта в произведении
главное умение поэта — максимально правдиво писать правду
Созданию произведения в автобиографическом направлении предшествует не только восхищение одой Горация, но и сам путь покорения поэтического Олимпа. Являясь потомком обедневших в свое время дворян, Гавриил Романович был ошибочно записан в солдаты. Он был сыном вдовы и его практически обрекли на многолетнюю военную службу, в которой невозможно было выделить время на поэтическое искусство.
Однако автора неизбежно посещало вдохновение, он уделял много времени саморазвитию и образованию, писал стихи каждую свободную минуту. По случайному стечению обстоятельств Державин помог Екатерине занять место императрицы, однако это так и не улучшило его материальное положение. Бедный солдат еле-еле сводил концы с концами.
Одним из первых грандиозных произведений, которое поэт долго не решался публиковать, была «Фелица». В нем он обращался к правительнице, при этом вставляя строки с рассказами о собственной жизни. Об это заслуге автор и указал в своем «Памятнике»: он сумел описать живой образ императрицы, показать ее личные качества и особенности, представить характер. Это стало новейшим словом в литературе России.
Поэт-самохвал: «Памятник» Державина и статус поэта в России XVIII века
... поэта [3]. В русской литературе XVIII века самохвальство было распространенной темой сатирических произведений: Ломоносов был не единственным русским поэтом, ... стихотворение «Лебедь», которое, как и более ранний «Памятник», является парафразой Горация. Державин ... своего младшего литературного соперника Ломоносова, вернувшегося в 1741 году в ... значение ораторского искусства и поэзии и отрицают пользу, ...
Критики признали, что создание Державиным стихотворения — это новаторство, которое заключалось в умении написать в историю новую страницу «забавным, легким слогом».
Не менее ценной заслугой считается способность поэта в своем творчестве смело и с сердечной простотой размышлять о Всевышнем. Подтверждением тому стали строки «Памятника», в которых упоминается об оде «Бог». Этот шедевр, написанный в 1784 году, был назван высшим проявлением таланта, вокруг него долго не могли стихнуть разговоры и обсуждения. Композиция была 15 раз переведена на французский, а затем на немецкий, испанский, итальянский и японский языки.
Принципиальные отличия ломоносовского «Памятника» и горацианской оды «К Мельпомене»
Михаил Васильевич, бережно сохранив от первоисточника значение жизнестроительного и эстетического манифеста, в то же время отошел от его анакреонтики, т.е лиризма, воспевающего радости жизни. Двусложным ямбом, практически не рифмуя строк, намеренно употребляя слова – анахронизмы, Ломоносов добивается четкости, торжественности, чеканности изложения мысли. Ода отличается устойчивой строфикой, а также устойчивым метром, которые определяют так называеый «одический канон». Она звучит действительно торжественно.
Исторические условия создания оды
С нашей стороны было бы легкомысленно не напомнить об исторической обстановке, в которой стихотворение писалось. На востоке Европы к 40-м годам XVIII века в результате реформ Петра Великого была построена мощная, централизованная Российская империя, активный участник общеевропейского политического процесса. Проведение государственных реформ обеспечило преодоление технического, а также экономического отставания от ведущих европейских государств: Голландии, Швеции, Германии, Франции. Российское дворянство, правящий класс, было образованно и приобщено к европейской культуре. Вослед за государственным строительством, системные преобразования коснулись и сфер искусства и, в частности, литературы.
Петру I действительно удалось всколыхнуть и мобилизовать на созидание огромную страну, что тезисно упоминает в оде «Памятник» Ломоносов. Стихотворение это доносит до нас предельно уважительную характеристику императора–реформатора как «царствовавшего в народе». Возможно, поэтому он и вошел в историю как Петр Великий? Не упоминая фактически первого российского императора, Михаил Васильевич очерчивает его образ, сравнивая с римским императором Давнусом.
С чего начать нам анализ стихотворения «Памятник» Ломоносова? Ведь, судя по названию, компонент автобиографичности играет в нем ключевую роль. Как начался осознанный жизненный путь этого в высшей степени достойного человека?
Сбежавший ночью 1730 года из дома тайно от всех родственников прямо посреди ночи 19-летний парень…; Впереди него путь в тысячи верст. Он одет в поношенный тулуп, наброшенный поверх рубахи. В дорожной котомке, кроме куска хлеба и запасной рубахи, его талисман до конца дней: подаренные ему соседом грамматика Смотрицкого и арифметика Магницкого.
Поэтический космос М. В. Ломоносова
... Другие звездные системы и бесконечность Вселенной. Отражение идей Джордано Бруно в поэзии Ломоносова. Джордано Бруно (1548-1600) ... каков зиждитель сам! В одном из своих стихотворений Ломоносов описывает поверхность солнца. Картина, нарисованная Ломоносовым, соответствует современным ... как вода, кипят,Горящи там дожди шумят. Анализ естественнонаучной поэмы Ломоносова «Письмо о пользе стекла к ...
Кто он, молодой Ломоносов, произведение «Памятник» которого, написанное им через семнадцать лет, вдохновляло и вдохновляет лучших из поэтов Отечества? Авантюрист, начавший свое покорение наук с подделки документов, удостоверяющих его личность. Сколько в нем надежд, сколько стремления! Фанатик, читающий днями и ночами, при этом довольствуясь аскетическими расходами – три копейки в день. Юноша с феноменальной памятью и высочайшим Щ, вынужденный жить впроголодь, питаясь лишь квасом да хлебом, но при этом еще и не экономя на бумаге и свечах…; Имя Ломоносова – гордость Отечества Ломоносов…; «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» – вослед за ним через 90 лет скажет Александр Сергеевич Пушкин. Признание Отечества Михаилу Васильевичу, действительно удивительному человеку – ощутимо. Первый российский ученый – естествоиспытатель мирового уровня; признанный энциклопедист; основатель российской научной школы, астроном; человек, заложивший основы современного русского языка, геолог, географ, историк, поэт…;
- О своем вкладе в становление русской национальной поэзии пишет Ломоносов.
«Памятник»…;. Анализ этого стихотворения раскрывает нам лишь часть его могучего
таланта. Впрочем, он не просто имеет безусловный литературно-художественный дар. Ломоносов по-научному последователен в разработке рекомендаций по эффективному структурированию поэтического слога в русском языке, его учебник риторики послужил дверью в мир поэзии для многих поэтов.. «Памятник» Ломоносова – стих особенный. Он – торжественный и возвышенный, как бы стоит особняком, являясь, по сути, гимном
высокой Поэзии. Миссия его – публично подвести итог многолетнего поэтического труда. Тема стихотворения «Памятник» Ломоносова – констатация государственной роли российской поэзии, а также – определение своих заслуг в стихосложении. Михаил Васильевич стал проводником развития классицизма в русской литературе, утверждения в ней принципов патриотизма, ценности личности человека. Гражданственность – именно это кредо литературы, которое утверждает Ломоносов («Памятник»).
Стихотворение, анализ которого выявляет харизму, силу зрелого поэтического таланта его автора, является ярким явлением в русской поэзии. Следование Ломоносова-лингвиста общему государственному прогрессу Ломоносовская «Риторика», созвучная закономерностям горацианского «Искусства поэзии», ознаменовала реформу русского стихосложения. В своем «Памятнике» поэт тонко, намеками, не нарушая горацианского стиля, приветствовал становление в России гражданского общества при Императоре Петре I.
Сам замысел произведения безупречен. Россию, по ее исторической миссии, ассоциируют с Третьим Римом. Значит, созвучно этому, цивилизационный образец российского литературного процесса нужно искать именно в истории древнего Рима! Именно этой логике следует Ломоносов («Памятник»).
Стихотворение, анализ которого выявляет, что оно является откровением поэта, указывающим, какую роль в своей стране достойна занимать высокая поэзия. По своей форме «Памятник» Ломоносова – стих канонический, имеющий первоисточник – оду наиизвестнейшего поэта времен расцвета римской литературы Квинта Горация Флакка.
Благодаря этому, автору удается органично связать вечные ценности и российский путь развития. Впрочем, главная идея перевода – обнажить сходные пути развития литератур России и Рима. Принципиальные отличия ломоносовского «Памятника» и горацианской оды «К Мельпомене» Михаил Васильевич, бережно сохранив от первоисточника значение жизнестроительного и эстетического манифеста, в то же время отошел от его анакреонтики, т. е лиризма, воспевающего радости жизни. Двусложным ямбом, практически не рифмуя строк, намеренно употребляя слова – анахронизмы, Ломоносов добивается четкости, торжественности, чеканности изложения мысли. Ода отличается устойчивой строфикой, а также устойчивым метром, которые определяют так называеый «одический канон». Она звучит действительно торжественно. Исторические условия создания оды
Великие люди о поэзии, поэтах
... поэт грезит наяву, только не предмет мечтаний владеет им, а он — предметом мечтаний. Родник поэзии есть красота. Поэзия обладает одним удивительным свойством. ... Молодые поэты льют много воды в свои чернила. У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума. Поэзия — ... единичное. Анализ — не дело поэта. Его призвание — воспроизводить, а не расчленять. Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет. Поэзия ...
С нашей стороны было бы легкомысленно не напомнить об исторической обстановке, в которой стихотворение писалось. На востоке Европы к 40-м годам XVIII века в результате реформ Петра Великого была построена мощная, централизованная Российская империя, активный участник общеевропейского политического процесса. Проведение государственных реформ обеспечило преодоление технического, а также экономического отставания от ведущих европейских государств: Голландии, Швеции, Германии, Франции. Российское дворянство, правящий класс, было образованно и приобщено к европейской культуре. Вослед за государственным строительством, системные преобразования коснулись и сфер искусства и, в частности, литературы.
Петру I действительно удалось всколыхнуть и мобилизовать на созидание огромную страну, что тезисно упоминает в оде «Памятник» Ломоносов. Стихотворение это доносит до нас предельно уважительную характеристику императора-реформатора как «царствовавшего в народе». Возможно, поэтому он и вошел в историю как Петр Великий? Не упоминая фактически первого российского императора, Михаил Васильевич очерчивает его образ, сравнивая с римским императором Давнусом. Реформаторы поэзии Ломоносов, Гораций. «Памятник» – венец их творчества Оба поэта: автор оригинала «Памятника» и автор его перевода, и Гораций, и Ломоносов – являются реформаторами каждый своей национальной системы стихосложения. Горацию принадлежит первенство в использовании Алкеевой строфы в латинской поэзии. Ломоносову – внедрение в российское стихосложение силлабо-тонического принципа, разработка образцов различных ритмических структур русской поэзии. Еще не родился Пушкин, а четырехстопный ямб, как, впрочем, и принципы стихосложения, уже были разработаны. Как вы думаете, кем? Вопрос, конечно, риторический…; Как архитектор родной речи, как ученый – лингвист, Михаил Васильевич системно преобразовал, а по сути – создал риторику русского языка. Идея оды Горация «Exegi топитепШт»
Удивительна созвучность литературных преобразований в России, совершенных Михаилом Васильевичем, с организацией латинского стихосложения Горацием в период золотого века римской литературы. Сравнительный анализ стихотворения Ломоносова «Памятник» с получившей известность со времен Ренессанса 30-й горацианской одой («Exegi топитепШт») это подтверждает. Ее создатель вошел в историю как поэт – гражданин, философски определивший свое место в истории и в государстве. (Он представил данную оду в третьей части своего главного труда «Наука поэзии».) Его главные тезисы: поэт черпает мотивы творчества в государстве, а государство, в свою очередь, получает от него взамен особый поэтический имидж, воспевание своей славы, романтический ореол.
М. В. Ломоносов. Краткий рассказ о поэте и учёном
... честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов. Большой вклад Ломоносов внес ... С.Н. Сабельников – дьяк местной Дмитровской церкви. Однажды юный Михаил случайно узнал о твердом намерении отца его женить. Он притворился больным, чтобы сватовство было ...
В чем же заслуга Горация перед мировой поэзией? Гораций, человек «сделавший себя», творец науки об искусстве поэзии, знал: в мире «существуют места, высеченные не из камня». Если цари и фараоны увековечивают себя циклопическими сооружениями, то поэт – властитель муз создает в свою память духовные «символы бессмертия» – свои произведения. Эти произведения вне времени, затрагивая души разных поколений людей, они вызывают мысли, ассоциации. Таким образом, имя поэтов не уходит в Лету. Эту идею великий римлянин фактически декларировал в своей оде «К Мельпомене». Подобные горацианским, но с поправкой на российскую специфику, взгляды на поэзию вложил в свое произведение «Памятник» Ломоносов.
Видение Михайлом Васильевичем путей развития российской литературы практически совпадало с горацианским. И это несмотря на то, что Ломоносова и Горация разделяли полторы тысячи лет!) Историческая справка: к строфам Горация уже обращались…; Впрочем, за 250 лет до рождения Ломоносова итальянский поэт Франческо Петрарка, известный католический деятель итальянской эпохи ренессанса, уже создал, испытывая влияние Горация, свои стихи (сонеты, секстины, мадригалы, канцоны).
Наиболее востребованной из творческого наследия римлянина для европейских поэтов, как и для Михаила Васильевича, оказалась горацианская третья книга «Науки поэзии», где как раз и содержится ода «К Мельпомене». Ломоносов – основоположник горационской литературной традиции
Анализ стихотворения «Памятник» Ломоносова по своему объему в десятки раз превышает размеры стихотворения. Оно краткое, но необычайно емкое. Тем не менее стихотворение Михаила Васильевича близко по духу к знаменитой оде «К Мельпомене» Горация Квинта Флакка. Создавать оригинальный перевод древнеримского сочинения, ассоциируя непосредственно с собой, при этом обозначив в ней личные заслуги перед Литературой…; Эту поэтическую горацианскую традицию создал именно Ломоносов. Моральное право за собой продолжить ее имели немногие русские поэты: Державин, Пушкин, Брюсов, Маяковский, Гамзатов, Высоцкий. Уже в XVIII – XIX веке создали каждый свой памятник: Державин, Пушкин, Ломоносов. Какая же тенденция просматривается в трансформации памятника Ломоносова к памятнику Пушкина? Ломоносовское произведение формально – римское, а пушкинское же говорит исключительно лишь “о Руси великой”. Пожалуй, Александром Сергеевичем сохранена лишь внутренняя логика произведения, да упомянут Александрийский столп в качестве сравнения. Торжественность оды Анализ стихотворения «Памятник» Ломоносова формально переадресует нас к оглашению Горацием своих достижений в поэзии,
признанных римским обществом и государством. Их, вослед за великим римлянином, перечисляет и Михаил Васильевич. Впрочем, заметим, что Ломоносов при этом не является писарем – статистом. Как раз оригинальность ломоносовкого перечисления заслуг великого римлянина перед Вечной Империей заключается не в слепом их пересказе. Оригинальность идеи Михаила Васильевича в том, чтобы, пользуясь сравнением себя с Горацием, а России с Римом, сказать широкой публике о свершенном своими трудами. Сам-то он имеет аналогичные горацианским заслуги перед своей лиературой! Таким образом, фактически каждая строфа написанного им сочинения ассоциируется им самим уже с Россией и с собой лично. Анализ стихотворения «Памятник» Ломоносова, написанного в жанре оды, отмечает торжественность, небудничность изложения текста – характерные черты оды. Эти стихи предполагают их публичное чтение. Ломоносовский проект русской литературы как «знак бессмертия»
Квинт Гораций – один из величайших поэтов римской литературы
... С. Пушкина. Прочитайте эти стихи и сравните их между собой и с поэзией Горация. Памятник Я памятник себя воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже вон и выше пирамид; Ни ... между собой: поэты уверенно заявляют о том, что они создали памятник. В поэзиях Горация и Державина отмечается, что он высший, чем царские пирамиды; ни дождь, ни ...
Во вступлении оды Михаил Васильевич пишет о создании поэтического «знака бессмертия». Что же это значит применительно к его литературным заслугам, подобным вкладу в это искусство Горация? Фактически о выполненной собой миссии создания упорядоченного русского языка с его уникальной стилевой системой, гармоничными принципами стихосложения, разработанной стройной системой жанров, сведя все это к символу – знаку пишет Ломоносов («Памятник»).
Анализ непреходящего значения этого вклада в разитие словестности вскрывает уникальность русского классицизма. В отличие от европейского классицизма, русский в XVIII веке еще не опирался на развитую отечественную литературную традицию. Зато Ломоносовым было разработано его упорядочение. Т. е., благодаря Михаилу Васильевичу, в России XVIII века теория литературы опередила ее практику. Поэт бессмертен в своем Отечестве Вот такой вот действительно «вечный знак» – совершенную систему стихосложения даровал всем поэтам – своим наследникам Ломоносов. Ведь великий русский язык находится вне времени. Именно подчеркивая это, поэт – ученый обращается к общеизвестному символу вечности – пирамидам. Произведение Ломоносова «Памятник» утверждает, что судьба поэта – гражданина, связанного бесчисленными узами с Родиной, также неразрывно с ней связана. Он, словно легендарный Антей, черпает силы от родимой земли. Высокое творчество не может не опираться на государственность и должно служить ей, считает Михаил Васильевич. В чем сходна личность Ломоносова и Горация?
Как следует из воспоминаний Ломоносова, работая над стихотворением «Памятник», он, как поэт, вникая в содержание горацианской оды, прочувствовал некую родственность души с Горацием. Подобно древнеримскому поэту, Михаил Васильевич начал свой жизненный путь с низших социальных слоев общества. В творчестве обоих поэтов ощущается гражданственность самой высокой пробы. Оба они по своему характеру были трудоголиками, а их опыт в стихосложении – полезен для других поэтов. Вчитываясь в строки ломоносовского «Памятника», где формально речь идет от лица римского поэта, действительно испытываешь ощущение дежавю с Россией XVIII века, ее поэзией. Труд Ломоносова продолжен поэтами Он, как и Гораций, без лишней скромности и объективно соизмеряет свой вклад в литературу с последующим, т. е. будущим литературным процессом. Он понимает – его труд будет востребован всегда, его достижения определили магистральные направления развития поэзии, которые неминуемо будут продолжать последователи. Поэтому Ломоносов, вослед за великим римлянином, вторит «Не вовсе я умру» Он, следуя Горацию, связывает свою славу со славой государства. В стихотворении Ломоносов употребляет слово «Рим», хотя проницательный читатель под этим зрит «Россия».
Анализ стиха «Памятник» Ломоносова относит нас к тем временам, когда русская классическая поэзия находилась на стадии формирования. Она еще не была украшена
плеядой гениальных поэтов XIX века: Н. А. Некрасова, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина. Еще не прозвучали в ней их проникновенные слова, призывающие людей к добру, справедливости, человечности…; Однако не стоит забывать, что русская золотая плеяда поэтов получила именно от Ломоносова бесценный дар – стройную теорию риторики и разработанные поэтом-ученым правила стихосложения. Пушкинский четырехстопный ямб был изобретен в творческой лаборатории Михаила Васильевича. Неоспоримую бесценность вклада Ломоносова в русскую поэзию как раз и показывает нам его стихотворение «Памятник».
М.В. Ломоносов- личность, учёный, поэт
... экономическому и культурному прогрессу России были основной побудительной причиной разносторонней деятельности Ломоносова. Ломоносов рано научился грамоте, прочёл всё книги, какие мог достать; ... горного дела и металлургии, филологии, истории, а также поэзии. Вся громадная энциклопедическая деятельность Ломоносова отличалась цельность. Многообразные направления его творческой мысли были ...
Реформаторы поэзии Ломоносов, Гораций. «Памятник» — венец их творчества
Оба поэта: автор оригинала «Памятника» и автор его перевода, и Гораций, и Ломоносов — являются реформаторами каждый своей национальной системы стихосложения. Горацию принадлежит первенство в использовании Алкеевой строфы в латинской поэзии. Ломоносову – внедрение в российское стихосложение силлабо-тонического принципа, разработка образцов различных ритмических структур русской поэзии. Еще не родился Пушкин, а четырехстопный ямб, как, впрочем, и принципы стихосложения, уже были разработаны. Как вы думаете, кем? Вопрос, конечно, риторический…
Как архитектор родной речи, как ученый- лингвист, Михаил Васильевич системно преобразовал, а по сути — создал риторику русского языка.
Идея оды Горация «Exegi monumentum…»
Удивительна созвучность литературных преобразований в России, совершенных Михаилом Васильевичем, с организацией латинского стихосложения Горацием в период золотого века римской литературы. Сравнительный анализ стихотворения Ломоносова «Памятник» с получившей известность со времен Ренессанса 30-й горацианской одой («Exegi monumentum…») это подтверждает.
Ее создатель вошел в историю как поэт-гражданин, философски определивший свое место в истории и в государстве. (Он представил данную оду в третьей части своего главного труда «Наука поэзии».) Его главные тезисы: поэт черпает мотивы творчества в государстве, а государство, в свою очередь, получает от него взамен особый поэтический имидж, воспевание своей славы, романтический ореол.
В чем же заслуга Горация перед мировой поэзией? Гораций, человек «сделавший себя», творец науки об искусстве поэзии, знал: в мире «существуют места, высеченные не из камня». Если цари и фараоны увековечивают себя циклопическими сооружениями, то поэт — властитель муз создает в свою память духовные «символы бессмертия» — свои произведения. Эти произведения вне времени, затрагивая души разных поколений людей, они вызывают мысли, ассоциации. Таким образом, имя поэтов не уходит в Лету. Эту идею великий римлянин фактически декларировал в своей оде «К Мельпомене».
Подобные горацианским, но с поправкой на российскую специфику, взгляды на поэзию вложил в свое произведение «Памятник» Ломоносов. Стихотворение это может вполне иметь эпиграф «Sapere aude» («Решись приобрести мудрость»).
Видение Михайлом Васильевичем путей развития российской литературы практически совпадало с горацианским. И это несмотря на то, что Ломоносова и Горация разделяли полторы тысячи лет!)
Анализ стихотворения Ломоносова «Памятник»
С чего начать нам анализ стихотворения «Памятник» Ломоносова? Ведь, судя по названию, компонент автобиографичности играет в нем ключевую роль. Как начался осознанный жизненный путь этого в высшей степени достойного человека?
Сбежавший ночью 1730 года из дома тайно от всех родственников прямо посреди ночи 19-летний парень… Впереди него путь в тысячи верст. Он одет в поношенный тулуп, наброшенный поверх рубахи. В дорожной котомке, кроме куска хлеба и запасной рубахи, его талисман до конца дней: подаренные ему соседом грамматика Смотрицкого
и арифметика Магницкого.
Кто он, молодой Ломоносов, произведение «Памятник» которого, написанное им через семнадцать лет, вдохновляло и вдохновляет лучших из поэтов Отечества? Авантюрист, начавший свое покорение наук с подделки документов, удостоверяющих его личность. Сколько в нем надежд, сколько стремления! Фанатик, читающий днями и ночами, при этом довольствуясь аскетическими расходами — три копейки в день. Юноша с феноменальной памятью и высочайшим Щ, вынужденный жить впроголодь, питаясь лишь квасом да хлебом, но при этом еще и не экономя на бумаге и свечах… Имя Ломоносова — гордость Отечества Ломоносов…
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» — вослед за ним через 90 лет скажет Александр Сергеевич Пушкин. Признание Отечества Михаилу Васильевичу, действительно удивительному человеку — ощутимо. Первый российский ученый — естествоиспытатель мирового уровня; признанный энциклопедист; основатель российской научной школы, астроном; человек, заложивший основы современного русского языка, геолог, географ, историк, поэт…
О своем вкладе в становление русской национальной поэзии пишет Ломоносов.
«Памятник»…. Анализ этого стихотворения раскрывает нам лишь часть его могучего
таланта. Впрочем, он не просто имеет безусловный литературно-художественный дар. Ломоносов по-научному последователен в разработке рекомендаций по эффективному структурированию поэтического слога в русском языке, его учебник риторики послужил дверью в мир поэзии для многих поэтов.. «Памятник» Ломоносова — стих особенный. Он — торжественный и возвышенный, как бы стоит особняком, являясь, по сути, гимном
высокой Поэзии. Миссия его — публично подвести итог многолетнего поэтического труда. Тема стихотворения «Памятник» Ломоносова — констатация государственной роли российской поэзии, а также — определение своих заслуг в стихосложении. Михаил Васильевич стал проводником развития классицизма в русской литературе, утверждения в ней принципов патриотизма, ценности личности человека. Гражданственность — именно это кредо литературы, которое утверждает Ломоносов («Памятник»).
Стихотворение, анализ которого выявляет харизму, силу зрелого поэтического таланта его автора, является ярким явлением в русской поэзии. Следование Ломоносова-лингвиста общему государственному прогрессу Ломоносовская «Риторика», созвучная закономерностям горацианского «Искусства поэзии», ознаменовала реформу русского стихосложения. В своем «Памятнике» поэт тонко, намеками, не нарушая горацианского стиля, приветствовал становление в России гражданского общества при Императоре Петре I.
Сам замысел произведения безупречен. Россию, по ее исторической миссии, ассоциируют с Третьим Римом. Значит, созвучно этому, цивилизационный образец российского литературного процесса нужно искать именно в истории древнего Рима! Именно этой логике следует Ломоносов («Памятник»).
Стихотворение, анализ которого выявляет, что оно является откровением поэта, указывающим, какую роль в своей стране достойна занимать высокая поэзия. По своей форме «Памятник» Ломоносова — стих канонический, имеющий первоисточник — оду наиизвестнейшего поэта времен расцвета римской литературы Квинта Горация Флакка.
Благодаря этому, автору удается органично связать вечные ценности и российский путь развития. Впрочем, главная идея перевода — обнажить сходные пути развития литератур России и Рима. Принципиальные отличия ломоносовского «Памятника» и горацианской оды «К Мельпомене» Михаил Васильевич, бережно сохранив от первоисточника значение жизнестроительного и эстетического манифеста, в то же время отошел от его анакреонтики, т. е лиризма, воспевающего радости жизни. Двусложным ямбом, практически не рифмуя строк, намеренно употребляя слова — анахронизмы, Ломоносов добивается четкости, торжественности, чеканности изложения мысли. Ода отличается устойчивой строфикой, а также устойчивым метром, которые определяют так называеый «одический канон». Она звучит действительно торжественно. Исторические условия создания оды
С нашей стороны было бы легкомысленно не напомнить об исторической обстановке, в которой стихотворение писалось. На востоке Европы к 40-м годам XVIII века в результате реформ Петра Великого была построена мощная, централизованная Российская империя, активный участник общеевропейского политического процесса. Проведение государственных реформ обеспечило преодоление технического, а также экономического отставания от ведущих европейских государств: Голландии, Швеции, Германии, Франции. Российское дворянство, правящий класс, было образованно и приобщено к европейской культуре. Вослед за государственным строительством, системные преобразования коснулись и сфер искусства и, в частности, литературы.
Петру I действительно удалось всколыхнуть и мобилизовать на созидание огромную страну, что тезисно упоминает в оде «Памятник» Ломоносов. Стихотворение это доносит до нас предельно уважительную характеристику императора-реформатора как «царствовавшего в народе». Возможно, поэтому он и вошел в историю как Петр Великий? Не упоминая фактически первого российского императора, Михаил Васильевич очерчивает его образ, сравнивая с римским императором Давнусом. Реформаторы поэзии Ломоносов, Гораций. «Памятник» — венец их творчества Оба поэта: автор оригинала «Памятника» и автор его перевода, и Гораций, и Ломоносов — являются реформаторами каждый своей национальной системы стихосложения. Горацию принадлежит первенство в использовании Алкеевой строфы в латинской поэзии. Ломоносову — внедрение в российское стихосложение силлабо-тонического принципа, разработка образцов различных ритмических структур русской поэзии. Еще не родился Пушкин, а четырехстопный ямб, как, впрочем, и принципы стихосложения, уже были разработаны. Как вы думаете, кем? Вопрос, конечно, риторический… Как архитектор родной речи, как ученый — лингвист, Михаил Васильевич системно преобразовал, а по сути — создал риторику русского языка. Идея оды Горация «Exegi топитепШт»
Удивительна созвучность литературных преобразований в России, совершенных Михаилом Васильевичем, с организацией латинского стихосложения Горацием в период золотого века римской литературы. Сравнительный анализ стихотворения Ломоносова «Памятник» с получившей известность со времен Ренессанса 30-й горацианской одой («Exegi топитепШт») это подтверждает. Ее создатель вошел в историю как поэт — гражданин, философски определивший свое место в истории и в государстве. (Он представил данную оду в третьей части своего главного труда «Наука поэзии».) Его главные тезисы: поэт черпает мотивы творчества в государстве, а государство, в свою очередь, получает от него взамен особый поэтический имидж, воспевание своей славы, романтический ореол.
В чем же заслуга Горация перед мировой поэзией? Гораций, человек «сделавший себя», творец науки об искусстве поэзии, знал: в мире «существуют места, высеченные не из камня». Если цари и фараоны увековечивают себя циклопическими сооружениями, то поэт — властитель муз создает в свою память духовные «символы бессмертия» — свои произведения. Эти произведения вне времени, затрагивая души разных поколений людей, они вызывают мысли, ассоциации. Таким образом, имя поэтов не уходит в Лету. Эту идею великий римлянин фактически декларировал в своей оде «К Мельпомене». Подобные горацианским, но с поправкой на российскую специфику, взгляды на поэзию вложил в свое произведение «Памятник» Ломоносов.
Видение Михайлом Васильевичем путей развития российской литературы практически совпадало с горацианским. И это несмотря на то, что Ломоносова и Горация разделяли полторы тысячи лет!) Историческая справка: к строфам Горация уже обращались… Впрочем, за 250 лет до рождения Ломоносова итальянский поэт Франческо Петрарка, известный католический деятель итальянской эпохи ренессанса, уже создал, испытывая влияние Горация, свои стихи (сонеты, секстины, мадригалы, канцоны).
Наиболее востребованной из творческого наследия римлянина для европейских поэтов, как и для Михаила Васильевича, оказалась горацианская третья книга «Науки поэзии», где как раз и содержится ода «К Мельпомене». Ломоносов — основоположник горационской литературной традиции
Анализ стихотворения «Памятник» Ломоносова по своему объему в десятки раз превышает размеры стихотворения. Оно краткое, но необычайно емкое. Тем не менее стихотворение Михаила Васильевича близко по духу к знаменитой оде «К Мельпомене» Горация Квинта Флакка. Создавать оригинальный перевод древнеримского сочинения, ассоциируя непосредственно с собой, при этом обозначив в ней личные заслуги перед Литературой… Эту поэтическую горацианскую традицию создал именно Ломоносов. Моральное право за собой продолжить ее имели немногие русские поэты: Державин, Пушкин, Брюсов, Маяковский, Гамзатов, Высоцкий. Уже в XVIII — XIX веке создали каждый свой памятник: Державин, Пушкин, Ломоносов. Какая же тенденция просматривается в трансформации памятника Ломоносова к памятнику Пушкина? Ломоносовское произведение формально — римское, а пушкинское же говорит исключительно лишь «о Руси великой». Пожалуй, Александром Сергеевичем сохранена лишь внутренняя логика произведения, да упомянут Александрийский столп в качестве сравнения. Торжественность оды Анализ стихотворения «Памятник» Ломоносова формально переадресует нас к оглашению Горацием своих достижений в поэзии,
признанных римским обществом и государством. Их, вослед за великим римлянином, перечисляет и Михаил Васильевич. Впрочем, заметим, что Ломоносов при этом не является писарем — статистом. Как раз оригинальность ломоносовкого перечисления заслуг великого римлянина перед Вечной Империей заключается не в слепом их пересказе. Оригинальность идеи Михаила Васильевича в том, чтобы, пользуясь сравнением себя с Горацием, а России с Римом, сказать широкой публике о свершенном своими трудами. Сам-то он имеет аналогичные горацианским заслуги перед своей лиературой! Таким образом, фактически каждая строфа написанного им сочинения ассоциируется им самим уже с Россией и с собой лично. Анализ стихотворения «Памятник» Ломоносова, написанного в жанре оды, отмечает торжественность, небудничность изложения текста — характерные черты оды. Эти стихи предполагают их публичное чтение. Ломоносовский проект русской литературы как «знак бессмертия»
Во вступлении оды Михаил Васильевич пишет о создании поэтического «знака бессмертия». Что же это значит применительно к его литературным заслугам, подобным вкладу в это искусство Горация? Фактически о выполненной собой миссии создания упорядоченного русского языка с его уникальной стилевой системой, гармоничными принципами стихосложения, разработанной стройной системой жанров, сведя все это к символу — знаку пишет Ломоносов («Памятник»).
Анализ непреходящего значения этого вклада в разитие словестности вскрывает уникальность русского классицизма. В отличие от европейского классицизма, русский в XVIII веке еще не опирался на развитую отечественную литературную традицию. Зато Ломоносовым было разработано его упорядочение. Т. е., благодаря Михаилу Васильевичу, в России XVIII века теория литературы опередила ее практику. Поэт бессмертен в своем Отечестве Вот такой вот действительно «вечный знак» — совершенную систему стихосложения даровал всем поэтам — своим наследникам Ломоносов. Ведь великий русский язык находится вне времени. Именно подчеркивая это, поэт — ученый обращается к общеизвестному символу вечности — пирамидам. Произведение Ломоносова «Памятник» утверждает, что судьба поэта — гражданина, связанного бесчисленными узами с Родиной, также неразрывно с ней связана. Он, словно легендарный Антей, черпает силы от родимой земли. Высокое творчество не может не опираться на государственность и должно служить ей, считает Михаил Васильевич. В чем сходна личность Ломоносова и Горация?
Как следует из воспоминаний Ломоносова, работая над стихотворением «Памятник», он, как поэт, вникая в содержание горацианской оды, прочувствовал некую родственность души с Горацием. Подобно древнеримскому поэту, Михаил Васильевич начал свой жизненный путь с низших социальных слоев общества. В творчестве обоих поэтов ощущается гражданственность самой высокой пробы. Оба они по своему характеру были трудоголиками, а их опыт в стихосложении — полезен для других поэтов. Вчитываясь в строки ломоносовского «Памятника», где формально речь идет от лица римского поэта, действительно испытываешь ощущение дежавю с Россией XVIII века, ее поэзией. Труд Ломоносова продолжен поэтами Он, как и Гораций, без лишней скромности и объективно соизмеряет свой вклад в литературу с последующим, т. е. будущим литературным процессом. Он понимает — его труд будет востребован всегда, его достижения определили магистральные направления развития поэзии, которые неминуемо будут продолжать последователи. Поэтому Ломоносов, вослед за великим римлянином, вторит «Не вовсе я умру» Он, следуя Горацию, связывает свою славу со славой государства. В стихотворении Ломоносов употребляет слово «Рим», хотя проницательный читатель под этим зрит «Россия».
Анализ стиха «Памятник» Ломоносова относит нас к тем временам, когда русская классическая поэзия находилась на стадии формирования. Она еще не была украшена
плеядой гениальных поэтов XIX века: Н. А. Некрасова, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина. Еще не прозвучали в ней их проникновенные слова, призывающие людей к добру, справедливости, человечности… Однако не стоит забывать, что русская золотая плеяда поэтов получила именно от Ломоносова бесценный дар — стройную теорию риторики и разработанные поэтом-ученым правила стихосложения. Пушкинский четырехстопный ямб был изобретен в творческой лаборатории Михаила Васильевича. Неоспоримую бесценность вклада Ломоносова в русскую поэзию как раз и показывает нам его стихотворение «Памятник».
Ломоносов – основоположник горационской литературной традиции
Анализ стихотворения «Памятник» Ломоносова по своему объему в десятки раз превышает размеры стихотворения. Оно краткое, но необычайно емкое. Тем не менее стихотворение Михаила Васильевича близко по духу к знаменитой оде «К Мельпомене» Горация Квинта Флакка.
Создавать оригинальный перевод древнеримского сочинения, ассоциируя непосредственно с собой, при этом обозначив в ней личные заслуги перед Литературой… Эту поэтическую горацианскую традицию создал именно Ломоносов. Моральное право за собой продолжить ее имели немногие русские поэты: Державин, Пушкин, Брюсов, Маяковский, Гамзатов, Высоцкий.
Уже в XVIII — XIX веке создали каждый свой памятник: Державин, Пушкин, Ломоносов. Какая же тенденция просматривается в трансформации памятника Ломоносова к памятнику Пушкина? Ломоносовское произведение формально – римское, а пушкинское же говорит исключительно лишь «о Руси великой». Пожалуй, Александром Сергеевичем сохранена лишь внутренняя логика произведения, да упомянут Александрийский столп в качестве сравнения.
Знак бессмертия
ЛОМОНОСОВ – 300
Светлана ЗАМЛЕЛОВА
В то время большинство русских пиитов писали силлабическими размерами, то есть с равным количеством слогов в каждой строке. Те же, кто обратился уже к тонической системе, делали пока только робкие попытки. Разница между двумя способами стихосложения огромна. Вот пример перевода стиха Анакреона, выполненного А. Кантемиром силлабическим размером:
Любовь, пришед к моим дверям, Громко стала у них стучаться. «Кто стучит там, – закричал я, – И сну моему мешает?»
А вот то же стихотворение, переведённое Ломоносовым в силлабо-тонической системе:
Внезапно постучался У двери Купидон, Приятный перервался В начале самом сон.
Понятно, почему «Ода на взятие Хотина» произвела ошеломляющее впечатление в Петербурге! Ничего подобного на русском языке ещё не было написано. Русский стих доселе не звучал так, как его представил Ломоносов. Однако не поэтому В. Белинский и К. Аксаков, эти взаимные оппоненты, утверждали в голос, что именно с Ломоносова началась в России собственно литература. Литературой Белинский предлагал считать словесность, исторически развившуюся и отражающую в себе сознание народа. Всякий народ, даже и находящийся за пределами цивилизации, имеет словесность, выражая в той или иной форме свою историю, религиозные представления или житейскую мудрость. Но отнюдь не каждый народ имеет свою собственную литературу, то есть непрерывный и последовательный процесс выражения мысли в слове, зафиксированном при помощи письменности. Даже если, обладая письменностью, народ доверяет букве образцы своей словесности, это ещё не свидетельствует в пользу существования литературы, которая не может быть представлена одинокими или разрозненными именами. Точно так же, как одно написанное стихотворение не даёт человеку права называться поэтом. А разбросанные по разным углам страны народные изобретатели и умельцы не представляют собой научного сообщества. Именно последовательность, непрерывность в развитии, взаимовлияние – в том смысле, что каждое значительное произведение есть результат предыдущих наработок, а равно источник последующих вдохновений, – и, кроме того, обозначенное авторство, составляют характеристику литературы. В самом общем смысле литературой принято называть словесность вообще. И, говоря о русской литературе, сюда же отнесут и «Слово о полку Игореве», и «Повесть о Карпе Сутулове», и летопись «Повесть временных лет». Но как явление культуры, сравнимое с наукой или философией, как «самостоятельная область умственной деятельности», по слову Белинского, литература требует более чёткого определения и более жёстких границ. Именно с Ломоносова элементы русской словесности вдруг сцепились и заворочались вместе. Началось непрерывное вращение, точно какой-то механизм вдруг чудом пришёл в движение. Сначала громоздкая и неуклюжая, исполненная риторизма и подражательности, делала русская литература свои первые шаги. Но эти шаги крепчали со временем, и поступь её становилась изящнее. Русский классицизм в лице Кантемира, Тредиаковского, Сумарокова стал каким-то невнятным и сумбурным предисловием к русской литературе. В то время как Ломоносов явился первой её страницей. Напористость ломоносовского стиля, устремлённость его поэзии горé, метафоры и тропы, необычные и даже дерзкие для своего времени сравнения – всё это образовало своеобычие Ломоносова, поправшего классицистический «принцип авторитета» и требование к пиитам строго соблюдать предписания теоретиков. Ломоносов воцарился в литературе, и русским поэтам понадобилось почти столетие, чтобы преодолеть его влияние. Пушкин, восхищавшийся Ломоносовым, называвший слог его ровным, цветущим и живописным, в то же время утверждал, что «в Ломоносове нет ни чувства, ни воображения. Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности – вот следы, оставленные Ломоносовым». Однако сам Пушкин испытал на себе заметное влияние Ломоносова. Не говоря уже о лицейских стихотворениях, влияние это прослеживается и в более поздних его произведениях. Вот, например, перевод Ломоносова из Горация (1747 г.):
Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни една древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю…