В словах великого классика о народе проявляется разное настроение. Автор смеется и плачет. Он жалко и обидно за тех, кто отупел и одичал от своего нищенского существования. Гоголь показывает результат рабства. Человек теряет то, что дано ему от природы превращается в куклу без мыслей и жизни. К таким персонажам следует отнести таких представителей крестьянства:
- Дядя Митяй;
- Девчонка Пелагея;
- Прошка;
- Мавра.
Сарказм звучит в строчках о каждом из этих персонажей. Пелагея не знает направлений (право, лево), забитые до ужаса крепостные Плюшкина (Мавра и Прошка).
То же отношение к мужикам, прислуживающим главному герою. Петрушка когда-то любил читать, соединять буквы в слова. Сейчас он опустившийся пьяница, лентяй и неряха.
Сочувствие всегда стоит рядом с сарказмом. Селиван беседует с животными, в них он нашел настоящих друзей, способных выслушать и поддержать.
Есть сцены, соединяющий юмор с сарказмом. Они, по мнению некоторых литературоведов, выставляют «идиотизм» крестьян. Самая яркая из таких сцен – встреча двух экипажей. Мужики не мог разделить бричку Чичикова, столкнувшуюся с губернаторской дочкой. Павел Иванович успевает погрузиться в мечтания и размышления о женщине, пока глупые крестьяне толкают экипажи в разные стороны.
Крестьянские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью противопоставил его помещикам и чиновникам, что это не может остаться незамеченным.
Трагическая судьба закрепощенного народа отражена в образах крепостных людей. Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало «не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот‑де из букв вечно выходит какое‑нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».
Земляника в комедии ревизор гоголя образ и характеристика
... zemlyaniki-v-komedii-revizor Земляника в комедии Ревизор Гоголя образ и характеристика сочинение Землянику Артёма Филипповича с уверенностью можно назвать отрицательным персонажем произведения Гоголя « Ревизор». Он, конечно, не главный, а ... всадникОдна из самых известных поэм Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» была написана осенью 1833 года. Она была создана в Болдине, но не в тот ...
Образы народа даны в двух планах, образуя острое противоречие тени и света. С одной стороны, юмор Гоголя в описание мужиков – недотеп, с другой – крестьянская Русь изображена с сочувствием. Разговор мужиков о колесе чичиковской брички – тоска «идиотизма деревенской жизни». Тема «идиотизма», рабства, безнадежного существования не раз всплывает в поэме, воплощаясь в Петрушке, в Селифане, в его терпении, беседах с лошадьми, рассуждениях насчет достоинств его барина. «Идиотизмом деревенской жизни» веет и от объяснения мужиков насчет Маниловки и Заманиловки, и сцены, где толпа крестьян не может сдвинуть с места экипажи Чичикова и губернаторской дочки.
Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом». Так Чичиков, вернувшись после удачных сделок с продавцами мертвых душ, охваченный самому непонятными чувствами, воображает биографии купленных им рабов. Вот Пробка Степан, плотник, упавший с колокольни – богатырь, в гвардию годился бы. Сапожник Максим Телятников, научившийся ремеслу у немца, но прогоревший на заведомо гнилом сырье и погибший от запоя. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!». И еще, и еще воскресают в разыгравшемся воображении Чичикова молодые, здоровые, работящие, одаренные люди. Все это разительно отличается от остального повествования Гоголя – так широко, с такой волей к обобщению выражается сочувствие и любовь автора к простому народу. Впервые в поэме встают самые живые люди. В чичиковском списке рядом с мертвецами проставлены также и беглые. При встрече с именами и прозвищами беглых Чичиков приходит в полный восторг: «И в самом деле, где теперь Фыров? Гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами. Цветы, ленты на шляпе, вся веселится бурлацкая ватага.…Там‑то вы наработаетесь, бурлаки! И дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню…» И здесь мы видим настоящие образы крестьян, полные жизни, не задавленные нищетой, рабством и бесправием.
Давая столь разные образы крепостных крестьян, Гоголь дает понять читателю, что убожество крестьянской жизни является следствием уклада общества. «Мертвые души» не заключает в себе только отрицательные образы. Наряду с коллективным образом общественного зла создан образ русского народа. И народ является положительным героем поэмы.
Мертвые, но живые
Описание автора в сценах торгов мертвыми душами ставит в тупик. Глупые крепостные в поместьях начинают выглядеть хуже и смешнее, чем усопшие мастера, предлагаемые как товар. Какие характеристики подбирают помещики – продавцы для тех, кто им служил верой и правдой:
- Плотник Степан. 3 аршина ростом, силища богатырская. Ему в гвардии мог ли бы дать самое высокое звание. Гибнет Степан, свалившись с колокольни.
- Каретных дел мастер Михей. Его рессорные экипажи были красивые и прочные. Красота выполненных работ, по мнению автора, необыкновенная.
- Сапожник Максим. Мастерству крестьянин научился у немца. Ремесло свое не сумел сохранить. Стал использовать гнилое сырье, запил и умер.
- Печных дел мастер Милушкин. Печник мог поставить печь в любом помещении, прочно и добротно.
Некоторые крестьяне в поэме «Мертвые души» не имеют точных данных о профессии, но их труд приносил помещикам хороший оброк. Еремей Сорокоплехин, например, 500 рублей. За каждым стоит одаренность, здоровье и трудолюбие.
Образы помещиков в поэме н.в. гоголя “мертвые души”
... главных героев произведения Мёртвые души, Гоголь Краткое содержание Мёртвые души, Гоголь Краткая биография Николая Гоголя Сочинение на тему: образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» В 1841 году выходит первый том ... но при этом скупа, глупа и бестолкова. Продавая Чичикову «мертвых душ», она все время беспокоится, чтоб не продешевить. Крестьян своих Настасья Петровна знает всех поименно, отчего и ...
Гоголь сочувствует простому народу, содержащему такую массу лентяев.
Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
XIX в. — поистине век расцвета русской классической литературы, век, породивший таких титанов, как Пушкин и Лермонтов, Тургенев и Достоевский… Этот список можно продолжать и дальше, но мы остановимся на имени великого русского писателя — Николая Васильевича Гоголя, писателя, по словам В. Г. Белинского, продолжившего развитие русской литературной мысли после смерти А. С. Пушкина. Гоголь, мечтавший создать произведение, в «котором бы явилась вся Русь», осуществил свое намерение написанием поэмы «Мертвые души». Название произведения, с первого взгляда, означает аферу Чичикова — покупку такие человеческой души; они злые, жадные, беспечные, продажные. А крепостные крестьяне, наоборот, живые, даже если речь идет о мертвых (в физическом, биологическом смысле) людях. Они являются лучшими представителями русского человека, они олицетворяют правду, народную правду, т.к. все они выходцы из народа. Чтобы подтвердить нашу мысль, обратимся к тексту «Мертвых душ». Во многих главах поэмы дается описание крестьян (с самого начала, где мужики, стоящие у кабака, обсуждают «доедет в Москву… вот такое колесо… или нет»), но наиболее ярко образы крепостных представлены в пятой главе, при торге между Чичиковым и Собакевичем.
Собакевич, желая заломить наибольшую цену за «душу», рассказывает о мертвых крестьянах: «…Вот. например, каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один часть -прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!» И он не один — за ним следует целый ряд ярких, реальных, живых образов: Пробка Степан, плотник, огромной силы мужик, Милушкин, кирпичник, который «мог поставить печь в каком угодно доме», Максим Телятников, сапожник, Еремей Сорокоплехин, приносивший «оброку по пятисот рублей». Этот список продолжается в седьмой главе, когда Чичиков рассматривает записки Плюшкина и Собакевича: «Когда он [Чичиков] взглянул потом на эти листики, на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, работали, пахали, пьянствовали, извозничали, обманывали бар, а может быть, и просто были хорошими мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им. Каждая из записочек как будто имела какой-то особенный характер. И чрез то как будто бы самые мужики получали свой собственный характер…» Словно оживали мужики, благодаря подробностям: «У одного только Федотова было написано: «отец неизвестно кто»…, у другого — «хороший столяр», у третьего — «дело смыслит и хмельного не берет» и г.
Образ России в поэме «Мертвые души» Гоголя
... в поэме «Мертвые души». Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу. Поэма в прозе Русь, по замыслу Гоголя, описывалась в ... столкновений (как с Ноздревым). Отрицательный образ России в поэме «Мёртвые души» выражается не только в обличении богатого сословия, но и в виде высмеивания недостатков простолюдинов: к примеру, ...
д. Даже на Чичикова они произвели смягчающий эффект: «он умилился духом и. вздохнув, произнес: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано!» Пробегая по именам и фамилиям, Чичиков невольно представлял их живыми, вернее, они сами «воскрешались» благодаря своей реальности и «живости». И тогда перед глазами читателя пробегали вереница истинно народных характеров: Петр Савельев Не-уважай-Корыто, Григорий Доезжай-не-доедешь, Еремей Карякин, Никита Волокита, Абакум Фыров и многие, многие другие. Чичиков рассуждал над их долей: как жил, как умер («Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!… Плохо ли вам было у Плюшкина или просто, по свое охоте, гуляете по лесам да дерете проезжих?…») Даже в этом обрывке звучит народная тоска, тоска народа по воле, забитость, обреченность русского мужика на кабалу или бега и разбой. В лирических отступлениях Гоголь создает образ истинно живой народной души. Автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом русского народа. Не стоит забывать и о Селифане и Петрушке, слугах Чичикова: глубокой симпатией вместе с точкой пропитаны обрывки поэмы, где присутствуют они: это и «разговор» Селифана с конями, любовно прозванных Заседателем и Гнедым, и совместное посещение кабака и сон после попойки, и много другое.
Они тоже вступили на путь омертвения, т.к. прислуживают господину, врут ему и не прочь выпить, Крестьяне, уделом которых является нищета, голод, непосильный труд, болезни; и помещики, использующие крепостное право — такова реальность середины XIX века. Стоит сказать о восхищении автора не только характерами народа, но и бойкостью, яркостью слова простых людей. Гоголь с любовью говорит, что «птица-тройка», летящая по необъятным просторам русской земли, «могла родиться только у бойкого народа». Образ «русской тройки», приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами «расторопного ярославского мужика», одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося «черт знает на чем» и лихо управляющего тройкой. Ведь только благодаря таким людям Русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда. Именно Россия, подобная «необгонимой тройке», заставляющая «другие народы и государства» давать ей дорогу, а не Россия Маниловых, Собакевичей и Плюшкиных является идеалом Гоголя. Показывая на примере простых людей истинно ценные качества души, Гоголь обращается к читателям с призывом сохранить с юношеских лет «всечеловеческие движения». В целом «Мертвые души»
— произведение о контрастности, непредсказуемости российской действительности (само название поэмы — оксюморон).
В произведении есть как упрек людям, так и восторг перед Русью. Об этом Гоголь писал в XI главе «Мертвых душ». Писатель утверждает, что наряду с «мертвыми людьми» в России есть место богатырям, ибо каждого звание, каждая должность требует богатырства. У русского народа, «полного творящих способностей души» — богатырская миссия. Однако эта миссия, по мнению Гоголя, во времена, описанные в поэме, практически неосуществима, так как возможность проявления богатырства есть, но за чем-то поверхностным и неважным нравственно измельчавший русский народ не видит их. Об этом сюжетная вставка поэмы о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Однако автор верит в то, что если открыть глаза народу на его упущения, на «мертвые души», то Россия выполнит, наконец, свою богатырскую миссию. И это Возрождение должно начаться именно с простого народа. Таким образом, Гоголь показывает в поэме «Мертвые души» незабываемые образы простого русского крепостного крестьянства, забытого, но духовно живого, одаренного и талантливого. Продолжать традицию Гоголя в описании народа будут и другие писатели: Лесков, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Толстой и другие. И, несмотря на неприглядность действительности, крестьянства, Гоголь верит в возрождение русской нации, в духовное единство страны, растянувшейся на многие версты. И основа этого возрождения — выходцы из народа, образы чистые и светлые, противопоставленные в «Мертвых душах» черствости и эакаменелости чиновническо-помещичьей машины царской России, опирающейся на отсталое крепостное право.
Здесь погребен человек в поэме Мертвые души, Гоголь. Плюшкин ...
... Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!» - но ничего не прочитаешь в ... России. А Россию не мыслил без русского народа. Люблю отчизну я, но странною любовью! ... было почти такое же, как у многих худощавых стариков». Его глаза служили ... Здесь погребён чело-век!» - но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости. Н. В. Гоголь «Мёртвые души», ...