Образ и характеристика города NN в поэме «Мертвые души» Гоголя

Величайшее произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души» — это книга, поражающая своими сатирическими образами, обличительными картинами жесткой реальности. Эта поэма обличает пороки России, темы, которые здесь поднимаются являются злободневными и по сей день.

Автор, рисуя образ губернского города NN, использует прием типизации. Город NN – это лишь собирательный образ, это один из типичных городов того времени, который ничем не отличается от других. Благодаря этому Гоголь очень полно и ярко воспроизводит цельную картину нравов всего государства.

Сначала читателю может показаться, что в городе царит отнюдь не атмосфера безмятежности, размеренности. Ведь жизнь города постоянно наполняют вечные балы, званные обеды и ужины, визиты, наполненные хлопотами и вечной суетой. Однако, при дальнейшем прочтении поэмы становится ясно, что это лишь обман, занавес, а под ним ничего не скрывается, лишь пустота и бессмыслица. А верхушка общества мертва духовно и обезличена.

Гоголю удается с поразительной точностью обрисовать образ административной власти. Создавая портреты многочисленных чиновников, автор в их характеристике делает упор на их безликость и бесполезность.

Также автор пишет, что почти все чиновники имеют одинаково низкий уровень образованности, кто-то знаком с произведениями Карамзина, а кто-то дальше газет не ушел.

Гоголь описывает то, как работает государственная машина. Все построено на взятках, грабеже простых людей и на казнокрадстве. А ведь чиновники – это люди, которые вершат судьбы населения губернских городов. Поражает с какой безответственностью чиновники относятся к своим обязанностям, повсеместно царит беспредел и несправедливость.

Одним из ключевых мест в характеристике мира чиновников занимает сцена смерти прокурора. Автор сумел показать бесцельность, бессмысленность и пустоту их жизни. Никто из них не знает, зачем он живет, каково его предназначение на земле.

Помимо этого Гоголь дает описания женских портретов, а именно чиновничьих жен. Они, как и их мужья, совершенно безлики. Из пестрой толпы, состоявших из лент, перьев и платьев, невозможно разглядеть людей. Жизнь дам состоит из вечных сплетен и пустых разговоров.

Создавая образ города, Гоголь соединил черты провинции и столицы. В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь с грустью замечает, что в столице, утопающей в роскоши, нет места для обычного маленького человека. Так автор поднимает тему интересов представителей обычных людей и интересов государства.

14 стр., 6539 слов

Земляника в комедии ревизор гоголя образ и характеристика

... revizor Земляника в комедии Ревизор Гоголя образ и характеристика сочинение Землянику Артёма Филипповича с уверенностью можно назвать отрицательным персонажем произведения Гоголя « Ревизор». Он, ... автор в качестве сюжета взял случай, описанный ему при встрече Пушкиным. В предисловии описаны характеры и костюмы действующих лиц. О чиновнике Землянике писатель сказал, что он неуклюжий, толстый человек. ...

Автор отрицательно относится к социальной несправедливости, которая повсеместно царит в стране. Создав образы типичных чиновников, Гоголь описал реальную действительность, происходящую в России того времени.

Характеристики расположения города NN

О месте расположения города посещения Чичиковым сказано немного: «город был не в глуши, а напротив, недалеко от обеих столиц». То есть где-то рядом с Москвой и Петербургом. В первых строчках поэмы о Москве идет неназойливое упоминание. Мужики, рассматривающие бричку гостя, размышляют, доедет ли колесо до Москвы. Можно предположить, что она где-то в пределах возможного путешествия. Второй город, который называют мужики, Казань. Если до столицы колесо еще могло бы добраться, то до Казани – нет. Бричка проехала много верст по окрестностям города NN, дефект выявился в момент решения Павла Ивановича уезжать. Литературоведы предполагают, что прообразом может быть Тверь. По расположению она находится близко к столице и далеко до второго указанного города. Еще одно доказательство – река Волга. Она возникает в мыслях Чичикова, когда он размышляет о судьбах крестьян, которые ему удалось приобрести. Река протекает посередине города и делит его на 2 части. Волга протекала по Твери, это, конечно, только отдаленный признак сходства. Городов, расположенных по берегам рек, на Руси множество.

Напишите образ города из поэмы “Мертвые души”

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Образ города в поэме складывается из описания улиц, домов, интерьеров гостиниц, трактиров и описания нравов, характеров, образа жизни персонажей литературного сочинения.

О городе многие узнали из разговоров о нем, путем сравнения его с другими городами, а самое главное – по населяющим его людям.

Поэма (ее композиция) выстроена таким образом, что начинается она с приезда в город N нового лица, некоего Чичикова. Название города умышленно не уточняется. Это дает писателю возможность более глубокого развития идеи типичности всех губернских городов России того времени.

Жизнь в таких городах течет по заранее заведенному графику. Каждый день начинается с визитов к чиновникам: «поутру ранее даже того времени, которое назначено в городе N для визитов. ». Вечера тоже проходили по уже сложившимся традициям. Впрочем, как замечает Гоголь: «В переулках и закоулках, неразлучных с этим временем во всех городах, где много солдат, извозчиков, работников и особенного рода существ в виде дам в красных шляпах и башмаках без чулок, которые как летучие мыши, шныряют по перекресткам».

Что касается разговоров в переулках, то это были «. те слова, которые вдруг обдадут, как варом, какого-нибудь замечтавшегося двадцатилетнего юношу». Как заведено в губернских городах, гостиницы в городе N были с тараканами, кирпичные дома все выкрашены в серый, трактиры напоминали «русские избы в несколько большем размере». Как ни странно, в трактирах на полочках стояли образа, за которыми лежали фарфоровые вызолоченные яички. Однако в порядке вещей и то, что «зеркало показывает вместо двух четыре глаза, а вместо лица какую-то лепешку». Первое понимание, представление о городе мы получаем именно из впечатлений о нем самого Чичикова.

2 стр., 911 слов

Мёртвые живые души в поэме

... и помещиков, описание их общих качеств пригодятся учащимся 9 класса при подготовке к сочинению на тему «Мертвые живые души» по поэме Гоголя. Тест по ... с почтмейстером, полицмейстером и другими чиновниками, которые пользуются своим ... и в воображении Чичикова, и в воображении читателя. И вот мы уже вместе с главным героем представляем досуг этих людей. Надежда на лучшее Мир, изображаемым Гоголем в поэме ...

He остался безразличным и город к Чичикову. Как известно, слухи и сплетни очень быстро распространяются. К тому же жители таких городков любят подолгу обсуждать какие-нибудь новости, ведь в уездном городке они случаются так редко: «словом, пошли толки, толки, и весь город говорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все что ни есть поднялось, как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!». К тому же «ко всему этому присоединились многие объяснения и поправки по мере того, как слухи проникали наконец в самые глухие переулки».

Что же еще не упомянуто об основных характеристиках подобного уездного города? Отношение жителей этого города к москвичам и петербуржцам. Из вопросов жителей о столицах видно, что они имеют о них маленькое представление. Складывается впечатление, что в понимании жителей города N Петербург и Москва – «сказочные» города.

Весьма немаловажным фактом в понимании, представлении города является описание его чиновников. Этот небольшой уездный город вместил в себя все «виды» чиновников. Здесь собрались и лживые добродетели, и любители пошутить, и расточители казны, и грубияны. Ho всех их объединяет одно общее качество. Все они выполняют одну «важную» функцию городского аппарата власти. Они носят название чиновников. Это их основная обязанность. Для такого рода высокопоставленных людей того времени образ жизни определялся игрою в карты, наживой и широким кругом знакомств. Предполагаемые их действия в области своих чиновничьих обязанностей – служба во благо государства -были для их умов чем-то далеким и неосмысленным.

Удивительное мастерство автора проявляется в поэме «Мертвые души». Автору превосходно удается выразить лживую жизнь городков N несколькими предложениями, метко подчеркивающими тот факт, что зачастую развалившийся аппарат городской системы и заурядная жизнь этого города прикрываются преподносимым его обитателями образом маленького, уютного и очаровательного уездного городка.

Другие сходства с Тверью

Кроме реки ученые находят сходство по занятиям крестьян. Чичиков у Коробочки видит огромное количество живности, среди них индейки. Эта птица чаще встречалась в южных и центральных районах страны. Тоже можно сказать и о растениях. Яблони и фруктовые деревья, арбузы сложно представить в холодных регионах. Город NN расположен среди хлебных полей. У Плюшкина гниет зерно, клади и амбары засыпаны мукой. «Мертвые души» имели при жизни разные специальности: кузнецы, ткачи, каретники, плотники, сапожники.

Лингвисты изучили речь персонажей. Часть диалектов помогла им идентифицировать местность. В Тверской области бытовали слова города NN: бурак, курник, мыкальник, лагун, прягло.

Говоры русского народа близки между собой, поэтому признать выводы ученых точными сложно. Эти же слова бытовали и в других уголках Руси.

Калинов и Бряхимов Александра Островского — русские города на Волге

6 стр., 2552 слов

Души «мертвые» и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

... люди предстают свободными, равными. Таким образом, в поэме Гоголя «Мертвые души» существуют два мира «материальный» и «духовный». В первом душа является всего лишь отличием живого человека от мертвого. Причем отсутствие духовных ценностей, такие качества ...

Александр Головин. Берег Волги. Эскиз декорации к драме Александра Островского «Гроза». 1916. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Свои вымышленные города — Калинов из пьес «Гроза» и «Горя­чее сердце», Бряхимов из «Бесприданницы», «Талантов и поклонников» и «Красавца-мужчины» — Александр Островский поместил на берег Волги.

Поволжье Островский изучил во время экспедиции по этой реке в 1856–1857 годах. Критик Петр Плетнев, современник драматурга, писал: «Ему [Островскому. — Прим. ред] захотелось воспользоваться… общественною жизнью маленького русского городка, прекрасным его местоположением на берегу Волги, особенностями… обычаев наших, столкновениями еще заметно господ­ствующего невежества и… прогляды­вающей образованности». Провинцию драматург не высмеивал, а поэтизировал, подробно описывая ее природу, традиции и жителей. В «Грозе» он писал: «На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кой-где трава и кусты за арками — берег и вид на Волгу…»

Калинов напоминает еще один вымышленный город Островского — Черемухин, где разворачивается действие комедии «Не в свои сани не садись». Русаков, герой произведения говорил: «Не всем же жить в столицах, надобно кому-нибудь жить и в уездном городе».

Все эти города чем-то похожи: в каждом из них есть городской сад, улицы и бульвары, трактиры, в которых разворачивается действие. Схожи и персонажи драматурга — купцы, дворяне, провинциальные актеры. Все жители и маленьких, и больших городов Островского, как правило, знакомы между собой.

Черемухин не многим отличается от Калинова <…> Если бы мы с вами попали в Калинов «Грозы» и «Горя­чего сердца», мы бы, вероятно, сразу узнали этот городок. Вот площадь на выезде из города. Налево — городнический дом с крыльцом, направо арестантская, окна с желез­ными решетками; прямо перед нами река и небольшая пристань для лодок, за рекой — сельский вид. <…> От Калинова по Волге можно добраться и до Бряхимова, города «Бесприданницы», «Талантов и поклонников» и «Красавца-мужчины». </…></…>

Критик Ефим Холодов, «Мастерство Островского»

Описание города NN

В городе, куда въехал Павел Иванович, было много зданий. Здесь гостиница, собор, богадельня.

Чичиков посещает дом губернатора, встречается с чиновниками в присутственных местах. При въезде читатель видит караульную будку. В городе есть церковь Николы. Такое описание можно дать любому провинциальному городку. Все привычные здания:

  • гостиница с обилием тараканов;
  • кирпичные серые дома;
  • трактиры в виде русских изб большого размера.

Чичиков рассматривает убранство гостиницы. Он не удивляется, что на полочках стоят — «вызолоченные фарфоровые яйца», зеркало потеряло свое качество (показывает не 2, а 4 глаза).

Гостиница – двухэтажная: на первом стоят лавки и комоды, а второй выкрашен желтой краской. Гость идет гулять и не поражается убогости и мрачности городских пейзажей. Широкие улицы и разбросанные хаотично дома. Больше всего в NN питейных заведений – это основное место отдыха горожан и увлечение жителей. В газетах Чичиков прочитал о городском саде. В нем можно было отдохнуть в тени деревьев. На самом деле сада не было, здесь росли жалкие прутики, навевавшие грусть. Пресса в городе, как и везде по России врала, а чиновники воровали.

4 стр., 1738 слов

Губернский город в поэме Гоголя «Мертвые души»

... казнокрадством и взятничеством. Описывая жизнь губернского города, автор уделяет особое внимание и ... из произведений описывается город, в котором живут жадные до денег люди. Чичиков каждому обещает хорошую жизнь ... и плюшкиными. Сочинение на тему: Образ города в поэме Гоголя «Мертвые души» Образ города Произведение ... так называемых вершителей судеб городских жителей. Эти люди настолько бесполезны и безлики, ...

Сочинение: Тема города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Тема города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» изображена широкая панорама российской действительности.

Главный герой поэмы Павел Иванович Чичиков странствует по России с целью приобретения умерших крестьян («мертвых душ»).

Большая часть повествования посвящена его поездкам к помещикам, то есть изображению сельской жизни. Но нема­лое место занимает в поэме и тема города.

Повествование начинается с приезда главного героя в гу­бернский город NN. Из описания города видно, что это ти­пичное российское захолустье. Приезжий господин попадает в гостиницу, «где за два рубля в сутки проезжающие получа­ют покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов… Наружный фасад гостиницы отве­чал ее внутренности: она была очень длинна, в два этажа: ниж­ний не был выщекатурен и оставался в темно-красных кирпи­чиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною желтою краскою». Из гостиницы приезжий отправился осмот­реть город. Город этот не отличался выдающимися достопри­мечательностями: «мостовая везде была плоховата», чаще дру­гих попадались «питейные дома», городской сад «состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою. Впрочем, хотя эти деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах при описании иллю­минации, что «город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, ши­роковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день», и что при этом «было очень умилительно глядеть, как сердца граж­дан трепетали в избытке благодарности и струили потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику». Глаз Гоголя подмечает и разные смешные несуразности, привычные для местных жителей, но забавляющие приезжего. Например, «магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Федоров».

Весь следующий день Чичиков посвятил визитам к го­родским сановникам. «Был с почтением у губернатора, ко­торый… был большой добряк и даже вышивал иногда по полю». Этого «добряка» позднее в разговоре с Чичиковым Собакевич назовет «разбойником». После губернатора посе­тил всех мало-мальски значительных чиновников города и всем очень понравился тем, что каждого нашел за что похва­лить в части вверенных им городских дел. А тот же Собаке­вич, в противоположность Чичикову, охарактеризовал их со­всем иными словами: «Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мо­шенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

Типичность города

NN мало примечателен.

Точнее, в нем нет каких-то особых строений, необычных зданий или памятников. Автор хотел, чтобы в его образе можно было легко увидеть любой город России. Жизнь течет размеренно и спокойно. Как будто кто-то свыше запустил его ритм и не дает отвлекаться. Нет событий, меняющих ход жизни. Даже похороны проходят как привычное дело, без траура, митингов и взрывов эмоций. Каждый день начинается с привычных мероприятий: визиты к чиновникам. Также размерено идет день к вечеру. Автор не выделяет жителей по описанию:

2 стр., 996 слов

Чичиков — загадочный герой в поэме Николая Гоголя «Мертвые души

... опасается за будущее — неужто Россия превратится в страну бездушных дельцов, в страну Чичиковых? Проблема, поднятая еще Гоголем, неожиданно актуальной становится в нашу эпоху, когда перелом политического строя привел ... фурора своим приездом. Город NN с окрестностями олицетворяет собою старую Россию, Россию крепостную и барскую, Россию ленивую, инертную, затянутую паутиной скуки. Жизнь в ней течет ...

  • извозчики;
  • солдаты;
  • работники;
  • дамы в красных шляпах.

Практически все жители не имеют имен.

Здесь, как и по всем губерниям, важен чин, а не человек.

В городе быстро распространяются слухи.

Сплетничать любят не только женщины, но и мужчины. Сплетни разлетаются с мгновенной скоростью, обрастая новыми сведениями. Никто не удивляется рассказам, наоборот, они вносят свои поправки, не смущаясь лжи и наговора на незнакомого или мало знакомого человека.

Великий классик сумел под образом одного населенного пункта показать российские города. Можно искать намеки на один город, но в этом нет смысла. Цель автора была другой. Но понятно, что интересно, кто стал прообразом места, посещенного Чичиковым. Большинство ученых склоняется к Твери, но размышлять и искать новые данные может каждый читатель.

Почему город не имеет названия?

С первых строчек поэмы появляется образ города, в котором происходит множество событий. Однако Гоголь не дает ему названия, дав ему просто обозначение «город NN». Почему же автор не считает нужным уточнить, в каком именно городе происходит развитие сюжета? Не называя местности, автор делает акцент на то, что названия города не имеет значения, он совсем типичный, как и множество других городов, а также лишен индивидуальности. Здесь есть гостиницы, питейный заведения, парикмахерские, но все они настолько непримечательные, что окажись они в других городах, разницы никто бы и не заметил.

В поэме выглядит безликим не только город, но его жители. Огромное количество чиновников противопоставляется угнетенным и бедным людям. Маниловы, ноздревы, собакевичи и плюшкины – типичные представители не только этого места, но и любого другого на Руси.

«Романтическая хроника» Старгорода

Кукрыниксы. Иллюстрация к роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». 1928. Изображение: soyuz.ru

В 1870-х Николай Лесков работал над романом о жизни провинциального духовенства «Соборяне». Он назвал свое произведение «романтической хроникой». В книге не было единой сюжетной линии: Лесков рассказывал о вымышленном городе Старгороде и его жителях. Федор Достоевский писал в газете «Гражданин» о «Соборянах»: «Ta вeликaя, «нeпoмepнaя» дyшeвнaя cилa, кoтopoю иcпoкoн вeкy вeлacь, вeдeтcя и бyдeт вecтиcь иcтopия нaшa… этa вeликopyccкaя cилa-дyшa cтoит тeпepь пepeд нaми».

11 стр., 5233 слов

Все знают печальную историю левши захаров. Судьба мастера в России ...

... Лесков. Его сочинения насыщены «русским духом», и они открывают не только особенности отечественного национального характера, но и специфику всей русской жизни. В этом смысле особняком стоит рассказ Лескова «Левша». ... Тип проекта по доминирующей деятельности: информационный По предметно-содержательной области межпредметный проект (история, литература, изобразительное искусство) По характеру ...

В первом варианте «Соборян» — книге «Чающие движения воды» — Лесков написал, что это город из «старой русской сказки»: «Оба берега глубокой, судоходной речки, по берегам которой, по берегам которой, как сказочный городок в табакерке, раскинут Старый Город, очень круты… Общий вид этой стороны напоминал волшебный городок Гвидона в иллюстрированной сказке Пушкина про царя Салтана».

Во время работы над книгой Лесков изучал древнерусскую литературу, читал Житие протопопа Аввакума. Сведения из исторических источников он использовал, чтобы описать уклад жизни русского духовенства: «Люди, житье-бытье которых составит предмет этого рассказа, суть жители старгородской соборной поповки». Среди героев «Соборян» — протопоп Савелий Туберозов, священник Захария Бенефактов и дьякон Ахилла Десницына. В «Соборян» Лесков включил дневник Савелия Туберозова. В нем протопоп писал: «O мoя мягкocepдeчнaя Pycь, кaк ты пpeкpacнa!»

В XX веке Старгород появился в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». Его прообразом стал украинский город Старобельск. В Старгороде, как и в городе N из того же произведения, Ильф и Петров сатирически изображали провинциальный уклад жизни Российской империи, который частично сохранился и в первые годы советской власти. Типичные жители Старгорода — мещане и обыватели. Литературовед Яков Лурьев писал: «Мещанство, обывательство, отсталость, дикость — явления, существовавшие задолго до 1920-х годов, но Гражданская война и разруха предельно обнажили этот человеческий пласт».