В журнале «Отечественные записки» 1875 года был опубликован рассказ Салтыкова-Щедрина под названием «Семейный суд», послуживший основой для будущего романа. Увидев напечатанное произведение, Тургенев откликнулся письмом, в котором предлагал автору создать не очерк, а полномасштабный роман, где было бы описание характеров героев. Писатель оговаривался, что Салтыков-Щедрин – приверженец малого жанра, но последующие творения привлекали бы внимание Тургенева и публики.
Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина
Создатель очерка продолжил деятельность, создавая новые образы, и объединил произведения «Семейные итоги», «По-родственному», «Племяннушка» и «Семейные радости» в цикл, связанный сатирическим мотивом. Желание создать полноценный роман пришло к нему в 1880 году. Так было написано произведение «Господа Головлевы».
Иудушка, он же Порфирий Головлев, создавался как персонаж второго плана, но в ходе корректировок текста и изменения некоторых глав герой перешел в разряд центральных. По мнению литературоведов, в портрете Порфирия освещены некоторые черты характера брата писателя – Дмитрия. Салтыков-Щедрин подтверждал, что лексика Иудушки совпадала с речевыми оборотами и склонностью к пустословию, присущими родственнику писателя.
Книги Михаила Салтыкова-Щедрина
Автор начинает повествование, описывая не внешность Иудушки, а восприятие его домашними. Салтыков-Щедрин говорит о трех привычных прозвищах, данных мальчику в юности, и сверлящем взгляде, которого побаивались родственники. Важным в портрете героя становится не внешний облик, а имена «Иудушка», «кровопивушка», а также «откровенный мальчик», характеризующие персонажа. Прозвища позволяют читателю акцентировать внимание не на физиологии, а на моральной подоплеке.
Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми. В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки. Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.
Салтыков-Щедрин Михаил
... о внутренней жизни С.-Щ. за вятские годы. Известны лишь внешние факты. Салтыков преследует взяточников, выступает против административного и помещичьего произвола. Самодержавно-крепостническая Россия ... можно только с позиций, качественно отличных от позиций помещичьего либерализма. Но Щедрину предстояло еще пройти период самоопределения, изживания всяких иллюзий. Таким периодом являлось ...
Роль в произведении
проработан библейский сюжет с предательством Иисуса Христа Иудой Искариотом
Иудушка предал свою семью ради того, чтобы заполучить поместье. Он всю жизнь стремился к наживе и обогащению, что также тесно переплетается с некоторыми библейскими историями.
После того как мать отписала ему Головлево, он приказал ей отправляться к брату, а сам полностью занялся собственностью.
Порфирий был очень избалованный ребенок. Его семья делала все, чтобы он был счастлив. Но с возрастом дурной характер начал проявляться сильнее. И его набожность, которую он показывал всем, не была истинной. Осознание всех поступков, совершенных мужчиной, пришло к нему внезапно, совершенно неосознанно.
Персонаж даже умирает символично — в Святое Воскресенье, глядя на образ распятого Христа, который он начинает воспринимать совершенно по-другому. За свою жизнь он предает не только свою семью, но и весь род человеческий. Герой не совершил ни одного правильного и осмысленного поступка, он всю жизнь влачит жалкое существование.
«Господа Головлевы»
Иуда Искариот
В романе об истории гибели семейства Головлевых Иудушка играет важную роль, его образ максимально раскрывается на фоне других действующих лиц. Салтыков-Щедрин тщательно проработал библейский сюжет, повествующий об Иуде Искариоте, который предал Христа. Лейтмотив был использован в романе. Поэтому Порфирий ассоциируется с Иудой, и родство персонажей устанавливается на общности черт характера и поступков.
Иудушка согласился предать семью ради собственности. Всю жизнь он стремится к обогащению и наживе, что тоже связано с библейскими историями. Аллюзией на поцелуй Иуды Искариота стало лобзанье Порфирием матушки после того, как та отписала ему Головлево. Сын приказал женщине отправляться в имение к брату, а сам завладел имуществом. Позднее прозрение, настигшее Порфирия в Страстную неделю, ассоциируется с осмыслением грехов, завершающимся Тайной вечерей. Описываемая религиозность героя не была истинной, и понимание проступков пришло к нему внезапно.
Нужно 1.Экономика-это умение пользоваться жизнью наилучшим образом. Или вот
... определение, которое дает Бернард Шоу не соответствует приведенным научным понятиям. Но давайте разберемся. Что значит «умение пользоваться жизнью наилучшим образом»? А это и есть ... Это невнимание к основам экономической науки привело не к улучшению, а к ухудшению жизни советских людей. Следовательно, для того чтобы сложить свою жизнь «наилучшим образом», нельзя игнорировать законы экономики. ...
Внешность Иудушки Головлева
Любопытно, что Иудушка умирает в Светлое Воскресение. Прощаясь с распятьем, он иначе смотрит на образ Иисуса. Преданной оказалась не только семья Порфирия, но и все человечество. Герой, неспособный на осуществление весомых и правильных действий, влачит никчемное существование.
С каждой главой романа Порфирий из живого человека превращается в призрак. Представитель вымирающего рода, Порфирий противопоставлялся покойным родным в этом образе.
Автор не раз относит Иудушку к миру тьмы, напоминая о его связи с демоническими силами. Его поступки подтверждают это. Толкнув собственных сыновей на смерть, он не испытывает угрызений совести. Бездушно выносит имущество из Погореловки, отрекается от сына. Салтыков-Щедрин часто сравнивает героя со змеем, губящим окружающих. Словами Иудушка «накидывает петлю» и обезоруживает жертву. В его словесные сети попадаются мать, братья и даже слуги.
Иудушка Головлев
Салтыков-Щедрин описал вечный тип, издавна существующий в литературе, и общечеловеческий типаж, с которым каждому из нас доводилось сталкиваться в жизни. Это герой, способный ради собственной наживы идти по головам, невзирая на горе других и забывая о праведности, которую пропагандирует для создания иллюзии внешнего благообразия. Таким описывал Тартюфа Мольер. В нем и в Иудушке удивительно соседствуют благое слово и подлое дело.
Сочинение Иудушка Головлев
Порфирий — средний сын в семье Арины Петровны и Владимира Михайловича Головлевых. С детства к нему прилепились прозвища: «иудушка», «кровопивец», «откровенный мальчик», потому что был склонен к лукавству и доносительству матери на своих братьев.
Арина Петровна хотя и с опаской относилась к его заискиваниям, но ценила его преданность, и при разделе имения выделила ему лучший кусок. От матери перенял склонность к стяжательству, накопительству и скупости. Но дела свои не считает порочными, все делает по-родственному, не вдаваясь в смысл и последствия собственных поступков. С деревянным выражением на лице, но со змеиным взглядом, приводящим окружающих в смятение, лицемерно лопоча, он занят лишь помыслами и своей выгоде.
Иудушка много и красиво говорит, но каждое его слово – ловушка для окружающих. На протяжении романа одни и те же рассуждения о Боге, семье, благополучии, щедро приправленные пословицами, цитатами из Священного писания и молитвами. Огромная масса слов, обесцененных ложью. Главная разрушительная сила Иудушки – его изнурительное, удушающее, блудливое пустословие, позволяющее прикинуться религиозным человеком, почтительным и уважительным сыном, строгим, но справедливым отцом, мудрым дядей, рачительным хозяином и даже приличным человеком.
По истории русской литературы «Mольеровский Tартюф и щедринский ...
... устои. В произведении этому процессу способствовал Иудушка. Порфирий Головлев меняется на протяжении всего романа, т.е. образ «Иудушки» динамичный. Прозвище «Иудушка» дается Порфирию в начале романа и остается с ним до конца. ... актуальность. Тем не менее, «Господа Головлевы» — именно семейно-бытовой роман, но вместе с тем он превращается также в роман социально-политический по своим тенденциям и в ...
Порфирий – непосредственный виновник почти всех смертей в собственной семье. Несмотря на удачное накопительство и процветание имения, это приличное состояние семью не укрепило, а наоборот, разрушило, став причиной ее распада, гниения, уничтожения. Спиваются отец, братья и сын, другой сын и племянница кончают жизнь самоубийством.
В итоге Иудушка получил все наследство, но заработал «душевную гангрену», которая уничтожила и его самого. Человек, лишенный совести, склонен к саморазрушению. Ему стали в пустом и постылом доме чудиться призраки умерших родных. Головлево словно превращается в родовой склеп для всего семейства. Порфирий приходит к покаянию, просит прощения за всех, кого уж нет, за себя.
В конце романа осознает весь ужас своего существования, его посещает мысль о самоубийстве. Решив попрощаться с матерью, он на страстной неделе, почти раздетый, несмотря на мокрую метель, ринулся на ее могилу. Но, не дойдя до погоста, замерз у дороги. На последних страницах исчезают прозвища Иудушка и кровопивец, и автор называет героя Порфирием Владимировичем, последним головлевским барином.
Цитаты
Роман Салтыкова-Щедрина пропитан философскими цитатами, и некоторые из них принадлежат Иудушке. Под благочинными словами мало кто из окружавших его людей замечал черное сердце героя. Его хитрость заключалась в умелом обхождении, для чего стоило применить изворотливость и лицемерие.
«Птицам ум не нужен… потому что у них соблазнов нет», — говаривал Порфирий. Его главным соблазном было владение имуществом, принадлежавшим семье.
Иудушка Головлев и Улита Зименкова
До некоторых пор он жил, руководствуясь тем, что его понимание мира – не последняя инстанция. И избранная маска позволяла герою создавать удобный образ.
«Мы здесь мудрствуем да лукавим, и так прикинем, и этак примерим, а Бог разом, в один момент, все наши планы-соображения в прах обратит», — говорил он.
И сам стал жертвой обстоятельств, точнее, собственного понимания. Получивший желаемое Порфирий не обрел счастья и, поняв свою ошибку, не мог продолжать благостное существование.
Господа Головлевы
... и первой трети ХХ века. 1 Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова – Щедрина. М., 1963.с.378 2 Там же, с 390-391. Глава 1. Мир усадьбы в романе «Господа Головлевы » В ... сочинений в ... роман Салтыкова – Щедрина «Господа Головлевы» (1880). Произведение было подготовлено всем предшествующим творчеством сатирика, художественно оформленным под влиянием общественно-литературных факторов эпохи 70-х годов ...
Иллюстрация к книге «Господа Головлевы»
Иудушке принадлежат слова:
«Тело-то мы, маменька, микстурками да припарочками подправить можем, а для души лекарства поосновательнее нужны».
Ему не удалось найти лекарство, способное исцелить душу от самостоятельно чинимых укоров.
Живой призрак
В произведении Порфирий от главы к главе все больше теряет свой облик. Он представляется читателю эдаким призраком, представителем вымирающего рода. На него смотрят с укором умершие родственники, портреты которых висят на стенах поместья.
Писатель неоднократно относит Порфирия к миру демонов и поступки персонажа только подтверждают это. Собственных сыновей он обрекает на смерть, ничуть не сожалея об этом. Он без зазрения совести выносит имущество одного из них с поместья в Погореловке, отрекаясь от собственного чада. Не зря писатель часть сравнивает своего героя со змеем, который губит всех, кто находится рядом с ним.
Своими лживыми речами он уничтожил:
- мать;
- братьев Павла и Степана;
- детей.
Даже прислуга попадала в его сети и начинала ссориться между собой, считая, что барину виднее, как и кто относится к каждому в имении.
Салтыков-Щедрин в своем произведении кратко охарактеризовал типаж человека, которого вечно высмеивают в литературе и с которым каждый читатель сталкивается в повседневной жизни. Этот персонаж готов идти по головам ради достижения собственных целей и наживы. Ему безразличны людское горе и переживания. Своими словами он может завлечь в сети и обмануть любого близкого человека.
Экранизации
В 1933 году режиссер Александр Ивановский снял фильм по мотивам романа «Господа Головлевы». Роль Порфирия Головлева сыграл Владимир Гардин. Первая экранизация произведения представляла собой черно-белое кино и сегодня не имеет особой популярности.
Владимир Гардин в роли Иудушки Головлева
Произведение актуально на театральных подмостках, где в роли Иудушки выступали знаменитые драматические артисты. Роль Порфирия Головлева на сцене МХАТ в 1987 году исполнил Иннокентий Смоктуновский. В 2005 году его успех в этом образе повторил Евгений Миронов.