Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Поэт считал своим долгом отстаивать права и свободы простого народа, защищать его и направлять с помощью идей и мыслей, вкладываемых в произведения. Значительная часть его творчества посвящена проблеме угнетения русской женщины. Некрасов считал, что именно крестьянка несет самый тяжелый крест. Ведь на ее плечи пало множество непосильных задач: поддержание семейного уюта и благосостояния, забота о семье, детях и рутинная работа по хозяйству, которая зачастую требовала серьезных нагрузок.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» по сюжету – семь мужичков отправляются на поиски счастливого человека, «кому живется весело, вольготно на Руси». Но, когда дело доходит до женской половины населения, они получают ответ: «Не дело — между бабами счастливую искать!..». Главной героиней в системе женских образов становится Матрена Тимофеевна Корчагина из главы «Крестьянка», которая и произносит эти печальные строки, но не без причины.
Автор описывает героиню красивой русской женщиной лет «тридцати осьми»:
…волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Корчагина – обладательница тяжелой судьбы. Ее рассказ начинается с истории о беззаботном детстве в непьющей семье, где все друг друга любили и уважали. Но все изменилось после замужества. Брак обременил Матрену «подневольем», где в новой большой семье ей приходилось ухаживать не только за мужем, но и за свекровью и остальными родственниками. Единственный, с кем она смогла найти общий язык, был старый дед Савелий. Но и он натворил бед в жизни Матрены. Савелий не усмотрел за сыном женщины, и свиньи съели маленького Демидушку. А судьи и вовсе обвинили мать в смерти сына. Бедной крестьянке ничего не оставалось, как прислушаться к совету Савелия:
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правду не найти.
Эти строки стали эпиграфом к ее жизни. Ведь ей многое пришлось пережить: тяжелый труд, голод, несвободу, потерю близких ей людей. Лишь один раз ей удалось «найти правду». Он смогла «вымолить» своего мужа у губернаторши Елены Александровны, тем самым освободив Филиппа от неминуемой солдатчины. С тех времен все стали называть женщину Губернаторшей.
Культура и быт Киевской Руси (2)
... Руси, что укрепляло государственную власть и территориальное единство государства, поставило его вровень с другими христианскими странами, связи с которыми значительно расширились, сыграло большую роль в развитии русской культуры.. ... честь есть от инех земель". С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте мальчиков и девочек. Янка Всеволодовна (внучка Ярослава Мудрого) основала при Андреевском ( ...
Обрамляют образ главной героини и другие девушки, изображенные в поэме. Так читатель знакомится со множеством женских персонажей, которые собираются на «сельскую ярмонку». Героини представлены собирательным женским образом: «На бабах платья красные, у девок косы с лентами, лебедками плывут!». Ярче всего девушки изображены в главе «Пьяная ночь». В ней мы знакомимся с участью крестьянки Дарьюшки, которая выглядит очень исхудавшей от тяжелой и грубой работы. Она работает у богатых людей: «Ты день у них кухаркою. А ночь у них сударкою…». Кроме этой героини, Некрасов рисует образ русских баб, изголодавшихся по любви и ласке.
Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» детально прописаны женские собирательные образы, характеризующие весь крестьянский слой того времени. Не без слез порою читаешь описания Некрасова, его детали, уточнения, касательные жизни крестьянки. Именно поэтому он решил посвятить лиру «народу своему». А именно женщинам, которым выпала самая тяжелая доля. Писатель выбирает в качестве музы русскую простолюдинку, которая не только способна сохранить внешнее благородство, силу и красоту, но и вложить всю душу и любовь в семью, детей и труд.
Автор: Полина Борискина