Л. Н. Толстому очень нравилось фетовское определение двух типов ума — «ум ума» и «ум сердца». К тем героям Толстого, которые ищут истину сердцем, принадлежит Пьер Безухое — один из любимых и дорогих Толстому героев. Он близок Толстому больше всего тем, что находится в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Жизнь Пьера Безухова — это путь открытий и разочарований, путь сложный и драматический. Путь особенный, неповторимо личный — и вместе с тем исполненный глубокого исторического значения. Жизнь и искания Пьера Безухова передают и выражают то великое явление в русской истории, которое именуется декабристским движением. Конечно, Пьер Безухов и вся его жизнь представляют не вообще декабристский путь, а особую, толстовскую версию декабристского пути. Пьер ведет себя одновременно и как будущий декабрист, и как любимый толстовский герой.
Пьер — натура эмоциональная. Его характерные черты — ум, склонный к «мечтательному философствованию», рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности, исключительная доброта. Главная черта Пьера — поиски «согласия с самим собой», поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение.
Вспомним одну из важных вех в жизни Пьера. Женившись на Элен, Пьер все больше осознает, что семейная жизнь его дурна, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя.
В результате большого морального напряжения происходит взрыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову, повернувшись назад, пошел в лес, шагая по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: «Глупо… глупо! Смерть… ложь…» «Глупо» и «ложь»» —«это опять относится только к нему самому.
После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Доло-ховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Пьер ввергнут в душевный кризис. Кризис, переживаемый героем, — это и сильное недовольство собой, и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.
Разорвав с женой, Пьер по пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, задает себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я…» Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен. Баздеев и масоны предлагают Пьеру путь нравственного совершенствования. Пьер принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. В нравственном очищении для Пьера заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечает в масонстве того, что было ложью. Но затем идеи масонства перестают удовлетворять Пьера и он разочаровывается в нем.
В поисках смысла жизни (по роману Л. Толстого «Война и мир»)
Н. Толстого «Война и мир». Главной проблемой, которую ставит в этом произведении писатель, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы — герои ...
Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Пьера Безухова — это решающий момент. Желая разделить судьбу народа, России, Цьер, не будучи военным, принимает участие в Бородинском сражении — его глазами Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события.
Пьер задумал убить Наполеона и с этой целью, переодевшись мещанином, остается в Москве. Он бродит по московским улицам, спасает девочку из горящего дома, борется с французами, и его арестовывают.
Главная веха на пути Пьера — его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта ознаменовала приобщение героя к народу, к народной правде. В плену Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он «…узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей…». Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решения вопроса о смысле жизни: «…Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвований, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот наконец с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен.
Самое существенное в характере Каратаева — верность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. На’ййк’ое-то время это стало также идеалом и для Пьера. Но только на время. Пьер по самой сути своего характера не способен ,был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды — идет не каратаевским, а своим путем. «Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во воем… и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив…»