«Мои впечатления о фильме» к 100-летию ВЛКСМ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Калдино

(полное название образовательного учреждения)

413423 Саратовская область Федоровский район с.Калдино ул. Победы д.49а www .schoolkaldino .ucoz .ru 8(84565)63645

(почтовый адрес, адрес сайта, телефон, факс)

Джубанткалиева Н.С.

(ФИО директора образовательного учреждения)

Юнев Данила Сергеевич, 8 класс

(ФИО конкурсанта, класс)

Контактный телефон: 8(84565)636488

Электронный адрес: luka maul .ru

Тема работы: «Мои впечатления о фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

2018

Под солнцем не найти такого мыла,

Чтоб факты смыло времени водицей:

Хулить не стоит всё, что с нами было,

Ведь это жизни нашей есть частицы.

И. Хентов

Октябренок, пионер, комсомол – родные и такие знакомые слова для целого ряда поколений. Что до поколения нас – мальчишек и девчонок XXI века, эти слова не затрагивают струн души и не находят отклик в сердце: для нас это история далекая и забытая. В этом году самой массовой общественно-политической организации ВЛКСМ исполняется 100 лет. Все дальше от нас уходят события тех лет, особый уклад и ценности той эпохи, когда миллионы девушек и ребят в возрасте от 14 до 28 лет жаждали вступить в ряды комсомольского движения.

Двадцатый век – это век огромных достижений Советского Союза: победа в Великой Отечественной Войне, строительство заводов, железных дорог, каналов, разведка новых месторождений, освоение новых территорий, открытие для человечества космоса, достижения в спорте и науке. Но за каждой победой Советского Союза стоит человеческая личность, сформированная и воспитанная в системе взаимосвязанных общественных движений, целью которых, в конечном счете, является воспитание достойного гражданина сильной и могучей страны.

Так что такое комсомол? Какие воспитательные задачи он перед собой ставил?

Об истории движения нам рассказали на классном часе. Я понял, что комсомолец жил по принципу – раньше думай о Родине, а потом о себе. Это поколение романтиков, патриотов и защитников, готовых сниматься с насиженных мест и поднимать целину, осваивать необжитые пространства, строить заводы и фабрики, гидростанции, прокладывать железнодорожные пути и линии электропередач. Н о я считаю, что сорок пять минут не могут дать полного представления о таком массовом движении. Где же еще найти ответы на тысячи роящихся в голове вопросов? Для нас сейчас подсказчиком могут стать интернет, книги. Но интереснее, когда ответ не носит назидательного характера. Так почему не обратиться к фильмам? Ведь пропаганда комсомола обязательно должна присутствовать в кинофильмах того времени. Я думаю, что многие знают фразу из знаменитого, всеми любимого фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», снятого в 1965 году режиссером Леонидом Иовичем Гайдаем: «Шурик! Шурик, вы комсомолец?», которая звучит в новелле «Напарник» ставшую крылатой.

31 стр., 15086 слов

Сценическое движение

... особенно нужной и интересной. Книга, представляет собой в полном смысле слова энциклопедию по сценическому движению, начиная с общих теоретических вопросов и кончая мельчайшими практическими деталями. ... искусства. Верно направить работу каждого исполнителя, установить его взаимодействие с другими, найти верные выразительные средства, добиться подлинно высокого творческого звучания пьесы на каждом ...

Рассмотрим этот фильм в свете Устава ВЛКСМ. В ряды комсомола, особенно в шестидесятые годы, не просто вступали, а желали вступить и обязаны были вступить все граждане СССР. А значит, хулиган Федя тоже был комсомольцем! Теперь обратимся к Уставу ВЛКСМ, в разделе о правах и обязанностях членов ВЛКСМ говорится: «Член ВЛКСМ обязан быть честным и правдивым, чутким и внимательным к людям… всегда ставить общественные интересы выше личных».

Но мы видим, что Федя не просто хулиган – тунеядец, он ставит свои интересы выше общественных, не желая уступить место женщине:

«―Гражданин, эти места специально для детей и инвалидов.

―А она что, дети или инвалиды, а?

―Она готовится стать матерью.

―А я готовлюсь стать отцом!» (Л.И. Гайдай)

Всем известно, что в разные времена живут и работают люди с различными моральными принципами и разным уровнем нравственности – это и пытается донести до нас Гайдай. Однако комсомолец обязан «вести решительную борьбу со всеми проявлениями буржуазной идеологии, с тунеядством, религиозными предрассудками, различными антиобщественными проявлениями». Здесь и появляется студент Шурик, подрабатывающий на стройке. Ведь комсомолец обязан «быть активным борцом за претворение в жизнь величественной программы коммунистического строительства, готовить себя к жизни в обществе, утверждающем на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов, связывать свой труд, учение, воспитание и образование с участием в строительстве коммунизма».

В автобусе завязывается драка, и дебошир Федя отправляется на исправительные работы «На полную, пятнадцать» на строительные работы. Символично, верно? Потому что комсомолец должен строить светлое будущее: в прямом и переносном смысле этого слова.

Интересно, но прораб Павел Степанович, относится к Федору с искренней добротой, теплом, в его речи и поведение нет осуждения к человеку, который «отбывает срок». Так же уважение к личности проявляется, когда Федору вовремя привозят полноценный обед из трех смен блюд – потому что советский человек должен питаться правильно, ради здоровой нации.

И вот ирония – Федя с Шуриком напарники., А дальше мы видим процесс перевоспитания:

«― Слушайте, где вы пропадаете, я вас по всему корпусу бегаю, ищу. Работа ж стоит.

―Работа стоит, а срок идет. Ты не забывай, у тебя учет в рублях, у меня — в сутках.» (Л.И. Гайдай)

«―Ну, Шурик, как напарник?

―Перевоспитывается.

―Отлично. А почему шепотом?

―Спит.» (Л.И. Гайдай)

«―Пойми, студент, сейчас к людям надо помягше. А на вопросы смотреть ширше. Вот ты думаешь, это мне дали пятнадцать суток? М-м-м? Это нам дали пятнадцать суток. А для чего? Чтобы ты вёл среди меня разъяснительную работу, а я рос над собой! Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят… /* зевает */ Большой театр. А я посплю.» (Л.И. Гайдай)

9 стр., 4221 слов

Работа дипломная по литературе

... анализа. Такой всесторонний анализ романа “Отцы и дети” яв­ляется целью настоящей дипломной работы. Стремление представить себе в целом художественный мир И.С. Тургенева возникло из потребности ... фило­софская основа творчества Тургенева по настоящую пору, к со­жалению, не получила должного внимания со стороны исследова­телей. Эта дипломная работа посвящена рассмотрению художествен­ных особенностей ...

Конечно, понятно, что о таком перевоспитании, которое взывает к совести и чести человека, речи быть не может, не потому что у Феди их нет, скорее такой образ жизни ему гораздо интереснее. Шурик берется за активные способы воздействия на хулигана, так как задача комсомола «всемерно укреплять ряды комсомола, повышать его боевитость и организованность, проявлять инициативу и самодеятельность, строго соблюдать комсомольскую дисциплину, одинаково обязательную для всех членов комсомола, быстро и точно выполнять поручения комсомольской организации, доводить всякое начатое дело до конца». Чтобы справиться с Верзилой в ход идет любой подручный материал: отбойный молоток вместо пулемета, раствор цемента вместо снарядов. Как хорошо показан здесь еще один пункт из Устава ВЛКСМ « закалять себя физически, регулярно заниматься спортом, быть готовым к труду и обороне СССР»: как ловко Федя закидывал тюки с изоляционным материалом, скидывал мешки цемента, сопровождая все еще и бегом по пересеченной местности. Но самым действенным методом оказывается телесное наказание.

«―Бить будете?

―Нет.

―А что?

―Вести разъяснительную работу.» (Л.И. Гайдай)

Здесь уж Федор взывает к пониманию Шурика, вспоминает свою семью:

«― Это же не наш метод!

―Тебя как звать-то?

―Федя, а вас Шурик.

―Женат?

―Да. Жена Любушка и двое ребятишек, Леночка и Алёшка.

―Значит, семья есть. А лет-то тебе сколько?

―Сорок один.

―О-о…

―Может, не надо, Шурик? Я больше не буду, а?

―Мама… мама… мама…» (Л.И. Гайдай)

Да, выражение «Надо, Федя, надо» не только стало крылатым, оно стало даже мотивационным. Сколько раз я говорил маме или папе, что мне неохота делать что-то, и слышал в ответ: «Надо, Федя, надо!». И ведь шел и делал, потому что эти слова давали понять, что отлынивать не удастся. Я думаю, что это не только в моей семье. Выражение это стало нашей национальной мотивационной фразой. А у Вас разве не так?

На следующий день Федор аккуратен и подтянут, абсолютно противоположен тому вульгарно идущему и вольготно стоящему вместе с другими « гражданами алкоголиками, хулиганами, тунеядцами…». Федя готов на любую работу, пытаясь уйти от работы на стройке. А Шурик все такой же улыбающийся, скромный студент, который явно рад встрече с человеком, который сутки назад был для него недругом.

Что же такое комсомол? Мне стало понятно, что комсомол – это массовое движение, которое формировало личность человека и его личные качества, здесь приобретался опыт общественной работы, утверждались жизненные взгляды молодежи. Конечно, было хорошее, было и не очень. Были бюрократические моменты, которые вызывали раздражение у молодых людей, но эти моменты подвергались критике.

2 стр., 658 слов

Комсомол в биографии моих родственников

... людей заслужил он по праву. Нам, товарищ, в нелёгком пути Эту звонкую славу устроив, Дальше надо её пронести И равненье держать на героев! Комсомолом гордится страна, ... и помощники коммунистов. Все мои родные были комсомольцами. Мама и папа рассказывали о том, что, прежде ... мне понравилось, и я решила им закончить своё сочинение. Комсомолом гордится страна: Много дел у него за плечами. На груди ...

Итак, что же за личность – комсомолец? Для себя я уяснил следующее:

  1. В первую очередь – это человек, ставящий интересы Родины и других людей превыше своих.

  2. Человек, который работает и трудится на благо своей страны.

  3. Человек, который гордится своей страной.

  4. Человек, который является примером для подрастающего поколения.

  5. Человек, который активно участвует в политической и общественной жизни страны, не боящийся открыто высказывать и отстаивать свое мнение.

  6. Человек, который физически хорошо развит.

  7. Человек, дисциплинированный и ответственный.

Но не стоит забывать, что личность каждого человека была важна для страны, а значит, страна заботилась о каждом гражданине.

И вот теперь есть вопрос – такая ли далекая эта позабытая история комсомола? Мне кажется, нет. Разве эти пункты, перечисленные мною, не актуальны сейчас? Разве не воспитывают нас, как людей патриотичных, отзывчивых, честных и правдивых, чутких и внимательных к людям; людей которые уважительно относятся к старшему поколению и должны быть примером подрастающему поколению? Разве не учат нас на уроках активно высказывать свою точку зрения, уметь отстаивать ее, доказывать свои суждения, прислушиваться к мнению одноклассников? Разве мы сейчас не должны гордиться своей страной, ее достижениями и быть причастными к ее делам, а значит трудиться на благо страны? Может сейчас интересы одного человека выше интересов страны и миллионов ее граждан?

И многие ответят мне: нет.

В нашей школе часто проходят уроки мужества, на которых нам рассказывают о мужестве и стойкости воинов Великой Отечественной войны, об известных героях – комсомольцах: А. Матросове, З. Космодемьянской, Л.Голикове, З. Портновой и других. Эти уроки вызывают особую гордость за русского или советского человека. Появление многих молодежных движений «Молодая гвардия», «Стопхам», «Российские студенческие отряды», «Российское движение школьников» — это есть вовлечение молодежи в политическую и общественную жизнь страны. Проведение в нашей школе информационных часов, мероприятия «Молодой избиратель» готовят нас к активной жизни. Стоит вспомнить о внедрении спорта и обязательной сдаче норм ГТО. Вся эта работа в школе и дома дает простой ответ: моральные принципы человека неизменны со временем, они не зависят от политического строя.

Стоит сказать, той строгой преемственности в работе с детьми, которая существовала в советское время, сейчас, по сути, нет.

27 стр., 13225 слов

По литературе : Образ войны и человека на войне в трилогии Константина ...

... эпопеи «Живые и Мертвые»; Проанализировать и выявить в трилогии К. Симонова образ войны и образ человека на ... поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 — вторую — «Парень ... деятелей литературы и искусства, а также политических лидеров разных стран. Научное значение ... И, что особенно важно, Великая Отечественная война, несмотря на безмерные жертвы, стала для советских людей школой ...

В первом классе ребят принимали в октябрята, вручали значки – звездочки. У них появлялись первые обязанности, ответственность. Поручали выполнять пусть простые, но очень важные, на их взгляд, поручения. Класс делился на «звездочки» по пять человек в каждой (по числу лучей октябрятского значка), избирался командир. Появлялся первый коллектив, который мог повлиять на каждого ребенка. Это объединяло ребят. Главная задача октябрят — хорошо учиться и вступить в пионеры.

В третьем классе октябрят торжественно, под звуки горнов и барабанов принимали в пионеры. При этом они давали торжественную клятву. Появлялись новые атрибуты — алый галстук, пионерский значок, новые обязанности и новый уровень ответственности за свои поступки. Все пионерские дела проводились под девизом: “Пионер — всем ребятам пример!”. Причем все дела проводились с воспитательной целью. Например, сбор металлолома проводился под девизом: «БАМу — пионерские рельсы!» Таким образом, пионерская организация приобщала детей к великим делам страны. Вырабатывался патриотизм, любовь к Родине. Или тимуровское движение — помощь пожилым людям, инвалидам. Этим воспитывалось уважение к старшим. Занять отрядом первое место в проводимой в школе акции, было делом чести. И мотивацией выступала не материальная награда, а стремление быть лучшим, быть впереди…

В 14 лет ребята становились комсомольцами. Приём проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации.

Тем, чьё заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Чтобы пройти собеседование, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и главное — ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

Любой из членов комитета мог на испытательном этапе задать каверзный вопрос. Если кандидат успешно проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет.

Да чувствовать себя частью большого молодежного движения – это, на мой взгляд, хорошо. Альтруизм, взаимовыручка, взаимоуважение, честность, правдивость, нравственная чистота, сохранение традиций – эти фундаментальные ценности, сформированные многими цивилизациями, являются стержнем комсомола. Эти ценности можно встретить у любых народов и конфессий. А значит, идеология комсомола и всех школьных движений СССР носила правильный характер. А если это хорошо и правильно, то, я считаю, что в будущем мы обязательно вернемся к общероссийской единой преемственной работе с учащимися и подростками.