Произведение немецкий писатель Гете создавал 6 десятилетий. Характеристика Фауста показывает человека, живущего для людей, ищущего и не находящего смысл жизни. Готового ради истины продать душу дьяволу.
Образ Фауста
Доктор Фауст является по образу человеком ищущим. В трагедии Гете повествуется о том, что главный герой изучил множество наук, но понимает, что знает о Вселенной слишком мало. Помимо врачевания он изучает магию, пытаясь познать истину. Господь говорит о душе Фауста: «чистая душа в своём исканье смутном Сознанья истины полна!»
Мефистофель наоборот отзывается о Фаусте как о сумасшедшем, который служит Господу, но: «…он служит по-иному», — не как другие верующие.
Описывая его образ, демон тьмы указывает на особенности Фауста: «…Как сумасшедший, он рассудком слаб…».
Не постигнув истины, Фауст вечно погружен в «грызущую печаль».
Заключив договор с демоном тьмы — Мефистофелем он надеется получить нужные знания.
Характеристика Фауста
Фауст пребывает в постоянном сомнении. Понимая, что знает о жизни слишком мало, решает стать частью Вселенной, чтобы постичь истину. Хочет принять яд. Но церковный колокольный благовест удерживает его от этого опрометчивого поступка.
Господь спорит с Мефистофелем, считающим Фауста пропащим человеком. Говорит, что отдаст дьяволу душу Фауста, если он сможет ее заполучить.
Простые горожане благодарят доктора зато, что он вместе с отцом уберег город от чумы. Но Фауст стыдится такой благодарности, ведь его отец одних пациентов лечил, а другим давал яд.
Получив от демона тьмы обещание, что он будет исполнять любые его капризы, расчетливый по своей характеристике Фауст заключает с ним сделку. Гете пишет, что доктор подписывает кровью документ, по которому отдает дьяволу свою бессмертную душу.
Испив волшебного напитка на кухне у ведьмы, Фауст вернул себе молодость и чувства как у молодого человека. Доктор снова возжелал любви невинной девушки Маргариты. Мефистофель хочет выменять любовь девушки на шкатулку драгоценностей, но ее мать, заподозрив неладное, возвращает щедрые подарки дарителю. Лишь вторая попытка помогает Фаусту завладеть сердцем и телом девушки.
Мистерия жизни и смерти (о «Фаусте» Иоганна Вольфганга фон Гёте)
... Фауст» — важнейшее коллективное сновидение западной души. Потому, видимо, что использовал образы, идеи, архетипы европейской культуры. Шпенглер называл культурой Европы фаустианский тип сознания, потому что именно это сочинение ... Гете было 78 лет, его Ульрике — всего ... природа ... — соединение творца и твари ... Гете жаловался: «Плохо мне, потому что я не влюблен и в меня никто не влюблен». Первой девушке, ...
Из-за любовной связи, случившейся по велению Мефистофеля, погибает мать девушки. Фауст убивает на дуэли брата возлюбленной. Маргарита топит ребенка, рожденного от Фауста. Девушка сходит с ума и погибает. Но ее заблудшую душу спасает Господь.
Вторая часть трагедии напоминает греческие мифы. Фауст влюбляется в прекрасную Елену. У них рождается сын, но и он гибнет. Фауст постоянен в своей характеристике героя в вечном поиске, он продолжает свои изыскания. Хочет покорить природу, построить плотину для людей.
Мефистофель, под видом строительства плотины, приказывает своим слугам рыть могилу Фаусту.
Фауст понимает, что истинный смысл его жизни состоит в служении людям. Демон после смерти Фауста хочет забрать положенную ему по контракту душу искателя, но ангелы уносят ее на небеса. Господь выиграл спор, ведь Фауст хоть и часто ошибался, но старался жить не для себя, а для людей. Искал способы помогать людям, делать их жизнь лучше.
Сочинение по образу Фауста поможет написать цитатная характеристика героя.
Смысл финала «Фауст» Гёте
Почему именно трагедия? Человек на протяжении всего своего существования занят поиском смысла жизни. Ради чего мы появились на планете? Каков наше предназначение и истинная цель? Гёте своим произведением доказал, какая невероятная сила скрыта в каждом человеке. Ежедневно в людях борются положительные и отрицательные стороны. Противостояние добра и зла является главным двигателем развития.
Многие люди недовольны качеством своей жизни. Они погрязли в проблемах, их одолели неприятности. Автор говорит, что быть несчастным и влачить жалкое существование — это самостоятельный выбор каждого. Для радостной и яркой жизни необходимо приложить определенные усилии. Но большинство предпочитают плыть по течению, существовать по инерции. Их удел — критиковать и обсуждать личностей, которые своими силами пытаются достичь намеченных высот.
Чтобы познать истинный смысл жизни Иоганн Вольфганг Гёте провёл своего центрального персонажа через различные испытания, преграды и сложности. Он показал ему жизнь с нескольких сторон. Не всегда людям сопутствует удача, опасности могут подстерегать человека на каждом шагу. Однако жизнь состоит не только из трудностей. Нужно учиться замечать красивое и интересное, что нас окружает. В мире так много прекрасного и неопознанного, он невероятен.
Если человек несчастен в данный момент, не следует отчаиваться. Нужно почаще напоминать себе, что так будет навсегда. Только пройдя через неимоверные сложности, на себе ощутив тяготы и лишения, человек обретает истинное счастье. Всегда, при любых обстоятельствах нужно верить в лучшее. И в финале произведения Фауст, наконец, осознал подлинную цель существования человека в этом мире.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка / 5. Количество оценок:
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Иоганн Гёте — атеист и алхимик?
Нет. В юности Гёте пережил увлечение алхимической литературой, что потом вылилось в интерес к естественным наукам, которым писатель был верен на протяжении всей своей жизни. Также Гёте прекрасно знал Библию. В его семье ее читали на латинском и греческом языках. В автобиографии писатель рассказывает о том, как в детстве был очарован Ветхим Заветом и пытался читать его на древнееврейском языке с помощью учителя. Для него Библия была собранием поразительных историй о страданиях и радостях «героев веры», живших в непоколебимой уверенности в том, что Бог рядом, Он посещает их, сострадает, ведет их и спасает от бедствий. Бог в этих историях — знакомый и близкий, и когда ты смотришь на Него глазами персонажей, то и для тебя он кажется родным.
Противоречивость образа Фауста (по трагедии И. В. Гёте «Фауст»)
... М.А.Вронченко. В советское время полный перевод «Фауста» сделал Б.Л.Пастернак. Сочинение на тему “Иоганн Вольфганг Гёте. Фауст” Затем следует «Театральное вступление». В ... человека и бессилие разума. В образе Фауста воплощена вера в безграничные творческие возможности человека. Пытливый ум и дерзания Фауста противопоставлены бесплодным усилиям сухого педанта Вагнера, отгородившегося от жизни, ...
Иоганн Гёте в период начала работы над «Фаустом» (худ. Г.О. Май) Гёте пережил в молодости сложную эволюцию взглядов, и не принадлежал, по его словам, ни к противникам, ни к отрицателям христианства. Он уважал религиозное чувство других и говорил о христианской религии уважительно и серьезно. Церковным человеком он не был, нередко признавал, что «слаб в вере», но к самой религии относился с глубоким почтением. В тех произведениях Гёте, где затрагиваются религиозные темы, он никогда не выступает как богослов, а только как художник слова. «Заметим, кстати, что тот взгляд на мир, который транслируется в «Фаусте», может вызывать вопросы с христианской точки зрения. Вы наверняка, даже если не читали Гете, знаете фразу: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Русскому читателю она знакома благодаря роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако герой Булгакова на самом деле цитирует текст Гете: «Частица силы я, желавшей вечно зла, творившей лишь благое». Из этих слов можно сделать вывод (и некоторые читатели его делают!), что зло в мире — не так уж и бесполезно. Оно как бы дополняет добро, а в сложном сочетании добра и зла рождается гармония земной жизни. Однако христиане не видят в зле основания какой бы то ни было гармонии. Зло — это лишь порча добра, а не «естественная» составляющая мира. Разумеется, «Фауст» — не богословский трактат и не справочник по учению Церкви, и Гете вряд ли хочет подорвать основы веры. Он — поэт, и создает такую картину мира, которая позволила бы придать сюжету максимально высокий драматический накал. Обратите внимание, что в самом начале «Фауста» писатель настоятельно предупреждает, что перед нами будет разворачиваться не подлинная жизнь, а поэтический вымысел. Даром свыше Гёте считал поэзию: «истинная поэзия возвещает о себе тем, что она, как мирское Евангелие, освобождает нас внутренней своей радостью и внешней прелестью от тяжкого земного бремени». Когда император Наполеон впервые увидел Гёте, то воскликнул: «Вот это человек!» Действительно, Гёте был исключительным человеком своего времени: знатоком языков, поэтом, ученым, государственным деятелем, художником, актером и театральным режиссером, долго руководившим Веймарским театром; человеком, который одновременно со стихами, поэмами, романами, драмами, критическими статьями писал сочинения по естествознанию, искусствоведению, занимался химическими опытами, оптикой, минералогией, геологией, ботаникой, зоологией, педагогикой, вопросами организации войск, финансами, народным просвещением, горнодобывающей промышленностью и ткацким ремеслом. Он знал передовую философию своего времени, интересовался взглядами Канта, Фихте и Спинозы, чьи натурфилософские идеи были наиболее близки ему. Гёте восторгался драмами Шекспира, полотнами Леонардо да Винчи и Рафаэля, увлекался античным искусством, народной поэзией, принимал у себя французскую писательницу Анну де Сталь и русского поэта Василия Жуковского. Таким человеком был Иоганн Гёте.
Бессмертный «Фауст»
... удивительно, что легенда о докторе Фаусте, неутомимом, умелом, удачливом мудреце, волновала воображение народа. Гете взял эту народную легенду и ... участие в преодолении преград, он становится "болельщиком" и переживает те же страсти, что и участники. И в этом качестве ... прекрасную Елену, воспетую Гомером. Толки о Фаусте были настолько распространены, что в 1587 г. во Франкфурте вышла книга некоего ...
Неужели «Фауст» — это о любви?
Франц Ксавер Симм. “Фауст и Маргарита”. 19 век Да. История большой человеческой любви Фауста и Маргариты (Гретхен — ее уменьшительное имя) подлинно трагична. У главного женского персонажа трагедии были реальные прототипы, начиная с первой возлюбленной Гёте — девушке из народа по имени Маргарита. Во Франкфурте Гёте услышал историю девушки простого звания по имени Сюзанна Маргарета Брандт, которая, родив ребенка вне брака, утопила его. Когда ее арестовали, она созналась во всем и была осуждена на смертную казнь. В трагедии Гретхен также совершает преступление: топит своего новорожденного ребенка. Ее приговаривают к смерти, хотя убийство она совершила в состоянии умопомрачения. Фауста терзает мысль о страданиях, которые должна перенести несчастная девушка. «Меня убивают страдания этой единственной, а его (Мефистофеля) успокаивает, что это участь тысяч». Это та же самая мысль, которую потом выразит Федор Достоевский: каждое человеческое существо обладает ценностью, и нельзя быть равнодушным к страданию одного несчастного и безвинного. Зло и горе стали для Фауста страшной реальностью. Единственным его желанием стало спасти Маргариту. Мефистофель же уверен, что Гретхен будет осуждена небесами, но в ответ на его слова об этом раздается голос свыше: «Спасена!»
Энгельберт Зайбертц “Маргарита за прялкой”. Иллюстрация к изданию “Фауста” в переводе Афанасия Фета 1899 Мефистофелю разрешено низвести человека в глубочайшие бездны зла, но Бог не сомневается в том, что лучшие начала в нем восторжествуют. В конце «Пролога на небе» Господь обращался к архангелам с призывом: Что борется, страдает и живет, Пусть в вас любовь рождает и участье. Становится ясно, почему Мефистофель терпит поражение и голос свыше возвещает, что Маргарита спасена, почему ей, страдалице, грешной, преступнице, дано прощение. Она любила. И сама Любовь прощает ее. У Гёте, как и великого итальянского поэта Данте, схожее понимание любви. «Божественная комедия» Данте заканчивается словами о высшей силе, управляющей вселенной, и это: «Любовь, что движет солнце и светила». У обоих поэтов высшей и благой силой провозглашена Любовь.
В чем суть извечного спора о человеке? ( по трагедии «Фауст» Гете)
... и язык трагедии, и символика средневековой мистики. Поэма Гёте «Фауст» появилась в особое время, когда европейская цивилизация вступила в эпоху Просвещения. В соответствии с новыми идеалами представлялось, что человек может стать ... лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил». В поиске истины и добра Фауст обрёл своё высшее благо, а мы, читая бессмертную поэму Гёте, задумываемся ...
Интересные факты
- В 2014 году на телевидении стартовал сериал «Алхимик. Эликсир Фауста», где главные роли достались Игорю Петренко, Светлане Ивановой, Виктору Ракову и Евгении Добровольской. Несмотря на интригующее название, многосерийный фильм имеет только отсылки к произведению Гете, потому что картина повествует о тайном сообществе алхимиков, которые стремятся познать истину.
- Гете поместил на обложку издания книги офорт Рембрандта, который называется «Алхимик у себя в кабинете». Но в 18 веке имя гравюры было изменено на «Фауст».
Гравюра Рембрандта «Алхимик у себя в кабинете»
- Французский композитор Шарль Гуно сочинил оперу «Фауст», а либретто было написано Жюлем Барбье и Мишелем Карре.
- В трагедии представлены два типа ученых: Фауст, который стремится познать истину, основываясь на собственном жизненном опыте, и его антипод Вагнер – книжный червь, уверенный, что сущность жизни и тайны природы способны открыть только научные труды предшественников.
История создания
Философская драма для чтения «Фауст» писалась автором в течение всей его творческой жизни. Она основана на наиболее известной версии легенды о докторе Фаусте. Идея написания – воплощение в образе доктора высших духовных порывов человеческой души. Первая часть была закончена в 1806 году, автор писал ее около 20-ти лет, первое издание состоялось в 1808 году, после этого она претерпела несколько авторских доработок при переизданиях. Вторая часть была написана Гете в преклонные годы, а издана приблизительно через год после его смерти.
Экранизации
Трагедия о борьбе добра и зла стала излюбленной темой для режиссеров, поэтому заядлые киноманы увидели далеко не одну экранизацию знаменитого «Фауста». Перечислим наиболее популярные из них.
«Фауст» (1926)
Немецкий кинорежиссер Фридрих Вильгельм Мурнау вдохновился германской легендой и представил публике одноименное немое кино. Сюжет киноленты мало чем отличается от бессмертного оригинала: Архангел Михаил и Сатана, который хвастается тем, что может совратить любого смертного на земле, заключают пари, предметом которого является известный алхимик Фауст.
О влиянии классиков на неокрепшие умы. Часть IV. Жизнь надо прожить так
... как реальность, а не нечто эфемерное. Эти люди пребывали в разных состояниях. И хуже было тем, кто оценивал прожитую жизнь как «несчастливую». Поэтому я пришла к такому, возможно, парадоксальному выводу: чтобы ... легче принять смерть, надо плодотворно прожить жизнь. ...
Йёста Экман в роли Фауста
Примечательно, что кинодеятель основывался не только на произведении Гете, но и на творении другого писателя, английского поэта Кристофера Марло. Главные роли достались актерам Йёсту Экману-старшему (Фауст) и Эмилю Яннингсу (Мефистофель).
«Красота дьявола» (1950)
Француз Рене Клер снял киноленту по мотивам трагедии Гете, приправив оригинальный сюжет вольной интерпретацией. Картина рассказывает о том, как хитрый Мефистофель предлагает профессору Фаусту получить молодость и красоту, а тот без раздумий соглашается. Теперь главная цель Мефистофеля заключается в том, чтобы поскорее заполучить душу своего пациента.
Жерар Филип в роли молодого Фауста
В блестящий актерский состав вошли Мишель Симон, Жерар Филип, Паоло Стоппа, Гастон Модо и другие.
«Фауст» (2011)
Российский режиссер Александр Сокуров тоже не отстал от тенденций и поразил любителей кинематографа своим видением «Фауста», причем создатель картины получил за свое творение премию «Золотой лев» на 68-ом Венецианском кинофестивале.
Йоханес Цайлер в роли Фауста
Сюжет вращается вокруг первой части поэтического произведения, а зрители наслаждаются любовной линией межу Фаустом и Маргаритой. Александр Сокуров позволил примерить на себя запоминающиеся образы таким актерам, как Йоханес Цайлер, Антон Адасинский, Изольда Дюхаук и Ханна Шигулла.
Гёте «Фауст» – анализ – Русская историческая библиотека
немецкая легенда
В сюжете трагедии сочетаются фантастические ситуации и реально-бытовые сцены. Это – притча о Человеке, о его долге, призвании, о его ответственности перед другими людьми.
Портрет Иоганна Вольфганга фон Гёте. Художник Г. фон Кюгельген, 1808-09
Прологи «Фауста»
[См. Отдельную статью «Фауст», Прологи – анализ.]
«Фауст» открывается двумя прологами. В первом из них («Пролог в театре») Гёте высказывает свои взгляды на искусство, второй («Пролог на небесах») непосредственно начинает собой историю героя, давая ключ к пониманию идейного смысла трагедии. В «Прологе на небесах» Гёте пользуется традиционными христианскими образами.
Трагедия жизни Печорина и его поколения (по роману М. Ю. Лермонтова ...
... Не всем это дано. Трагедия Печорина в том, что он не смог реализовать свои духовные и физические силы, жизнь его проходит впустую. Анализируя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: «Это Онегин ... Но не все представители печоринского, а значит, и лермонтовского поколения утратили способность чувствовать, не все стали серыми и безнравственными. Печорин разбудил душу княжны Мери, которая могли угаснуть ...
Мефистофель
Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен…
Так, в «Прологе на небесах» Гёте дает завязку борьбы вокруг Фауста и предсказывает оптимистическое ее разрешение.
«Фауст», часть 1
[См. Отдельную статью «Фауст», Часть 1 – анализ.]
Затем сцена за сценой раскрывается история Фауста.
В первой сцене первой части перед нами сам Фауст. Он показан в суровой обстановке мрачного кабинета. Его окружает пыльная громада книг, перед ним загадочно лежит череп. Он трагически переживает свою беспомощность в разрешении коренных вопросов жизни, ибо науки не в состоянии дать ответ на них.
Гёте. Фауст. Часть 1. книга
Фаусту противопоставлен образ Вагнера – самодовольного обывателя в науке, который видит весь смысл своих ученых занятий лишь в том, чтобы
…поглощать За томом том, страницу за страницей!
«Ничтожный червь сухой науки», как презрительно характеризует его Фауст, Вагнер воплощает мертвую теорию, оторванную от практики, далекую от жизни.
Глубокий смысл противопоставления двух этих образов с большим художественным мастерством раскрывается в сцене «За городскими воротами». Перед нами крестьяне, ремесленники, бюргеры, студенты, служанки.
В радостный весенний праздник они собрались под ликующим солнцем на зеленой лужайке у стен старинного средневекового города. Вся сцена овеяна светлым чувством пробуждения природы. Но не только природа очнулась после зимнего сна.
Фаусту кажется, что весь мир празднует свое воскрешение.
Из комнаты душной, с работы тяжелой, Из лавок, из тесной своей мастерской, Из тьмы чердаков, из-под крыши резной
Народ устремился гурьбою веселой…
Радостно смешивается Фауст с толпой крестьян. Народ с уважением встречает доктора и благодарит его за помощь во время эпидемии.
Фауст стремится найти истину и понимает, что ее надо искать не в мертвом хламе старинных книг, как это делает Вагнер. С презрением он отвергает и жалкие соблазны Мефистофеля, который хотел бы его оглушить веселым разгулом и тем отвлечь от благородных целей.
В сцене перевода Евангелия Фауст мучительно ищет смысл бытия. Он не удовлетворен формулой: «Вначале было Слово». «Я Слово не могу так высоко ценить!» Вывод, к которому приходит Фауст: «Вначале было Дело».
Сцены, в которых изображается трагедия Маргариты привлекают мастерским изображением быта немецкой провинции того времени. Маргарита – простая, скромная девушка. Но именно эта простота и наивность, тихий семейный уклад ее дома очаровывают Фауста.
Мефистофель надеется, что, увлекшись Маргаритой, Фауст забудет о своих исканиях. Он не понимает, что искреннее, глубокое чувство Фауста есть проявление тех же исканий; Маргарита для него олицетворяет красоту и полноту жизни. Ее непосредственность и простота представляются ему воплощением природы.
«Ах, две души живут в груди моей!» – восклицает Фауст (в сцене «За городскими воротами»).
Фауст стремится к познанию идеала, а с другой стороны, он не хочет терять связи с реальной действительностью. Как примирить эти «две души» – стремление к идеалу и желание остаться на почве реальной действительности? Этот вопрос мучительно тревожит Фауста и самого Гёте.
ЙОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ
... таланті, Інтелекті й вчинках. На схилі років Гете розповів у «Поезії і правді» про те, що він написав «Страждання юного Вертера», ... за собою лише театр і навчальні заклади. Утомлений та розчарований, Гете в 1786 році іде з Веймара і два роки проводить в ... сердець. Епічна поема «Герман і Доротея» приваблює нас і сьогодні своїм оптимістичним баченням світу та мирної праці. Гете звинувачували в тому, що ...
Фаусту показалось, что встреча с Маргаритой принесет счастье, ибо в этой девушке как бы сочетаются идеалы и жизнь. Но это было трагическим заблуждением. Мир Маргариты оказался маленьким мирком девушки из провинциального захолустья. А Фауст стремится к деятельной жизни.
В финале первой части покинутая Фаустом, убившая своего ребенка, обезумевшая от горя, Маргарита ждет казни. Это одна из волнующих сцен трагедии.
Смена стихотворных ритмов выразительно передает неудержимый поток противоречивых чувств героини. Вот она в страхе принимает Фауста за палача, просит его на коленях о пощаде, бессвязно рассказывает о своем ребенке. Волна радостных и горьких воспоминаний охватывает ее при мысли о Фаусте. Сознание ее затуманено, она не понимает обращенных к ней слов.
Ужас охватывает Маргариту при появлении Мефистофеля, в отчаянии она отталкивает Фауста: «Генрих, ты страшен мне!» Она стала жертвой того мира, к которому принадлежала.
Страх перед судом обывателей толкнул ее на убийство своего «незаконного» ребенка. Но и Фауст разделяет вину за ее гибель. Он тяжело переживает последствия своего неверного шага.
Он понимает теперь, как велика ответственность каждого человека перед другим.
«Фауст», часть 2
[См. Отдельную статью «Фауст», Часть 2 – анализ.]
Вторая часть трагедии во многом сложнее первой.
Узкий душный мир маленького немецкого города, в котором жили и Вагнер, и Маргарита, и студенты, пировавшие в погребке, и соседки, судачившие у колодца, мир, из которого стремился вырваться Фауст, был изображен в первой части живыми красками, во всей его реальной повседневности.
Гёте. Фауст. Часть 2. книга
Теперь Фауст продолжает свои искания за пределами этого маленького мира. И здесь все приобретает условный, символический характер – и обстановка, и герои.
Фауст показан то при дворе императора, беспомощного перед лицом неотвратимых сил, разрушающих его империю, то среди мифологических героев древней Греции.
Долгий и трудный путь проходит Фауст, прежде чем столетним старцем обретает истину:
Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой.
Перед смертью он вдохновлен мечтой о том, чтобы на отвоеванной от моря земле поселить миллионы свободных тружеников.
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной Дитя, и муж, и старец пусть ведет, Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!
Фаустовское начало у Гёте означает устремленность человека в будущее. Поэт следует здесь распространённому в его время просветительскому оптимизму.
Цитаты
«Распорядись собой, прими решенье, Хотя бы и ценой уничтоженья».
«В том, что известно, пользы нет, Одно неведомое нужно».
«Но вновь безволье, и упадок, И вялость в мыслях, и разброд. Как часто этот беспорядок За просветленьем настает!»
«Пусть чередуются весь век Счастливый рок и рок несчастный. В неутомимости всечасной Себя находит человек».
13 стр., 6206 словРеферат творчество гете
... борца за лучшую действительность в творчестве Гёте. На смену умеющему бороться и ненавидеть Гёцу является Эгмонт, предоставляющий жизни ... защитил диссертацию на звание доктора права. Занятие юриспруденцией мало привлекало Гёте, гораздо более интересовавшегося медициной (этот интерес прив ... лис[de]» (1792) «Герман и Доротея[de]», (1794) «Фауст» (1774-1832) «К теории цвета» (нем. Zur Farbenlehre), (1810) ...
«Учитесь честно достигать успеха И привлекать благодаря уму. А побрякушки, гулкие, как эхо, Подделка и не нужны никому».