«Цветовая символика в любовной лирике А. Блока и С. Есенина»

Цвета в поэзии используют не только для выражения мыслей, но и чувств и эмоций. Кроме того, по палитре используемых цветов можно лучше понять самого поэта, его мировоззрение, характер. Несмотря на это, большинство поэтов используют вместо света и цвета абстракции.

В своей статье «Краски и слова» Александр Блок о таких писал, что они «отупели к зрительным восприятиям». Но так же он был уверен, что через несколько лет появится поэт, который «привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками».

Этим поэтом стал Сергей Есенин.

Цвета в произведениях Есенина и Блока встречаются в лирике гражданской, любовной и пейзажной. В своём сочинении я хочу остановиться только на одном аспекте: значение цвета в любовной лирике.

Разумеется, у двух поэтов, хотя и живших в разное время, но родившихся и получивших образование и воспитание в разных местах, один и тот же цвет не может иметь одинаковое значение.

Есенину ближе оттенки голубого, золотого, зелёного и алого, свойственные фольклору и древнерусской живописи. Это цвета его Родины, его корней, его происхождения.

Блок чаще всего использовал в своём творчестве тёмно-синий, красный, чёрный и белый — цвета города. Блок – поэт-символист и для создания своих образов-символов он постоянно использует цвет.

Мы можем рассмотреть лишь малую часть их палитры.

В энциклопедии цветов даётся следующая трактовка значений красного: он ассоциируется с неистовой жаждой жизни, кровью, огнём и страстью. У Александра Блока он означает ожидание встречи с любимой:

У Сергея Есенина же красный цвет – это любовь:

Красной розой поцелуи веют…

Близок к красному цвет розовый, он объединяет страсть с чистотой, романтикой, свежестью, утонченностью и нежностью.

У Блока это – исчезающие, словно лучи рассвета, мечты:

Есенин же не меняет первоначального значения цвета, создавая с его помощью нежный, утончённый образ любимой:

Золотой цвет — символ славы, победы, торжества и независимости.

2 стр., 912 слов

Тема родины в творчестве а.блока и с.есенина.подготовка к сочинению ...

... Есенин пишет: Россия – мать! Прости меня, Прости!» У каждого из поэтов в этом образа Россия всепрощающая, ждущая, все ей под силу. У Блока ... но звучит уверенно и «невозможное возможно». Есенин активно использует цвета, словесную живопись, в его стихах много эпитетов. ... живых коней Победила стальная конница?» («Сорокоуст») Грусть по России той, прежней, и стремление обозначить приметы ... Спасибо за урок

При помощи этого цвета Александр Блок изображает гордую, независимую, яркую женщину:

У Сергея Есенина же этот цвет ассоциируется с осенью, ещё яркими воспоминаниями о прошлом, которое уже не вернуть:

Рядом с золотым – цвет желтый, цвет солнца и лета. Но в некоторых случаях он может обозначать ревность и измену.

Блоку и его лирическому герою близко второе значение:

У Есенина жёлтым окрашены те воспоминания, которые уже потускнели в памяти, оставив после себя только лёгкую печаль:

В той же энциклопедии про зелёный цвет читаем: «это символ спокойствия, мира, молодости и надежды».

Именно надежду – робкую, затаённую – этот цвет олицетворяет у Блока:

Но в русском языке есть такое выражение – «тоска зелёная», и у Есенина этот цвет показывает именно это чувство:

Любимые многими людьми лазурный и родственный ему голубой – цвета веры и надежды, одухотворённости и даже космоса.

Но и у Александра Блока («Шли мы стезею лазурною, только расстались давно»), и у Сергея Есенина («Пройдут голубые года») – это время, которое разделяет людей, но не позволяет им забыть друг друга.

Рядом с лазурью и голубизной – более тёмный цвет, синий, обозначающий спокойствие и умиротворённость, а также – тоску и верность.

У Блока синий – это непреодолимое расстояние:

Синий для Есенина – звенящая тишина, которая наступает после только что отбушевавшей стихии:

У белого цвета также существуют два значения. Он может символизировать чистоту и непорочность (и часто ассоциируется с невестой), но, с другой стороны, белый – это безмолвие и смерть.

У Блока оба значения «переплетаются» между собой и плавно сменяют друг друга. Сначала возлюбленная лирического героя, словно невеста, появляется в белом платье:

А затем белый становится цветом смерти любви:

У Есенина девушка в белом, даже если она ушла к другому, всё равно остаётся символом чистоты и непорочности:

Противоположен белому чёрный цвет — абсолютное отрицание, тайна, бездна, темнота. Чаще всего он ассоциируется со смертью и трауром.

Для Александра Блока это одиночество и приближающаяся старость:

А для Сергея Есенина это тайна:

Часто можно услышать выражение «музыка стиха». А я попыталась провести небольшое исследование языка великих мастеров и показать, что стихотворные строки для поэта – это не только нотный стан, но и палитра.