По литературе «Любовная лирика в поэзии С. Есенина»

Курсовая работа

Известный и любимый наш поэт Сергей Александрович Есенин, хотя прожил и недолгую, но содержательную, густонасыщенную жизнь. Уже в 30 лет его не стало, но многое для нас было оставлено им. И сейчас мы восхищаемся тем, на сколько был креативен Сергей Александрович. Много стихотворений его каждый из нас знает наизусть, мы любим этого поэта, учащиеся в школе с удовольствием изучают весь непростой путь жизни этого человека, стремясь узнать о нём постоянно что-то новое. У Сергея Есенина на редкость замечательная память, любя читать поэт пристрастился к фольклору и изучал мифологию разных народов мира.

Вся поэзия построена на переживаниях поэта, все стихотворения шли от души, изнутри, это были искренние признания, это была безмерная, бесконечная, ничем неизмеримая, нелицемерная, беспритворная любовь к Родине, необманная, сердечнейшая, задушевная, чистая любовь к природе. Своими стихотворениями Сергей Александрович нас многому учит, ведь читая его поэзию мы видим, как он любил всё то, о чём писал. Мы понимаем, что именно такой любви достойна наша Россия, наша родная природа, именно такие тёплые слова нужно говорить любимым, которые говорил наш великолепнейший, несравненный Сергей Есенин в своих стихах.

Поэту пришлось узнать и встретить многие трудности в своей жизни. Он родился 3 октября 1895 года в крестьянской семье в с. Константиново Рязанской губернии. Когда закончил сельское училище, окончил и школу в Спас-Клепиках.

Когда поэт очень хотел появляться в литературе всё больше и больше, то его начали сравнивать с появлением чуда, а началом «литературной дороги» оказалась встреча Сергея Александровича с Александром Блоком (шёл 1915 год).

За десять лет многое успел наш любимый герой «серебряного века».

Никто и не подозревал о том, что простой рязанский мальчик подберётся к вершинам мировой поэзии. Ведь поэта окружала та простая жизнь людей-трудяг, вся простота и широта Руси, он и сам говорил, что родился с песнями в травяном одеяле.

Не смотря на то, что характер у поэта был неспокоен и вспыльчивый, погружаясь в окружающую его атмосферу он наслаждался природой и свои чувства выливались из его души в изумительные строчки наших любимых стихотворений. Ведь поэт видел и яркие деревенские зори, и радугу, и родную речку, озёра и всю эту красоту своей родной стороны, отразив в стихах огромной любви к русской земле, смог показать нам поэт.

6 стр., 2818 слов

Тема поэта в стихах Пушкина

... им сердца людей», показывать всю правду жизни. Предназначение поэта – сочинение Творчество А.С. Пушкина – это тот фундамент, на котором ... во второй части характер стиха меняется, становится более бунтарским. Пушкин утверждает, что поэт обязан «сердца тревожить», но ... пророка Исайи, видевшего Господа. Лирический герой произведения влачится по пустыне «томим духовной жаждой» и перед ним неожиданно ...

Он очень интересен для каждого читателя по-своему, но равнодушным не останется никто, читая поэзию Сергея Александровича. Кто-то обратит внимание на язык поэта, он уникальный и очень интересный, кому-то будет близка тема любви к Родине, любви к природе, любви к женщине (у этого автора были подняты разные темы в стихотворениях и тем было много), но пройти мимо такой поэзии невозможно, недопустимо.

Хотя поэту удавалось глубоко проникнуться поднятыми темами в своих стихах и сейчас удаётся повлиять на читателя, заставить задуматься, также глубоко понять идею каждого стихотворения, но нужно отметить, что тема любви в его произведениях была ярчайшей в поэзии, сквозной, её мы можем увидеть во всей поэзии Сергея Александровича.

Глава 1. Любовная лирика в поэзии А.С. Есенина

1.1. «Голубая кофта. Синие глаза.»

Голубая кофта. Синие глаза.

Никакой я правды милой не сказал.

Милая спросила: «Крутит ли метель?

Затопить бы печку, постелить постель».

Я ответил милой: «Нынче с высоты

Кто-то осыпает белые цветы.

Затопи ты печку, постели постель,

У меня на сердце без тебя метель». [ 1]

Автор начинает своё стихотворение с использования своих любимых оттенков цветов, это синий и голубой, обычно эти цвета обозначают цвет атмосферы и в мире присутствуют всегда, а вот природа вокруг меняется. Мы видим, что это стихотворение явно кому-то посвящено, мало того автор говорит о том, что никакой правды милой не сказал, так называл он свою третью жену, Софью Андреевну Толстую, она действительно была мила, но многие задавались вопросом, почему Сергей Есенин женился третий раз, ведь особой любви к последней его женщине не было.

Читатель даже может представить адресанта, это девушка или женщина с голубыми глазами в кофте синего цвета. Есть диалог между автором и адресанткой. [2]

Мы видим некий холод поэта к девушке, тому подтверждение – последняя строчка. Поэт напрямую сообщает милой о том, что у него есть своя какая-то забота, печать, грусть в душе, с которой он не делится со своей милой.

А героиня произведения хочет затопить печь и постелить постель, это говорит нам о том, что девушка любит уют и тепло.

В стихотворении фигурирует ещё один цвет – белый, скорее в стихотворении он подчёркивает чистоту, нежность, любовь и верность милой девушки с голубыми глазами.

Печалит то, что автор произведения не замечает этого, а говорит о «своей метели», что символизирует свои заботы, хлопоты, проблемы.

3 стр., 1338 слов

Тема любви в поэзии С. Есенина

... занимает в творчестве Сергея Есенина огромное место. Да это и понятно, ведь чувству любви подвластен каждый человек, это чувство дает силу и надежду на преодоление всех трудностей в жизни. Не всегда в стихотворениях поэта ...

Большое значение играет в стихотворении метель, здесь это не просто погодные условия, это ещё и символ состояния автора произведения, метель, значит, буря, не спокойствие, взволнованное состояние души нашего героя.

Средства выразительности в данном стихотворении очень разные и интересные. Например, риторический вопрос «Крутит ли метель?» говорит нам о том, что милая переживает о душевном состоянии её возлюбленного и в конце мы получаем ответ. [3]

Лексический повтор слова милой даёт понять читателю, что автор хочет подчеркнуть, что та, которой посвящено это стихотворение для него действительно милая.

Голубая кофта. Синие глаза, Никакой я правды милой не сказал

1.2. «Я помню, любимая, помню…»

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,

Березовый шорох теней,

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:

«Пройдут голубые года,

И ты позабудешь, мой милый,

С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа

Напомнила чувствам опять,

Как нежно тогда я сыпал

Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь,

И грустно другую любя.

Как будто любимую повесть,

С другой вспоминает тебя.[5]

Это стихотворение одно из поздних, было написано немного больше, чем за год до кончины поэта. Августа Миклашевская была любовью нашего лирического героя.

Читатель понимает, что эта нежная любовь уже в прошлом, потому что автор постоянно повторяет: «я помню», но эту любовь нельзя по-другому назвать, потому что она действительно нежная и по-настоящему – любовь. Ведь наш лирический герой вспоминает такие мелочи: сиянье волос, кудрявую прядь, берёзовый шорох, о том, что дни были коротки, и как светила луна.

Автор показывает нам, что лирический герой вспоминает что говорит ему возлюбленная и как. Возлюбленная пророчески утверждала о том, что пройдёт время, и лирический герой позабудет свою возлюбленную, встретив другую.

В жизни поэта почти так и произошло, он действительно будет в будущем с другой женщиной, но автор не смог забыть свою возлюбленную. Воспоминания к нему пришли, когда лирический герой почувствовал аромат цветущей липы.

На протяжении всего стихотворения мы можем почувствовать непрерывную нежность лирического героя к своей возлюбленной. И всё-таки, автор показывает, что сердцем он всё ещё любит её, ведь сердце не готовится остывать.

6 стр., 2814 слов

Б.Пастернак. Обзор жизни и творчества. Лирический герой в поэзии ...

... расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство». Анализ стихотворения Пастернака «Август» Отношения Бориса Пастернака с религией складывались непросто. Крещенный в детском возрасте по настоянию няни, поэт вплоть до совершеннолетия ...

Нам показана сильнейшая любовь человека, который смог сохранить её ещё с юных лет. Ведь голубой цвет-символ показывает нам юность лирического героя, воспоминания об этой юности: «голубые года».

В данном стихотворении используются эпитеты: «осенние ночи», «берёзовый шорох», «голубые года», «цветущая липа», «кудрявая прядь», «любимая повесть».

сиянье … волос», «берёзовый шорох теней

липа напомнила чувствам опять», «сердце, остыть не готовясь, и грустно другую любя

«привелось», «позабыть», «сыпать

Есть в произведении Лексический повтор: «Я помню, любимая , помню …»

Риторические обращения подчёркивают нежность любви и чистоту чувств: « Я помню, любимая, помню …»; «И ты позабудешь , мой милый … »

На первое место в предложении автор ставит наречия, описываемые душевные чувства лирического героя, поэтому в стихотворении мы видим, что есть инверсия: «Не радостно и не легко мне покинуть тебя привелось»; «Пройдут голубые года …»; «Как нежно тогда я сыпал цветы на кудрявую прядь» [6]

1.3 «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

Шаганэ ты моя, Шагане!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий,

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи-

Я нисколько не чувствую боли,

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

6 стр., 2524 слов

»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века»

... облака …»; «Неохотно и несмело …». Сочинение на тему:»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века» Русская классическая литература 19 века — это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить ... единственного романа Лермонтова, является антигероем русского дендизма — красивым и циничным фаталистом, он несет определенные черты самого автора. Байронический образ безрассудного, мятежного ...

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Это стихотворение, относящее к любовной лирике поэта, входит в цикл, который очень романтичен и нежен был назван «Персидские мотивы».

Дело в том, что всю свою жизнь автор этого стихотворения желал побывать в Персии, но за всё время так и не получилось, лишь в 1924 году ему удалось побывать на Кавказе.

Шаганэ не была придумана поэтом, действительно наш лирический герой был знаком с ней, Шаганэ Тальян – простая учительница в школе, но её необычайно красивая и далеко непростая восточная внешность сразила нашего поэта. Причем в честь этой девушки было написано ряд других прекрасных стихотворений на любовную тематику, эти стихотворения также вошли в цикл «Персидские мотивы».

Несколько дней спустя, после того как Сергей Александрович познакомился с армянской красоткой, а отношения между ними были тёплыми и дружескими, Шаганэ была поражена тем, что автор посвятил ей это стихотворение и подарил сборник своих произведений подписавшись.

Это время являлось для творчества поэта благоприятным, а красота восточных девушек на столько его вдохновляла, что появилось множество стихотворений, связанных с любовной лирикой.

Мы видим, что это непросто стихотворение поэта, это любовное послание девушке, к которой поэт не может скрывать своих чувств, поэтому на третий день читает стихотворение возлюбленной со своим признанием.

Тема любви к девушке переплетается с темой любви к своей родине. Поэт восхищается необычайной красотой, таинственностью, сказочностью дивного Кавказа, но постоянно противопоставляет и сравнивает всю окружающую природу со своей родной природой Севера. Вообще читателю представляется ярко-выраженное противопоставление Севера и Востока, и по мнению автора Север ничем не уступает Востоку, а наоборот: «Луна там огромней в сто раз», наикрасивейший город Востока «не лучше рязанских раздолий», «волнистая рожь».

Ещё автор стихотворения в конце стихотворения упоминает про девушку с Севера и, вероятно, этим самым автор хотел подчеркнуть, что на его родине есть тоже очень красивые девушки.

Читатели вместе с автором переживают тоску о родной рязанской стороне, о которой так тоскует наш лирический герой, не смотря на то, что Восток очень хорошо влияет на творчество поэта и его воображение тоже.

Мы видим, что перед нами не просто любовное послание, это ещё и признание о том, что лирический герой тоскует очень сильно о своей маленькой родине, поэтому рассказывает о ней Шаганэ.

Мы можем предположить, что автор преподносит Шаганэ как символ Востока, вся её нежность, теплота, красота, робость и застенчивость связана с теми же чертами Востока.

1 стр., 485 слов

Куда был сослан Лермонтов за стихотворения «Смерть поэта»?

... Лебедь ,Рак да Щука… 9. в одном из стихотворений древнегреческий поэт Алкей противопоставил певца и цикаду . Как отозвалось это противопоставление ... узнать , сторчки, их каких произведений здесь приведены и назвать автора. В июне,в саамы зной, в полуденную пору, Сыпучими песками в ... водили , Известно, что слоны в диковинку у нас,-- Так за слоном толпы зевак ходили ; Какой-то Повар-грамотей С поварни ...

В стихотворении автор постоянно обращается к возлюбленной, он просит, умоляет её не волновать его воспоминаниями и родной стороне, ведь они причиняют боль лирическому герою и страдания.

Читателю даже может показаться, что автор, побывав на Кавказе, может понять о том, что загадочность Востока – это всего лишь миф, что прекраснее России нет ничего на этом свете, и автор это подчёркивает каждый раз в своём стихотворении. Когда автор всё увидел своими глазами и уже ничего о Востоке от него не было скрыто, то он только и мечтал о том, чтобы поскорее вернуться домой, потому что такие воспоминания о России причиняли ему душевную боль, хотя после удалось сохранить воспоминания о красотах Кавказа и прекрасных восточных женщинах.

Итак, данное стихотворение относится к любовной лирике, но тема этого произведения – ностальгия Сергея Александровича по своей Родине.

Тема стихотворения развивается спиралевидно. Данное стихотворение имеет кольцевую рифмовку.

Шаганэ ты моя, Шаганэ

Используется разговорно-просторечная лексика: « что ли ». Повторяется обращение, есть глосса, используются уточнения.

Антитеза: «Шираз — Север».

Эпитеты: «волнистая рожь».

Повторяются сонорные гласные звуки.

«Я готов рассказать тебе поле» — в этой фразе явно нарушены грамматические норы языка и можем только предполагать что хотел сказать этой повторяющей строчкой поэт или наоборот, он хотел что-то скрыть от читателя и зашифровал свои мысли, хотя фраза нам говорит о том, что герой на что-то такое готов, на которое не каждый способен. Может быть открыть душу имелось ввиду, может быть сделать всё что угодно для любимой Шаганэ, может быть рассказать о чём-то самом сокровенном, о чём ещё никому не рассказывал, а её готов раскрыть эту тайну, а может быть он готов пожертвовать чем-то, но мы точно знаем из стихотворения, что это наш лирический герой готов сделать исключительно Шаганэ или для неё.

Это произведение нас учит по-настоящему любить. Кто никогда не любил, прочитав это стихотворение, поймёт, как это нужно делать. Не каждый способен на такие искренние, сильнейшие чувства к Родине, к девушке, скорее да, а вот к своей России точно не каждый… Многие не умеют ценить то, что у них есть. А в нашей Родине есть всё, но кто-то этого не замечает, как заметил, подчеркнул и написан об этом Сергей Александрович.

Глава 2. Изучение любовной лирики С.А. Есенина в школе

    1. . Методика изучения лирики в старших классах

Изучение лирических произведений в школе является всегда сложным в большей степени, чем изучение прозы или драмы. Ведь стихотворение нужно чувствовать, представлять картины, которые рисует каждый. Но не любой учащийся способен это сделать, мы не можем заставить ребёнка представить картину перед собой, а тем более заставить почувствовать те переживания и эмоции, которые передаёт нам автор. Опасно задавать вопросы детям после прочтения лирических произведений: — Что вы почувствовали при чтении? — Как изменилось ваше настроение? А учащиеся ничего могут не почувствовать и их настроение не изменится, поэтому нужна тщательная подготовка к уроку, чтобы эмоционально настроить читателей-учеников на нужное настроение.

2 стр., 560 слов

Технологическая карта в 6 классе «Рр Классное по произведениям ...

... Основные вопросы анализа Стихотворение О чем? Зачем? Как? Тема и основная мысль Как работать над сочинением? 1. Вдумайся в ... и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал. 6.Напиши сочинение на черновик в соответствии с составленным планом. 7.Прочитай ... на чистовик. Как совершенствовать написанное 1.Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? ...

Стихотворение нельзя пересказывать, как прозу, его нужно анализировать, и в этом заключается вся сложность. Детям трудно находить скрытые сравнения, противопоставления, видеть символ чего-то в строчках, а иногда даже определить тему произведения, учащиеся не всегда могут понять идею и мысли поэта.

Правильных и неправильных ответов быть не должно, в дискуссиях учащиеся приходят к истине и только тогда способны понять то, что нам хотел сказать автор лирического произведения, и то не всегда без помощи учителя.

При изучении лирических произведений учителю с детьми необходимо работать над выразительным чтением, ведь прочитав стихотворение не с той интонацией мы потеряем смысл. Поэтому первичное восприятие должно идти от учителя, он может читать стихотворение, пользуясь текстом или наизусть.

    1. . «Зелёная причёска, девическая грудь».

Зелёная причёска,

Девическая грудь,

О тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чём звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ берёзка:

«О любопытный друг,

Сегодня ночью звёздной

Здесь слёзы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вздохнувши глубоко,

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей».

Данное стихотворение автором было посвящено Лидии Ивановне Кашиной, с ней поэт познакомился летом до революции (это был 1917 год).

5 стр., 2298 слов

Батюшков, «Мой гений»: анализ стихотворения. История любви, вдохновившая поэта

... Батюшков творил в эпоху расцвета романтизма. Его стихотворения проникнуты грустью и тоской. По жанру стихотворение «Мой гений» является элегией, так как в нём передаются глубоко личные переживания поэта, ... произведении смешанный. Автор сочетает мужскую и женскую рифму, что даёт ощущение некой сбивчивости. Так К.Н. Батюшков ... со мной. Хранитель Гений мой — любовью В утеху дан разлуке он: Засну ...

У этой барышни было своё имение в селе, где родился и вырос Сергей Александрович. Мама поэта не радовалась этим отношениям. Но известно, что поэт посещал дом Лидии Ивановны.

Вначале стихотворения автор рисует зелёными красками, нам представляется всё свеже-зелёным, даже причёска у героини лирического произведения зелёная, и даже тени «Сияли зеленя». Нам передаётся задумчивость автора, потому что он использует олицетворение: берёзка загляделась, ведь, когда человек заглядывается на что-то, это значит, что он погружается в свои мысли. Здесь, в стихотворении автор передаёт некую печаль, заставляет и нас подумать, на что-нибудь заглядеться.

Нам хочется слиться с природой, в которую нас погружает поэт, описывая одновременно и берёзу, и девушку, мы понимаем, как Сергей Александрович дорожит и любит не только эту девушку, но и природу. [3]

Читатель точно до чтения этого стихотворения никогда не задумывался что может шептать ветер и о чём может звенеть песок?

Мы заметили, что стихотворение написано в форме диалога, автор обращается к берёзке, это символ его возлюбленной, березка такая же молодая, полна сил, но печально склонилась и здесь читатель понимает, что пришла пора прощаний и расставания.

Метафоры: «зелёная причёска», «косы-ветви»

Олицетворение: «шепчет ветер», «звенит песок», «луна стелет».

Мы можем представить себе разнообразные звуки природы, услышать их, почувствовать, как звенит песок и ветви, то есть звук и ещё зелёный цвет присутствуют в этом стихотворении.

Форма написания данного стихотворения – кольцевая. В первых строчках наш лирический герой спрашивает берёзку о чём она грустит, а в последней прощается с ней, получив ответ. Березка грустит, потому что уходит лето и скоро придёт осень. Он прощается с берёзкой, нежно называя её голубкой.

Природа играет главную роль в стихотворении, именно через неё автор этого произведения делится с нами печалью, грустью, а берёзка является лишь символом этой тоски по любимой, являясь в образе молодой, стройной и опечаленной.

В стихотворении употребляется много очень нежных слов, которые можно говорить любимой девушке. Например, «открой, открой мне тайну», «я полюбил печальный твой предосенний шум», «обнимал», «моя голубка».

Берёзка открывает своему любопытному другу тайну, о которой спрашивает лирический герой, оказывается ночью слёзы лил пастух. Слёзы – это всегда символ грусти, печали, горя, несчастья. Также одиноким и несчастным показывает нам автор лирического героя, потому что ему приходится прощаться со своей голубкой.

Читатель понимает, что вместе с автором произведения мы вступаем в диалог с прекрасной природой, ведь берёза – символ России, и мы также, как и во многих других стихотворениях Александра Сергеевича восхищаемся красотой природы нашей любимой страны.

16 стр., 7962 слов

Анализ стихотворения «письмо к матери» (с. есенин)

... письмо матери есенин анализ анализ стихотворения письмо матери анализ стихотворения есенина письмо матери Письмо матери Предлагаю анализ стихотворения Сергей Есенина «Письмо матери», в котором поэт ... читателю проникнуться атмосферой русской деревни, домашнего уюта, самобытности. Эпитеты (вечерний несказанный свет; низенький наш дом), передают сыновнюю любовь ... мне несказанный свет. Автор включает в ...

2.3. «Гаснут красные крылья заката…»

Гаснут красные крылья заката,

Тихо дремлют в тумане плетни.

Не тоскуй, моя белая хата,

Что опять мы одни и одни.

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймленные синью рога.

Не пошёл я за ней и не вышел

Провожать за густые стога.

Знаю, годы тревогу заглушат.

Эта боль, как и годы, пройдёт.

И уста, и невинную душу

Для другого она бережёт.

Не силён тот, кто радости просит,

Только гордые в силе живут.

А другой изомнёт и забросит

Как изъеденный сырью хомут.

Снимет шубу и шали развяжет,

Примостится со мной у огня.

И спокойно и ласково скажет,

Что ребёнок похож на меня. [5]

    1. «Вечером синим, вечером лунным…»

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо

Все пролетело… далече… мимо…

Сердце остыло, и выцвели очи…

5]

Это стихотворение было написано в последний год жизни поэта, в 1925 году. Ему было 30 лет, и казалось бы по нашим меркам это ещё только начало, расцвет сил, но поэт выражает свою грусть, печаль и тоску об ушедшей юности навсегда. Мы знаем, что ведь каждый человек хочет оставаться молодым и красивым, без морщин, седины и болезней. Человек молодой всегда привлекателен и любим кем-то. Наверное, поэт тоскует или сожалеет о любви, которая случалась с ним в юности.

Это стихотворение совсем небольшое, но поэту удалось передать своё состояние и заразить таким же настроением читателя, ведь мы задумываемся о том, что да, действительно молодость уходит и начинаем анализировать что мы уже сделали, а чего ещё нет.

Мы начинаем ценить каждый год, месяц, день, каждую секунду, начинаем ценить время, которое уходит от нас безвозвратно, и мы не можем его остановить. Зато, после прочтения этого произведения мы понимаем, что нам нужно как можно больше успеть сделать, чтобы потом не сожалеть об упущенном этом времени. И пусть человек уже не будет молод и так прекрасен, но его душа будет спокойна от тех добрых дел и поступков, которые он совершал на протяжении всей жизни.

Автор призывает нас к тому, чтобы мы ценили юность, силы, то крепкое здоровье, которым мы обладаем сейчас, ведь никто не может знать, что может случиться завтра.

Поразительным в этом произведении является то, что автор сумел весь смысл, всю глубину стихотворения вместить в шести строчках, используя необычайную простоту написания данного стихотворения.

Из первых двух строчках читатель узнаёт о лирическом герое. Перед читателем всплывают картины тёплого летнего вечера (это легко представить), где молодой парень стоит у воды, в которой отражается лунный свет. Наш лирический герой вспоминает себя в молодости. Он вспоминает каким он был молодым и красивым. Сочетание слов «был когда-то» нас тревожит больше всего, мы понимаем, что наш герой таким уже никогда не будет, а каждый прожитый день приближает его к старости и смерти. Это печально, потому что каждый человек это переживает. Ведь людям непросто не хочется стареть, они понимают, что после старости их ждёт ещё более страшное. А годы юности ни к кому и никогда не вернуться.

Почему автор говорит о том, что всё неповторимо пролетело мимо? Наверное, автор понимает, что чего-то сделать не успел, или что-то действительно потерял, именно то, к чему стремился, мы видим его сожаление об этом. Автор, наверное, нам чего-то не договорил, что же конкретно пролетело мимо, поэтому в стихотворении использует многоточия. А читатель непременно задумывается чего хочет от жизни и что для этого нужно сделать, чтобы мимо не пролетело то, к чему мы стремимся, ведь у каждого из нас есть цель в жизни. И если мы её не достигаем, то, кажется, что всё было напрасно, всё пролетело мимо, как поэта.

В последних двух строчках мы чувствуем настроение героя, мы понимаем, как ему тяжело, как он устал и ничего с этим поделать не может. Можно предположить, что поэт говорит о своей скорой смерти, ведь стихотворение было написано в последний год его жизни и вполне возможно то, что Сергей Александрович чувствовал это.

Заключение

Проанализировав некоторые стихотворения из любовной лирики поэта, мы можем сделать вывод, что Сергей Александрович – человек с очень чувствительной натурой. Он всегда эмоционально переживал все встречи с каждой из своих женщин, а также каждое воспоминание, умел видеть символы любви в природе и соединять любовь к женщине и России в одном стихотворении, любовь к женщине и природе, используя разнообразные символы в своих изумительных лирических произведениях, поэту всегда удавалось написать стихотворение так, что и читатель не может не почувствовать состояния души автора, мы как читатели не можем не переживать вместе с лирическим героем любовной лирики Сергея Александровича те эмоции: грусть, радость, тоску, которые переживает и переносит сам лирический герой.

На примере стихотворений мы видим, как богат язык Сергея Есенина, сколько художественных средств выразительности использует автор, выражая свою любовь, а иногда и боль, и тоску, и одиночество, и печаль.

Каждое стихотворение заставляет нас о чём-то всегда задуматься. Поэт учит нас любить, ведь если он сам любит, то его любовь не знает границ, его любовь бесконечна. Будь то любовь к женщине, к природе или к России.

Прочитав многие его стихотворения и проанализировав несколько, мы понимаем, что читая лирические произведения этого замечательного поэта нам легко представить те картины, о чём он пишет, ведь Сергей Александрович использует ярчайшую цветовую гамму в своих стихах. Мы узнали, что любимый цвет поэта синий и голубой. Цвет атмосферы, он не меняется, он всегда присутствует, меняется лишь окружающая в нём природа, и она прекрасна. Также и автор этих лирических произведений всегда с нами, он жив, потому что его стихотворения всегда будут звучать в России, его словами люди выражают и будут выражать свою любовь.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/esenin-2/