Столичное и провинциальное дворянство в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Роман «Евгений Онегин», написанный А. Пушкиным в 1833 году, — это заслуженный памятник русской литературы первой половины девятнадцатого века. Популярность этого произведения объясняется не только его необычным и не банальным для своего времени сюжетом, но и глубокой реалистичностью описанного в нем быта. Критик Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни», словно намекая на то, что, прочитав его, можно узнать всё о дворянском образе жизни в России того времени.

Практически с самого начала романа автор дает описание жизни типичного дворянина. Онегин, как и многие другие аристократы, получил домашнее образование с модными в то время французскими учителями, которые не смогли дать ему фундаментальных знаний, что сказалось на жизни героя позже. Повзрослев, Евгений знал ровно столько, сколько нужно было для того, чтобы держать себя в светском обществе, но не более:

«Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил. »

Образ Евгения Онегина — это типичный образ молодого повесы тридцатых годов, который не имеет возможности заниматься любимым делом из-за недостатка знаний, и потому он, как и другие люди его круга, прожигает свою жизнь на балах и светских мероприятиях. Бессмысленная петербургская жизнь дворян описана в романе очень подробно, Пушкин высмеивает праздность и пошлость аристократов, тратящих всё своё время на блистание в светском обществе и на быстротечные романы. Автор сатирически говорит и о любви дворянства к пышным обедам, подробно описывая изысканные и дорогие кушанья на их приемах. Вся первая глава романа — это праздная жизнь северной столицы, которую когда-то любил и вёл сам автор, но позже устал от нее. Поэтому в противовес шуму и лоску столичного общества, он описывает жизнь провинциальных дворян Лариных. Судьба матери и отца Татьяны и Ольги так же типична для своего времени, как и судьба Онегина. Мать — бывшая светская кокетка, вынужденная остепениться в российской глубинке после брака, отец — обычный помещик из дальнего уголка страны. Их быт напоминает о старой консервативной России, которую постепенно начали вытеснять европейские традиции, полюбившиеся всем столичным жителям:

2 стр., 750 слов

Почему Онегин полюбил Татьяну Ларину? -рассуждение

... сочинение. Почему Татьяна полюбила Онегина? Девушка сделала Евгения героем своего романа неспроста. Она нашла в нем Однако мы ищем ответ на вопрос о том, почему Онегин полюбил Татьяну. Как нам известно, в ... напала хандра. Герой пытается найти в жизни что-то интересное. Он начинает ... Татьяну среди прочих действующих лиц, называя ее «милым идеалом». Автор ценит способность чувствовать искренне. Татьяна ...

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

  • Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ,

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюды по чинам. »

Такая традиционная и «народная» Россия намного больше нравится автору, уставшему от интриг и сплетен высшего света.

В романе дается и описание Москвы, которая очень мила Пушкину, в отличие от Петербурга. Писатель любит древнюю столицу за ее приверженность традициям и историческую память:

«Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою. »

Однако Москва и ее высший свет становятся трагедией для любимой героини Пушкина — Татьяны. Её судьба — это обычная судьба девушки, вынужденной покинуть тихий уголок, в котором она росла, и найти себе достойную партию в большом городе. Она стала заложницей своего положения и украшением светских гостиных.

Масштаб романа «Евгений Онегин» колоссален, этот роман можно назвать не только любовным, но и культурно-историческим. Обилие художественных деталей, привычные для своего времени архетипы героев и их судьбы — всё это делает роман «в высшей степени народным произведением». Именно поэтому критик Белинский заслуженно назвал этот литературный памятник «энциклопедией русской жизни».