Очень люблю разбираться в этой теме.
А еще больше – всегда хочется объяснить человеку в чем отличие, и, очень часто таких правильных слов, как в найденной статье у меня не находится.
Но даже не в словах суть- а в том, как это влияет на жизнь КАЖДОГО человека. Того, кого жалеют и того, кто жалеет.
Начальные мои попытки были еще с предыдущей няней на эту тему.
От нее я довольно так часто слышала выражения- ой, бееедненький, ой как кого-то ей жалко и тд.
в ее возрасте понятие ЖАЛОСТИ было нормой. Нормой доброго человека (я говорю о людях, старше 53-х лет- потому что у них уже очень сложно идут процессы принятия и понимания нового, нынешнего современного и очень гибкого знания сознания)
И… я молчала до тех пор, пока это не касалось моего сына.
ей было ровно 53, посему я думала- о! еще не все потеряно! :)))
Случаи из жизни приводить не буду, так как яркой иллюстрации сходу у меня нет, а вспоминать нет жалания 🙂
вот, хорошая статья!
завтра ее дам почитать нынешней нянечке 🙂
Слушатель
Михаил : – А в каком контексте?
С: – Ну вот жалость – это как бы плохо…
М. : – Да нет, дело не в том, что плохо или хорошо. Очень простой пример… как мы жалеем человека. Вот человека надо пожалеть… как ты определяешь, что ему плохо?
С: – Себя поставить на его место.
М. : – Ну конечно, мы ставим себя на его место. Значит, кого жалеем-то? Себя. А жалось к себе, это не то, чтобы плохо. Жалость к себе – это как труба, через которую вылетает вся энергия. Вот какая бы энергия ни была, в тот момент, когда жалеешь себя, она сделала ручкой и ф-и-и-и-ть – как в унитаз. Энергия ушла! А-а-а-… бедный я бедный, вот и я также буду стоять… и буду руку протягивать, меня никто не любит, никто не подаст монеточку. Бедный я бедный.! Только ты не думаешь «Бедный я бедный», ты думаешь «Бедная бабушка бедная».
(Смех в зале)
А это – то же самое. Когда ты жалеешь людей, ты ставишь себя на их место, ты себя жалеешь. И жалость, она всегда из такого… ну с одной стороны чувства превосходства, потому что ты то сейчас не у церкви стоишь и не просишь денег. Значит ты лучше, чем она. Но ты ставишь себя на ее место, и ты пожалел собой сверху, себя снизу. И жалость, из-за того, что она лишает тебя силы, не дает тебе возможности адекватного взаимодействия.
Тайна человека в романе «Бедные люди
... любовь между людьми — как детьми одного Отца, ибо пороки человека не прирождены ему, а порождены лишь ненормальными социальными условиями. Весь комплекс этих противоречий и отразился, на мой взгляд, в “Бедных людях ... романа в работе Е. Кунильского “Смех, радость и веселость в романе “Бедные люди”” (1994)3 . В 1998 году в ... — чего же более?” между тем в письмах Вареньки этого периода ни довольства, ...
Например, ты думаешь, что ей плохо, а она, может быть, собирает на машину. И ей очень хорошо. И она не знает, как еще на машину заработать в ее возрасте.
А может быть, она действительно голодная, может быть, ее надо накормить. Потому что придет чувак какой-нибудь, и отберет у нее деньги. Она стоит, а он приходит потом, забирает у нее деньги, дает тумака и все. А может ее просто покормить надо. А почувствовать это можно, если ты ей сострадаешь. Не жалеешь ее, а сострадаешь. То есть ты настраиваешься на нее, чувствуешь ее как продолжение себя, ты чувствуешь ее состояние. И вот из этого сочувствия, из этого сострадания, ты чувствуешь, что будет лучшим для нее. Может лучше просто пройти мимо, потому что это не на пользу, все ее сборы денег не на пользу.
Понимаете? И тогда нет жалости, есть сострадание. А сострадание всегда проявляется в адекватной форме, наиболее адекватной. Иногда сострадание это… как хирург на операции, сострадание хирурга. Он не жалеет пациента. Представьте «Ой-ой-ой, ой как сейчас мне будет больно! Ой-ой, лучше не резать сильно!» Как ему больно будет. Сострадание хирурга, это когда он действует собрано и точно. Иначе пациенту будет только хуже. Так вот это сострадание действием. И это самое эффективное.
С: – А к детям жалость?
М: То же самое. Когда ты жалеешь детей, ты лишаешься энергии. А дети, если они более или менее осознанны, терпеть не могут жалость. Но могут манипулировать тобой через нее.
С: – Нет, ну вот больные дети. Собирают деньги, допустим для больного ребенка.
М. : – Ну?
С: – Жалость мы к нему, по – любому, испытываем.
М . : – Почему? Не обязательно. Но ты, наверное. А вообще не обязательно. Так вопрос то в чем?
С: – Ну а как, это тоже сливается?
М. : – Ну конечно сливается. Какая разница, жалость, она и есть жалось. От того, что ты жалеешь одного ребенка, ему же лучше не становится. А тебе явно становится хуже. Если ему нужны деньги, а у тебя есть деньги, ты хочешь перевести деньги – жалость то тут при чем? Возьми и переведи.
С: – А если нет денег.
М. : – Тогда твоя жалость ничего не даст ему. А ты опять энергию сливаешь… Вся энергия, которая могла уйти на зарабатывание денег, уходит в жалость. Это не о том, что нужно проходить мимо людей, не замечать их, не обращать внимания на их страдание. Это не об этом. Это чтобы обращали внимание и сострадали, чувствуя, чем ты можешь им помочь реально в действии своем. И действие – наилучшее, что может быть. А не ходить «Уси-пуси! Ой, какой ты бедненький! Ой, как тебе тяжело! Ой-ой-йо-йо-йой!» Вот в это не уходить.
С : – Не уходить… А вот, секундная жалость пронзает… И она тоже сливает энергию? Или только уход в это состояние?
М. : – А если это укол, это вообще может быть не жалость. Это, возможно, ты не умеешь еще эти вещи разделять. Это как раз может быть сострадание, которое ты потом превращаешь в жалость. Ты видишь, чистое-чистое чувство, это сострадание, но потом, когда ты испытываешь этот укол, ты начинаешь жалеть себя, и это превращается в жалость. Вот если ты не будешь сливать в эту жалость, а останешься в чистом сострадании, тогда из этого чувства самое точное действие и произойдет.
Сострадание и сочувствие в рассказе Юшка Платонова (нужно ли) (2)
... мнению, которые выше и любви в том числе. Но это уже другой аспект иных ценностей, в данном же эссе проблема сострадания конкретизирована. Таким ... участие в судьбе несчастной Вареньки и отдает девушке все свои сбережения не из корысти, а из жалости и любви к ней. (57 слов) В ... подвале. Он выписал им бесплатные лекарства и оставил деньги на столе, хоть его ни о чем и не просили. В его поступке я ...
С: – А как адекватно понимать, что нужно человеку?
М. : – Когда ты чувствуешь его как часть себя, ты и знаешь, что ему нужно. Они сами тоже могут не знать, что им нужно. Они же думают, что им нужно одно. Может им нужно внутрь. Алкоголик… Приходит к тебе сосед и говорит: «Голова болит». Да. «Дай мне пятьдесят рублей до получки. Вот самое лучшее, что ты можешь сделать для меня, это опохмелиться дать». Но это не факт. Я не знаю, что может быть лучше. Потому что нет универсального средства, но маловероятно, что именно дать ему опохмелиться. Маловероятно. Но ты можешь почувствовать.
Это так же тренируется, как и все остальное. Когда ты открываешь сострадание, ты учишься чувствовать людей, ты учишься сострадать им и проявлять сострадание.
С: – Миш, вот такой вопрос:… вот ты говоришь чувствовать человека, понимать его состояние. Но часто так бывает, что… состояние ровное, уверенное. Иду по улице, кого-то встречаю. Человек мимо проходит, даже не обращает внимания. И как будто вылетаю полностью, да? Вот все, что угодно может быть, там, агрессия, неуверенность… Человек исчезает, все возвращается назад, да? Так это просто моя реакция на него?
М. : – Твоя реакция на него.
С: – Моя реакция. А каким образом понять, где я чувствую другого человека?
М. : – Нигде. А как? Ты себя не чувствуешь, как ты можешь его чувствовать. Для того, чтоб его чувствовать, надо себя научиться чувствовать, а потом видеть, что эта часть ко мне относится, а эта – нет. Ну, как? Ты руку свою можешь отличить? Руку свою ты чувствуешь или ногу? Вот, когда ты чувствуешь другого человека как часть себя, четко различаешь: вот это – он, а вот это – я.
С: – Так понятно.
М. : – Ну, конечно! Ты же правую руку не спутаешь с левой? Эта болезнь не то в левой руке, не то в правой. Там их не перепутаешь никак, конечно. Вот, если ты находишься в центре… но ты не можешь находиться в центре, тебя из центра выдергивает любое обстоятельство. И когда тебя выдергивает, начинается процесс взаимодействия, а ты из центра уже вылетел, поэтому ты не можешь отделить себя от него.
Если ты центрирован, то ты остаешься в центре, а он остается на периферии, и твое восприятие его, которое говорит тебе, в каком он состояние он, и все остальное.
В центре – это там, где ты есть. Где ты есть, там и есть твой центр.
С: – Но, это в теле где-то конкретно, или как?
М. : – Проекция его в теле. А так он находится в другом измерении, а не в теле. А проекция его в теле, в районе пупа. Ниже пупа.
С: – Внимательно надо стараться быть там, да?
М. : – Ну, да. Для начала да.
С: – А как-то себя можно вернуть в центр?
По английскому языку. Язык тела / Body Language
... способы коммуникации открыли сравнительно недавно, все интуитивно ощущали и чувствовали значение жестов. Более чувствительные люди еще более ярко чувствуют язык тела. Women show a special sensitivity in understanding non ... образом, можем понимать эти жесты. Это, кажется, довольно просто, так какие знания “языка тела» нам тогда нужны? Но на самом деле, есть много приобретенных жестов, и они могут быть ...
М. : – Конечно. Только, во-первых, надо вспомнить о том, что надо себя вернуть в центр, что ты вывалилась из центра. И, во-вторых, вспомнить состояние, когда ты была в центре. Ты же обычно не находишься в центре. Поэтому, чтобы сначала встать в центр, тебе надо наработать некоторый опыт этого переживания. И по мере того, как нарабатываешь, прокладывается дорожка в свой центр.
Потом, когда ты вывалилась, ты вспоминаешь, и обратно по этой дорожке возвращаешься.
А другая часть, с которой нужно работать — касается того, что выдергивает тебя из центра. Цепляния за других людей. Скорей, тебе надо работать с тем, чтобы тебя не выдергивало из центра. С твоими зависимостями. Учиться отпускать людей и то, за что хватается твой ум. А он хватается за все, что нравится.