Историю праздников тех лет можно прочесть на пожелтевших страницах печатного органа горкома Коммунистической партии и горсовета Жданова. «В полном расцвете своих сил, с твердой уверенностью в себе вступают в Новый 1958 год советские люди. Теперь у нас созданы все материальные и моральные предпосылки для еще более быстрого продвижения нашей страны по пути строительства коммунизма».
Со страниц газеты можно узнать, что в то время ежегодно 31 декабря открывались двери дворцов культуры и клубов Жданова. Не ночных клубов, разумеется, а культурных учреждений. Там наряжались елки и готовилась праздничная программа. Выступали самодеятельные певцы, танцоры затейники. Под крышей зданий работали аттракционы. Актеры-любители ставили миниатюры и спектакли. Аматорский театр тогда действовал во Дворце культуры металлургов «Азовстали». Устраивались маскарады и карнавалы для молодежи и взрослых. Все это происходило именно вечером 31 декабря. Вот таким и был Новый год в стиле ретро в Мариуполе, его празднование
«Большая новогодняя елка установлена в городском сквере. Расцвеченная яркими огнями, нарядная, она многих привлекает к себе». – сообщалось в газете.
В праздничные дни 1957 года в кинотеатре «Победа» демонстрировался новый художественный фильм «Карнавальная ночь» — образец стиля ретро для современника сейчас образец стиля ретро, а в следующем году – «Тихий Дон» с Элиной Быстрицкой в главной роли.
Ретро-Новый год в Мариуполе не предполагал, конечно. мобильной связи. Чтобы поздравить родственнников в других городах и селах, ждановцы прибегали к услугам телеграфа. Ведь даже обычное телефонизирование в городе не было развито. Этим объяснялась немыслимая нагрузка на телеграф. При встрече 1957-го года ежедневно в Жданов приходило до двух с половиной тысяч поздравительных телеграмм. Всего горожане отослали восемнадцать тысяч новогодних телеграмм, а получили двадцать пять тысяч!
Пионеры и Новый Год
Наверное, большее внимание на Новый год уделялось все же не взрослым, а детям, пионерам и октябрятам. В детских садах воспитатели сами готовили для детей костюмы «зайчиков», «петрушек», «хлопушек», «конькобежцев», «снегурочек»…
Самыми довольными были школьники – у них начинались каникулы. Для детей устраивали елки, в том числе и в школах. В детском кинотеатре «Родина» Молотовского (ныне Жовтневого) района «разноцветными огнями сверкает красавица елка. Снаружи здание кинотеатра празднично украшено на темы народных сказок. На экране демонстрируются новые киносказки «12 месяцев» и мультфильм «Приключения Мурзилки» — писала в газету массовик кинотеатра. На елках выступали самодеятельные артисты — пионеры. Проводились игры, конкурсы карнавальных костюмов, песен, чтения стихов и танцев. Для эрудитов- турниры по шахматам и шашкам, викторины по кинофильмам. И конечно, куда же без Деда Мороза.
«Мальчик у Христа на елке» как святочный рассказ в ...
... тысяч малолетних преступников. Наркомания среди детей стала нормой. А ведь дети - будущее России [6, с.35]. Цель нашего исследования - рассмотреть рассказ "Мальчик у Христа на елке" ... как святочный рассказ. Объектом исследования является рассказ "Мальчик у Христа на елке" и связанный с ним - "Мальчик с ручкой". Предметом - специфика ...
А на главной детской елке города во Дворце культуры металлургов «Азовстали» малышей, октябрят и пионеров развлекали даже артисты Ростовского цирка. Об этом сообщала газета 1 января 1958 года.
Похоже, делалось все это действительно для того, чтобы развлечь детей, а не просто потому, что так положено. Мариуполь в стиле ретро был несколько другим городом, чем сейчас. Полвека назад дети еще не приучились сидеть дома у телевизора. Развлечений было не так много. Смотреть телевизор ждановцы ходили тогда в дома культуры и «красные уголки». В печати сохранилась фотография такого коллективного просмотра «Авнгарда-55». Некоторые умельцы даже усовершенствовали антенны для лучшего приема передач.
На елках развлечение школьников соседствовало с их воспитанием. И обязательно – с идеологическим. Нужно было воспитать настоящих граждан и коммунистов. Перед началом киносеансов Нового года пионеры встречались с передовиками и новаторами производства, ветеранами революции, поэтами. Слушались даже беседы об истории Жданова! Интересно было детям или нет, об этом история умалчивает. В кинотеатре «Родина» в 1957 году к школьникам на встречу приходил даже генерал Латышев.
Чтобы дети не шлялись по улицам, и не набирались дома мещанства, на территории нашей области тогда даже работали зимние пионерские лагеря.
Для взрослых и прагматичных горожан на Центральном рынке с 26 по 31 декабря 1957 года шумела новогодняя колхозная ярмарка.
Самое удивительное – в Мариуполе, простите, в Жданове тогда ежегодно заливались целых три катка! На стадионе «Металлург» , в парке имени Жданова (Городской Сад) и на стадионе «Спартак». Там действовали и прокатные базы. У азовстальцев было свое хоккейное поле, конькобежная база. В январе 1958-го там проводилось зональное первенство области по хоккею с мячом. Несмотря на то, что зимы и тогда часто бывали бесснежными: «Нельзя покататься на санках со снежной горы…» — сетовала газета.
Сочинение на тему: «Чудный собор»(церковь,дом,изба,и т.д.)
История создания Капеллы в Петергофе.
Возведение Готической Капеллы в Петергофе, как и возрождение всего парка «Александрия», тесно связано с историей любви российского императора Николая I и его супруги Александры Фёдоровны. Их действительно счастливый брак был наполнен светлыми романтическими чувствами и поступками. Николай I окружал любимую жену нежностью и заботой, преподносил подарки, отвечающие её вкусам и напоминающие о родных местах принцессы Прусской. Таким подарком стал небольшой загородный Коттедж и парк «Александрия», названный именем своей новой хозяйки. Здесь императорская чета могла отдохнуть от помпезности царской резиденции в Санкт-Петербурге, от суеты и церемониалов столицы, наслаждаясь тихим семейным уютом.
Жизнгенный и творческий путь Николая Андреевича Римского-Корсакова
... музыкальная память, на многие годы закрепившая услышанные в детстве напевы и звуки. Но позже Римский-Корсаков вспоминал: “Сделаться музыкантом ... Ближайшие восемь лет после возвращения из плавания Николай Андреевич остаётся на службе. Но подлинная жизнь композитора проходила не ... за царя”, как именовали тогда оперу “Иван Сусанин”. В конце 1861 года в жизни Римского-Корсакова произошло событие, имевшее ...
Домовая церковь династии Романовых
24мая1831
года наблюдали члены царской фамилии под присмотром личного духовника Николая I. Возведение Капеллы окончилось в кратчайшие сроки, и уже в первых числах
июля1834
года произошло таинство освящения нового храма во имя святого князя Александра Невского. Торжественное действо так же осуществлял духовник императора протопросвитер Музовский. Службы в новом храме проводились исключительно летом, во время проживания императора с семьёй в Петергофе. На богослужениях обычно присутствовали только Николай I с супругой и детьми, лишь изредка здесь бывали особо приближённые к царской семье лица и августейшие гости. Являясь домовой церковью семьи Романовых, храм в обиходе незаметно начал называться «Капеллой» — церковным помещением, где проходят службы для конкретного семейства. А благодаря своему необычному архитектурному решению Капелла Петергофа получила приставку к имени и именоваться Готической Капеллой. Николай I любил петь на клиросе – его баритон прекрасно звучал под сводами церкви. Часто к нему присоединялись дочери Ольга, Мария, Александра и сын Константин. Своё предназначение домовой церкви императорской семьи Капелла исполняла до
1914
года. Началась Первая мировая война, Россия была вынуждена вступить в боевые действия, семья Николая II покинула Петергоф, и в Капелле больше не совершались богослужения.
Особенности архитектурного решения
Необычный архитектурный заказ от Николая I на проектирование церкви предстояло осуществлять зодчему немецких кровей Карлу Фридриху Шинкелю. Архитектор должен был учесть пожелания императора и совместить православные традиции устройства храма с внешним обликом в стиле европейских средневековых замков. Супруга Николая I Александра Фёдоровна, урождённая прусская принцесса, очень любила средневековые романы и в детстве постоянно участвовала в рыцарских турнирах и праздниках, устраиваемых в её семье. Желая порадовать супругу, русский император стремился создать в «Александрии» островок из Средневековья с готической архитектурой замков, храмов и других строений. Знакомые картины, по его замыслу, должны были напоминать Александре Фёдоровне её родину. К.Ф. Шинкель с блеском справился в поставленной сложной задачей. Благодаря проекту Капеллы архитектор был принят в члены Академии художеств Петербурга. Строительство Капеллы происходило под руководством архитектора Адама Менеласа, но завершать проект выпало на долю архитектора И. И. Шарлеманя в связи с кончиной А. Менеласа. По проекту, одобренному Николаем I, императорская молельня была выдержана в традициях неоготики. Гармония строения заключена в форме квадрата, имеющего у восточной стороны выступающую трёхгранную апсиду для обустройства алтаря. Ко всем углам спланировано присоединение многогранных башенок, увенчанных чугунными шпилями и золотыми крестами. Основные башни поднимаются на двадцатиметровую высоту, башни апсиды — несколько ниже и оформлены звонницами с тремя колоколами. Три стороны Капеллы украшены высокими порталами входов и расположенными чуть выше розетками витражных окон. Богатство храмового декора обеспечивается литым ажуром из чугуна, множеством необычных архитектурных деталей и великолепными скульптурами: 43
Добролюбов Николай Александрович
... и 100 листов. Уже в 14 лет Николай Добролюбов начал общаться с редакциями по поводу переведенных им стихотворений Горация, а в 15 лет стал вести свой дневник. ... впоследствии женившийся на сестре Добролюбова, Антонине Александровне. Костров отказался от стандартного зазубривания и старался развивать мыслительные способности ученика. В сентябре 1847 года десятилетнего Николая отдали в высший ...
фигуры из меди, изготовленные по эскизам знаменитого мастера В.И. Демут-Малиновского олицетворяют Богоматерь, светлых ангелов и мудрых апостолов. Белый цвет Капеллы придаёт ей дополнительную строгость и стройность.
Декоративные акценты внутреннего пространства
Капеллу с полным правом можно причислить к немногочисленным строениям русской готики. Всё оформление внутреннего пространства Капеллы выдержано в законах неоготического стиля. Небольшое по очертаниям здание обретает объём за счёт стрельчатых сводов, высоких арок с заострениями и многоцветного освещения сквозь витражные окна. Поддерживать традицию помогают и массивные входные двери из дуба и бронзы, паркетный пол и камин с медным оформлением справа от алтаря. А по правилам устройства Капелла – истинно православная церковь. Как и положено, в восточном пределе располагается алтарь. От основного пространства его отделяет иконостас, сотворённый по канонам православия. Иконостас состоит из пяти икон, написанных на холсте признанным художником императорского двора Тимофеем Неффом. Он же выполнил и остальные иконы Капеллы, также на холсте. Одна их них расположена в алтарном пространстве, и четыре – в царских вратах. Среди них имеется и образ Святого Александра Невского. Четыре поколения Романовых использовали Капеллу как домашнюю церковь. После революции она была закрыта, само здание использовалось под размещение различных музейных экспозиций. В период Второй мировой войны отделка Капеллы получила значительные повреждения. В послевоенное время в Капелле велись широкомасштабные работы по реставрации и восстановлению её первоначального внешнего вида, проходившие этапами и растянувшиеся на десятилетия. В июне 2006 года возрождённая Капелла была вновь освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. В настоящее время это музейный объект и частица культурного наследия России.
«Поднимем бокалы за Советскую власть!»
Рождество отмечали только несознательные граждане. Для них в прессе печатались атеистические беседы. Светлое будущее, обещанное Советской властью, было уже совсем близко. Осталось только еще немного потрудиться изо всех сил, перевыполняя план. Так, мариупольский рыбоконсервный завод (где-то он теперь…) свой план за 1957-ой выполнил еще в сентябре, завоевав первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании.
Новый год- ретро предполагал, конечно, политически выдержанное поздравление гражданам от власти Советской:
«Сделан новый крупный шаг по пути строительства коммунизма… В этот радостный час все мы поднимем бокалы за самое близкое и дорогое нам – родную Коммунистическую партию, Советское правительство!»
И обязательно – на открытках, на экране «Авангарда-55», на первых полосах газет – Спасская башня Кремля с курантами.
«С Новым годом, товарищи! К новым трудовым успехам!»
Мария Королёва. Первоначально материал опубликован на сайте Надо.ua
Реферат «Русская изба»
деревянный ушат
Декор русской избы
... русской избе был особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, дымом, запахом кислого теста. Всё в избе, кроме печи, ... Пространство около печи служило женской половиной. красный угол столешником. В этой части избы ... сундуки с плоской крышкой, широкие деревянные кровати. деревянные полати деревянный ткацкий станок Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Её обычно делали ...
с водой. С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага
Место против печи называлось чуланом
, предназначалось для стряпни и часто отделялось нехитрой занавеской или дощатой перегородкой. Пространство около печи служило женской половиной.
красный угол
который находился по диагонали от печи. Как я выяснила, это был ориентир на восток, с которым соединялось представление крестьян о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заговорами.
столешником.
В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи.
Вдоль стен шли неподвижные лавки
- Над ними – врезанные в стены полки. От дверей, вдоль печи, устраивалась широкая лавка, на которой сидели, зашедшие
«погутарить»
соседи. На ней мужчины обычно занимались и хозяйственными работами – плели лапти и т.д.. На ней же спал самый старый хозяин дома.
обеденный стол
- Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.
К аких самоваров только тогда не было! Но иметь самовар, а их привозили, в основном, из Тулы, мог себе позволить далеко не каждый крестьянин. Во внутреннюю часть самовара насыпали мелкие щепки, разжигали их, а если необходимо было, то и раздували и вода нагревалась.
В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.
Переносная лавка с четырьмя ножками или с заменяющими их по бокам глухими досками, называлась скамьей.
Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой, широкие деревянные кровати.
деревянные полати
- На полатях, как правило, спали маленькие дети.
деревянный ткацкий станок
, на нем женщины ткали шерстяные и холщевые ткани, половики (дерюжки).
Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку
- Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.
сундуках.
Мастерили их из дерева, обшивали железными полосками для прочности. Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие — длиной до 2 м и маленькие 50-60 см (укладки).
Крышка была прямой или немного выпуклой. Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленого или красного) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука.