Характеристика Бэлы в романе «Герой нашего времени

Автор вспоминает знаменитых аварских поэтов Махмуда из Кахабросо и Гамзата из Цада и говорит о том, что сам он

Поэт хочет воспеть в своей поэме простую горянку, чья судьба всегда была незавидна — как правило, она выходила замуж не по любви и была полностью подчинена мужу.

Часть первая

Асият (Ася) Алиева окончила десятый класс, она мечтает о дальнейшей учёбе. Неожиданно от подруг она узнаёт о том, о чём говорит уже весь аул — на днях состоится её свадьба с Османом, сельским бухгалтером на 14 лет старше неё. Асият в отчаянии, потому что она не любит Османа, жестокого и самовлюблённого человека. Однако Хадижат, мать Асият, и её отец Али, слышать ничего не хотят о том, чтобы отменить свадьбу. Много лет назад чабан Али дал слово своему товарищу, чабану Салману, что выдаст дочь за его сына Османа. И хотя Асият — единственная и любимая дочь Али (его старший сын погиб на войне), он не может нарушить своё слово, пойдя на поводу у непокорной дочери. Асият обращается за советом к своей учительнице Вере Васильевне, и та говорит ей поступать так, как велит ей сердце, и не быть рабыней давно ушедший в прошлое адатов:

Утром, когда в дом приходят сваты, Асият при всех заявляет, что не согласна быть женой Османа. Она уходит из дома в райцентр и подаёт заявление в институт. Али, считая произошедшее несмываемым позором, отрекается от дочери. Осман спешно женится на скромной сельчанке Супойнат, закатывая роскошную свадьбу.

Часть вторая

Асият переезжает в Махачкалу и поступает в институт горянок (женский пединститут).

У неё появляются новые подруги. В городе она встречает Юсупа — парня из соседнего аула, лет на пять старше неё, с которым они были знакомы ещё в школе. После фронта Юсуп, воевавший вместе с братом Асият, вернулся в село и теперь учится в сельскохозяйственном институте. Постепенно взаимная симпатия между Асият и Юсупом перерастает в любовь. Асият пишет в село матери и та отвечает ей, хотя отец по-прежнему не хочет слышать о дочери. В селе Хадижат встречает у родника Супойнат, которая жалуется на то, что Осман постоянно избивает её. Тем временем Осман распускает в селе слухи о том, что в городе Асият ведёт себя недостойно. Зимой Юсуп встречает Али на кутане, куда чабаны перегоняют овец, и сообщает ему, что Хадижат писала Асият и что в селе всё в порядке. Узнав о переписке, Али отрекается и от жены. Желая отомстить Асият, Осман приезжает в город, подкарауливает её и сильно ранит в голову, а также отрезает её косу. Он садится в тюрьму. Асият постепенно поправляется, к ней приезжает мать и ухаживает за ней вместе с Юсупом.

15 стр., 7056 слов

НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКА» УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПОВЕСТИ ...

... тема в литературных произведениях разных писателей. Так определилась цель работы: понять, какие нравственные уроки может вынести современный читатель из рассказа «Матренин двор»; каково их значение в ... помогать. На основании вышесказанного вытекает противоречие: между прочитанным мной рассказом А. И. Солженицына «Матренин двор» и неясным пониманием, почему уже в 1959 (14 лет как ...

Эпилог

Через несколько лет автор встречает в ауле девочку-дошкольницу Шахри, дочь Асият и Юсупа. Асият работает учительницей в школе. Поэт желает девочке быть похожей на своих родителей:

Как известно, в Дагестане проживает очень много национальностей и каждая говорит на своём языке. Обычная метафора, когда заходит речь о республике — пёстрый и разноцветный языковой ковёр. Иногда одно село представляет отдельный язык. Не диалект, а именно язык.

Учёные-лингвисты не могут прийти к общему мнению по поводу их количества в Дагестане. Одни насчитывают сто, другие сорок, третьи — четырнадцать. А некоторые (я не имею в виду сейчас лингвистов — просто люди, у которых нет знакомых дагестанцев, а сами мало интересовались этой республикой) вообще считают, что все дагестанцы говорят на одном языке. Мы смеемся, но всё-таки сказать, сколько же у нас языков, тоже не можем. Поэтому переведём разговор на то, о чём известно наверняка: в Дагестане девять национальных театров. Все они играют на своих языках, но в репертуаре каждого театра есть спектакли на русском. Об одном из них я и расскажу.

Кумыкский музыкально-драматический театр имени Салаватова. Открытие сезона в этом году в начале ноября, но мне повезло, и я попал на спектакль «Асият» еще до начала сезона. Дело в том, что иногда театры играют специально для школьников вне афиши. Надо признаться, что затея эта немного рискованная, потому что махачкалинские школьники — публика, мягко говоря, неподготовленная. Однако волшебная сила искусства и тут возымела своё действие. Вначале шумный, зал утихомиривается, а к концу спектакля смотрел даже, не затаив дыхание, а сопереживая.

Сюжет поэмы Расула Гамзатова «Горянка» мы помним по одноименному фильму 1970-х годов Ирины Поплавской с великолепными Тер-Петросян, Пилявской, Хизроевой.

Режиссёр Ислам Казиев, сыгравший в этом фильме роль Османа, богатого жениха, задумал свою интерпретацию известной поэмы ещё в 2003-м году к 80-летнему юбилею поэта. Сегодня 80 исполнилось уже самому режиссёру, а спектакль всё ещё не сходит со сцены Кумыкского театра.

Молодая горянка Асият (актриса Г. Абдулнурова) мечтает поехать в город продолжить учёбу после школы. Завершается выпускной вечер, и ей объявляют, что «в четверг её свадьба» — она выйдет замуж за сельского богача Османа (М. Джабуков).

Их отцы, два старых товарища Али (Н. Акавов) и Салман (Б. Осаев), давно сговорились поженить своих детей, когда настанет время. Однако Асият не любит Османа, и отказывается идти за него замуж. Али отрекается от дочери, и той ничего не остаётся, как собраться и уехать в город. В общем-то, этого она и хотела, но Асият — любящая дочь, она переживает разрыв с родителями. По селу ходят слухи и сплетни. Главная сплетница села Ашура (Т. Осаева) вовсю распространяет небылицы про Асият. Русская учительница Вера Васильевна — единственная поддержка девушки в трудную минуту.

4 стр., 1530 слов

Урок русского языка (развития речи) в 5 классе. Тема. -повествование ...

... случай из жизни) Со­ставление текста-повествования по алгоритму вы­полнения задания Коммуникативные УУД Владеть монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка ... об интересных, увлекательных моментах нашей жизни) (мы будем рассказывать случаи из нашей жизни) Собирают слово «СОЧИНЕНИЕ» Формулируют тему урока. Коммуникативные УУД 1. ...

Тебя я учила ль напрасно, Став многому наперекор, Чтоб выросла ты полновластной, Законной хозяйкою гор?

Осман не отменяет назначенной на четверг свадьбы: назло Асият он женится в этот же день на её подруге Супайнат (С. Салимова), дочери Ашуры. Проходит время, но он чувствует, что не может забыть своей несостоявшейся невесты. То ли это любовь, то ли озлобленность, ненависть и упрямство отверженного — он не понимает.

Сюжет, начавшийся со страстного испанского танца в исполнении Асият на выпускном вечере, завершается не меньшей страстности сценой: бывший жених вонзает кинжал в грудь бывшей невесты.

Вот такая трагическая история. Однако, не могу не сказать, она зароняет в душу тоску. После подобных сюжетов всегда сердце просится к горлу, а тут оно даже не сдвинулось с места. Мне кажется, это связано с шумностью постановки, которая в своем веселии слегка размывается. В трагикомедии, какой она в принципе задумана, трагическое не успевает прорасти из комического. Поэтому, даже когда совершается убийство, это тебя не так сильно трогает, как того ожидаешь.

Некоторые типажи повторяют друг друга. Особенно женские. Как будто все они списаны под копирку с образа Ашуры. Ещё один момент, который смущает — возрастные актёры в ролях юношей. Но это, насколько я знаю, беда всех национальных театров — нехватка молодых. Далее. Нет единой системы условностей, что ли, единой правды. Что я имею в виду. Например, из родника течёт настоящая вода в уличных сценах. Однако вода, которую наливает Асият из кувшина на руки отца — воображаемая. Или, другой пример, кинжал в руках у Османа настоящий, а усы у него — «предполагаемые», хотя то и дело речь о них заходит. Когда ему советуют: «Сбрей усы», дети в зале смеются: «У него же их нет». Это немного расшатывает внимание, рассредоточивает.

Но с другой стороны, много и приятных моментов, за которыми наблюдаешь с удовольствием. Это в первую очередь, выход народного артиста России Айгума Айгумова в роли Поэта, главного «надсюжетного» героя инсценировки, рассказывающего всю эту историю. Потом, достаточно интересная игра молодой актрисы Салимовой. И наконец, прекрасная сценическая речь актёра Байсолтана Осаева (роль отца Османа).

В актёрском искусстве я, как и многие, возможно, даже неосознанно, обращаю внимание прежде всего на то, как актёр говорит на сцене. Помните, Вера Николаевна Пашенная повторяла: «Зритель заплатил рубль, и он хочет всё слышать и понимать»? Так вот, я, хоть и попал в зал, не заплатив ни рубля, а по приглашению, всё равно говорю: это такое наслаждение, когда всё слышишь и понимаешь.

Тем более что спектакль шёл на русском языке — можно было слушать не голос в наушниках, а живых актеров на сцене.

Кстати, возвращаясь к разговору о языках: вот очередное языковое «переплетение» — Кумыкский театр играет на русском языке пьесу аварского поэта. Я уже не говорю о том, что дети в зрительном зале представляют все сорок или даже сто национальностей Дагестана со всех школ Махачкалы.

Экранизации

В 1975 году по поэме был снят фильм «Горянка» (режиссёр Ирина Поплавская).

В фильме звучат отрывки из поэмы в русском переводе в исполнении Сергея Бондарчука. Сюжет фильма имеет некоторые отличия: например, Юсуп представлен как юный студент, с которым она познакомилась в Махачкале; Осман наносит Асият удар кинжалом не в городе, а во время её приезда с Юсупом в село; фильм имеет открытый конец — родители корят себя за то, что настаивали на свадьбе Асият с Османом, и дальнейшая судьба девушки не раскрывается.

14 стр., 6677 слов

Образ и характеристика бэлы в романе лермонтова герой нашего времени

... писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич Сочинение на тему: Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, оценивая ее по впечатлению, ... Все свои желания, будь то любовь Печорина, свобода или прощальный поцелуй, Бэла тоже не скрывала. К сожалению, красавица стала жертвой Печорина. Девушка перестала интересовать главного героя ...

Образ девушки-горянки

Фонтана у МВД

В церемонии открытия приняли участие министр внутренних дел по республике Дагестан генерал-лейтенант полиции Абдурашид Магомедов, руководство министерства, общественного совета при МВД по республике Дагестан, Совета ветеранов МВД по РД. Также на открытии присутвовали авторы памятника – заслуженный художник России Али Магомедов, народный художник Дагестан, заслуженный деятель искусств ДАССР, лауреат государственный премии РД, и Магомед Магомедов, скульптор, член союз художника России, мэр Махачкалы Салман Дадаев, директор государственного академического заслуженного ансамбля танца «Лезгинка», а также личный состав министерства.

– Милые дамы, позвольте поздравить вас с международным женским днем! В этот весенний день, такой же светлый и красивый, как и все сотрудницы МВД, мне особенно приятно открывать этот памятник. Он олицетворяет не только вашу красоту, но и все самые лучшие качества, присущие горянке, матери, дочери, жене. Мне приятно, что наша идея реконструировать и благоустроить эту территорию совпала с воплощением создателей данной скульптуры. И пусть этот кувшин станет последним пролившимся. Мы сделаем все, чтобы не пролилась ни одна слезинка из глаз наших женщин, и ни одна капля из наполненого кувшина, – обратился к собравшимся Абдурашид Магомедов.

После торжественной части состоялось официальной открытие памятника горянке. Сотрудницы полиции выпустили в небо белых голубей, а дети разноцветные шары.

Затем все собравшиеся возложили красные гвоздики к памятнику Фазу Алиевой. Собравшиеся отметили, что народная поэтесса Дагестана – гордость нашей республики, олицетворяющая образ женщины, борца за мир и справедливость.

Примечания

  1. История дагестанской советской литературы. Том 1. Махачкала, 1967. — С. 400.
  2. Гамзатов Р. Горянка. Отрывок из новой поэмы. Пер. с авар. Я. Козловского. // Альманах «Дагестан» 1957. Кн. 1. С. 3—10.
  3. Гамзатов Р. Горянка. Поэма. Пер. с авар. Я. Козловского // «Дружба народов», 1958, №7, стр. 3—23; №8, стр. 42—54.
  4. Гамзатов Р. В горах мое сердце. М., 1959, стр. 296—416.
  5. Год не назван в самой поэме, однако в начале поэмы Асият 17 лет, при этом далее говорится о том, что в год начала войны она училась в пятом классе, а Юсуп в десятом.
  6. [www.rostcons.ru/premier_r/guest_kazlaev.htm Мурад Кажлаев (Россия)]
  7. [www.aslangotov.com/Kazhlaev.html Мурад Кажлаев]
  8. [russian-bazaar.com/ru/content/13207.htm Нина Аловерт. ИЗ ПРОШЛОГО РУССКОГО БАЛЕТА. «ГОРЯНКА” ОЛЕГА ВИНОГРАДОВА]
  9. Р. Г. Гамзатов. Мой Дагестан. М., 1977. С. 220.

Характер Бэлы

Гордость и независимость

Характеристика Бэлы в «Герое нашего времени» даёт представление о натуре гордой и независимой. Об этом говорили уже её глаза. Максим Максимыч, приятель Печорина и его невольный подельник, описывая горянку, не может обойти вниманием эту, самую важную в её внешности, деталь: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу»; «Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля». А глаза, как известно, могут многое сказать о человеке, если не всё.

6 стр., 2859 слов

Окружение Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

... приходит в жизни героев романа и невольно рушит их. Сочинение: Окружение Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) (726 слов) М.Ю. Лермонтов написал роман в 1838 г., когда в его памяти были свежи кавказские впечатления. «Герой нашего времени» вышел в свет в 1840г. и ...

Свободолюбие

Поэтому неудивительно, что то, что читалось в глазах, подтверждалось и поведением Бэлы. Печорин не сразу понял, почему она не хочет покориться, хотя испытывала явную симпатию к своему похитителю. Он опробовал все способы соблазнения, которые стопроцентно сработали бы в случае с любой другой женщиной. Но Бэла «молча гордо отталкивала подарки» и не хотела поцеловать Печорина, несмотря на его уверения в любви. «Я твоя пленница… твоя раба; конечно ты можешь меня принудить», – говорила она, и в этом была главная причина её холодности. Она, как птица, не могла петь в неволе. Свободолюбие – определяющая черта в образе Бэлы.

Печорину оставалось одно средство – отпустить её домой, сказав, что сам уезжает. «Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя», – отмечает Максим Максимыч. Лишь в этом случае была надежда, что гордая черкешенка ответит взаимностью. И она оправдалась – поверив в искренность Печорина и почувствовав себя свободной, Бэла не захотела уходить от любимого.

Верность любимому человеку

До последней минуты своей недолгой жизни она оставалась верной ему, даже когда почувствовала, что он начал охладевать. Бэла могла бы уйти, но не хотела этого делать, не убедившись, что действительно больше не нужна Печорину. В своих чувствах она не сомневалась. «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!..»

Бэла тяжело переживала, предчувствуя скорый разрыв: «она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели». Характеристика образа Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова | источник

Герой нашего времени М.Ю. Лермонтов

Бэла – жертва Печорина

Герой любого литературного произведения обязательно вступает в контакт с другими персонажами. Проявляя себя в общении с ними, он даёт нам возможность увидеть его «во всей красе». Становится понятно, каков он на самом деле, какими чертами характера обладает, чем объясняются его поступки. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет лучше изучить главного героя – Печорина. Это человек, который постоянно ищет себе новую психологическую жертву, и однажды ею становится Бэла – дочь черкесского князя.

Это совсем юная привлекательная девушка, выросшая среди гор и получившая строгое национальное воспитание. Знакомство Печорина с Бэлой происходит на свадьбе её старшей сестры. Бэла пропела Печорину что-то вроде комплимента на своём языке, выразив сожаление, что «не расти, не цвести ему в нашем саду». А Печорин весь вечер «в задумчивости не сводил с неё глаз». Потом станет очевидно, что его, пресыщенного любовью светских красавиц, привлекла не только красота и молодость Бэлы, но и трудность задачи по овладению ею.

15 стр., 7452 слов

Печорин – герой своего времени

... “Бэла” или “Максим Максимыч” Печорин заслуживает большего осуждения в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? сочинение Кто герой нашего времени? Встреча с Печориным в виртуальном мире. сочинение Нужна ли дополнительная глава произведению М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? сочинение Имеются ...

Подвернувшийся случай помог Печорину организовать похищение девушки из родительского дома. Но праздновать победу он не мог. Бэла оказалась для него неприступной крепостью.