Гражданственность лирики Некрасова

Все лучшие произведения Некрасова 60-х годов проникнуты мыслями о судьбе Родины и ожиданием, когда же придет конец терпению народному. В эти годы Некрасовым создаются отрывок из поэмы «На Волге», стихотворения «Рыцарь на час», «Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Размышления у парадного подъезда».

Правительство считало поэта крамольным и вредным. Цензура усердно калечила, уродовала его стихи. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в течение пяти лет не могло появиться в печати. Оно ходило по рукам и было опубликовано в герценовском «Колоколе» с примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить». Некрасов сумел увидеть в обыденной, повседневной сцене характерные черты российской жизни, издевательство властей над простым мужиком. В то время, когда так много говорили о неподкупности, благородстве, об уме новых государственных деятелей, Некрасов показал жалкую участь просителей:

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Кто-то крикнул швейцару: «Гони!

Наш не любит оборванной черни!»

И захлопнулась дверь…

Правители России, министры и сановники, боятся и не любят своего народа, не любят свою Родину. Что им за дело до горя народного, до нужд простых русских людей?!

Выразительная сцена, воспроизведенная Некрасовым, имела огромное значение для пробуждения сознания широких масс крестьянства — Некрасов учил не надеяться на прошения, не обивать понапрасну пороги роскошных налат, где голодного от пьяного не умеют отличить. Стихотворение, начиная со слов: «Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал», звучало как гимн народной скорби и гнева. Это была одна из популярнейших песен революционных и студенческих кругов 60-70-х годов.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» — образец гражданской лирики Некрасова. Некрасов верит в народ, в его светлое будущее, в то, что народ проснется, «исполненный сил», в то, что он «вынесет все, и широкою ясною грудью проложит дорогу себе…» Вся лирика поэта наполнена социальным содержанием, она носит активный гражданский характер. К нему самому, так же, как и к другим крупным общественным деятелям, относятся его прекрасные слова:

7 стр., 3237 слов

Анализ стихотворения Некрасова «Пророк. Пророк некрасов

... путь. В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом. Эта мысль (нужно умереть для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвящё ... несмотря на то что все они имеют одинаковые названия, темы и вопросы, которые рассматривают разные авторы, различны. Николай Некрасов поставил в центр всех событий, тот поэтический ...

…Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека.

Только тот себя переживет…

Поэт и гражданин для Некрасова были понятиями, тесно связанными между собой. Считая, что нет для поэта главнее задачи, чем быть народным заступником, Некрасов становится своего рода летописцем крестьянской жизни. Народ — главный герой его поэзии. С ним связан выбор поэтической тематики, жанровая поэтическая стилистика лирики Некрасова. Не случайно многие его стихи звучат как народные были, песни. И это — высшая оценка для поэта-гражданина. Быть подлинно народным поэтом — значит и быть патриотом.