Открытый урок в 7 классе по теме «Чувства, поступки и духовный мир гл . героя в повести Л . Н . Толстого « Детство»
Цели:
Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления романа “Четыре эпохи развития”, с содержание отрывка из повести.
Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.
На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку. Саможертвованнию,самовоспитанию
Оборудование: презентация, сочинение о маме,
Ход урока
1 Вступительное слово учителя
«диалектика души
3. Учащийся
4. Учитель
Всю свою жизнь великий писатель Лев Николаевич Толстой стремился к самосовершенствованию, самовоспитанию, стремился быть нужным, полезным людям, делать добро, отличая его от зла, различать правду и ложь. Эти стремления были заложены в нём с самого детства родителями.
Каким человеком ты станешь? Какие черты характера будут преобладающими у тебя? Ответы на эти вопросы, по мнению Толстого, закладываются в детстве каждого из нас. Для автора это самая важная пора, вот почему он обращается к теме детства. Каким же было детство самого будущего писателя? Какими были его родители?
5. Сообщения учащихся с показом презентации – фото Ясной Поляны, самого писателя и родных Льва Толстого:
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне в старинной, родовитой дворянско-аристократической семье. По рождению Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России. Он провёл детство и отроческие годы в имении своих родителей в условиях привольной барской жизни, но рос и воспитывался в особой нравственной и бытовой атмосфере, для большинства дворянских семей не характерной.
На духовное формирование будущего писателя наиболее сильное влияние в детстве оказала мать, точнее воображаемый её образ. Толстой не помнил своей матери, ведь она умерла, когда ему было только два года отроду, и он никогда не мог её представить как реальное физическое существо. Но духовный её облик, поэтичный и явно идеализированный, ярко и живо сложился в представлении мальчика и на всю жизнь сохранился в его душе. В часто повторявшихся рассказах родных и знакомых Лёва никогда не слышал о матери плохого слова – напротив, все говорили о её доброте, чуткости, выражали свою любовь к ней за её справедливое отношение ко всем в доме. Из оставшихся после смерти матери писем и записных тетрадей Толстой имел основание заключить, что она была умна, хорошо образована, начитанна, знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, хорошо играла на фортепьяно, обладала некоторым художественным талантом. Возможно, пример матери подтолкнул Льва Николаевича Толстого писать собственный дневник.
Характеристика героев повести “детство” горького в таблице (краткое ...
... Особенности жанра «Детство» Максима Горького – автобиографическая повесть. Ее основу составили факты из жизни самого писателя, он даже героям оставляет их реальные имена. Вместе с тем это художественное произведение, так как задача автора ... сидевших в яме, – их закопали вместе с гробом. Мальчик смотрел на них и сдерживал слезы. Никогда не плакать – к этому приучили его родители. А у матери от ...
Находясь на Кавказе, молодой офицер создает автобиографическую повесть «Детство», основой для которой стали многие записи дневника. Главный герой – Николенька Иртеньев – очень похож на Толстого.
6. Словарная работа:, Автобиография
7. Аналитическая беседа (о матери) по вопросам.
Каким чувством проникнуты воспоминания автора о матери?, Что еще запомнилось автору в портрете матери?, Как относилась матушка к слугам?, Почему автор «невольно» содрогнулся, отвечая на вопрос, почему он плакал?
8. Сообщение учащийся
— Что, на ваш взгляд, делает матушку Николеньки похожей на Марию Николаевну Толстую?
9.Учащийся
В январе 1837 года семейство Толстых отправилось в Москву: пришла пора готовить старшего сына к поступлению в университет. В сознании Льва Николаевича эти перемены совпали с трагическим событием: 21 июня 1837 года скоропостижно скончался в Туле уехавший туда по личным делам отец. Девятилетний Лёвушка впервые испытал чувство ужаса перед загадкою жизни и смерти. Мальчик не хоронил отца и долго не мог поверить, что его нет. Детское ощущение непоправимой утраты вскоре переросло в чувство надежды и неверия в смерть. Навсегда облик отца остался в сердце Льва Николаевича Толстого.
10. Комментированное чтение эпизодов главы повести «Что за человек мой отец?»:, Каков портрет отца?, Как к нему относились окружающие?, Автор сомневается, были ли у него нравственные убеждения.)
Выво д. о тец автора жил для себя, думал только о своих удовольствиях (картах, женщинах).
Жизнь его была полна разного рода увлечениями, и он никогда не задумывался над тем, приятны ли другим его увлечения, счастлива ли жена, дети, он был так счастлив в жизни, что не видел в том (в нравственных убеждениях) необходимости.
Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя. Душа главного героя Николеньки открыта всем впечатлениям детства, и в то же время он умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков. Выстрадав, стать лучше, чище душой.
«письмо льву николаевичу толстому». Характеристика ...
... жизнь матери, Натальи Савишны, Карла Ивановича); окружающих). Потому что именно эти персонажи оставили глубокий след в душе Николеньки. Работа по схеме, Николенька Иртеньев, ... повести «Детство» хлопающим мух над головой спящего Николеньки Иртеньева, чем вызывает недовольство разбуженного воспитанника. Толстой ... свой. Иртеньев Петр Александрович? (Папа) — граф, глава семьи Иртеньевых, отец Николеньки. 2. ...
Особого разговора требуют главы “Классы” и “Наталья Савишна”. Перед вами вопросники. Через несколько минут группы, посовещавшись и обсудив, расскажут о герое, опираясь на материал своей главы.
11. Работа “Круглого стола”.
Работа I группы – глава “Классы” из повести Толстого “Детство”
-
Как Николенька наблюдает за поведением взрослых?
-
Насколько остро чувствует их отношение к себе? Чем отвечает им?
-
Какое горькое открытие делает для себя ребенок? (когда подслушал)
-
Мы узнали истину о положении матери в доме. Кто это “иные люди”?
-
Как реагирует мальчик на услышанное?
Ощущение горя, горячее желание помочь Карлу Ивановичу. (Он любит его одинаково с отцом!) Желание согласия между всеми людьми и стремление им помочь. Страдает, видя детскую несправедливость не к себе лично, а к другим людям.
И близкие и родные люди могут быть, с одной стороны, несчастными, с другой – жестокими.
Отмечаем умение тонко чувствовать, любить, переживать.
ВЫВОДЫ: Детство у Толстого не так уж безоблачно и счастливо. Это произведение о разрушении детской души, здоровой и добродетельной от природы, под влиянием среды и воспитания. Вот и происходят “несчастья” детства.
12. Работа второй группы над главой “Наталья Савишна”., Вся жизнь её была любовь и самопожертвование.
Л.Н. Толстой
Перед нами проходит трудная, исполненная лишения, страданий жизнь простой крепостной женщины. Жестоко обошлась с ней судьба. Но с истинно христианским терпением, не жалуясь на судьбу, несет она свой крест.
У нее нет мужа, но как богата ее жизнь, каким высоким светом любви она одарена. Главное в ней – любовь к людям. Неистощимое трудолюбие, крестьянский ум, чувство собственного достоинства, гордость. Наталья Савишна озарена внутренним светом души любящей, страдающей.
Высокую мудрость, истинную любовь к людям, бескорыстие, честность, доброту.
-
Какой эпизод главы поразил вас более всего?
1 стр., 481 словПо русскому языку «Жизнь леса и судьбы людей»
... в нашем селе был свой лесник. Человек очень серьёзный и ответственный. Работа лесника подразумевает охрану леса от беспечных людей и пожаров. Лес и его обитатели постоянно нуждаются в защите ... Бижбулякского района. Наше село – удивительное место, богатое лесами и лесополосами. Лес кормит нас, дарит красоту и жизнь. Красота леса привлекает множество людей. К нам часто приезжают отдохнуть на природе, ...
-
На чьей стороне автор? А читатель?
-
Как приходит к герою раскаяние?
-
Что больше интересует Толстого – поступок или его нравственный смысл?
Важно рассуждение писателя о том, какое значение имели чувства, переживания в детстве. И какой глубокий след оставили они в душе.
Выводы по работе групп:
“Сладкие грезы детского воображения” — главная мысль повести. Умиление, кротость, доброта – воплощение мира семейного, не потревоженного покоя и счастья детской души. Но становление характера происходит через испытания. Герой проявляет стойкость и силу сердца, становясь взрослей.
В этом отрывке речь идет о Наталье Савишне. Она всю жизнь бескорыстно служила семье Иртеньевых, была необыкновенно скромна и добра, с любовью относилась ко всем членам семьи, особенно к детям. Николенька любил Наталью Савишну, но не только никогда не стремился сделать ей приятное, позаботиться о ней, но даже, когда по поручению маман Наталья Савишна наказала его за испорченную скатерть, возмущался как истинный барчонок: как посмела крепостная его наказывать. Автор не только с необыкновенной любовью и нежностью описывает добрую старушку, но и с запоздалым сожалением вспоминает о том, как мало истинного тепла и внимания, которых она заслуживала, проявлял к ней когда-то.
13. Изучение главы «Детство».
1.