Молодому автору, особенно не имеющему большого читательского багажа, очень сложно определиться с «нормой диалога», не писать все произведение в разговорном жанре, лишив его тем самым необходимой динамики, закрепленности за локациями, лирических отступлений, позволяющих читателю лучше вникнуть в идейную составляющую произведения.
Соблазн этот возникает от того, что литературный диалог кажется самым простым в произведении. Ведь разговаривать умеют все, а значит перенести беседу на нужную тематику на бумагу, вложить свои слова в уста героев – это тоже не проблема.
Но на самом деле, лучшие диалоги в литературе намного сложней, глубже и продуманней, чем даже значимые символы и детали, чем локации и описание действий и мыслей. Плохой или скучный диалог способен испортить впечатление от самой прописанной вселенной, потому что читатель легко верит в эльфийские леса и эльфов, но не сможет поверить, что эти же эльфы разговаривают на сухом канцелярском наречии:
- Доброго времени суток, гражданка Галандриэль, не могли бы Вы проконсультировать моего стажера Фродо по вопросам обладания и передачи ценных предметов (по описи кольцо, одна шт.) третьим лицам?
- Гэндальф, Вы промахнулись сюжетом.
Определенного (чаще комического) эффекта достигнуть этим можно, но не всегда комизм к месту.
Чтобы не делать подобных ошибок, рассмотрим некоторые диалоги из литературы, сконструируем пример диалога явно ошибочного, разберем примеры стереотипов в литературных диалогах, а также попробуем научиться их избегать.
Сочинение в форме диалога на тему диалог в интернете
Да как же ты живёшь?
- Риторические вопросы, весьма распространенные в разговорной речи, активизируют внимание слушающего, поэтому являются особо экспрессивным средством передачи информации.
Виды вопросно-ответных единств в диалоге
Устная речь // Русский язык. Энциклопедия. М.: БРЭ-Дрофа, 1997.
- Мирошниченко А.”Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство” М., 2008
Сочинение Подслушанный разговор
Было где-то шесть часов вечера. Я и Маша пришли на ночевку к Кате. У нас было много планов и сегодня мы не собирались спать. Катины родители уехали к их родственникам на два дня, поэтому нам никто не мог помешать. Мы играли в приставку, листали журналы и разговаривали на разные темы. Каждой из нас было что рассказать, ведь мы не видимся часто из-за учебы в разных школах и дальнего расстояния между нашими домами. Но расстояние не мешает быть нам лучшими друзьями. Для меня это самые близкие люди, которым я доверяю все свои секреты.
Диалог ученицы 7 класса «Самый лучший друг — мама»
... речью следующие: А: – Р./!/? Р,/!/? – а. Р, – а, – р. Основные правила написания диалогов Сочинение «Диалог с классиком» Я открыла глаза. Теплый луч солнца пощекотал мой нос. Мне ... Билибина Гвидон и царица Сочинение про спорт Сочинение по русскому языку на тему Благородство Предложения интернет-магазинов Способы оформления Самым частым способом оформления диалога в письменной речи ...
Мы рассказывали по очереди истории из жизни. Машин и мой рассказ был смешным. Но Катя рассказала странную историю. Дело в том, что ее мама работает в библиотеке, поэтому иногда Катя может пробыть там до самого закрытия.
Библиотека состояла из четырех комнат. Первая комната — там, где ее мама записывала названия, индивидуальные номера книг или журналов, а также имена тех, кто брал эти книги. Вторая комната была самой большой. Там везде были шкафы с книгами. Третья и четвертая комната были рядом. Между ними не было даже двери. В одной были стеллажи с новинками и старыми книгами. Но эти старые книжки любили читать дети, поэтому они здесь находились. А другая комната была любимая для Кати. Там находились два кресла и маленький столик, где были журнальчики. А любила Катя эту комнату за то, что по вечерам она, расположившись на мягком кресле, или читала свою любимую книгу, или сидела в своем смартфоне. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Обычно по вечерам в библиотеке посетителей не было. В один из таких вечеров Катя была в своей любимой комнате и сидела в телефоне. Так как оставалось, полчаса до закрытия свет был только в первой комнате, где находилась ее мама. А Кате свет не был нужен. В библиотеке царила тишина. Но вдруг Катя услышала, что эту тишину нарушает шепот из соседней комнаты. Катя немного испугалась, но не ничего не сказала. Ей было интересно, кто мог там шептаться, ведь кроме нее и мамы в библиотеке никого не было. Она тихо встала и медленно приближалась к той комнате. Когда она приблизилась к той комнату, у нее не вовремя запищал телефон — ей пришло сообщение от подруги. Тогда шепот прекратился. Она включила свет в той комнате, но там никого не было. Но на столике лежали открытые новые книги и одна старая. Это было очень странно, ведь Катя помнила, что оставила все книги на своих местах. Потом из первой комнаты доносится голос мамы, , Каать собирайся, идем домой. «Вот так закончилась ее история. Мы с Машей были в недоумении .Ведь такого быть не может !После долгой паузы, Маша заговорила:
- Такого быть не может, тебе, наверное, просто показалось.
- Ты мне не веришь?! — воскликнула Катя
- Верю, верю, просто странно это все… — успокоила ее Маша.
- Так девочки, надо это все выяснить. Катя, когда закрывается библиотека?- спросила я у нее
- Кажется, в семь вечера.- Ответила Катя
Я быстро посмотрела на часы. Мы так увлеклись рассказом, что даже не заметили как пролетело время. На часах было 19:34.
Рассказ старого учебника в библиотеке — 6 класс
... помочь старому ветерану… Так же вы можете прочитать сочинения на темы Сочинение “Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?” Осень в моем городе Сочинение “Как мы однажды разводили костер” Сочинение на тему “В библиотеке” , Вариант 1 Библиотека… Одно ...
Катя начала разговор:
- Так быстро время пролетело.
- Даа, я этого и не заметила, — ответила Маша
- Эта библиотека находится очень близко от нас, может пойдем и проверим.- сказала я
- Но библиотека же закрыта, как мы туда попадем. – отступила Маша.
- Это не беда.
Я знаю, где лежат ключи. Они на верхней полке, на кухне, — обрадовалась Катя
Через 10 минут мы уже были около библиотеки. Она и вправду бы закрыта, нигде не было света.
Когда открылась дверь, я была очень рада, а Машино лицо было напугано. Мы тихо зашли в библиотеку и закрыли тихонько за собой дверь. Мы зашли в ту самую комнату, которая нравилась Кате. И в читательском зале реально кто-то разговаривал. Там было много голосов. Многие были похожи на детский голосок. Я посмотрела туда, там было много литературы. Старые и новые книги, журналы и даже газеты. Они меня не увидели. Вдруг одна книга начала торжественно говорить:
-Здравствуйте, дети и взрослые! Сегодня здесь мы собрались ради одной старой, но очень интересной книги. Ее зовут, , Рассказы для детей и взрослых”.Сегодня у нее юбилей семьдесят лет .Столько она уже находится .Она увидела многие семьи .Много детей и взрослых ее прочитала и никто еще не был от нее не восторге!
- Здравствуйте!- начала эта книга и все замолчали. -Я очень рад находится здесь. Я прожил долгую жизнь и хочу вам сегодня рассказать вам самые интересные рассказы из моей книги.
Я уселась на кресло, и мы с Машей начали слушать эти рассказы. Катя не слушала, потому что она эту книгу раз пять уже перечитала и пыталась нас тоже привлечь, но мы с Машей не соглашались. Теперь я об этом жалею, ведь рассказы были интересные и захватывающие. Через три истории Катя захотела спать, поэтому нам пришлось уйти.
Зато на следующий день я взяла эту книгу и до сих пор ее читаю, так как там очень много рассказов. После этой ситуации я начала больше читать книг и верить в чудеса.
Полезный материал по теме:
Способы оформления
Самым частым способом оформления диалога в письменной речи является то, что каждая реплика двух или более участников начинается с новой строки с помощью знака тире.
Важной особенностью является то, что диалог может предполагать авторскую речь, а может и не предполагать. Если авторская речь присутствует, то диалог оформляется так же, как и прямая речь, только без использования кавычек. Значит, схемы оформления диалоговой формы с авторской речью следующие:
А: – Р./!/?
- Р,/!/? – а.
- Р, – а, – р.