Доклад на историко-литературную тему по одному источнику; составлять тезисы или конспекты небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи)

Учащиеся к концу обучения в 9 классе должны знать общие сведения о русском языке, определение основных изучаемых единиц языка и категорий, орфографические и пунктуационные правила, осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры. Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

  • опознавать ( по изученным признакам ) языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие);
  • группировать языковые явления по определенным признакам;
  • давать анализ и характеристику изученных языковых единиц всех уровней ( по существенным для них признакам ).

  • правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;
  • правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения и применять их в речи;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;
  • сжато и подробно пересказывать исходный текст;
  • уметь собирать и систематизировать материалы к сочинению на определенную тему с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • создавать тексты разных смысловых типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;
  • совершенствовать, редактировать собственный текст, в том числе находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их;
  • определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи;
  • подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;
  • составлять тезисы или конспекты небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи);
  • писать сочинение публицистического характера;
  • писать заявление, автобиографию, совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
  • находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте.
  • находить в слове орфограммы, а в предложении – смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, владеть орфографической и пунктуационной зоркостью;
  • правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения и текст;
  • правильно писать слова, отобранные для специального озвучивания

Международное значение русского языка.

Сложное предложение. Культура речи

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

5 стр., 2191 слов

Заимствованные слова в речи подростков

... действительно правильно понимают то, о чем они говорят? Понимают ли их родители? Эти и многие другие вопросы определили актуальность нашей темы. Гипотеза: употребление заимствованных слов в речи современных ... у школьников культуры обращения с иностранными словами, хорошего языкового вкуса. А хороший вкус - главное условие правильного использования языковых средств, как чужих, так и своих. ...

Сложноподчиненное предложение.

Строение сложноподчиненного предложения. Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения. по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Основные виды придаточных предложений: определительное, изъяснительное, обстоятельственные.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, знаки препинания в предложениях такого типа.

Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сложных союзных и простых предложений.

Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые предложения с обособленными второстепенными членами предложения как синтаксические синонимы. Умение заменять сложные предложения простыми осложненными предложениями.

Значение бессоюзных сложных предложений. Смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Сложные предложения с различными видами связи.

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; знаки препинания в них.

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Умение производить замену бессоюзных сложных предложений союзными и наоборот, объяснить различие с их строении.

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Русский язык в современном мире. Место русского языка среди языков мира.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и орфографии, культуре речи.

Итого — 68 часов за год.

4 часа отведено на написание сочинения по литературе в классе.

Примерное распределение материала для повторения орфографии и морфологии

Предлагаемое планирование предполагает систематическое повторение орфографии практически на каждом уроке. Автор предлагает такую работу проводить в начале урока, но можно повторять правило и в любое удобное на уроке время. Целесообразно не ограничиваться выполнением только предложенного задания. Следует к повторяемой теме обращаться в течение всего урока, находя соответствующие орфограммы в сложных предложениях

№ уро

ка

Тема урока

Выполнение требований Государственного образовательного стандарта и результаты обучения

Развитие речи

1

Международное значение русского языка

Формирование понятия о роли русского языка в системе мировых языков

Подготовка к сочинению

2

Простое предложение

Повторение синтаксиса простого предложения. Систематизация способов выражения главных и второстепенных членов предложения

Беседа о роли круга чтения в формировании мировоззрения человека

3

Простое предложение

Повторение постановки знаков препинания в простом предложении

Выступления учащихся по вопросам экологии

4

Простое предложение

Проверка уровня знаний учащихся

5

Сложное предложение

Формирование понятия о структуре сложного предложения

6

Сложносочиненное предложение

Формирование понятия о структуре сложносочиненного предложения. Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении

7

Сложносочиненное предложение

Объяснение трудных случаев постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении

8

Сложносочиненное предложение

Обучение правильному написанию рецензии на художественное произведение

Развитие интереса к чтению произведений художественной литературы

9

Сложносочиненное предложение

Систематизация материала по теме

10

Сложносочиненное предложение

Проверка качества знаний учащихся

11

Сложноподчиненное предложение

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения

12

Сложноподчиненное предложение

Определение способов связи между частями сложноподчиненного предложения

Конструирование предложений

13

Придаточное предложение

определительное

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным определительным. Определение синтаксической роли союзных слов. Формирование понятия о синтаксических синонимах.

14

Придаточное предложение местоименно- определительное

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным местоименно-определительным.

Составление определения того или иного понятия

15

Придаточное предложение изъяснительное

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным

Замена прямой речи косвенной

16

Придаточное предложение изъяснительное

Определение средств связи частей в сложноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным

17

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными

Проверка качества знаний учащихся

18

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением обстоятельственным

Развитие словарного запаса

19

Придаточные предложения места

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением места

20

Придаточные предложения времени

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением времени

Конструирование предложений

21

Придаточные предложения образа действия, меры и степени

Формирование понятия о структуре сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия, меры и степени

Подготовка к сочинению

22

Сложноподчиненные предложения с различными видами придаточных предложений

Проверка уровня знаний учащихся

Сочинение

23

Придаточные предложения сравнительные

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением сравнительным. Знаки препинания при придаточном предложении сравнительном и при сравнительных оборотах

Конструирование предложений

24

Придаточные предложения уступительные

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением уступительным

Использование синтаксических синонимов

25

Придаточные предложения причины, следствия и придаточные предложения присоединительные

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточными предложениями причины, следствия и придаточными присоединительными

Подготовка к сочинению

26

Придаточные предложения условные

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением условным

Формулирование суждения о каком-либо предмете, понятии, явлении

27

Придаточные предложения цели

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением цели

Конструирование предложений, употребление синтаксических синонимов

28

Сложноподчиненное предложение с различными видами придаточных предложений

Проверка уровня знаний учащихся

29

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными предложениями

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными предложениями

30

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными предложениями

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением придаточных предложений

Развитие словарного запаса учащихся

31

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными предложениями

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с однородным подчинением придаточных предложений

Конструирование предложений

32

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными предложениями

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с неоднородным ( параллельным) подчинением придаточных предложений

Конструирование предложений

33

Сложноподчиненное предложение

Проверка уровня знаний учащихся

34

Бессоюзное сложное предложение

Формирование понятия о структуре сложного бессоюзного предложения. Определение условия постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении

Определение смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения

35

Бессоюзное сложное предложение

Определения условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении

Конструирование предложений

36

Бессоюзное сложное предложение

Формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

Конструирование предложений

37

Бессоюзное сложное предложение

Определения условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении

Конструирование предложений

38

Бессоюзное сложное предложение

Формирование навыков употребления бессоюзных сложных предложений в устной и письменной речи

Подготовка к сочинению

39

Бессоюзное сложное предложение

Обобщение и систематизация изученного по теме материала

Конструирование предложений

40

Бессоюзное сложное предложение

Проверка уровня знаний учащихся

41

Сложное предложение

Формирование понятия о сложном предложении с сочинительной и подчинительной связью

42

Сложное предложение

Анализ трудных случаев постановки знаков препинания в сложных предложениях

Подготовка к сочинению

43

Сложное предложение

Формирование понятия о структуре сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью

Подготовка к сочинению

44

Сложное предложение

Проверка уровня знаний учащихся

45

Роль языка в жизни общества

Сформировать понятие о роли языка в жизни общества. Сформировать понятие о группе славянских языков

46

Литературный язык и его стили

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-istoriko-literaturnuyu-temu/

Систематизация понятий о стилях русского языка

47

Деловой стиль

Обучение правильному написанию документов

Написание заявления, автобиографии и других документов

48

Лексика и фразеология

Повторение и систематизация изученного по теме за весь курс

49

Фонетика. Графика. Орфография

Повторение и систематизация изученного по теме за весь курс

50

Словообразование. Орфография

Повторение морфем. Правописание приставок.

51

Орфография

Повторение правописания корней, суффиксов, окончаний слова

52

Морфология

Повторение морфологических свойств именных частей речи. Правописание именных частей речи.

53

Глагол, причастие, деепричастие

Повторение морфологических свойств глагола и его форм. Правописание глагола, причастия, деепричастия.

54

Наречие

Повторение морфологических свойств наречий. Правописание наречий

55

Морфология и орфография

Проверка уровня знаний учащихся

Изложение

56

Служебные части речи.

Повторение морфологии предлогов и союзов. Употребление и правописание предлогов и союзов

57

Служебные части речи. Междометие

Повторение морфологических свойств частиц. Употребление и правописание частиц. Употребление междометий

58

Морфология и орфография

Проверка уровня знаний учащихся (диктант)

59

Простое предложение

Повторение словосочетаний и членов предложения

60

Простое предложение

Синтаксис простого предложения.

Подготовка к сочинению

61

Простое предложение

Повторение пунктуации

62

Сложное предложение

Повторение синтаксиса и пунктуации

63

Синтаксис и пунктуация

Проверка уровня знаний учащихся

Изложение

64

Морфология, орфография, синтаксис

Проверка уровня знаний учащихся (тестирование)

№ уро

ка

Тема урока

Материал для повторения

1

Международное значение русского языка

2

Простое предложение

Проверяемые безударные

гласные в корне слова

3

Простое предложение

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

4

Простое предложение

5

Сложное предложение

Проверяемые согласные в корне слова

6

Сложносочиненное предложение

Непроизносимые согласные в корне слова

7

Сложносочиненное предложение

Правописание букв и, у, а после шипящих

8

Сложносочиненное предложение

Разделительные Ъ и Ь

9

Сложносочиненное предложение

Раздельное написание предлогов

10

Сложносочиненное предложение

11

Сложноподчиненное предложение

Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих

12

Сложноподчиненное предложение

Употребление ( или неупотребление) мягкого знака для обозначения мягкости согласных

13

Придаточное предложение

определительное

Гласные и согласные в приставках, не изменяемых на письме

14

Придаточное предложение местоименно-

определительное

Изменение начальной и в корне при образовании слов с приставками на согласный

15

Придаточное предложение изъяснительное

Правописание приставок на -з

16

Придаточное предложение изъяснительное

Правописание приставок пре- и при-

17

Сложноподчиненные предложения с

придаточными определительными и придаточными

изъяснительными

18

Сложноподчиненные предложения с придаточными

обстоятельственными

Гласные о – ё после шипящих в корне слова

19

Придаточные предложения места

Гласные ы – и после ц

20

Придаточные предложения времени

Гласные е – и в падежных окончаниях существительных

21

Придаточные предложения образа действия, меры и

степени

Гласные о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных и в суффиксах наречий

22

Сложноподчиненные предложения с различными

видами придаточных предложений

23

Придаточные предложения сравнительные

Безударные гласные в окончаниях прилагательных и причастий

24

Придаточные предложения уступительные

Краткие прилагательные с основой на шипящий

25

Придаточные предложения причины, следствия

и придаточные предложения присоединительные

Частица не с глаголами и деепричастиями

26

Придаточные предложения условные

Употребление мягкого знака в неопределенной форме глагола, в глаголах в форме 2 лица, а также в форме повелительного наклонения

27

Придаточные предложения цели

Правописание ться и тся в глаголах

28

Сложноподчиненное предложение с различными

видами придаточных предложений

29

Сложноподчиненные предложения с несколькими

придаточными предложениями

Гласные е — и в корнях с чередованием гласных

30

Сложноподчиненные предложения с несколькими

придаточными предложениями

Гласные о – а в корнях с чередованием гласных

(-кос- — -кас- , -лаг- — -лож-)

31

Сложноподчиненные предложения с несколькими

придаточными предложениями

Гласные о – а в корнях с чередованием гласных

(-раст- — -ращ- — -рос-)

32

Сложноподчиненные предложения с несколькими

придаточными предложениями

Гласные о – а в корнях с чередованием гласных

(-гор- — -гар-, -зор- — -зар- )

33

Сложноподчиненное предложение

34

Бессоюзное сложное предложение

Гласные е – и в личных безударных окончаниях глагола

35

Бессоюзное сложное предложение

Соединительные гласные

о – е в сложных словах

36

Бессоюзное сложное предложение

Слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными и наречиями на -о

37

Бессоюзное сложное предложение

Одна и две буквы н в прилагательных

38

Бессоюзное сложное предложение

Слитное написание сложных прилагательных

39

Бессоюзное сложное предложение

Дефисное написание сложных прилагательных

40

Бессоюзное сложное предложение

41

Сложное предложение

Числительные в форме косвенных падежей

42

Сложное предложение

Различие приставок не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях. Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями

43

Сложное предложение

Гласные в суффиксах глаголов –ыва- — -ива-, -ова- — -ева-

44

Сложное предложение

45

Роль языка в жизни общества

Суффиксы о – а на конце наречий

46

Литературный язык и его стили

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-istoriko-literaturnuyu-temu/

Дефисное написание наречий

47

Деловой стиль

48

Лексика и фразеология

Написание ь на конце наречий