Принципы и приемы редактирования текста в процессе работы над м

Педагогический университет «Первое сентября»

№ газеты

Наши лекции

41/2004

Лекция 1 . Роль редактирования в процессе работы над текстом. Редактор как посредник между автором и читателем. Задачи и сущность редакторской деятельности. Сравнение текстов до и после редакторского вмешательства

43

Лекция 2 . Организация обучения редактированию . Виды работы со всем классом. Выполнение упражнений на восстановление логических и синтаксических связей. Основные принципы совместной работы ученика-автора и учителя-редактора над сочинением

45

Лекция 3. Особенности редактирования повествования . Существенные черты этого типа текста. Узлы повествования. Типичный дефект — пропуск существенного узла, способ его обнаружения и исправления. Эпический и сценический способы повествования

Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до 15 января 2005 г.)

47

Лекция 4. Особенности редактирования описания . Существенные черты этого типа текста. Описания объективные и субъективные, статические и динамические. Типичные композиционные и речевые ошибки в описаниях

1/2005

Лекция 5. Сущность рассуждения как типа речи . Виды упражнений на восстановление структуры рассуждения

2

Лекция 6. Рассуждение и законы логического мышления . Анализ соответствия формулировки мысли приведенным доказательствам и пути исправления несоответствий

Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до 1 марта 2005 г.)

3

Лекция 7. Структурные типы рассуждений . Выбор структурного типа и исправление композиционных ошибок в рассуждении

4

Лекция 8. Другие типичные композиционные, логические, речевые ошибки, способы их обнаружения и исправления

Итоговая работа

К.М. Накорякова

Если попытаться понять, почему так непросто даются детям описания предметов, можно придумать что-нибудь, что поможет им работать охотнее и успешнее. (Это не слишком важно для редактора-профессионала, но пригодится редактору-учителю.) Во-первых, по мнению ученых, известную трудность представляет то, что все признаки предмета существуют одновременно, а описывая, мы вынуждены называть отдельные признаки последовательно, поочередно. А во-вторых, ученику, как правило, непонятно, зачем описывать всем известный предмет, и потому не хочется это делать. Ведь в повседневной жизни мы куда чаще обращаемся к повествованию, т.е. рассказываем о том, что с нами произошло, поскольку с каждым случается что-нибудь интересное, смешное, драматичное. А предмет если и описываем, то выборочно, называя только те признаки, которые в данный момент чем-нибудь для нас важны. Воссоздать же полную и яркую картину стремимся только тогда, когда описываем что-нибудь совершенно неизвестное слушателям или необычное. Отсюда совет: чтобы поменьше работать после уроков с авторами сочинений-отписок в две строки, лучше не просто задать описание яблока, птички, комнаты, друга, а ввести дополнительную мотивацию. Как известно, описания бывают объективные, или фактографические (их цель – дать полное и точное представление о предмете или явлении), и субъективные, творческие, передающие авторское восприятие и отношение к предмету, окрашенные эмоционально.

Можно вместе с учениками подумать, в каком тексте и в какой ситуации необходимо сухое и точное описание, и задать не просто сочинение-описание, а, например, фрагменты детективной истории, где киллер получает словесный портрет предполагаемой жертвы, стражи порядка в протоколе фиксируют состояние комнаты, где было совершено преступление, а сосед, ведущий самостоятельное расследование, развешивает объявление с приметами собаки, в ошейнике которой, по его предположению, спрятана важная записка, проливающая свет на происшедшее. А если у класса настрой более лирический, разыскивать по словесному портрету будет не преступник, а волшебник или благодарная бабушка спасенного малыша, и не с преступной целью, а чтобы наградить или как-нибудь иначе обрадовать; и т.д.

Творческое описание как будто не нуждается в дополнительной мотивации, его писать должно быть интереснее, но на практике в сочинениях пяти-, шестиклассников эмоционально-творческая составляющая большей частью очень слаба и выражается лишь в наличии уменьшительно-ласкательных суффиксов в завершающих фразах «Я люблю свою кошечку», «Моя комната очень уютная» и т.п. Скучноватыми выглядят сочинения и из-за однообразия синтаксических конструкций, в чем «повинны» морфологические средства описания. Для этого типа текста характерны глаголы несовершенного вида настоящего или прошедшего времени, но обычно преобладают другие части речи – существительные и прилагательные, а потому слишком часты предложения с одинаковыми подлежащими – существительными или местоимениями – и сказуемыми – прилагательными.

Предотвратить такое синтаксическое однообразие помогут специальные упражнения из книги «Учимся понимать и строить текст». В самом простом – № 35 предлагается отредактировать текст, объединив предложения:

Пример I

Моя собака маленькая, коричневая. У нее гладкая шерсть. У нее белое пятно на правом боку. У нее белое пятно на левом глазу. У нее длинные висячие уши. У нее короткие кривые ноги. У нее короткий хвост.

Выполнить его можно примерно так:

Моя собака маленькая, гладкая, почти вся сплошь коричневая, но с двумя белыми пятнами – на правом боку и на левом глазу. Уши у нее длинные, висячие, а кривые лапы и хвост короткие.

Заметим, что пришлось заменить ноги на лапы , исправив довольно распространенную ошибку (а еще в детских описаниях животных нередки рот и лицо ), и употребить творительный падеж сущ. – с пятнами .

Пример II

Свободнее пользоваться связью управления помогут и другие упражнения, например, № 29, в котором требуется раскрыть скобки:

Тоненький, пискливый, надтреснутый голосок послышался откуда-то из глубины лавки. И вот из-за угла показалась его обладательница. Это была крошечная, тоненькая, хрупкая старушка, древняя-древняя (жидкие седые волосы, сморщенное, высохшее личико и тоненькие, как палочки, ножки).

Наверно, самая старая на свете, подумали ребята. Но, как ни удивительно, она побежала к ним навстречу легко и весело, словно юная девушка. Она радостно улыбалась, и ее маленькие ножки (старомодныe ботиночки) слегка пританцовывали.

Пример III

Той же цели служит и упр. 32, в котором приводится отрывок из книги П.Треверс о Мэри Поппинс, а потом следует задание:

Выберите из текста все, что относится к внешнему виду Мэри Поппинс.

Составьте ее портрет, но не так:

«У Мэри Поппинс были блестящие синие глаза, курносый нос… На ней было…» – а по-другому, интереснее: «Это была Мэри Поппинс – с блестящими синими глазами…».

Или так: «Ребята сразу узнали ее лицо с… и…».

динамическим,

Но в действительно творческом описании обычно бывает выделена какая-то главная, характерная черта, делающая предмет по-настоящему интересным, и хорошо, если эту черту высвечивает точное, яркое сравнение. Найти такое сравнение – непростая задача для автора и дело сугубо индивидуальное, а научиться грамотно вводить сравнение в текст можно с помощью специальных упражнений, таких, как упр. № 33.

Пример IV

Наш заварной чайник похож на птицу. Изогнутый носик похож на птичью шею с маленькой головкой. Ручка чайника похожа на хвостик.

Задание. Исправьте текст, используя для сравнений слова:

напоминает, наподобие, как, как будто, вроде, кажется, что это…

Пример V

Привлечь внимание к слову в сравнении и к речевому оформлению главной черты описываемого предмета поможет упр. № 30:

Остановилась машина со скрипом и стоном, и это было неудивительно, потому что от колес до самой крыши она была нагружена багажом.

Собственно говоря, самой машины почти не было видно под чемоданами. Чемоданы были на крыше, чемоданы были сзади, и с боков тоже были видны одни чемоданы.

Из окон ___ сундуки и кофры. К ступенькам были ___ коробки и шляпные картонки. И даже на водительском месте, казалось, ___ два огромных саквояжа.

Задание. Какие слова повторяются во втором абзаце? Является ли это повторение речевой ошибкой? Почему?

Вставьте подходящие по смыслу сказуемые.

Типичная ошибка: И на водительском месте, казалось, лежали два саквояжа (они действительно лежали, а казалось, что сидели или развалились).

Обдумывая построение всех приведенных в упражнениях текстов, ученики увидят, что оно примерно одинаково: сначала дается общее представление о предмете, потом оно детализируется, описываются отдельные черты, признаки, стороны, свойства.

Пример VI

Упражнения, выполненные до создания самостоятельного сочинения, помогают предотвратить некоторые типичные ошибки или хотя бы, что тоже важно, понять и учесть замечания учителя, высказанные по прочтении сочинения.

Вот работа ученицы пятого класса.

ОСЕННИЙ ЛИСТ

Он желто-малиновый в крапинку. Он лохматый. И если его перевернуть вверх ногами, он похож на мочковатый корень. Края у него острые, как иглы. И эти иглы похожи на самолеты, летящие прочь, и в то же время они похожи на горы, а обломленные верхушки похожи на вулканы. Пахнет отвратительно. Он морщинистый, как лоб старого, старого дедушки, а ножка как нос. Когда он падает, он, как будто лодка, качается на волнах, и если посмотреть на него сбоку, у него выемка.

Видно, что ученица стремилась создать творческое описание и нашла довольно интересные сравнения. Но допустила все типичные ошибки: не смогла выстроить текст, определить главную черту, связать между собой отдельные признаки и придумать логику расположения частей; в сочинении много однообразных синтаксических конструкций и неоправданных повторов.