Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова. Велико и многогранно художественное наследие М. Ю. Лермонтова. Его произведения отличаются по тематике, настроениям, жанру, между тем они обладают несомненным единством. Через все его творчество проходит образ бури, отражающий настроение самого поэта и настроение всей эпохи.
Вся лирика поэта проникнута духом свободы. Однако он не декларирует открыто свои убеждения. Мятежный дух возникает как бы сам собой из описаний человеческой души. Особый, характерный Лермонтову, голос волнует и очаровывает нас, вовлекает в мир чувств и мыслей поэта, обогащая наш внутренний мир. Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и его произведения — своеобразная история души, помогающая понять его как поэта и как человека.
В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за родину, за идею, за верность самим себе. Но светское общество, с которым Лермонтов был связан своим рождением и воспитанием, не могло дать ему реальных «свободных и гордых» героев, поэтому он наделял своих персонажей своими собственными чертами, своими собственными мыслями. Таковы Фернандо и Юрий Волин в его юношеских трагедиях. И Демон мыслит и клянется, как Лермонтов. Таков и герой «Маскарада» — Евгений Арбенин.
Но чем старше становился Лермонтов, тем чаще он соотносил свои личные, субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбой своего народа, судьбой целого поколения. И мир романтической мечты постепенно стал уступать изображению реальной действительности, в поэзию Лермонтова все чаще вторгается повседневная жизнь 30—40-х годов с ее противоречиями: глубокими идейными интересами и мертвящим застоем общественной жизни.
Современное общество олицетворяло в глазах поэта все лживое, бесчувственное, жестокое и лицемерное, и ненависть к «стране господ», отрицание купленной кровью славы только обостряли его любовь к «печальным деревням» и к их «холодному молчанию». У Лермонтова даже пейзаж наполняется мыслями о трагических вопросах жизни, «лепечет… про мирный край» и
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счаст ье я могу пост игнут ь на земле…
В стихотворении «И скучно и грустно…» перед нами встает человек из «толпы угрюмой», живущий в годы тяжелого безвременья. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как «о ровном пути без цели» рождает ощущение бесполезности желаний — «что пользы напрасно и вечно желать?..» Строка: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» логически приводит к горькому выводу: «На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно». Стихотворение «И скучно и грустно…» В. Г. Белинский назвал «похоронной песнью всей жизни».
Реферат лермонтов
... чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия ... – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Лермонтов страдал, ...
Однако Лермонтов — не мрачный отрицатель жизни, он любит ее страстно, но ровное, спокойное течение жизни не для него. Он вдохновлен мыслью о родине, мечтой о свободе, его сердце наполнено жаждой действий, активного вмешательства в жизнь:
Мне нужно действовать,
Я каждый день
Бессмертным сделать бы желая.
Поэт верит, «что мир для счастья сотворен», но его сердце «полно сожалений» о том, что каждый миг действительности противоречит этой вере. Все созданное Лермонтовым — это подвиг во имя свободы и родины. И заключается он не только в прославлении героев Бородина, в строках «Люблю отчизну я…» или в поэме «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о родине, ни о свободе, но — о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни…
Почти у каждого поэта есть стихи, выражающие его творческое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая «Дума», где нашли отражение печальные раздумья поэта о судьбе народа. Скорбная и суровая мысль о поколении, грядущее которого «иль пусто, иль темно», о поколении, обреченном, как казалось ему, пройти по жизни «толпой угрюмою и скоро позабытой», не оставив следа в истории, вытеснила юношескую мечту о романтическом подвиге. Поэт горько сожалеет о том, что у многих представителей его поколения отсутствует внутренняя гордость, чувство независимости, что «в бездействии состарится оно». В стихотворении звучит печаль по богатырскому времени «отцов», хоть и не избежавшему ошибок, но все же прославленному своими подвигами.
Поэт любит свою родину, «но странною любовью»; он осознает, что Россия — «страна рабов, страна господ», и что покорность народа является выражением духовного рабства. Он стремился пробудить русский народ, приблизить час его освобождения. Призыв к борьбе за честь, гордость, свободу звучит и в стихотворении «Смерть поэта». Какой невероятной силой, смелостью и оптимизмом наполнены его слова:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!..
… Есть грозный суд: он ждет;
Он недоступен звону злата…
Произведения Лермонтова отличаются необыкновенной гармонией художественных форм и передового содержания. Они пробуждают возвышенные чувства и благородные устремления. По мнению поэта, назначение поэзии — стать орудием битвы:
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы;
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
И где слово поэта перестает служить делу борьбы за свободу и справедливость, там кончается сама поэзия. Ведь сила писателя и заключается именно в умении находить такие слова, которые убедительно передают читателям жизненно важные (на взгляд самого поэта) темы, идеи и проблемы.
Лермонтов м. ю. — Образ поэта-пророка в лирике а. с. пушкина и м. ю. лермонтова
... поэту творчество сохранить веру в жизнь. Как видно, образ поэта-пророка представлен по-разному в лирике Лермонтова и Пушкина, но назначение одно: «Глаголом жечь сердца ... это сочинение. Значение лирики Лермонтова в русской литературе Лирика Лермонтова в зрелый период является величайшим достижением русской литературы. В ... вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Чувствам пророка стало подвластно все, он ...
Удивительное своеобразие лирике Лермонтова придают постоянные контрасты, смена душевного состояния в сочетании с верностью излюбленным идеям и образам. Его лирические произведения, отличаются точностью, емкостью, блеском описаний, сравнений, метафор и отражают неповторимые черты личности поэта, его стиля и вкуса.
Противоречивость и мятежность духа лермонтовский лирики подчеркивал и выдающийся критик В. Г. Белинский. «В лирических произведениях Лермонтова.., — писал он, — …виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества…» Соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности — свойства не только лирических героев произведений Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого замечательного человека и выдающегося лирика — грустного и нежного, смелого и благородного, мечтательного и насмешливого, скромного и властного, наделенного могучими страстями и блестящим проницательным умом.