«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2): сочинение
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:, Сочинение 8 класс. “Душой – дитя, судьбой – монах” (по поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”)
1 вариант сочинения
Лермонтов сам был еще молодым семнадцатилетним юношей, когда в душе его родился замысел: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, [ничего] не читал. — Страстная душа томится. ». Но только через восемь лет поэт написал произведение, в котором воплотился его идеал. Им стала поэма «Мцыри».
Произведение имеет реальную жизненную основу. Сюжет его взят из рассказа о пленном мальчике-горце, отданном на воспитание монахам и тосковавшем по дому, родным, свободной жизни. Лермонтов расширил и углубил этот сюжет, придав ему великий смысл. Мцыри был увезен в монастырь шестилетним мальчиком. С детских лет он сохранил приемы и навыки горца, запомнил свои родные места. Но тоска Мцыри — это не просто тоска по родному аулу. Его родное селение преобразилось в родину-мечту, и вся поэма наполнена чувством родины как высшего идеала:
Пройти в родимую страну —
Но романтическая мечта о неведомом прекрасном крае сталкивается с реальной жизнью, с блужданиями юноши, бежавшего из монастыря, сбившегося с пути, заплутавшего в лесу и снова вернувшегося к тому месту, откуда бежал.
Герой поэмы «душой — дитя». Это означает, что его сердце наполнено жаждой жизни, оно хранит восторженные воспоминания о родном крае, родной природе. Мцыри хорошо помнит своих родных и «звук их песен и речей над колыбелию» своей. С грустью и тоской по прошедшему, которого уже не вернуть, вспоминает он свое счастливое детство, когда уходил играть к шумному потоку в ущелье,
И взором ласточек следил, Когда они перед дождем Волны касалися крылом.
Во время своих скитаний вокруг монастыря он слышит голоса природы, радуется пению птиц, вдыхает аромат сонных цветов. Его сердце бьется живей «при виде солнца и полей». Наивное полудетское чувство пробуждается в нем и при виде грузинской девушки, образ которой связывается в его сознании с песнью духа гор. Он рассказывает обо всем этом монаху, чтобы поделиться с кем-нибудь своими чувствами, «чтоб жить, хоть мысленно, опять», чтобы снова испытать ощущение свободы и счастья.
Но Мцыри «судьбой — монах», то есть человек, которого судьба заставляет отказаться от всего, что ему так дорого: родины, семьи, свободы — жизни. В этом противоречии и заключается трагедия героя. К тому же он монах не по своей воле, он — пленник. Он раб и сирота, родители которого были убиты врагами его земли. Вокруг него такие же дети, но у них есть родители, а он никому не может сказать «священных слов отец и мать», он «у себя не находил не только милых душ — могил!» И ему не выбраться из мрачных стен темницы. Проблуждав три дня, он снова оказывается возле монастыря. И тогда начинает сознавать всю горечь своей судьбы:
Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?
... и заставляет его совершить побег из монастыря. Жить для героя поэмы - значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить. Жизнью в своей исповеди Мцыри называет три дня, проведенные им ... за стенами монастыря: он любовался женщиной, сражался с барсом, ...
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.
Жизненная основа поэмы делает ее живой, яркой и убедительной. Монастырь, описанный Лермонтовым, сохранился до сих пор. Теперь его называют «Мцыри», и к нему постоянно направляются экскурсии туристов.
2 вариант сочинения
Мцыри — главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Его нелегкая судьба никого не может оставить равнодушным. Шестилетним мальчиком он попадает в плен к русскому генералу, который увозит его из родного аула. Тяготы пути и разлука с близкими людьми приводят к тому, что Мцыри тяжело заболевает, и его оставляют в монастыре, монахи которого соглашаются вылечить юного горца и воспитать его послушником.
Монастырь становится для Мцыри настоящей тюрьмой. Здесь для него все чужое: и старик-монах, и колокольный звон, и серые стены, и образ жизни — унылый и однообразный. В сердце мальчика все так же живы воспоминания о родине: о заснеженных вершинах гор и бурных потоках, о гордом отце и мудрых старейшинах, о песнях своих юных сестер. Он не желает смириться со своей монашеской судьбой, ему чужды смирение, покорность и упование на бога.
Душой Мцыри — дитя. Оставшись без матери и отца, без родных и близких, он тоскует от чувства одиночества:
Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Юноша стремится ощутить всю полноту жизни, ему хочется смеяться и плакать, любить и ненавидеть, бороться и мечтать. Как часто думает он
Про волю дикую степей,
Про легких, бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал.
В результате дитя побеждает монаха, и Мцыри сбегает из монастыря в надежде добраться домой. О, как радостно поет его душа, сбросив тяжесть оков и окунувшись наконец
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
И пусть счастье длилось всего три дня, пусть дорога снова привела Мцыри к ненавистным кельям — ему все же довелось вдохнуть пьянящий аромат свободы.
Я думаю, что в поэме «Мцыри» М. Лермонтов призывает любой ценой бороться за свое счастье и отстаивать собственные идеалы, а не покорно плыть по течению и мириться с обстоятельствами.
Планы для сочинений по произведению М.Ю. Лермонтова “Мцыри”
1 тема – Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы.
Что делал я на воле? Жил.
I. Лучшие три дня свободы, чем годы рабства.
II. Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы.
1. “Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?”
2. Я цель одну: пройти в родимую страну имел в душе”.
3. “Я видел горные хребты, причудливые, как мечты”.
4. “Грузинки образ молодой”.
5. “Я ждал, схватив рогатый сук, минуту битвы”.
Трагизм судьбы главного героя Трагическая судьба Мцыри по поэме ...
... Финал поэмы проникнут жизнеутверждающим пафосом Композиция и сюжет Экспозиция. Глава 1 Описание природы и развалин монастыря Предыстория героя Глава 2 Мальчиком Мцыри был ... бежал. Трагический финал не лишает Мцыри силы ... поэма-исповедь Предыстория поэмы В 1837 г., проезжая по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил старика-горца, история жизни ... невозможности выбора собственной судьбы. Три дня, ...
6. “Юность вольная сильна, и смерть, казалось, не страшна”.
7. “Тщетно спорил я с судьбой – она смеялась надо мной”.
8. “За несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял”.
III. Мое представление о счастье и смысле жизни.
2 тема – Характеристика Мцыри.
I. Мятежная лира Лермонтова.
II. Характеристика Мцыри.
1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши.
2. Что увидел и узнал Мцыри о жизни во время своих испытаний (строфы 6,9,10,11).
3. Как раскрывается характер Мцыри за три дня своболы:
а) что успел совершить Мцыри?
б) любовь к Родине;
- в) смелость и бесстрашие;
4. Почему оказалась неосуществимой мечтаМцыри достичь Родину ((21 строфа).
5. Основное идейное содержание поэмы.
III. Чем нам близок Мцыри.
3 тема – Характеристика Мцыри (цитатный план).
I. История создания поэмы.
II. Характеристика Мцыри.
1. “Душой дитя, судьбой монах”.
2. “Я мало жил, я жил в плену”.
3. “Я никому не мог сказать священных слов отец и мать”.
4. “Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страть”.
5. “Тот чудный мир тревог и битв”.
6. “Страх не сжал души моей”.
7. “Могучий дух его отцов”.
4 тема – Героическая личность в изображении Лермонтова.
I. Чем нам близок герой поэмы Лермонтова.
II. Мцыри – героическая личность.
1. Горячая любовь Мцыри к Родине.
2. “Могучий дух” Мцыри.
3. Стремление к свободе.
4. Мужество и сила воли.
5. Упортсво в достижении цели.
6. Мцыри – любимый образ Лермонтова.
5 тема – Какие стороны личности Мцыри, его характера близки и дороги Лермонтову.
I. Свободолюбивый характер лирики Лермонтова.
II. Какие стороны личности Мцыри близки Лермонтову.
1. Любовь к Родине – непобедимая страсть.
2. Стремление к счастью, к свободе.
3. Невозможность достижения этого в николаевском обществе.
4. Сила и слабость Мцыри – отголосок силы и слабости лучших современников Лермонтова.
III. Близость поэтического образа Лермонтова и его героя.
6 тема – Природа в поэме Лермонтова.
I. Прославление в поэме “Мцыри” жизни, её красоты и цветения.
II. Природа в поэме Лермонтова – не фон, а активная сила.
1. Любовь Мцыри к природе.
2. Умение Лермонтова почувствовать и передать красоту природы Кавказа.
3. Одушевленность природы.
4. Символичность картин природы.
5. Яркость языка.
III. Мастерство Лермонтова в изображении картин природы.
Другие темы для сочинений по поэме Лермонтова “Мцыри”.
1. Героическая личность в изображении Лермонтова.
2. В чем для Мцыри смысл жизни (и согласен ли я с ним).
3. Мечтыц и стремления Мцыри.
4. Картины природы в поэме Лермонтова “Мцыри”.
5. Как бы я ответил Мцыри на вопрос: “Прекрасна ли земля?” и “Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?”
6. Мои размышления в связи с пониманием счастья в поэме “Мцыри”.
7. Что больше всего привлекает в Мцыри.
Мцыри, как романтический герой в поэме Мцыри, Лермонтов
... то спасшего его ребенком. Мцыри так и не может понять, зачем спасать человека, которому суждено провести всю жизнь в заточении, в монастырской ... могучего Кавказа, он не мог долго оставаться в заточении. Однажды герой все же вырвался на свободу, где провел целых три ... вызывает у читателя в первую очередь симпатию. По некоторым эпизодам поэмы можно судить о его мужественности и храбрости. Так, на воле ...
8. Почему Мцыри бежал из монастыря.
9. Какие стороны личности Мцыри, его характера близки и дороги Лермонтову.
Сочинение Мцыри как романтический герой в поэме Лермонтова 8 класс
На протяжении нескольких лет Лермонтов вынашивал идею создания произведения, в котором найдут отражение такие важные проблемы как: вопросы мужества, смелости, стремления к свободе. Вопрос поиска своего места в жизни и пути к нему. Вопрос выбора, стремления к мечте и любви к Родине. И совсем не удивительно, что спустя порядка десяти лет после первого своего путешествия на Кавказ, Лермонтов напишет «Мцыри» – романтическую поэму в стихах, так удачно соединившую в себе все проблемы, перечисленные выше. Проблематика произведения будет представлена через повествование об юноше, который находился против своей воли в монастыре, но несмотря на это он был полон желания жить и все же познать тот самый, недосягаемый для него, вкус свободы.
Главный герой поэмы – это романтический герой. Ему свойственны мятежные порывы, он одинок в своих стремлениях, и никакие обстоятельства не способны его сломить. Такие качества свойственны литературным героям Байрона – знаменитого английского поэта-романтика, творчество которого оказало большое влияние на развитие романтической поэзии Лермонтова.
В поэме «Мцыри» каждая деталь указывает на романтизацию атмосферы. Главный герой страдает в стенах монастыря, он словно задыхается, находясь в плену своей жизни. Его нрав противопоставлен спокойной обстановке обители ведь он – дитя гор, сильный, смелый и независимый, но трагическое одиночество, свойственное многим романтическим героям, закалило волю Мцыри. Этот молодой человек не боится опасностей, ставших на пути к свободе его духа, ведь он убежден, что мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”, тем самым давая намек на скрытые под монастырским воспитанием, его настоящие, естественные качества характера, такие как: сила, стойкость, вольнолюбие.
Для романтического героя свобода дороже жизни. Мцыри погибает в финале поэмы, но смерть его – это не поражение. Ведь он не стал пленником законов, навязанных ему монахами, он обрел свободу и стал частью вечности, заплатив за это цену своей жизни.
Вариант 2
Мцыри – главный герой одноименной поэмы. Он сын горцев. В детстве Мцыри попал в плен к русскому генералу. Мальчик был очень ослаблен дорогой, и генерал оставил его в монастыре, который лежал у него на пути. Там монахи выходили ребенка, постепенно он начал забывать свое прошлое, свой язык. Его готовили к постригу.
Монастырь стал отождествляется для главного героя с тюрьмой. По ночам Мцыри снятся туманные сны из прошлой жизни, он понимает, что не свободен в своем выборе. Он жаждет вырваться на волю, испытать почувствовать жизнь за пределами стен монастыря.
И вот однажды Мцыри решается на побег, который заканчивается трагично для героя. Всего лишь день, проведенный на свободе, становится ценою в жизнь. Перед смертью Мцыри исповедуется и говорит, что этот день был лучшим днем его жизни. Жить для героя значит радоваться каждой травинке, солнечному лучу и дуновению ветра. Именно оказавшись за пределами своей «тюрьмы» Мцыри начинает вспоминать свое прошлое: жизнь в ауле, родной язык, память предков. Кровь горца закипает в нем с еще большей силой, когда он случайно встречает девушку-грузинку у ручья. Мцыри – патриот, он хочет вернуться к себе на родину. Но встреча с барсом не дает осуществиться его мечтам.
Монастырь как символ неволи в поэме Мцыри, Лермонтов. Романтическая ...
... как человек,, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной,, Бой закипел, смертельный бой! Но главный символ поэмы «Мцыри» - символ неволи -- монастырь ... Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего времени", вносит такие черты в это произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев ... на несколько минут жизни среди близких. ...
Как каждый романтический герой, Мцыри одинок. Он понимает, что жизнь в монастыре – это всего лишь существование тела без души, душа будет всегда рваться на волю. Но и в ауле, куда он так жаждет попасть, Мцыри был бы чужаком. Возможно, что единственным решением данного конфликта произведения, является смерть героя. Его поиски счастья, его борьба за свободу и вера в жизнь – это то, что действительно восхищает в нем. Оказавшись на свободе, одержав победу в схватке с опасным противником, он умирает в монастыре за решеткой. Но он просит о том, чтобы его похоронили за стенами монастыря, там, где всего лишь день счастья стал для него дороже всех лет проведенных в неволе.
В образ Мцыри Лермонтов вложил лучшие черты романтических героев своего времени. Противопоставил пассивности и апатии, внутреннюю свободу человека.
Мцыри как романтический герой
Главным героем поэмы Лермонтова Мцыри является молодой послушник монастыря, которому предстоит принять постриг. Юноша чувствует себя в обители одиноким и не понятым потому что его окружают люди, которые прожили большую часть жизни и доживают свой век будучи монахами. У каждого из них есть родственники, друзья, могилы близких с которыми можно поговорить стоя у могильной плиты. Главный герой лишен всего этого. В детские годы аул, где он жил, разрушили и увезли его в монастырь. С тех пор главной мечтой молодого жителя обители становится вернуться на родину к родным. Его мечта кажется не осуществимой, ведь его аул разрушен и скорее всего там никого не осталось.
Главному герою предстоит принять решение. Его жизнь может пойти по одному из двух путей. Он может принять монашество и забыть о своей мечте, либо убежать, несмотря на риск быть пойманным или застигнутым диким зверем в дороге. Он выбирает второй путь. В час вечерней молитвы юноша убегает. Его захватывает чувство радости и восторга от совершенного побега.
Мцыри с удовольствием живет этой полной переживаний жизнью, которая создана для него. Его охватывает чувство восторга и восхищения при наблюдении за девушкой, набирающей воду из ручья. Он следит за ее походкой и движениями отмечая, что в нем просыпается какое-то невероятное чувство, которого не было ранее. Этого переживания он бы никогда не испытал в мужском монастыре. Здесь можно увидеть сколь многого был лишен юный послушник в навязанной ему жизни. Жизнь в монастыре не подходила ему и не раскрывала всех его качеств.
Новая жизнь героя длится всего три дня. Он не продумывал побег. И в этом главная трагедия этого произведения. Он просто хотел жить по велению сердца. Причиной гибели героя становятся раны, которые он получает в схватке с барсом в лесу. Главный герой отважно сражался и победил барса, однако и сам был смертельно ранен. Юношу находят и приносят обратно в монастырь. Монахи ждут от него исповеди и раскаяния в содеянном. По их мнению, он неразумно распорядился своей жизнью сделав ее такой короткой. Мцыри не выражает раскаяния и говорит, что его прежняя жизнь была неполноценной, полной рамок и запретов. Только те три дня, во время которых он странствовал по горам, он считает жизнью. Мцыри пылко рассказывает о пережитом, стараясь донести до монахов в чем была их ошибка: «Я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах». Жизнь к которой старались приучить юношу была хороша для тех, кто уже жил и хотел отдохнуть от мирской суеты.
ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?
... с заточением в монастыре. Мцыри не выдерживает. Тоска по дому, по вольной жизни становится невыносимой: Скачала ... им поэмы «Мцыри», она найдет отражение и в его более поздних произведениях. Поэта привлекали образы ... переводе с грузинского означает «монах». Но герой поэмы не монах и никогда им не ... понять душу мальчика. Мцыри очень одинок, монастырь стал для него тюрьмой, темницей, из которой не выбраться. ...
Романтизм этого произведения состоит в том, что главный герой, вступая на путь противоборства заранее обречён, ведь бежать ему некуда и представлений о внешнем мире он не имеет. Мцыри до самого конца следует выбранному пути. Он умирает, глядя в сторону Кавказа.
О поэме
При разговоре о главном герое поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» нельзя не упомянуть историю её создания, время, в которое она была написана и события оказавшие немаловажное влияние на автора, во многом вдохновивших его.
Поэма была опубликована в 1840 году, но предпосылки к созданию подобного рода произведения появились ещё в раннем детстве поэта. Будучи ребёнком, Лермонтов посетил Кавказ, и без сомнений, величие природы, многообразие новых знакомств, огромное количество местных сказок, легенд и преданий оставили в душе юного Михаила свой след. Затем, в чуть более старшем возрасте, поэт совершил еще не одно путешествие на Кавказ и детские воспоминания, волновавшие его душу, усилились.