Грубые окрики, казалось, вовсе не задевают поэта, он продолжал интенсивно работать всю жизнь. Суть его отношения к истории можно выразить строфой из раннего сборника «Сестра моя жизнь» (1917):
В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
Конечно, в этих строках есть своеобразный вызов, однако нельзя не заметить и прозорливости поэта, чье творчество становится особенно популярным именно на рубеже столетий. История всегда реализуется у Пастернака в конкретных бытовых деталях и образах. Так и здесь: поэт летом «истолок с стеклом и солнцем пополам» свои стихи. Холодной зимой он освещает ими сырые углы и чердаки. Но вот появляется предвестник весны — «разгулявшийся денек», — и поэт обращается со своим забавным вопросом к детворе: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»
Мудрость тысячелетий воплотилась в одном из лучших произведений Пастернака. Его стихотворение «Гамлет» написано в конце 1946 года. Им открывается цикл из 25 стихотворений, завершающий роман «Доктор Живаго». Образ Гамлета был очень близок Пастернаку — «русскому Гамлету», как его называли на Западе. Он перевел эту трагедию Шекспира на русский язык~(а кроме нее — еще пять шекспировских трагедий).
Стихотворение написано от имени актера — исполнителя классической роли Гамлета. Жизнь представляется ему игрой перед глазами тысяч невидимых зрителей. Та несправедливость, которая творится перед глазами героя, накладывает на него особую ответственность. Тема Гамлета связывается в стихотворении с лейтмотивом самопожертвования. Гамлет становится новым воплощением Иисуса Христа, молившего о чаше: «Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси». Здесь писатель в поэтической форме разворачивает Фразу из Евангелия от Матфея: «Отец мой! Если возможно, пусть минует Меня эта чаша! Однако пусть свершится не то, что Я хочу, но что Ты хочешь!».
В этом родстве двух великих поэтических фигур — Гамета и Христа — трагичность его роли, эта роль — тяжкий крест лирического героя. Поэтому обращение к Богу тщетно: поэт сам себя избрал искупительной жертвой за человеческие грехи. Как и Гамлет, он — «один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти».
Пастернак обращался в своем творчестве к «вечным» темам. Его волновали любовь, красота природы, место поэта в окружающем его мире.
В автобиографической книге «Охранная грамота» Б. Пастернак писал, что уже в начале творческого пути «отказался от романтической манеры». Поэт стремился выработать собственный поэтический почерк, отражающий его стремление к простоте, и современники не преминули это заметить. «Стихи Б. Пастернака сразу производят впечатление чего-то свежего, небывалого», — писал о книге «Сестра моя жизнь» Валерий Брюсов.
Стихотворение Пастернака Гамлет
... воскрешение, победа жизни над смертью. Это и есть и главная идея романа, и основная мысль стихотворения «Гамлет», которое его завершает. 2 вариант Стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет» является первым ... сверхчеловека, по этой причине он говорил о необходимости преодоления в литературе влияния поэтов-романтиков, к коим причислял символистов и даже Маяковского. Под словом «гул» в ...
Собственное определение сущности поэтического творчества он дал в стихотворении, которое прямо называется «Определение поэзии »:
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Поэзия для поэта — сама жизнь в самых разных, важных и не очень, проявлениях. При этом сам поэт отделяет себя от изображаемого. Он не находится в гуще событий, а лишь наблюдает за ними. Созерцание жизни, ее воспроизведение и есть важнейшая задача поэта, по мнению Пастернака.
В первом издании сборника «Поверх барьеров» он сравнивал поэзию с губкой, которая впитывает в себя разнообразие окружающей жизни, а затем, под руками поэта, выплескивает все набранное в себя на бумажные листы:
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
Спустя несколько лет в статье 1922 года «Несколько положений» поэт развивает этот образ: «Современные течения вообразили, что искусство — как фонтан, тогда как оно — губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться».
Пастернак говорил, что поэзия «валяется в траве под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». В этом он перекликается с Анной Ахматовой, восклицавшей:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Это «прорастание» стихов, которые словно растут сами по себе, у Пастернака отзывается иной поэтической формулой: «редкостным чутьем подробностей», выделяющим поэтически одаренных людей из числа их современников.
В книге «Второе рождение» (1930—1931) Пастернак в следующих строках выражает свое отношение к поэтическому творчеству:
Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.
В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
У каждого поэта в творческой биографии есть вехи, обозначающие важные жизненные перемены. Пастернак много раз говорил о том, что сороковой год — переломный в его жизни, что именно с него начинается новый, «классический» период творчества.
Позже он выразил эту мысль в стихах:
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым, и только до конца.
(«Быть знаменитым некрасиво…»)
«Его творчество самим фактом своего существования доказывало право поэта продолжать вариации на поэтические темы даже тогда, когда шумы времени заглушают все песни, — писал Марк Слоним в изданной в Париже книге «Портреты советских писателей». — Пастернак попытался преодолеть разлад между личностью и диктатурой взыскательного тысячелетия обретением точки опоры в самом себе, утверждением ценности своих собственных переживаний и дум. Каждое его стихотворение, о чем бы оно ни говорило, есть свидетельство о неотъемлемом праве человека на воображение, на мечту…»
Роль искусства в жизни человека
... Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир! Роль искусства в жизни человека ... сочинение на тему: Искусство в жизни человека Искусство — это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. ... поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством, пластикой и глубоким осознанием роли человека в ...
Он вводит в лирику бытовые речения, формулы житейского оборота. Таков ряд служебных, полубессмысленных в бытовой речи выражений: «будьте так добры», «по меньшей мере», «сколько помнится», «в частности», «а впрочем», «между прочим» и т. д. В поэзии же эти слова становятся очень заметными — не только по необычности, но и по способу их внедрения. Они ставятся в места сильнейшего патетического напряжения…
Нужно быть в бреду по меньшей мере,
Чтобы дать согласье быть землей!
Или:
Так пел я, пел, и умирал,
И умирал, и возвращался
К ее рукам, как бумеранг,
И — сколько помнится — прощался.
Пастернак всегда стремился к простоте, но оставался «сложным» поэтом, постижение стихов которого доставляет читателю большое наслаждение, но и требует от него большой духовной работы. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить строки Пастернака:
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.
(«О, знал бы я, что так бывает…»)[/sms]