Итак, три момента важны в теории Раскольникова: альтруистический — помощь униженным людям и месть за них, эгоистический — когда «все позволено» и решил испытать себя, не «тварь ли я дрожащая», и, наконец, самоказнь—когда оказалось, что «не выдержал».
В.И. Кулешов
«Преступление и наказание» — наиболее значительный и совершенный роман Ф. М. Достоевского. В нем с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества писателя, его острая боль за поруганного и униженного человека, обреченного всем строем капиталистического общества на одиночество и страдание.
Основная проблема романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — проблема права на кровь. С этой проблемой тесно связана другая важная проблема — проблема униженных и оскорбленных. Вторая проблема раскрывается прежде всего в истории семьи Мармеладовых. Крайнее отчаяние этих людей запечатлено в горьких словах: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?» Задавлен бедностью и сам Раскольников. Описание его одежды, жилища дает возможность представить жизнь бедного студента.
В основе романа лежит конфликт, внешне имеющий детективный характер. Через него Достоевский раскрывает идею огромного социально-философского значения: о теоретической возможности совершения преступления ради высоких целей и корректировке жизнью этой теории. Жизнь не допускала таких теорий.
Раскольников принадлежит к ищущей, мыслящей студенческой молодежи конца 50-х — начала 60-х годов, но герой разуверился во всех предлагаемых формах изменения жизни (он, например, скептически отзывается о социалистах).
И поэтому действие, о котором он возмечтал, должно было опираться на лично выношенную им идею.
Герой романа восприимчив к непомерным страданиям бедняков и тружеников Петербурга. Скитаясь по городу, он видит страшные сцены отчаяния, унижения, муки обреченных существующей действительностью на пьянство, нищету и гибель. Раскольников становится мстителем за обездоленных людей. В символическом сне герой вбирает в себя страдания людей и проявляет огромное, гуманное сострадание к ним — это первый мотив Раскольникова.
Идея, суть и смысл романа лермонтова герой нашего времени
... первых на доске почета Герой нашего времени основная мысль «Герой нашего времени» Основная мысль Герой нашего времени, Основная тема Герой нашего времени, Идея романа Во-первых, герой — это просто участник события; во-вторых, герой — это человек, ...
Героя волнуют бедствия близких и родных ему людей. Он не хочет принимать жертву сестры, ради спасения его и матери от нищеты идущей на унижения и муки: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша!» Дуня «для спасения себя даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать продаст!». Раскольников нежно любит мать, готовую на самоотверженные поступки ради своих детей. Спасение этих дорогих Раскольникову людей становится вторым мотивом преступления.
Третий мотив преступления — болезненное ощущение безвыходности собственного положения. Раскольников «задавлен бедностью» и нищетой, которые намерен преодолеть. «Я и сам жить хочу», — говорит герой.
Раскольников, по словам Д. И. Писарева, видит, как люди искусно и старательно «высасывают последние соки из бедняка», чувствует это на себе и бунтует. Но он меньше всего стремится заполучить богатство для себя — взятыми ценностями и деньгами старухи он не воспользовался.
Четвертый мотив — столкновение героя с миром зла, побуждающее его протестовать и действовать. Одно из проявлений этого царящего зла — старуха-процентщица, чью ростовщическую практику и собственность охраняет закон, не принимающий во внимание, что она получает прибыль из людских страданий. Старуха — символ бездушной власти денег, «паук в человеческом образе» (Писарев).
Лужин — еще одно проявление зла. Власть денег в обществе дает права, богатство и господство таким преуспевающим дельцам, как он, жадным, циничным и наглым, воплощающим деловую пошлость и эгоизм. Раскольников убеждается, что этот делец и кляузник «очень зол», бессердечен и жесток, Лужин — выразитель злого мира. Свидригайлов — тоже зло, по мнению Раскольникова. Свидригайлов — преступник и развратник, безнаказанно преследующий беззащитных жертв, для него нет различия между добром и злом, прекрасным и безобразным, разумным и ненормальным.
Пятый мотив преступления Раскольникова — желание героя решить этическую проблему: можно ли, преступив законы, быть счастливым? Ответ на этот острый нравственный вопрос— негативный. О всеобщем счастье в момент убийства герой не задумывался: «Нет, мне жизнь однажды дается и никогда ее больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья». Не достигает Раскольников и личного счастья — после совершения убийства он терзается, страдает и мучается.
Самый главный и важный мотив преступления — разработанная им теория, оправдывающая нарушение закона. Герой романа — убийца-мыслитель, идеолог, проверяющий на практике свои теоретические выкладки, свою философию жизни, свои идеи. Основой для возникновения теории Раскольникова была сама буржуазная действительность, сталкивающая своеволие и бесправие, власть и подчинение ей, богатство и бедность, труд и капитал. Способствовали возникновению теории также тщеславие и гордость героя, сознание своего превосходства, высокомерие. Он разделяет людей на низших (обыкновенных) и высших (людей, имеющих дар «сказать в среде своей новое слово»).
Есть люди, смело нарушающие моральные нормы и порядок, принятый большинством (это Наполеоны, не пренебрегающие жертвами и насилием), и люди, безропотно принимающие любой порядок (это «твари дрожащие»).
Кем бы оказался Раскольников не совершив преступления
... преступление» нарушение закона в глазах необыкновенного человека — не преступление. В три последние перед убийством дня трижды мысль Раскольникова, ... к вечным нравственным ценностям. Герои приходят к признанию нравственного закона как ... выразится мой Тулон?». Раскольников мечтает управлять людьми, направить свои силы на ... тридцать копеек вынесла — на полуштоф. «Ко всему-то подлец человек привыкает!» И ...
Кроме главной теории, Раскольников выстроил еще одну, смягчающую первую теорию: он решил, что на похищенные деньги будет помогать людям, спасать «сотни молодых жизней» от гибели и разврата.
Главное в романе Достоевского — та жестокая правда, которую писатель отважился сказать своим современникам и потомкам, та тревожная и прозорливая дума о будущем России, о судьбах человечества, которая никогда не оставляла Достоевского.
Равнодушно читать Достоевского невозможно. И как бы мы ни спорили с великим романистом, как бы ни расходились с ним во взглядах на некоторые жизненно важные вопросы, мы будем всегда ощущать его неприятие несправедливо устроенного общества, его гуманизм, его страстную мечту о гармонической, светлой жизни.