: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать ими, побуждать к чтению и изучению; развивать навыки выразительного чтения, выделение главных эпизодов пересказа их и высказывание своих суждений по поводу прочитанного; воспитывать любознательность, стремление к самопознанию путем ознакомления с действиями, поступками и характерами литературных героев и самосовершенствование.
Оборудование
Ход урока.
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашней задачи.
1. Зачитывание размышлений относительно проблемных вопросов, связанных со стихом Бернса «Честная бедность».
2. Зачитывание составленного самостоятельно «Кодекса чести» (по Бернсу).
Мотивация учебной деятельности школьников.
— имя американского писателя Марка Твена знают во всем мире. Его произведения «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» читают с большим удовольствием и дети, и взрослые. Дети восхищены приключениями своих ровесников, а взрослые вспоминают собственное детство, смотря на себя глазами детей.
Сегодня мы начинаем знакомство с Марком Твеном, который свою повесть «Приключения Тома Сойера» назвал «Гимном детства, переведенным прозой». Много приключений, характеров Марк Твен «списал» с себя и своих товарищей, поэтому его — озорник, фантазер, но вместе с тем честный и благородный человек — завоевал симпатии миллионов читателей разных поколений.
III. Объявление темы и цели урока.
IV. Восприятие и усвоение учебного материала.
1. Самостоятельная обработка статьи учебника о Марке Твене (с. 205-206 — по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; с. 182-184 – по учебнику Е. Волощук).
2. Эвристическая беседа.
- Какие факты из жизни Марка Твена вас поразили болбше всего? Почему?
- Почему у писателя такой псевдоним — Марк Твен?
- Какие профессии сменил в жизни Марк Твен?
- Какие черты характера художника вы бы определили как основные?
3. Выразительное чтение отрывков из разделов повести I, II, III (с. 207-215 — по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; с. 184-189 — по учебнику Е. Волощук).
Примечание. Здесь и дальше страницы учебника автора Е. Волощук учитель может распределить по собственному желанию, поскольку учебник Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко имеет 74 страницы текста повести, а учебник Е. Волощук — 50. Как вариант можно использовать разделы из полного текста для чтения в классе.
Литература. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой ...
... над ошибками (контрольное сочинение по разделу «Незабываемый мир детства и отрочества») МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ Диалог на честном человеческом языке (Гек и Джим в повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна») «Славно ... -Михайловского» Роль пейзажа в очерке С.Т. Аксакова «Буран» Пейзаж в искусстве (живописи, литературе, музыке) Портретная галерея в мастерской баснописца И. А. Крылова Дневник Маши ...
4. Словарная работа по вопросам учеников, обмен впечатлениями о прочитанном.
5. Составление «сюжетной цепочки».
6. Рассмотрение проблемных вопросов и решение проблемных задач.
- Какие черты главного героя вы отметили? Можно ли его считать положительным героем?
- Какими в этих разделах изображены взрослые? Что бы вы им посоветовали? (Доверчивые, снисходительные или чрезмерно суровые).
- Какие признаки времени и национального характера вы заметили? (Это ХIХ столетие: воскресные школы, обязательное посещение церкви, школьное образование не отделено от церковного;
- мальчики и девочки сидят в отдельных частях класса;
- применяется физическое наказание — бьют линейкой;
- спички — редкость;
- способ лечения зубов;
- черты американского национального характера — авантюризм, раскованность, предприимчивость, умение превращать работу в развлечение и, наоборот, чувство юмора, собственного достоинства).
V. Закрепление знаний, умений и навыков.
Шутливые вопросы
- Что общего у яблока, бумажного змея и дохлой крысы? (Это вещи, которые ребята отдали Тому за получение разрешения покрасить забор).
- Какую роль в жизни Тома и Сида сыграла черная нить? (Тома разоблачили, что он не был в школе, а Сид стал ябедой и получил от Тома пинков).
- Перед кем только что увенчанный славой победитель (Том) сдался без единого выстрела? (Перед Бекки Тетчер).
Домашняя задача.
- Прочитать раздел VI (С. 212-215 — по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко;
- С. 184-198 — по учебнику Е. Волощук), уметь пересказывать, анализировать;
- сделать иллюстрации.
Итог урока.
Интерактивное упражнение «Микрофон».
Продолжите предложение.
- мне больше всего запомнилось…
Самым смешным мне показалось то,…
Я получил (получила) удовлетворение от…