Важно ли прививать добро с детства

Может ли доброта принести человеку разочарование?

Конечно! Как и всё… Во всём можно разочароваться. И после только утешить себя тем, что хотя бы был добрым, хотел сделать хорошее. Если ты плохой (жадный, вредный), то скорей разочаруешься, а если хороший, то всё может быть. Важно не пересматривать события, фантазируя, а вот если бы я так поступил… Только если для выводов в дальнейшем, а не для сожалений.

Ты делаешь, например, людям добрые дела, а люди эти не благодарят. Или после гадости сами тебе делают, добра не помнят… Вообще, рассчитывать на людскую благодарность сложно. Как говорят, если делаешь добро, а думаешь о награде даже в виде благодарности, то это уже не добро, а расчёт. Так что, если решил делать добро, то лучше просто радоваться этому, ничего не ждать взамен. И не говорить после – «а вот я вам, а вы». Если просили, то можно хотя бы это вспомнить, а если по своей воле делал, то точно нельзя.

Тут уже очень близка жертвенность. Себе я во всём отказываю, вот такой я хороший, всё ради вас. А вы себе не во всём отказываете? У каждого свои интересы… Нужно договариваться, а не жертвовать. Чем больше жертв со стороны человека, тем больше, как я понимаю, в нём растёт ожидание и обида. И после – претензии окружающим…

Или человек хочет сделать добро, а получается только хуже. Но ведь бывает и наоборот! Гадость хочет другому человеку сделать, а получается ему лучше. Говорят, что важны только наши намерения. Мы не можем контролировать весь мир, чтобы всё получилось, как задумали. А так главное – то, что сам хотел: доброе или злое. То есть, действительно, можно разочароваться, ведь хотел хорошо сделать, а получилось плохо. И на тебя другой ещё и обидеться может! Пример… Ты ведь мне велосипед подарил, поэтому это твоя вина, что я с него свалился! Отлично, да? Или другой пример. Это ты придумал пойти на этот праздник, поэтому ты виноват, что я поругался с именинником! Нормально?

Или кто-то может воспользоваться добротой человека и обмануть его. Денег назанимать, в квартире прописаться… Много чего может быть! Если человек такой добрый и безотказный! Некоторые, наоборот, скажут, что это глупость, а дураков наказывать надо. Ты хочешь человеку хорошее сделать, а он тебя из-за этого глупым считает! И ещё хочет проучить. А ещё может специально на жалость давить, истории придумывать и слова подбирать, чтобы ему помогли больше.

8 стр., 3958 слов

Сочинение по пословице сделав добро не кайся

... пословицы и поговорки о добре и зле В добре жить хорошо Делать добро спеши Доброе дело в воде не тонет Доброе дело крепко Доброму делу не кайся Добро ... говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца Упражнение «Добро ... «Человек, к оторый думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не ...

В общем, нужно стараться не разочаровываться, не терять ум и не забывать о себе.

Помимо зрелости добродетели очень важно понимать и её мотив, который у каждого человека свой. Некоторые люди просто сострадательны и стремятся избегать негативных поступков в сторону других людей, осознавая насколько это бывает неприятно. Также бывает и корыстная добродетель, совершаемая в надежде на достижение определенных целей, которые ставил себе человек, когда планировал совершить добро.

Рекомендуем также эту статью: Вкус к жизни потерян – как вернуть?

Что касается добродетели, то целями, которые преследует человек могут быть: почёт, симпатия окружающих, слава, стремление манипулировать другими, используя свою репутацию и совершенные поступки, а также возможность совершать греховные поступки, рассчитывая на то, что добродетель может нивелировать последствия совершенных грехов. Такая добродетель, разумеется, не является настоящим и истинным качеством, и награда за такое добро – это не счастье, а отношение к человеку других людей, и именно оно является единственной наградой для того, кто афиширует совершенные благие поступки.

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Евангелие от Матфея. 6:1-6, 16-18.

Добродетель корыстная может принести человеку разочарование, но это будет разочарование с точки зрения расчёта, когда человек понимает, что совершения добра — слишком трудозатраное дело, которое не даёт необходимых плодов. Разочарованием это можно назвать с технической точки зрения, но фактически, это просто просчёт корыстолюбивого или тщеславного человека.

Эмпатическая добродетель основывается на сочувствии к человеку, который может испытывать счастье и радость. Добро, совершенное из такого сочувствия, всегда будет преследовать цель избавить другого человека от страдания и дать ему счастье. Но, как нельзя кстати, именно к такому виду добродетели применимо: «благими намерениями вымощена дорога в ад».

16 стр., 7696 слов

Человек кузнец своего счастья рассуждение по пословице

... достижимо. Сочинение на тему «Кузнец своего счастья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУТЛУ-БУКАШСКАЯ СОШ» РЫБНО-СЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ» НОМИНАЦИЯ «ЧЕЛОВЕК ТРУДА» Сочинение на тему: «КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ» ...

Сострадание человека, с одной стороны, это позитивное качество, но если это сострадание приводит человека к активному вмешательству в жизнь других людей с целью сделать их жизни лучше – это прямая дорога к разочарованию. Это происходит по причине того, что человек может чувствовать и счастье, и страдания другого, но не может знать в точности тот путь, который должен пройти человек, а также то, что ему следует делать, а что не следует.

В действительности, сострадательный человек совершает благие поступки для других, только чтобы самому не терпеть страдания или испытать счастье. Это просто факт, и он может восприниматься обоюдоостро с точки зрения морали. С одной стороны, совершение блага в таком случае является эгоизмом и корыстью, а с другой — человек всё же стремится помогать другим людям и делает это не из алчной корысти, а из-за определенного природного качества, которое он не способен подавить.

Однако плоды такой помощи часто оказываются скорее негативными. Отсутствие реального понимания необходимых шагов для избавления от страдания слишком большое, и чувственное сопереживаете и субъективность в наставлении человека комбинирует в поступки неопытного, но чрезмерно озабоченного чужой жизнью человека, который стремится сделать что-то хорошее, но получится как всегда.

Самый главный момент – это субъективность. Человек делает или советует сделать так, как следовало бы поступать ему самому, исходя из собственного мировоззрения, логики и характера. Соответственно, игнорируя как детали проблемы, так и индивидуальность человека. Всё это, в результате, приводит к тому, что объект помощи гневно восклицает про то, что лезть в чужую жизнь – это не лучший вариант, а сострадательный человек на это очень серьезно обижается.

Итак, накапливая обиды, человек постепенно разочаровывается в возможности помочь другим людям, считая, что они глупые, невежественные, неспособные и, применяя прочие эпитеты, характеризующие недалёких людей с интеллектуальной и нравственной точки зрения. В таком случае, есть возможность перехода человека на тёмную сторону, где он начинает если и не совершать зло, то совершенно твердо и сознательно отказываться от помощи другим, следуя мысли о собственной ценности. Это приводит человека к эгоцентризму, который бетонирует его личность и взгляды, после чего осознать свои ошибки становится практически невозможно, так как внутри человека есть чёткое понимание собственной святости, а все иные люди не могут что-то посоветовать в силу недостатка ума.

Сострадание – это благое качество, однако в руках человека, который не способен контролировать свои чувства, оно превращается в серьезное препятствие и источник многих испытаний, не преодолев которое, человек навсегда изменится не в лучшую сторону. И для сострадательного человека очень важно контролировать свои чувства и эмоции, чтобы не слишком сильно срывался с поводка на каждую возможность «помочь» другому человеку.

В итоге, да, такая добродетель тоже способна привести к разочарованию.

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Доброта вредит нераскаянному человеку

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец

Слова. Том III

Духовная борьба

© Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта © Москва. 2003

Часть пятая. О силе исповеди

Глава четвертая. О работе духовника над душами людей

Доброта вредит нераскаянному человеку

— Геронда, помню, как-то Вы меня так отругали…

— Если понадобится, я тебя еще раз отругаю, чтобы мы все вместе пошли в Рай. Но уж на этот раз я приму драконовые меры!.. Ведь у меня какой типикон: сперва даю человеку понять, что он нуждается в том, чтобы его отругали, а уже потом снимаю с него стружку. Правда, хороший метод? Я вижу, как человек совершает какой-нибудь серьезный проступок, ругаю его за это и — понятное дело — становлюсь «злюкой». Но что я могу поделать? Успокаивать каждого в его страсти, чтобы казаться добреньким, а потом всей честной компанией оказаться в аду? Когда человек, которого я отругал или же сделал замечание, расстраивается, то меня за это никогда не мучает совесть, потому что я ругаю человека от любви к нему, для его же собственного блага. Я вижу, что человек не понимает, насколько он ранил Христа тем, что сделал, и поэтому ругаю его. Ругая человека, я испытываю боль, переутомляюсь, однако моя совесть не мучает меня за это. Потом я могу спокойно — без исповеди — идти ко Святому Причастию. Я испытываю в себе утешение, радость. А утешение и радость для меня — спасение души.

— Геронда, иногда помысл говорит мне, что Вы говорите со мной утешительно потому, что строгость мне не по плечу, либо потому, что Вы уже много раз говорили мне о чем-то и, поскольку я этого не выполнила, решили махнуть на меня рукой.

— Вот благословенная душа! Ты что же думаешь, что я буду играть спасением твоей души? Это кто-то неопытный может ставить подобные эксперименты. А у зрелого человека есть способность к суждению, и он идет, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Чувствуй себя в безопасности. Если я увижу в тебе непорядок, то будь я от тебя близко или далеко, я тебе о нем скажу. Ты имей в себе доверие и мир. Ах, вы меня еще совсем не поняли! Неужели ты думаешь, что я вот так легко буду успокаивать ваши помыслы? Что я, по-вашему, скажу человеку, видя, что его душа [чрезмерно] чувствительна или что она находится в потрясении от осознания своего греха? В этом случае я утешаю человека, чтобы он не впал в отчаяние. Однако, видя, что сердце человека жестко, как камень, я говорю с ним строго, чтобы расшатать этот камень и сдвинуть его с места. Ведь, если, видя идущего к пропасти, я буду говорить ему: «Иди-иди, ты на очень верном пути», разве это не будет преступлением с моей стороны? Но в некоторых людях есть следующая плохая черта: когда ты говоришь им, чтобы они не беспокоились, они не верят тебе и терзаются. Неужели, увидев в человеке что-то плохое, я ему об этом не скажу? Да разве я смогу не остановить того, кто направляется в адскую муку? Неся за человека ответственность, ты, когда это понадобится, станешь даже кричать [желая его спасти]. Понятно, что лично для меня лучше молчать, но я не могу молчать, потому что несу ответственность за других.

К примеру, ты делаешь мне какое-то зло, и я тебя прощаю. Ты снова делаешь мне еще какое-то зло, и я снова тебя прощаю. У меня-то все в порядке, но если ты не исправляешься от того, что я тебя прощаю, то твое состояние очень тяжелое. Другое дело, если ты [хочешь исправиться], но не можешь сделать это до конца. Однако ты должна постараться исправиться, насколько возможно. Ты не должна успокаивать свой помысл и говорить: «Раз он меня прощает, то у меня все замечательно и нет повода для беспокойства. Расстраиваться не нужно». Человек может грешить, однако, когда он кается, плачет, с сокрушением просит прощения, хочет исправиться, тогда у него есть осознание греха и духовник должен его прощать. А вот если человек не кается и продолжает свою тактику, то тот, кто несет ответственность за его душу, не может относиться к этому несерьезно, со смехом. Доброта вредит нераскаянному человеку.

[

Назад ] [ Содержание ] [ Вперед ]

[ К содержанию книги: Паисий Святогорец «Духовная борьба» Том III ]

[ ]

[ ]

Паисий Святогорец «Слова» (на русском): Паїсій Святогорець «Слова» (українською):
[ Паисий Святогорец «С болью и любовью о современном человеке» Том I ]

[ Паисий Святогорец «Духовное пробуждение» Том II ]

[ Паисий Святогорец «Духовная борьба» Том III ]

[ Паисий Святогорец «Семейная жизнь» Том IV ]

[ Паисий Святогорец «Страсти и добродетели» Том V ]

[ Паїсій Святогорець «З болем та любов’ю про сучасну людину» Том I ]

[ Паїсій Святогорець «Духовне пробудження» Том II ]

[ Паїсій Святогорець «Духовна боротьба» Том III ]

[ Паїсій Святогорець «Сімейне життя» Том IV ]

[ Паїсій Святогорець «Пристрасті і чесноти» Том V ]

Рекомендуйте эту страницу другу!