Ступая вслед за холодной снежной зимой, весна становится долгожданным источником тепла, яркого солнечного лучика, первой зелени. Поэтому поэты русской литературы так искренне, с желанием вводят ее в сюжеты своих произведений.
Стихотворение «На лугу»
Точкой наблюдения Блока за природой является луг. С этого места автору стихотворения хорошо видна полоса лесного массива, темнеющего вдали. При этом наблюдательность поэта подсказывает, что таяние снега приводит к тому, что пашня также обнажилась после зимы. Поэтому земля и полоса леса стали чернее.
Приближение весны чувствуется и по звонким голосам детей, которые с удовольствием резвятся на лугу. Еще одним признаком этого времени года является журчание ручья. Как истинный ценитель природы окружающего мира, поэт придает звукам воды особое значение. Он дает характеристику ручью как явлению хрупкому, долгожданному: «звонко», «тонко».
Ожидание полноправного вступления весны в свои права передается и читателю. Становится понятно, что все самое яркое, шумное еще впереди. Согласно законам природы появляются первые признаки этого времени года, которые завораживают, заставляют сердце биться быстрее. А пока весна «идет сторонкой».
А. Блок использовал олицетворение «весна идет», «голос звонкий у ручья», которые будто оживляют строки стиха, представляя образы природных явлений в качестве одушевленных героев. В тексте чувствуется динамика за счет вопросов автора, перечисления самых разнообразных явлений в пространстве. Это и небеса, и луг, и ручеек. Размах мысли писателя неограничен. Он с удовольствием говорит и о синеве неба, и о темных тонах, которые не пугают, а лишь являются привычным признаком изменения пейзажей с приближением весны.
Таким образом, авторское восприятие пейзажа весной способствует зарождению ярких эмоций и чувств: жизнелюбие, радость, восхищение.
Мое любимое стихотворение А. Блока
Среди многих стихотворений А. Блока разных периодов творчества стихотворение «О, я хочу безумно жить» отличается оптимизмом, жаждой жизни, старанием понять скрытые двигатели жизни. Уже в первой строфе поэт употребляет инверсию, сознательно акцентируя слово «жить». Жить с желанием, жить, чтобы оставить после себя, — вот цель поэта: О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — очеловечить, Несбывшееся — воплотить!
Это большая мечта, достойная человека творческого. Но это не так просто — осуществить все, о чем мечтал. Жизнь временами складывается, словно тяжелый сон. Анафора во второй строфе употреблена, чтобы подчеркнуть дальнейшее утверждение:
Каким бывает лес весной. Весенняя природа (описание). Что такое лес
... и взрослых. Именно в этот период люди становятся веселее и активнее. Каждый год в школе задают написать сочинение-описание весны. ... то можно насладиться ароматом его цветения. Также запах весны хорошо чувствуется в парках, скверах, полях, за городом в лесопосадках или в лесу. Весна – один из самых любимых времен года многих детей ...
Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, — Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне.
В этих строках ожидание того, что когда-то обязательно правильно поймут и его грусть, и его смех, и поэзию. Так как иначе все в мире теряет смысл. Ведь так нелегко словами объяснить другому, что является двигателем твоих действий. Поэтому и полушутя, полу иронически он высказывает мысленные соображения потомков:
Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!
Стихотворение интересно и по строению. Одинаковые конструкции — неполные предложения с пропущенным сказуемым подчеркивают многоразовость действия и будто приумножают его. Стих написан четырехстопным ямбом, но переходы замедляют легкий ритм. Вторая строфа, хоть и написана тоже ямбом, но имеет немного другой ритм благодаря большему количеству ударений. Так звучит и третья строфа. Такая перебивка ритма предоставляет стихотворению, небольшому по объему, интересное звучание: будто речь берет разбег. Не случайно и интонационное оформление первой и последней строфы — восклицательный знак передает повышение тона. Да и риторический вопрос в третьей строфе подчеркивает смысл последних строк. Итак, этот небольшой стих уместил много такого, что остается вне строк. И это предоставляет поэтическому произведению особое значение.
В начале 1900-х годов А. Блок увлекается философией В. Соловьева, под влиянием которого и написан цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Философ верил в спасательную миссию Красоты (единство включало: Красоту, Добро, Истину).
Посредником в достижении «всеединства» призвано быть искусство. Черты положительного «всеединства» — воплощение вечно-женственного начала в мистических образах Души Мира, Премудрости Божьей, Софии. Итак, Вечная Женственность — объект поклонения, платонического культа.
Уже в последнем разделе первой книги «Распутье» (1902 — 1904) появляются новые темы — города, социальная жизнь, ожидание будущих тревог и потрясений. Лирика второго тома (1904—1908) отобразила существенные изменения в мировоззрении А. Блока. События реальной жизни вступают в конфликт с Душой Мира («Фабрика», «Митинг», «Сытые», «Вися над огородом всемирным» и др. Происходят изменения в мировосприятии А. Блока, он теряет связь с миром, в котором все размеренно, все повторяется. Память не хочет повиноваться законам бездушного существования, сохраняя высоту идеала. Отсюда поиски связи с миром. Так возникает образ Незнакомки, как антитеза Прекрасной Дамы.
Стихотворение «Незнакомка». Стихотворение родилось после поездок в петербургские пригородные поселки, в частности в дачный поселок Озерки. Внешние признаки места действия полностью оттуда. Сам образ Незнакомки, по словам А. Блока, он увидел на картинах Врубеля: «Передо мной возникло наконец то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка — это вовсе не просто дама в черном платье со страусиными перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового…» Синий цвет означает у Блока возвышенное, недосягаемое, а лиловый — что-то тревожное.
Стихотворение построено на контрастах картин и образов, противопоставленных друг другу и будто отображенных друг в друге. Первая часть — место действия, где властвует самодовольная вульгарность. А вторая — это второе «я» поэта с его высоким идеалом. Здесь появляется и образ Незнакомки, чужой окружающему миру, так как она — воплощение Женственности, Поэзии. Через нее поэт будто познает вечную тайну жизни, те дали, которые скрыты за темной вуалью Незнакомки.
Основные мотивы лирики Блока. Образ лирического героя
... стихотворениями отсутствуют, мотив восполняет композиционную цельность стихотворного цикла или даже всей лирики поэта. Он создается многократно повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими ситуациями и образами ... что в поэтическом сознании Блока образ Христа связан с идеей творческой личности — художника, артиста, всей своей жизнью служащего пересозданию мира на ...
Система образов и приемы изображения. Общая атмосфера вульгарного быта обрисована выразительным оксюмороном: «весны хмельной и тленный дух». Иронически изображен даже месяц — символ любви:
А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск.
Образ человечества, которое окружает пронзительно одинокого человека, представленные в словах: «лакеи заспанные торчат», «пропойцы с глазами кроликов». Анафора «И каждый вечер» подчеркивает повторяемость событий. Появление Незнакомки будто подготовлено всем описанием обстоятельств. Среди этой обстановки грязи и пьянства появляется закутанная в тайну, «духами дыша и туманами», Незнакомка, отгороженная от реальности именно непривычностью. Она — воплощение Женственности. Об этом свидетельствует описание:
И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.
С ней связана вечная тайна жизни, она своей женственностью, отдаленностью от грязного мира, будто обещает жизнь другую, прекрасную, где «глаза синие-синие, тоскуя, цветут на берегу грустном». Несмотря на таинственность, Незнакомка — образ очеловечен, это опоэтизированная Женственность совсем земного характера, о чем свидетельствуют детали быта, одежды, украшений.
Краткий пересказ
Мои любимые произведения Блока.
Блок – один из моих любимых поэтов. Стихи его можно читать и перечитывать бесчисленное количество раз, и снова и снова находить в них что-то новое. Его лирика никого не может оставить равнодушным. Его речь течет медленно, но оставляет в душе неизгладимый след, словно поэт открывает душу каждому своему читателю, бросает ему в лицо свои чувства, отдается на его милость. С течением времени стихи Блока не иссякают, вернее не иссякает тот скрытый философский смысл, пропитывающий строфы будто елей. И он, этот смысл, всегда абсолютен, всегда непреложен. Любовь поэта – чистая и светлая, и всегда чуточку отсраненная, чуточку недостижимая, как будто она принадлежит не земле, а небесам. Тщетно мы стараемся отыскать Прекрасную Даму в череде лиц настоящих и минувших эпох, она – вечная загадка, она – чистый абсолют. Среди стихов Блока мне особенно нравятся такие как: «Плачет ребенок», «По улицам метель метет», «Отдых напрасен, дорога крута», «Сама судьба мне завещала», «Когда ты загнан и забит» и, конечно, многие другие. Почему именно эти стихи? Мне кажется, что в них наиболее ясна видна душа поэта, то, о чем он думает, на что надеется, о чем в тайне мечтает.
Вот, например, стихотворение «Плачет ребенок». Оно насквозь пронизано символизмом, в нем поэт отождествляет своего лирического героя и со страшным горбуном и с невинным ребенком. Мне нравится размышлять над строчками Блока. Читатель никогда не разграничивает понятия лирический герой и сам автор, наверное, это под силу только филологам, рассматривающим структуру стихов. Мне, как простому читателю, видится в строчках сам Блок, слышатся его размышления о своей нелегкой судьбе поэта: Бледные девушки встали из трав. Подняли руки к познанью, к молчанью. Ухом к земле неподвижно припав, Внемлет горбун ожиданью, дыханью. У меня всегда возникает вопрос, кому внемлет горбун, что хотел сказать нам автор, воплощая свои мысли в образы. Быть может, бледные девушки – это беззвучно-громогласная толпа, которая тянется к поэту-горбуну, в надежде напитаться знаниями или, наоборот, многозначительным молчанием. И что означает ребенок, который плачет? Думается, что это плачет душа поэта, он, этот горбун, боится, скрывает ребенка от кого-то косматого, который смеется над его горбом, но крик младенца все равно слышен. Так и поэт, он может молчать, но душа его все равно вырвется наружу и заплачет, и закричит, и ее не скроешь: Плачет ребенок.
Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать»
... Посмотрите эти сочинения Анализ поэмы Блока «Двенадцать» Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ... мы плакали, плакали…— Поскользнулась И— бац —растянулась! А следом, отряхивая с себя осколки погибшего общества, идут двенадцать человек. Кто они — строители будущего или жестокие ...
Под лунным серпом Тащится по полю путник горбатый. В роще хохочет над круглым горбом Кто-то косматый, кривой и рогатый. И продолжает «тащится» вместе с ребенком всю свою жизнь, и в этом, наверное, счастье. Еще мне нравится ритм стихотворения, перед глазами возникают какие-то средневековые образы, и жутко, и интересно в одно и то же время. Но вот в стихотворении «Сама судьба мне завещала» нет образов-символов, и в нем нельзя заблудится как в роще. Оно как гимн поэту и поэзии, и в нем Блок кричит всему миру, зачем он рожден на этом свете: Сама судьба мне завещала С благоговением святым Светить в преддверьи Идеала Туманным факелом моим. И только вечер – до Благого Стремлюсь моим земным умом, И полный страха неземного Горю Поэзии огнем. Действительно, эти строчки так не похожи на другие. Блок, в основном, говорит с нами тихим голосом, но здесь он действительно кричит во всю мощь своих голосовых связок, и мне нравится стихотворение потому, что здесь мы видим другого Блока, способного не только рассказывать нам истины, но и отстаивать их, воспламенять души, хоть и «туманным факелом», и вести за собой. Вообще, как уже говорилось, мне действительно интересно читать стихотворения, посвященные поэту и поэзии, наверное, потому мне также нравится «Когда ты загнан и забит».
В нем заключена такая неизбывная истина, которая в тоже время настолько проста и понятна, что каждый может ее познать. Ведь просто родится – это уже счастье, созерцать этот мир, растворятся в нем, любить его. Это как своего рода утешение жаждущему, словно гадать по книге: открыть наугад страницу, предварительно задавшись вопросом, например, буду ли я счастлив, или пройдут ли неудачи стороной, и я был бы безмерно счастлив, если бы открылась страница именно с этим стихотворением. Ведь: Когда по городской пустыне, Отчаявшийся и больной, Ты возвращаешься домой, И тяжелит ресницы иней,- Тогда – остановись на миг Послушать тишину ночную: Постигнешь слухом жизнь иную, Которой днем ты не постиг… Все это так просто, но иногда мы настолько поглощены насущными делами, что забываем и про небо, эту «книгу между книг», и про голос матери, и про ночь, «тихо жаждущую утро». Вообще, созерцательность характерна для Блока, он постигает истину, вглядываясь в очертания предметов, освещаемых «туманным факелом» его вдохновения и спешит передать нам эти картины мира. Когда читаешь его произведения, в сердце поселяется какое-то странное чувство тоски по утраченному, но и такая же странная надежда: Ты все благословишь тогда, Поняв, что жизнь – безмерно боле, Чем quantum satis Бранда воли, А мир – прекрасен, как всегда. У Блока очень часто мы встречаем образ метели, это очень символично: метель может быть доброй и злой, нести и жизнь, и смерть, и проклятие, и благословение. Это хорошо видно на примере стихотворения «По улицам метель метет». Здесь метель выступает в роли подстрекателя к смерти, к самоубийству, или, может быть, мы не правильно трактуем символику поэта. В поэме «Двенадцать», например, метель – это символ перемен, принятия Блоком революции. Но «По улицам метель метет» написано раньше в 1907г. Быть может тогда, поэт предчувствовал приход более сильной метели, урагана, в котором затеряются двенадцать матросов в главе с Иисусом Христом, иначе как тогда трактовать следующие его строки: Бегу. Пусти, проклятый, прочь! Не мучь ты, не испытывай! Уйду я в поле, в снег и в ночь, Забьюсь под куст ракитовый! Там воля всех вольнее воль Не приневолит вольного, И болей всех больнее боль Вернет с пути окольного! Блоковское стремление убежать, в ночь, в снег, где-то перекликается с лермонтовскими романтическими поисками идеала, и мне кажется, что духовно эти поэты очень близки друг другу. Лермонтова всюду преследует Демон, а Блока – метель. Она как навязчивый сон, манящий и пугающий одновременно. По ту сторону метели всегда кто-то скрывается, и никогда нельзя угадать кто это: хохочущий горбун или Прекрасная Дама. У Блока мы не найдем мотива дороги, может быть, только конца пути. Он уже пришел, он уже нашел то, что искал, нашел истину и нашел свою Царевну, но вот метель мешает ему понять, действительно ли это то, что он искал… В стихотворении «Отдых напрасен. Дорога крута» мы слышим народные мотивы, и это сближает Блока с романтическими авторами, с их рыцарями, царевнами и несчастной любовью. Но у Блока, конечно, всегда чуть-чуть не так. Его любовь, не бледная и немощная красавица, заточенная в башне замка, а прекрасная царевна, горячая и неистовая, зажигающая терем во славу своего возлюбленного. Но вот вопрос, царевна – это и есть Прекрасная Дама, или опять ее образ ускользнет от нас незамеченным. Нашел ли поэт эту свою даму, и если она – царевна, то да, а если царевна – это лишь замена прекрасному идеалу, то почему так рад герой в конце пути увидеть зарево теремов, отражающееся в прекрасных глазах царевны: Каждый конек на узорной резьбе Красное пламя бросает к тебе. Купол стремится в лазурную высь. Синие окна румянцем зажглись. Все колокольные звоны гудят. Залит весной беззакатный наряд. Ты ли меня на закатах ждала? Терем зажгла? Ворота отперла? При чтении произведений Блока возникает больше вопросов, чем ответов, но этим он нам и интересен. Поэзия сама по себе тайна, и если при прочтении не возникло ни одного вопроса, то, наверное, это уже не поэзия. Блоковские стихи очень душевны и сопереживательны, они вовлекают читателя в волнующий мир, населенный невероятными волшебниками, царевнами, горбунами, русалками, Прекрасными дамами. Мы блуждаем в метели и поминутно натыкаемся на них, иногда образы плавно перетекают один в другой, словно во сне, когда сначала был один человек, обернешься, а на его месте совсем другой. Так же и Блок, сначала он один, потом другой, но слава Богу «туманный факел» его еще не погас, еще не прочитана вся его книга, еще не дают покоя загадки, заключенные в панцирь рифм. Пока Блок с нами, у нас есть надежда…
А. А. Блок — символист
... Русь. Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме "Двенадцать": Мы на горе всем буржуям Мировой пожар ... символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое ... из кружев, Возникает из кружев лицо. В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические ...