Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»: краткое содержание

Однажды отец Миши подозвал к себе сына, и показал ему табакерку. Она была красивая, «пестренькая, из черепахи». Крышка ее была настоящим произведением искусства: на ней располагались ворота, башенки, многочисленные домики и деревья, за которыми вставало солнце с длинными розовыми лучами.

От отца Миша узнал, что название этого удивительно прекрасного города – Динь-динь. Папенька тронул какую-то пружинку, и неожиданно по комнате полились звуки чарующей музыки, а солнышко стало двигаться по небосклону. Когда же оно полностью скрылось за пригорком, на небе появился «месяц рогатый» и звездочка.

Мише страстно захотелось попасть в этот город, чтобы «узнать, что там делается». От отца он узнал, что там живут колокольчики. Когда же мальчик заглянул под крышку табакерки, он увидел «колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса». Миша принялся расспрашивать папеньку, как устроена табакерка, как она работает. Тот предложил сыну внимательно ее осмотреть и самостоятельно отгадать принцип ее работы. Он только попросил не трогать одну пружинку – «иначе всё изломается».

Миша долго сидел над табакеркой, пытаясь понять, как же играет музыка. Неожиданно в ней отворилась дверца, из которой выбежал «мальчик с золотою головкой и в стальной юбочке». Он поманил к себе Мишу, и тот с удивлением обнаружил, что стал таким же крошечным, как и мальчик из табакерки.

В городе жили и другие мальчики-колокольчики. Узнав о том, что Миша хотел побывать у них, они решили его пригласить и показать, как они живут. Новый знакомый повел Мишу через своды из пестрой тисненой бумаги. Мальчик был уверен, что он ни за что на свете не пролезет через маленькие и узкие своды, расположенные вдали, но колокольчик успокоил его. Он объяснил Мише, что «вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь — большое».

Миша вспомнил, как недавно хотел нарисовать родителей: маменька возле него играла на рояле, а папенька сидел на другом конце комнаты и читал книжку. Однако у него ничего не вышло, поскольку тогда он еще не знал о законах перспективы.

Миша и его провожатый продолжили свой путь, и вскоре вышли на большую и просторную городскую улицу. Ее заполняли мальчики-колокольчики самых разных размеров: те, кто был потолще и покрупнее, издавали низкие звуки, а самые маленькие колокольчики были самыми звонкими в городе.

Увидев Мишу, мальчики-колокольчики окружили его и принялись жаловаться на свою жизнь. У них не было ни уроков, ни занятий, ни родителей, а играть целый день напролет им было очень скучно. К тому же их регулярно поколачивали злые «дядьки-молоточки», и самым звонким колокольчикам доставалось больше всех.

15 стр., 7032 слов

Анализ рассказа мальчики чехова

... неправильного выбора, который делает человек. Сочинение по произведению Мальчики Рассказ, который написал Чехов в 1887 году, носит название « Мальчики» и является продолжением цикла рождественских рассказов. Произведение было издано под ... пошли на хитрость. Они подслушивают разговор двух друзей. Так они и узнали о Америке. Мальчики не вышли обедать и семья начала поиски. Однако, через сутки ...

Мише стало жалко своих новых друзей. Он подошел к молоточкам и вежливо поинтересовался, зачем же они колотят мальчиков. Дядьки-молоточки ответили, что действуют так по указу надзирателя – господина Валика. Колокольчики же не могли на него пожаловаться – он целыми днями лежал на диване и никого не трогал.

Подойдя поближе к Валику, Миша заметил, что его халат был увешан множеством крючков. Переворачиваясь с боку на бок, он цеплял этими крючками молоточки, а те, в свою очередь, стучали по мальчикам-колокольчикам. Набравшись храбрости, Миша подошел к Валику и попросил его не цеплять крючками дядек-молоточков. Надзиратель ответил, что это его совершенно не касается, и над ним тоже есть власть.

Миша отправился дальше, и вскоре увидел золотой шатер, в котором располагалась царевна Пружинка. Она непрестанно сворачивалась и разворачивалась, толкая в бок надзирателя. В свою очередь, тот цеплял дядек-молоточков, которые стучали по мальчикам-колокольчикам. Благодаря всем этим действиям и звучала музыка из табакерки.

Желая проверить правдивость слов Пружинки, Миша прижал ее пальцем. В результате нежный механизм был сломан, музыка прекратилась. Миша «вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинки, испугался и… проснулся». Он рассказал родителям свой необыкновенный сон. Отец похвалил сына за любознательность и добавил, что он узнает больше, когда станет изучать механику.

«Городок в табакерке». Жанр произведения

Цикл под общим названием «Сказки дедушки Иринея» включает в себя несколько произведений для детей. Входит сюда и «Городок в табакерке». Жанр сочинения определен как познавательная сказка.

Читая произведение, ребенок не только знакомится со сказочными обитателями музыкальной табакерки, но и узнает о механизме ее работы. Процесс описан совершенно точно без искажения фактов, произведение содержит большое количество познавательного материала. Занимательная форма описания, которую использует Одоевский, позволяет причислить произведение к жанру сказки.

Сочетание в одном произведении научных энциклопедических сведений и волшебства, вымысла, присущего только сказкам, было необычно для литературы первой половины XIX века. В. Ф. Одоевскому удалось соединить это вместе. Прием оказался очень удачным, он по достоинству был оценен не только маленькими читателями и их родителями, но и литературными критиками.

Краткий сюжет

История началась с того, что папа дарит сыну черепаховую табакерку. Отец показывает, как работает коробочка — открывает крышечку и показывает внутреннее устройство — пружинку, молоточки, валик, колокольчики.

папа предлагает сыну самостоятельно подумать над этим

Маленький Миша очень долго наблюдал за табакеркой, пока не заметил мальчика-колокольчика. Тот позвал его за собой, и Миша оказался внутри коробочки.

На улице он познакомился с колокольчиками, которые пожаловались: их постоянно бьют молоточки. Мальчик решил узнать, зачем дядьки так делают, но они только отправили его к Валику.

24 стр., 11779 слов

Фольклорные традиции в произведениях Гоголя

... работы предполагает наличие введения, двух глав (в первой дается краткий биографический очерк, оценка значения фольклора в ранних произведениях Н.В. Гоголя; анализируются возможные источники фольклорных традиций в анализируемых произведениях, ... Во время одного из острых приступов в 1845 году Гоголь сжигает рукопись второго тома поэмы. Позже в «Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвы

Надзиратель тоже не удовлетворил любопытство Миши и выгнал его. Ребенок отправился гулять дальше и обнаружил красивый шатер. В нем была принцесса-Пружинка, которая постоянно толкала Валика. Она ответила на вопрос мальчика и объяснила, что если не будет постоянного взаимодействия — музыка исчезнет.

Миша решил проверить слова Пружинки, прижал ее пальцем, но она лопнула. После этого он проснулся и рассказал обо всем отцу.

законы механики

только постоянный труд позволяет получить результат

Произведение В. Ф. Одоевского изучают в начальной школе. По нему пишут сочинения, делают пересказ. Дети могут сами определить главную мысль «Городка в табакерке» и порассуждать на тему, чему учит сказка.

Главные герои произведения

Главным действующим лицом сказки является мальчик Миша, которому отец подарил музыкальную табакерку. В начале повествования отец мальчика рассказывает о том, как нужно пользоваться шкатулкой. Миша узнает, что вещь очень сложно устроена и требует к себе бережного отношения.

Как и любой другой мальчик в его возрасте, Миша хочет постичь тайны, которые скрываются внутри табакерки. Вот с этого момента и начинаются чудеса. Благодаря им мальчик знакомится с необычными жителями волшебной страны, которую автор называет Городок в табакерке.

Сказка, ее волшебство захватывает не только Мишу, но и каждого читателя. Героев произведения становится все больше — это жители сказочной страны. У каждого из них есть свои обязанности, которые им необходимо строго выполнять, иначе уклад жизни городка будет разрушен.

Главные герои

«Городок в табакерке» — сказка, которая отличается особой манерой повествования. Автор смог соединить в единую цепочку реальность и фантастику. Юный Миша, уснувший с музыкальной шкатулкой, попадает в загадочный волшебный мир, персонажи которого показывают ему систему государственного управления на примере собственного города.

Миша и его папа

Главного героя произведения Одоевского звали Миша — простой мальчик, который очень любит родителей. Отец является для него безусловным авторитетом. Мужчина дарит сыну музыкальную табакерку. Юный Михаил любознательный, ему интересен принцип работы устройства. Долго всматриваясь в шкатулку, он неожиданно попадает в город, находящийся внутри.

герой изображен любопытным и доброжелательным

Отец Миши — умный и заботливый мужчина, который старается привить мальчику вежливость и любознательность. Он подарил Михаилу музыкальную шкатулку, но рассказывать принцип ее работы не стал. Папенька хотел, чтобы отпрыск самостоятельно изучил механизм работы устройства.

Миша научился не только получать знания, но и выработал в себе определенные характеристики:

  • пытливость;
  • самостоятельность в поиске и получении информации.

Каждый винтик этой машины выполняет свои функции

Мальчик-колокольчик и Валик

Когда Миша попал в сказочный город, первым ему встретился мальчик-колокольчик. Последний одет в стальную юбку в форме колокола, голова покрыта золотом. Местный житель рассказал гостю особенности устройства города.

13 стр., 6011 слов

Мой ребенок (для садика или школы, про девочку и мальчика)

... ведь наши дети нам не принадлежат! Здесь можно прочитать статью «Как написать сочинение для детского сада» https://www.sololine.ru/days/sochinenie-mamy-dlya-detskogo-sada Эссе «мой любимый детский ... малыши толпятся в раздевалке, нетерпеливо дожидаясь разрешения поскорее побежать на детскую площадку. Сияющие глаза на раскрасневшихся, чумазых мордашках умиляют каждого прохожего, который обязательно ...

Мальчики-колокольчики, проживающие в городке, очень трудолюбивые. В шкатулке они нужны для создания музыки. Их ежедневное занятие — звон.

Дяденьки-молоточки пристально следят за деятельностью мальчиков, больно ударяя их за плохую работу. Колокольчики — маленькие винтики огромного механизма. Они подробно рассказали Мише о различных физических явлениях, научили его законам рисования.

Валик — ленивый герой, который постоянно лежит на диване в халате. Его задача — управление молоточками и надзор за их деятельностью. Сам надзиратель считает себя добрым, но он никак не контролирует жизнь в городе.

Дяди и Царевна

Менее положительные персонажи сказки называются дядями-молоточками. Они отличаются от других длинными носами и злыми глазами. Герои подчиняются надзирателю. Последний задевает их крючками, приводя в работу. Дяденьки ходят по городу и бьют мальчиков-колокольчиков.

Механизмам приводится в действие по определенному алгоритму:

  1. Сначала Пружинка толкает надзирателя.
  2. Валик движется, оказывая давление на молоточки.
  3. Последние стучат по мальчикам-колокольчикам.

Так в шкатулке создается музыка. Если вывести из строя пружинку, весь механизм перестанет работать. Отец предупреждал Мишу об этом, однако мальчик решил проверить все опытным путем. Он сжал пружину, и она вылетела. В результате шкатулка вышла из строя. Мальчик проснулся от сильного испуга. Он очень боялся испортить подарок отца.

«Городок в табакерке» — очень интересная и познавательная сказка Владимира Одоевского. Малышей привлекает волшебство вымышленного города, взрослым произведение наглядно демонстрирует систему государственного управления. После прочтения формируется четкое понимание того, что в любом механизме важна каждая деталь, даже при поломке самой маленькой из строя может выйти вся система.

Идея сказки

Владимир Федорович Одоевский, понимая, какую важную роль играет литература в жизни людей, стремился посредством своих произведений, написанных для детей, развить самые лучшие черты характера маленьких читателей. В полной мере этой задаче отвечает «Городок в табакерке».

Жанр познавательной сказки как нельзя лучше развивает любознательность ребенка, дает возможность приобрести новые для него знания. Например, Миша, путешествуя по городу, узнает некоторые законы изобразительного искусства и перспективы. Он понимает, как работает шкатулка, где рождается музыка.

Кроме того, на протяжении всего произведения автор указывает на важные качества характера Миши. Мальчик настойчив, любознателен, послушен, вежлив. Одоевский ценит это в ребенке. Также автор обращает внимание на то, что в жизни все взаимосвязано. Лишь при слаженной работе и полном взаимопонимании можно добиться определенных успехов в жизни.

Городок в табакерке

Отец подозвал к себе маленького сына Мишу и показал ему красивую черепаховую табакерку. На её крышке был изображён город с золотыми домами, башенками и деревьями. Над городом вставало солнце, от которого по небу расходились розовые лучи.

6 стр., 2564 слов

Писатель Владимир Степан о картине Валерианы Жолток «Колокольчики лесные»

... высокого содержания витамина С. Описание для детей 1, 2, 3 класса Сочинение по картине Колокольчики лесные Жолток Картина Жолтока “Колокольчики лесные” поражает обилием цветов, красок, наверное, поэтому, глядя на ...

Папа сказал, что городок называется Динь-Динь, дотронулся до пружинки, и тут же в табакерке заиграла музыка, а солнышко начало двигаться по небу. Когда оно зашло за пригорок, ставни в домиках закрылись, на небе засияли звёзды и месяц, а «от башенок потянулись синеватые лучи».

Мише захотелось попасть в этот городок. Он спросил папу, кто там живёт. Тот ответил, что жители города — колокольчики, и поднял крышку табакерки. Миша увидел множество колокольчиков, молоточков и начал расспрашивать отца, как работает табакерка. Папа предложил Мише подумать и догадаться самому, только попросил не трогать пружинку — если она сломается, музыка перестанет играть.

Продолжение после рекламы:

Миша долго сидел над табакеркой и думал.

Между тем музыка играет да играет; вот всё тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого.

Вдруг внизу табакерки отворилась дверца, из неё выбежал мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке и поманил Мишу к себе. Миша подбежал к дверце и удивился: она пришлась ему точно по росту. Мальчики-колокольчики были жителями городка в табакерке. Они узнали, что Миша хочет побывать у них, и решили его пригласить.

Мальчик-колокольчик повёл Мишу через своды, сделанные из пёстрой тиснёной бумаги. Миша заметил, что далеко впереди своды становятся совсем маленькими, и сказал своему провожатому, что он не проберётся через них даже ползком.

Повторяя «динь-динь-динь», мальчик-колокольчик объяснил, что издали все предметы кажутся маленькими. Миша вспомнил, как недавно хотел нарисовать папу, сидящего в отдалении от мамы, но у него ничего не вышло, поскольку он не знал о законах перспективы.

Брифли существует благодаря рекламе:

Мальчик-колокольчик начал смеяться над Мишей, тому стало досадно, и он сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам, даже таким красивым, как «динь-динь-динь». Теперь досадно стало мальчику-колокольчику.

Наконец, мальчики вошли в городок. Миша видел, что в домиках сидят мальчики-колокольчики разных размеров, и подумал, что это ему кажется издали, а на самом деле они все одинаковые. Но мальчик-колокольчик объяснил, что они и вправду разные. У больших колокольчиков голос потолще, а у маленьких — более звонкий. Потом он упрекнул Мишу в том, что тот смеялся над его поговоркой: «Иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться».

Мишу окружили мальчики-колокольчики и начали жаловаться на свою жизнь. Никакого дела у них нет, из городка выходить им нельзя, а играть целый день очень скучно.

Ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.

Да и злые дядьки-молоточки донимают — ходят по городу и постукивают мальчиков—колокольчиков.

Продолжение после рекламы:

Миша оглянулся и увидел на улице господ с тоненькими ножками и длинными носами. Они ходили и шептали: «Тук-тук-тук! Поднимай! Задевай!». Миша подошёл к ним и вежливо спросил, зачем они колотят бедных мальчиков-колокольчиков.

3 стр., 1124 слов

По картине Жолток Колокольчики лесные 5 класс описание

... даже не делаем попыток заметить их. Сочинение-описание по картине Колокольчики лесные (Жолток 5 класс) Выдающиеся художница из Белоруссии Жолток написала ... Колокольчики лесные Образец и пример краткого сочинения № 1 по картине Сочинение по картине Желток Колокольчики лесные . Описание картины с планом Картина Жолтока «Колокольчики лесные» поражает обилием цветов, красок, наверное, поэтому, глядя на ...

Дядьки-молоточки ответили, что делать это им велит надзиратель. Мальчики-колокольчики подтвердили, что есть у них надзиратель, господин Валик, но он добрый, целый день лежит в халате на диване и их не трогает.

Миша отправился к надзирателю и увидел на его халате множество крючочков. Он перевора­чивался с боку на бок и цеплял этими крючочками дядек-молоточков, а те стучали по мальчикам-колокольчикам. Миша спросил господина Валика, зачем он это делает, но тот, приговаривая «шуры-муры», ответил, что ему не до чего нет дела.

Миша пошёл дальше и увидел золотой шатёр, в котором лежала царевна Пружинка. Она сворачивалась, развора­чивалась, толкала в бок надзирателя и приговаривала «зиц-зиц-зиц». Миша стал её расспрашивать, и царевна объяснила: если она перестанет толкать надзирателя, он не станет цеплять дядек-молоточков, те перестанут стучать по мальчикам-колокольчикам, и музыка смолкнет.

Миша решил проверить, правду ли говорит царевна, и прижал её пальцем. Пружинка тут же развилась, валик закрутился, молоточки застучали и всё умолкло. Миша вспомнил, что папа просил не трогать пружинку, испугался и… проснулся.

Мальчик рассказал родителям свой чудесный сон. Папа похвалил сына за то, что тот почти понял устройство табакерки, и добавил, что Миша узнает больше, когда станет изучать механику.

Современное издание произведения

Пожалуй, ни одна из сказок Одоевского не имела такого большого количества изданий, как «Городок в табакерке».

Мультфильм, диафильмы, созданные по мотивам сказки, иллюстрированные издания книги и сегодня пользуются огромной популярностью у детей. Именно поэтому сказка помещена во многие литературные сборники, издается она и отдельной книгой.

Некоторые авторы современных учебников по литературе включили сказку В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» в перечень произведений, предназначенных для обязательного изучения на уроках в школе. При совместной работе над сказкой дети познают окружающий мир, учатся понимать красоту родного языка, выражать свое отношение к прочитанному.

Основные герои

Главный персонаж сказки — Миша. Он любознательный, отзывчивый, добрый ребенок. Ему всегда хочется узнать, как устроена та или иная вещь. В. Ф. Одоевский не упоминал в тексте маму мальчика.

В работе присутствует только отец Миши — умный мужчина, который хочет, чтобы его сын сам активно познавал мир.

В сказке встречаются и другие персонажи — жители табакерки:

  • мальчики-колокольчики — звонкие и легкомысленные;
  • дядьки-молоточки — строгие и авторитарные;
  • Валик — надзиратель;
  • Пружинка — принцесса, которая отличалась легкомысленностью.

законах перспективы, физики

Они объясняют ему, что нельзя проводить жизнь в праздности. В сказке наглядно отражено, как в мире все взаимосвязано.