На мой взгляд, пьеса А. Н. Островского “Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается не только межличностный конфликт, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества середины XIX века. Для того, чтобы понять жизнь общества, описанного в произведении, надо, конечно, проанализировать характеры некоторых действующих лиц.
Марфа Игнатьевна Кабанова является представительницей старшего поколения, более патриархального и почитающего традиции. Марфа Игнатьевна — богатая купчиха, вдова, после смерти мужа взявшая всю власть в доме в свои руки. Да и не только в доме, но и в городе никто не смеет вступать с ней в пререкания. Со стороны она кажется “кулак-бабой”, бесчувственной и властной женщиной, знающей цену всему и всем. Не дает она воли ни Тихону, своему сыну, ни, тем более, своей невестке Катерине. Не трусит и перед Диким — одним из самых суровых купцов в городе. “Грозный воин” Калинова становится буквально шелковым рядом с Кабанихой, единственным человеком, правильно расценивающим его: “Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей Дорогой, куда шел… воюешь-то ты всю жизнь с бабами”. Однако так ли проста Кабанова, какой кажется на первый взгляд? На самом деле, образ ее намного глубже. В строгости к Тихону видна любовь к сыну, желание помочь ему встать на ноги в этой тяжелой жизни; в постоянных придирках к Катерине проявляется ревность к невестке, досада на то, что отняла сына; в постоянно дурном настроении нет также ничего противоестественного — вокруг Марфы Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что не за горами и конец света.
“Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю”. Что касается действительно отрицательных качеств Марфы Игнатьевны — лицемерия (в том числе и показной набожности) и невежества, то они не являются ее личными чертами характера, они, на самом деле, всего лишь часть общей атмосферы “темного царства”. Кулигин так характеризует устои этого общества: “Враждуют друг на друга; злостные кляузы строчат на ближних… Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти”. Вместе с Кабанихой к старшему поколению калиновского купечества относится и Дикой, но он не является центральным персонажем: не участвуя в конфликте, Дикой расширяет представление о патриархальном мире. Савел Прокофьевич — совершенно пустой человек, от нечего делать постоянно ищущий ссоры с первым встречным, чтобы разнести его в пух и прах. Дикой — это самодур, который действует, не руководствуясь разумом. Достаточно нескольких фраз, чтобы понять сущность его характера: “Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Так ты знай, что ты червяк Захочу — помилую, захочу — раздавлю”. И этот человек является “значительным лицом в городе”.
Содержание диких животных как домашних. : следует ли держать дома диких животных
... Люди за этичное обращение с животными») считает, что содержание подобных животных в качестве домашних питомцев абсурдно и даже добрые намерения хозяев не отменяют того, что условия содержания диких зверей в городе ... категорически против содержания диких животных в обычной квартире. «Если это животное редкое и несё ... bird in the world. На мой взгляд, самые необычные дикие животные живут в Австралии. ...
Такие Дикие и Кабанихи представляют собой основу русского купечества. Что же можно сказать о городе Калинове, где влиянием и уважением пользуются Марфы Игнатьевны и Дикие? Молодое поколение, представленное в “Грозе”, также является очень важной частью жизни общества. Удивляет пассивность молодых людей, их слабохарактерность и неспособность сделать ничего смелого и нового. Тихон и Варвара — персонажи с переходным типом характера. Они, с одной стороны, не согласны со сложившимся порядком вещей и не хотят следовать правилам, установленным еще в давние времена, но, с другой стороны, они не решаются сколько-нибудь ощутимо протестовать против них, и все их несогласие выливается в приспособление к жизни в “темном царстве”. Сюда же можно отнести и Бориса. Прекрасно образованный, он мог бы поддержать протест Катерины, завоевать себе независимость от Дикого, но Борис был абсолютно оторван от реальной жизни и с трудом отдавал себе отчет в своих действиях, погубив в результате и себя, и Катерину. Борис Григорьевич просто жалок. Он сам говорит про себя: “Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…”. У него нет уважения к себе, нет чувства собственного достоинства. О характере Катерины существует несколько мнений.
Я считаю, что ее нельзя назвать сильной личностью. Но она отличается от остальных калиновцев тем, что не хочет подстраиваться и приспосабливаться. Смерть Катерины — это выход, который для главной героини показался наиболее правильным. Это вовсе не протест и не вызов. Да и о каком протесте можно говорить, когда человек не в состоянии разобраться в собственных чувствах? Перед нами предстал весь купеческий мир Калинова. Что же происходит в нем? Каковы общие законы его поведения? Дикие и Кабановы невежественны, но отнюдь не глупы. Практический ум их крепок, и они сознают, что находятся на краю пропасти, а край этот все быстрее осыпается под ними. В глубине души им ясно, что это конец, но они надеются (а предчувствие гибели удесятеряет их силы), что, расправившись с несколькими враждебными, опасными для них людьми, они остановят уходящую из-под ног землю. Забыто прежнее занятие купцов — торговля (о ней в пьесе упоминается лишь вскользь), все силы . уходят на борьбу внутри этого замкнутого мирка, другими словами, началась паника. А это уже не просто тревожный знак, это — предвестник гибели всего “темного царства”. Но “паника” — слово, подходящее для описания состояния только старшего поколения. Молодежь даже и не подозревает, насколько ее образ жизни шокирует родителей. Наоборот — старшие представляются им нерушимой, вечной основой их жизни. Им не нужны новые идеи, они боятся всего неизведанного. Таким образом, мы видим, что на основе произведения А. Н. Островского “Гроза” мы можем провести глубокий анализ купеческого общества того времени, увидеть противоречия, раздиравшие его, понять трагедию отдельных людей и целого поколения, благодаря чему глубже понять жизнь всего российского общества того времени.
Почему пьеса гроза самое решительное произведение островского. ...
... психологическую содержательность. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ (ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА») «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского…» – писал Н.А.Добролюбов ... жизнь Катерины была похожа на жизнь вольной птички: «Я жила, ни об чем не тужила…» – говорит она. Условия, в которых воспитывалась Катерина, ... жизни переживает Катерина в храме. «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, ...
Похожие материалы:
- «Темное царство» в изображении А. Н. Островского — .
- «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза» — .
- Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза» — .
- Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») — .
- Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» — .
Сатира на купечество в драме А. Островского «Гроза»
«Сатира – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными».
Советский энциклопедический словарь.
Драма островского «Гроза». Страшное произведение. Ни разу за всю пьесу Островский не улыбнулся улыбкой сатира. Улыбкой Берендея – может быть, когда вкладывал в уста Кулигина трепетные слова о красоте природы, но которую людям и оглянуться-то некогда. Но красота волжских просторов еще больше оттеняется Страшным Городом, который стоит на берегу великой русской реки. Город словно пропитан ядом зла. «Жестокие нравы… в нашем городе, жестокие», – говорит Кулигин. – «В мещанстве… вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам не выбиться из этой коры».
И люди здесь не живут – страдают, унижаются, раболепствуют, влачат свое жуткое существование во мраке и слезах, не осознавая ни самих себя, ни своего унижения, ни грубости и низости других.
«А между собой-то… как живут!» – продолжает Кулигин. – «Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга…»
Савел Прокофьевич Дикой, одно из главных действующих лиц, купец, а по определению остальных персонажей – воин. Только за что же он воюет? А за жадность свою непомерную, за алчность к деньгам, к богатству, обманом да хитростью нажитым. И за свое «купленное» право распоряжаться судьбами других людей, унижать их, оскорблять, обманывать. » Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! » – говорит он городничему.
Дикой и сам понимает всю бездну своего ничтожества, и от этого он самодурствует еще больше, чтобы никто об этом его ничтожестве не узнал.
«Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!» – говорит он о себе.
И Кабанова точно подмечает: «Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не подойдет».
А Дикой, как всякое ничтожество, хоть на самую малость возвысившееся над другими, стремится свое возвышение, свою власть утверждать всегда и всюду, сгибая в дугу всех прочих. И – носом, носом их в землю, чтобы хозяину по грязи мягче шагалось. И что ведь характерно, Кудряш-то точно подметил, найдись кто посильнее, да рявкни, как следует, — Савел Прокофьевич сам лебезить и выслуживаться начинает. Но зато потом уж отыграется на домашних. Вот что говорит об этом Борис: «А вот беда-то, когда обидит его такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!»
Роль Островского в создании национального репертуара
... Островского. Показать значение театральной реформы А.Н. Островского. 1. Русская драматургия и драматурги предшествующие а.н. островскому .1 Театр в России до А.Н. Островского Истоки русской прогрессивной драматургии, в русле которой возникло творчество Островского. Отечественный народный театр ... изучать по нему тогдашнее русское общество было бы « ... Но власти стремились превратить его и в прямое ...
Хам, деспот, тиран, дрянь человечишко… Жлоб, как сказали бы в нашем Воронеже. Но ведь никто из персонажей пьесы за все пять действий так и не назвал Савела Дикого его истинным именем. Дикого боятся – да, ненавидят – да, но – уважают, как привыкли уважать любое проявление власти, пускай мерзкой, пускай отвратительной, пускай невыносимой, но – власти. Вот это – самое страшное. Страшно и то, что люди-то, по сути своей, не виноваты. Их души и мысли необразованны, потому что никто не занимался их образованием. Все их познания – от странниц убогих. Здесь и люди с песьими головами, и Литва, которая невем где находится.
Обряды, зачастую давно изжившие себя, нередко просто дикие,заменили людям знание. И не могли они над своим незнанием воспарить подобно птицам, чтобы увидеть всю мерзость своего существования, чтобы увидеть, что мир намного ярче, богаче, живей, в конце концов, чем тот затхлый мирок, в котором они прозябают, страдают, мучаются.
Каюсь, я не нашел в «Грозе» сатиры на купечество. Да и не мог Александр Николаевич подобного сотворить. Он ведь прекрасно знал, что богатство России прирастало не только Сибирью, но и купцами, эту Сибирь осваивавшими вплоть до самой Аляски и Калифорнии. Действительно, в штате Калифорния немало городов с русскими названиями – они возникли на месте купеческих факторий.
Павел Третьяков, основавший картинную галерею – купец. Савва Мамонтов, основавший Московскую частную русскую оперу, сподвижник виднейших деятелей русской культуры – из купцов! А они ведь были современниками Александра Николаевича. Да и Афанасий Никитин за три моря по купеческим делам ходил!
Нет, не купечество обличал Островский, а торгашество и непреодолимую, засасывающую силу болота мещанства, убивающую человеческое в человеке. А где нет человеческого, там всевластвуют звериные инстинкты, там начинается Власть Зверя. Торгаш и мещанин – для Островского это понятия неразделимые. И в описании этих явлений и характеров персонажей с позиций этих явлений, Александр Николаевич безукоризненно, психологически точен. Вообще это произведение можно использовать как прекрасное учебное пособие по психоанализу.
И недаром пьесу «Грозу» Островский определил как драму. Мог ведь и комедию написать, они у него блестяще выходили. Да, сатира бывает горькой. Но в «Грозе» не сатира, в ней – приговор мещанскому Царству тьмы и мракобесия, приговор той Власти тьмы, которая обрекает людей прозябать в душевном невежестве, которая уродует и корежит самое светлое, что есть в человеке. Уродует настолько, что выход из этого царства человек видит только через собственную смерть.
Недаром говорится:
«В России две напасти:
Власть Тьмы и тьма Власти».
Но понятие «тьма власти» глубже, чем кажется на первый взгляд. Это не только ничем не ограниченное право казнить, миловать, унижать, распоряжаться чужими судьбами по собственной прихоти, это не только переизбыток, но и еще необразованность, невежество, темнота самой власти, то есть людей, являющимися ее носителями.
По пьесе островского гроза рассуждение
... «Гроза» (А. Н. Островский). Школьные сочинения : Сочинение на тему «Гроза» Островского А. Н. – непременный атрибут учебной программы по русской литературе для десятого класса средней школы. И данное произведение ... сторону патриархального уклада русской жизни, лучшие качества русского национального характера. Но люди, которые ее окружают, в своих душевных свойствах страшно далеки от нее, ...
И последнее. Рискну не согласиться с Николаем Добролюбовым, назвавшим Катерину «лучом света в темном царстве». Луч света всегда указует путь. Но путь не может обрываться в омуте под волжским обрывом. И самоубийство – не выход, но страшный грех для верующего. Человек – это истинный Храм Божий и никто не вправе его разрушать. Так что не луч, а скорей уж, если вдуматься в название пьесы, – вспышка молнии в грозу, которая лишь на мгновение высветит ярко всю грязь и мерзость жизни, и снова все погружается во тьму.
Возможно, я ошибаюсь. Но мне представляется так.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта
Информация о работе «Сатира на купечество в драме А. Островского «Гроза»»
Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 6221 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Александр Островский
70459
0
0
… классовой практики. Попробуем вскрыть общие черты, характерные для стиля О. в целом. Критика разнообразных течений — славянофил Эдельсон, революционный демократ Чернышевский, либерал Боборыкин — ставила Островскому в вину отсутствие в его пьесах единства действия, внутренней его целесообразности и т. п. Чернышевский считал, что вся пьеса Островского «Бедность не порок» «состоит из ряда несвязных …
Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
876679
0
0
… гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества», и что в «Онегине» Пушкин «решился …
Понятие комического в пьесе Островского
104833
0
0
… , которые как будто не обладают отрицательными свойствами, но которые, тем не менее, комичны. Таким образом, мы понимаем, что положительный комический герой или комический характер все же возможны. Глава 2. Понятие комического в пьесе А.Н. Островского «Не в свои сани не садись» 2.1 Комизм и мораль в пьесах А.Н. Островского Островский вошел в русскую литературу как наследник Пушкина и …
Шпоры (сочинения)
213179
12
0
… жизни самого Александра Блока будет трагичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России. Сочинение-рецензия по рассказу И.А. Бунина «Чистый понедельник». Иван Алексеевич Бунин — замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, …