Какого человека можно назвать счастливым?

Учитель русского языка и литературы Белова А.Э., Урок литературы в 10 классе, Какого человека можно назвать счастливым?

Цели:

  • Разобраться в сложной философской категории

  • Создать условия для самораскрытия личности, формировать и развивать у учащихся умение выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, развивать мышление.

  • Уметь определять авторскую позицию в тексте по данной проблеме

  • Воспитывать умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, соблюдая основные правила спора

Методы обучения:

Метод активного диалога

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся

Подготовка учащихся к активной работе

Вступительное слово учителя, Счастье, счастливый человек, счастливая семья, счастливая старость, Определение цели урока

Сегодня мы с вами поговорим о том, какого человека можно назвать счастливым, и много ли нужно человеку для счастья.

Как вы думаете, счастливый человек внешне отличается от несчастливого?

(учащиеся высказывают свою точку зрения)

Счастливый человек заметно отличается от окружающих — он улыбается, глаза излучают свет, он идет изнутри, у него все, за что он берется, получается. Более того, ему так хочется, чтобы и другие были счастливы.

Заранее вам дано было задание написать сочинение о том, какого человека можно назвать счастливым? Хочу зачитать несколько отрывков из ваших сочинений.

Счастливый человек – это тот, у которого все есть. Есть дом, машина, деньги. Он все может себе позволить. Например, поехать туда, куда хочет и с кем хочет…

8 стр., 3729 слов

Резьба по дереву учащихся по технологии (8 класс)

... а порой и фигуры людей. По своей художественной выразительности эти доски являются подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства. Дерево остаётся одним из ... плоскорельефной геометрической резьбой бытовые предметы. Широко известны работы гуцульских мастеров резьбы и инкрустации по дереву. Широко развито искусство резьбы по дереву в Прибалтике. Резьба по дереву широко распространена ...

Счастливый человек тот, у кого есть надежные и верные друзья. В народе говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Разделите любую беду со своими друзьями, и она не будет вам казаться такой страшной…

Я думаю, что счастливый человек – это тот, кто умеет любить и которого все любят. «Все на свете движется любовью…»

Счастливый человек – здоровый человек., Работа в группах, Учащиеся делятся на 4 группы в зависимости от того, чью точку зрения они разделяют.

Есть и такие ребята, которые в своих сочинениях не ограничились каким-то одним аспектом счастья. Они станут оппонентами тем, кто сейчас попробует защитить точку зрения своей группы в вопросе, какого же человек можно назвать счастливым. (5 группа)

Коллективная работа

(дискуссия)

В разное время разные люди под счастьем понимали абсолютно противоположное.

Мы только что закончили изучение творчества Н.Некрасова. Одна из главных проблем, затронутых поэтом в поэме «Кому на Руси жить хорошо», — это проблема определения счастья .

Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни». Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Проверка индивидуальных домашних заданий., Понимание счастья разными героями поэмы:

  • Поп

  • Помещик

  • Матрёна Тимофеевна

  • Персонажи из главы «Счастливые»

  • Сами мужики

  • Автор поэмы.

Кто же, по мнению поэта, счастлив на Руси? Выводы .(запись в тетради)

Работа со словарем

По латыни счастье называли «фортуной», с французского языка оно переводиться как «шанс», а с английского – «удача». В русском языке слово счастье имеет общеславянские корни – приставка «съ» – в значении – «хороший» и часть — «доля», «удел». Первоначально слово счастье употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие».

В словаре русского языка счастье – это чувство и состояние полного и высшего удовлетворения.

Работа с текстом Виктора Розова., Обсуждение. Выводы.

Люди хотят быть счастливыми — это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? И да, и нет. Нет — по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. Кроется ли она в здоровье? Конечно, да, но в то же время и нет.

6 стр., 2769 слов

Стих про курсовую работу

... и сложные зачеты, За курсовые и контрольные работы, За то, что грыз ... Дари свое тепло, И очень много счастья, Пусть принесет оно. ***** Закончено образованье. ... бумажка. С бумажкой и без знаний — человек, А без бумажки ты — букашка. ... Больших успехов пожелаю! Найти хорошую работу И жить прекрасно, беззаботно! Стремиться постоянно к ... всех научишь. ***** Я Вам диплом стихами напишу! Я зарифмую цель и ...

Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом: « И еще — « вникай сам».

В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». Дух мой был здоров.

Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. Но не самую важную. При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе — беда.

(В. Розов).

Подведение итогов урока:

Составляем схему:

Какого человека можно назвать счастливым?

Подведение итогов урока  1

Счастье – иметь всё необходимое для интересной жизни.

Счастье – жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.

Счастье – в общении с друзьями и родными.

Счастье – быть здоровым уметь заботиться о здоровье своём и окружающих

Счастье – в преодолении себя, в самосовершенствовании.

Счастье – это найти дело по душе и трудиться творчески.

Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.

Рефлексия

Теперь давайте вспомним весь наш урок. Вы не хотели бы поблагодарить кого-либо из присутствующих за интересное мнение или умение держаться в споре, а может, за что-нибудь еще? (высказывания учащихся)

Домашнее задание:

Путь к счастью… Ученые выделяют пять ступеней:

Подумайте, на какой ступени к наивысшему счастью находитесь вы?

Стоит ли стремиться выше и для чего? Стоит ли изменить свое отношение к людям, к самому себе?

7 стр., 3330 слов

Роль православия в жизни российского общества

... Наша семья — православная. Одно время мы редко посещали храм, молитвы были не регулярными. И поэтому я хочу немножко рассказать о прошлой жизни. Мы жили в какой-то ... темы: «Я христианин», «О Боге — значит о Любви!», «Православные праздники в нашей семье». С некоторыми из сочинений воспитанников сегодня знакомим читателей Русской народной линии. Я — христианин ...