Сочинение «Человек и природа в лирике А. А. Фета.»
человек и природа в лирике а а фета 1" width="640" height="auto">
Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.
В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).
Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа.
Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.
Цветение сердца — символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание).
Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности.
Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». Человек начинает говорить на прекрасном языке природы:Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада: Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо.
Обращениям к природе в лирике Фета нет конца:Распахни мне объятья твои, Густолистный, развесистый лес.Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы «сладко вздохнуть».«Шепот, робкое дыханье…» Темы стихотворения: природа, любовь.
Свидание в саду.
Ключевые образы лирики Фета— «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни — высшее выражение душевного подъема.
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка) — самое прекрасное в человеческой жизни.
Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа.
Сравнение философской лирики тютчева и фета. Изображение времен ...
... сочинения. Прежде всего внимательно вчитаемся в формулировки тем и постараемся выявить их сходство и различие. Для этого нужно уточнить, "расшифровать" их содержание. Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, ... однообразен и ограничен". Даже Некрасов, декларативно и прямолинейно утверждающий гражданственность лирики, говорил, что "человек, понимающий поэзию и охотно открывающий ...
Аллитерация (н—л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.Стихотворение можно сравнить с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…». Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй.
Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: «И много лет прошло томительных и скучных».
Последние четыре строки — это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал очень значим.
Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Человек и природа в лирике А. А. Фета (План-сочинение)
Своеобразие лирики А. А. Фета.
Фета глубоко интуитивна, она не стремится к рассудочности, поэта влечет мир переживаний и ощущений. Это стремление к чувственным и эмоциональным проникновениям в тайны бытия не может быть длительным процессом.
Лишь мгновение прозрения, вспышка дана человеку, чем и объясняется небольшой объем произведений поэта. Всем стихотворениям А. А. Фета свойственна особая музыкальность.
Образ природы в поэзии А. А. Фета.
Оно наделено собственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может приобщиться к этой жизни.
«Учись у них — у дуба, у березы…» (1883)
Поэт наполняет стихотворение постоянными обращениями к читателю, облекая их в повелительную форму. Такой дидактизм, по мнению автора, должен активизировать восприятие читателя.
«Учись у них — у дуба, у березы…» (1883)
Поэта привлекают еле уловимые состояния природы, когда сложно определить размытые границы сущего, день еще не ушел, ночь еще не наступила:
«Вечер» (1855)
Средства художественной выразительности в стихотворениях А. А. Фета о природе.
Отсутствие глаголов в тексте поэтического произведения не приводит, как можно было бы предположить, к изображению статичного состояния пейзажа. Динамика ночной жизни мира природы и переживания влюбленных и составляет основу стихотворения.
Движение ночного мира природы создается постоянной сменой представляемых событий:
Шепот, робкое дыханье.Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья.
Действие развивается одновременно в отношениях людей и в природе. Автор использует прием параллелизма, на котором и строится все стихотворение. Именно параллелизм в представлении человека и природы позволяют поэту раскрыть полутона внутреннего мира влюбленного.
Два начала проникают друг в друга, дополняют, смешиваются. В стихотворении черты природы переходят на человека, а изображаемая картина природы получает психологическую трактовку.
Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта
... выпуск лицеистов, куда бы их не забросила жизнь, отмечали день открытия Лицея и вспоминали друг друга, Пушкин пишет о своих друзьях: поэте и декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, о мореплавателе ... сословия, с университетским уровнем обучения. По замыслу Сперанского, здесь должны вырасти люди новой породы, будущие государственные деятели России, которые внесут прогрессивные преобразования и ...
Очень осторожно, размытыми штрихами поэт устанавливает внутреннее родство между гармоничным миром природы и человеком.
Свет ночной, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица.
В дымных тучках пурпур розы,Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,И заря, заря!..
Внутренняя динамика изображаемого создается не только сменой картин, но и течением времени, которое А. А. Фет вводит в повествование через изменения теней, света и появлением в конце повествования лучей солнца, предвосхищающих утро.
Эмоциональный всплеск в финальной строке стихотворения окончательно соединяет мир природы и человека, т. к. заря воспринимается как начало жизни всего сущего и начало чувства.
Летняя ночь, наполненная лирическими событиями, предстает как прелюдия счастья и гармонии.
Мир природы становится в поэзии А. А.
Поэт выходит за границы предметного значения слова, лишает ясности «бесподобно-певучие строчки» (Н. Страхов) и через запахи, звуки, краски постигает тайну бытия, создавая у читателя иллюзию подлинности происходящего.
Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета
Афанасия Афанасьевича Фета с полным правом можно назвать певцом природы. В пейзажной лирике он достиг блистательных художественных высот, подлинной реалистической глубины. Как ни один другой поэт, Фет обращает внимание на мельчайшие подробности жизни родной природы, в совершенстве владеет многоцветной кистью. Он описывает самые обыденные моменты в неподозреваемой красоте.
Фет строит картину мира, который он видит, осязает, слышит. И в этом мире все важно и значимо: и облака, и луна, и метель, и звезды. Каждое мимолетное явление имеет для него свое собственное значение, свою собственную красоту.
Важной особенностью пейзажной лирики Фета является его умение чувствовать непосредственную близость своей души к миру природы. Поэт не просто описывает бабочку, ее полет, а улавливает ее «дыхание»:
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь, —
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась…
Природа в лирике Фета живет своей жизнью и показана в движении, в диалектике:
Растут, растут причудливые тени,
В одну сливаясь тень…
Уж позлатил последние ступени
Перебежавший день.
Преобладание глаголов несовершенного вида (растут, позлатил, восходишь, обращаю, смолкает, скользишь, сыплет) создает эффект движения, перехода от дня к ночи: вот садится солнце, и начинают расти «причудливые тени», наступают сумерки, сливая их в «одну тень», вот последние лучи заходящего солнца освещают вершины гор, а на небе светят два светила – солнце и луна. Вскоре последние лучи солнца исчезают («потухли выси гор»), и мир погружается в неподвижность.
Чувство природы у поэта носит универсальный характер: у него практически нет чисто пейзажной лирики. Фетовская природа тесно связана с душой человека, с его внутренними переживаниями. Поэт считает, что человек должен раствориться в природе, начать жить как она. Отсюда излюбленный прием Фета – психологический параллелизм.
Рассуждение Как образ тополя соотносится с душевным состоянием ...
... В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема человека и природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Фета «Тополь»? Тема человека и природы раскрывается и в ... команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления ...
Ощущение динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека, можно проследить в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…». Важно отметить, что движение создается поэтом при полном отсутствии глаголов:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
На первый взгляд, стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Читатель как бы присутствует при ночном свидании, которое происходит в саду, у ручья, ночью. Наверное, между влюбленными произошло объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и поцелуями.
Лирика Фета позволяет воспринимать и природу и человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений. Главное заключается не в самой картине окружающего мира, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждает она в нас.
Природа является только поводом, средством выражения поэтического мышления. Неслучайно самого себя Фет называет «природы праздный соглядатай».
Природа у него — это не просто пейзаж, это атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, пронизывающая все вокруг.
Человек и природа в лирике А. Фета (На примере стихотворений «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…»)
Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир…
И. Никитин
А. А. Фет снискал в литературе славу тончайшего лирика. Ни эпический, ни драматический род литературы не был его призванием.
Он был одним из самых крупных поэтов так называемой школы «чистого искусства», резко противопоставившей себя представителям гражданского направления в литературе, писателям-демократам, соратникам Чернышевского и Некрасова.
Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые волновали его современников, Фет ограничил свое творчество тремя темами: любовь, природа, искусство.
«Стремясь от людей утаиться», поэт уходит в мир природы, чтобы обрести гармонию. Фет сумел очеловечить природу, найти в ней отзвук своим настроениям и чувствам, передать красоту родного пейзажа.
«Природы тайный соглядатай», поэт обладал острым поэтическим зрением и слухом, что дало право П. И. Чайковскому указать на певучесть и музыкальность лирики Фета: «…
Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» — одно из ранних в лирике Фета и одно из самых популярных. Темы любви и природы, затронутые здесь,— вечные темы поэзии, Однако Фет сумел сказать в своем произведении нечто новое.
Пейзажная лирика А.А. Фета
... природой. Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». Говоря о пейзажной лирике Фета, ... заре ты ее не буди». В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» Фет превосходно передает и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи ...
От его поэтического шедевра веет свежестью. Оно ни на что не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его поэтическим установкам.
Фет писал: «Поэзия требует новизны, под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства».
Необычно уже само начало стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать…». Для нас сегодя эта строка удачна с художественной точки зрения, но во времена же Фета это воспринималось как поэтическая дерзость. Сам же поэт шутливо и не без гордости называл свои произведения стихами «в растрепанном роде».
Неточные слова и как бы «растрепанные» выражения создают в стихах Фета не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Начальные слова «Я пришел к тебе с приветом…» кажутся особенно органичными и естественными для живой речи, Создается впечатление, что поэт не задумывался специально над словами, а они сами сложились в его голове.
Стихотворение заканчивается строками:
…не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.
Эти строки тоже о естественности поэтического слова.
Опорными, ключевыми в стихотворении являются слова: «привет», «солнце», «свет», «трепет листьев». По эмоциональному смыслу они близки друг другу, создают представление о сильном переживании: о радости, счастье, любви и весне. Они похожи на звонкий музыкальный аккорд, который нарастает, усиливается.
Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» отличается удивительной цельностью. Все в нем внутренне связано друг с другом, оно произносится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании. Лирический герой видит рассвет и луч солнца, который бежит по листьям:
Лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой…
Цельности стихотворения способствуют и повторы, которые скрепляют слова и приводят их в движение. Через равные периоды во втором стихе первой строфы и в первом стихе всех последующих строф повторяется слово «рассказать»: «Рассказать, что солнце встало…
», «Рассказать, что лес проснулся», «Рассказать, что с той же страстью…», «Расказать, что отовсюду…» Именно это слово является скрепляющим строфы элементом, придает всему стихотворению ощущение единства. Есть и другие слова-повторы: «лес проснулся» — «весь проснулся»; «веткой каждой» — «каждой птицей».
Многократное повторение союза «что» придает стихотворению плавность.
В стихотворении можно выделить яркие эпитеты, помогающие создавать радостно-приподнятое настроение, например, «горячий свет», «весенняя жажда». Фет также использует и олицетворения: «лес проснулся», «солнце встало».
Логическим ударением автор выделяет главное смысловое слово стихотворения — любовь, радость жизни и пробуждающаяся природа вызывают в душе человека песню. Это песня о весне в природе и о зарождающихся чувствах человека. Как лес «весенней полон жаждой», так и душа лирического героя открыта счастью.
Фет большое значение придавал концовке стиха, считая, что именно здесь должна сосредоточиваться вся сила стихотворения: она должна быть такой, чтобы к ней нельзя было прибавить ни одного слова.
Для песни еще нет слов, но сама мелодия уже есть, она просится наружу.
Молодой поэт заявил о себе в русской литературе этим стихотворением. Он пришел рассказать о блеске солнечного утра и страстном трепете молодой, весеней жизни, о жаждущей счастья влюбленной душе и неудержимой песне. Он принес этим стихотворением романтическое дыхание весны в поэзию.
Влияние окружающей среды на человека жизни
... запахам и некоторые тебе начинают нравиться. Но когда выезжаешь летом на чистую природу с чистым воздухом, то тебе становится не по себе. Начинает крутить, болеть ... голова и другое. Потому что надышался воздуха в городе. Когда на природе или в селе находишься примерно 2-3 дня, то привыкаешь к чистому ...
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» темы любви и природы также слиты воедино. Здесь получила наиболее яркое отражение такая особенность фетовской лирики, которую критики назвали «безглагольность», Действительно, в стихотворении нет действия — лишь быстрая смена картин:
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье, Сонного ручья.
Картины, возникающие перед читателем, статичны — в них самих нет движения. Фет использует тот принцип, который можно было бы назвать принципом перебирания фотографий. Смена этих картин придает стиху удивительную динамичность и воздушность, помогает изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое. На фоне картин природы «милое лицо» изменяется.
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
В основе эстетико-философской концепции Фета лежит мысль о тесной взаимосвязи человека и природы. Лирический герой его поэзии стремится стать частью природы, что позволит ему обрести радость в душе и абсолютную свободу.
Он растворяется в мире природы и потому видит ее душу, ее тайну. Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний, Его лирические миниатюры отличаются богатством оттенков, нежностью, душевной теплотой.
Их назначение передать не столько мысли и чувства поэта, сколько его «летучее» настроение.
Источник: http://5litra.ru/soch/1003-chelovek-i-priroda-v-lirike-a-feta-na-primere-stihotvoreniy-ya-prishel-k-tebe-s-privetom-shepot-robkoe-dyhane.html
Человек и природа в лирике Фета
В основе фетовской поэтики – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы(цикл “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”, “Гадания”, “Вечера и ночи”, “Море “).
Описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя.
В этих стихах “жизнь души” обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой, преломившись через “магический кристалл” человеческого восприятия.
Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживанийи эстетических потрясений. Он стремится слиться с запредельным.
Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.
КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова)
... человек думает не о суете жизни, мелочных ежедневных заботах и переживаниях — в мыслях он обращается к самому сокровенному в природе и мире. На этой странице искали : сочинение про кавказ сочинение ... «Эльбрус своей главой». Постепенно шумная природа засыпает. Где-то в далеком ауле печальную песню о несчастливой любви запела прекрасная дева — горы вторят ей, эхо отображает малейшие изменения ...
Самый счастливый миг для него – ощущение полного слияния с природой:
Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Цветение сердца – символ духовного соединения с природой(причем такого соединения, которое происходит, как эстетическое переживание).
Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического “двоемирия”. Человек начинает говорить на прекрасном языке природы:
Но безмолвствует, пышно чиста,
Молодая владычица сада:
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.
В известном стихотворении “Шепот, робкое дыханье.” состояние человека развивается параллельно состоянию природы:
Шепот, робкое дыханье,
Серебро и колыханье
В стихотворении нет ни одного глагола, и все-таки оно наполнено движением. Отрывочные образы (жизнь сердца, жизнь природы) складываются, как стеклышки мозаики, в единую картину:
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений
Фет не описывает целостную картину, а дает несколько точных мазков, с тем чтобы “смешение красок” в единый “тон” произошло в воображении читателя. Здесь хорошо просматривается импрессионизм в лирике Фета (Фет – поэт остановленных мгновений).
Это символ света любви, восхода новой жизни – высшее выражение душевного подъема.
В стихотворении “Сияла ночь. Луной был полон сад.” соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка)- самое прекрасное в человеческой жизни. Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа. Аллитерация ( н – л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.
Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Стихотворение можно сравнить с пушкинским “Я помню чудное мгновение.”. Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием.
Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: “И много лет прошло томительных и скучных”. Последние четыре строки – это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал очень значим.
Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, “трелях соловья”.
Человек и природа в лирике Афанасия Фета
Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. В основе фетовской поэтики – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”, “Гадания”, “Вечера и ночи”, “Море”).
Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа.
Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.
Цветение сердца – символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание).
Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности.
Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического “двоемирия”.
Человек начинает говорить на прекрасном языке природы: Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада: Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо.
Обращениям к природе в лирике Фета нет конца: Распахни мне объятья твои, Густолистный, развесистый лес. Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы “сладко вздохнуть”.
“Шепот, робкое дыханье…” Темы стихотворения: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак. Безглагольность. “Музыка любви”.
Это символ света любви, восхода новой жизни – высшее выражение душевного подъема. В стихотворении “Сияла ночь. Луной был полон сад…” соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка) – самое прекрасное в человеческой жизни.
Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа.
Аллитерация (н-л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Стихотворение можно сравнить с пушкинским ” Я помню чудное мгновенье…”.
Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: “И много лет прошло томительных и скучных”. Последние четыре строки – это смысловое, музыкальное завершение стихотворения.
У Фета финал очень значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью: А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Человек и природа в лирике А А Фета
В ЛИРИКЕ Ф.ТЮТЧЕВА, ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕЧНОМ
Билет 9
ДИКИЙ ПОМЕЩИК
Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты «Весть», по глупости жаловался, что «очень уж много развелось… мужика», и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всœем пространстве владений глупого помещика».
Тот пришел было в восторг («чистый» воздух стал), но оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить.
При этом он от своих «принципов» не отступал и в результате одичал, стал передвигаться на четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал).
Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелœело «мужика изловить и водворить обратно». С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.
В философской лирике Тютчева утверждаются величие мироздания, единство природы и внутреннего мира человека (ʼʼмировой душиʼʼ), вечные мучительные раздумья над вопросами бытия: о смысле жизни, о жизни и смерти, о взаимоотношении природы и человека, о внутренних противоре-чиях человеческой души. Далеко не всœегда эти вопросы находят разрешение, но они волнуют читателя, заставляют его думать и переживать. Тютчев (1803-1973) – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций (представлений) поразителœен:
Стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета широко известны. Это удивительные стихи, отличающиеся особой музыкальностью. М. Е. Щедрин писал: ʼʼ…Романсы его распевает чуть ли не вся Россияʼʼ. Фет — певец любви и природы, влюбленный в красоту окружающего мира, еще Тургенев говорил об этом.
Но его интересует не только пейзаж, но и внутренний мир человека, взаимоотношения его с природой.Все его творчество можно разделить на два периода: первый, когда природа в его стихах изображается как стихия, которая соотносится с духовным миром человека; второй период охарактеризован разладом.
В одном из своих циклов, который принято называть ʼʼСнегаʼʼ, Фет вводит читателя в мир русской природы (суровые, занесенные снегом равнины, тройка, летящая по этим просторам, и т. д.)
Свежесть, естественность, богатство эмоционального внутреннего мира человека в лирике Фета обусловлены русской действительностью середины XIX в. В стихотворении ʼʼПечальные березы…ʼʼ основным является образ березы, символизирующий именно русскую природу.
Предчувствие перемен взывало к новому человеку и новой человечности.
Оригинальность его стихотворений состоит по сути в том, что, одушевляя природу, он вместе с этим соединяет ее с внутренним миром человека:
Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.
Природа (цветы спят) сливается с жизнью человеческой души (сердце цветет).
ʼʼЦветущееʼʼ сердце в данном случае — символ этого слияния.
Фет воспринимает человека через то, что его окружает, и пытается говорить с ним на языке природы. Я давно хочу с тобою Говорить пахучей рифмой, Каждый цвет — уже намек, Ты поймешь мои признанья, Может быть, что весь пучок Нам откроет путь свиданья.
Фет дорожит мигом, его называли ʼʼпоэтом мгновенияʼʼ. Он умел запечатлевать неуловимые моменты жизни природы. Он сам писал об этом:
Человек органично входит в природу, он неотделим от нее. Любимая — это сама весна, сама Красота. И чувство любви у Фета подчинœено природе: ʼʼРаспахни мне объятья свои, Густолистый развесистый лесʼʼ. В стихотворении ʼʼШепот, робкое дыханье…ʼʼ радость любви неотделима от радости, разлитой в природе.
Элементы пейзажа органично соединœены с реалиями человеческой жизни и создают единую законченную картину. ʼʼШепот, робкое дыханьеʼʼ созвучны с ʼʼтрелями соловьяʼʼ, в ночных тенях происходит ʼʼряд волшебных изменений милого лицаʼʼ. В этом стихотворении нет ни одного глагола, и, тем не менее, поэт сумел передать всю остроту движения в природе, перечисляя лишь предметы и явления.
Особенностью стихотворений Фета является то, что любое состояние души или картины природы он рассматривает как часть одного бесконечного всœелœенского процесса.
Пейзажные зарисовки Фета сродни картинам импрессионистов. Это сходство состоит по сути в том, что значимость мгновения жизни как бы увеличивается в объёме, фиксируется и начинает восприниматься как чудо. Также в стихах Фета есть стремление необычно показать обыкновенные вещи (падение звезды, цветение цветов), субъективность мировосприятия.
В картинах природы преобладают светлые, жизнерадостные тона и яркие краски. Поэт видит в природе то, чего не замечали другие: он любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину, то есть переживает с нейвсœе мгновения. В стихотворении ʼʼФантазияʼʼ (ʼʼМы одни, из сада в стекла окон светит месяц…
Тусклы наши свечиʼʼ) прослеживается вера поэта в беспредельность жизни и природы, в гармоничное слияние с ней человека.
С созерцанием природы связаны и философские размышления поэта. Набпюдая жизнь окружающего мира, он задумывается над важнейшими вопросами человеческого бытия. Через природу Фет» постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В стихотворении ʼʼУчись у них — у дуба, у березы…ʼʼ мы видим суровый зимний пейзаж, ʼʼжестокую поруʼʼ.
Деревья стойко переносят ʼʼхолод, лютыйʼʼ,порывы ветра, злую метель: ʼʼΟʜᴎ стоят, молчатʼʼ, ʼʼ…молчи и ты!ʼʼ — обращается Фет к своему читателю, советуя нам так же стойко переносить всœе невзгоды судьбы.
Как в жизни природы животворящая сила весны побеждает суровую зиму, так и в жизни человека горькие дни сменятся радостными и счастливыми:
Человек должен постоянно вглядываться в природу, учиться у нее й в то же время познавать себя и свои возможности. Лирический герой Фета всœегда стремится слиться с запредельным, постичь гармонию и красоту мира, и к этому он призывает нас, своих читателœей. Природа, в представлении Фета͵ — это мудрый советчик человека и лучший его наставник и учитель.
Гармония отношений человека и при- роды не перестает волновать нас и сейчас, в связи с этим стихи Фета всœегда будут актуальны и современны.
Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Вариант 1
Художественное творчество есть самая изумительная,
самая непостижимая, самая таинственная тайна.
А. А. Фет.
Стихотворения А. А. Фета — особая глава русской поэзии. Автор этой главы представляет окружающий мир прекрасным и гармоничным.
«Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой», — писал известный критик А. В. Дружинин в своей статье — «Стихотворения А. А. Фета».
Предметом искусства, по мнению Фета, должно быть прекрасное, а для возникновения поэтического произведения необходимы два условия: красота как реально существующий элемент мира и особая прозорливость изображающего ее «ум сердца»: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».
Благодаря этой поэтической зоркости, весь окружающий мир’ представал перед Фетом прекрасным и гармоничным. «Целый мир от красоты», — утверждал поэт.
Исследователи художественного мастерства Тургенева справедливо отмечают, что «у Тургенева нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще; его флора и фауна всегда конкретны и определенны». Фет переносит эту же особенность в поэзию.
Явления природы у него описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников.
В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др. и каждая птица показана в ее своеобразии. Когда Фет пишет:
И слышу я, в изложине росистой
В полголоса скрипят коростели.
«Степь вечером»
— здесь в поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса, и даже каково значение услышанных звуков. Ведь в другом стихотворении «Жду я, тревогой объят» в непроглядной тьме ночи коростель «хрипло подругу позвал».
Еще одной особенностью пейзажной лирики Фета является его стремление к фиксации изменений в природе. Наблюдения его в стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов. Вот, скажем, приметы поздней осени:
Сбирались умирать последние цветы
И ждали с грустию дыхания мороза;
Краснели по краям кленовые листы,
Горошек отцветал, и осыпалась роза.
Над мрачным ельником проснулася заря,
Но яркости ее не радовались птицы;
Однообразный свист лишь слышен снегиря,
Да раздражает писк насмешливой, синицы.
У Фета природа — объект художественного восторга, эстетического наслаждения, Фетовский эстетизм, «преклонение перед чистой красотой», (горою ведет поэта к нарочитой красивости, даже к банальности.
Можно отметить постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный.-) и др.
Этот узкий круг условно-поэтических эпитетов прилагается к широкому кругу явлений действительности.
Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом.
Фет так и говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».
А. А. Фет изображает внешний мир в том виде, какое ему придало его настроение. При всей правдивости и конкретности описания природы оно, прежде всего, служит выражением лирического чувства.
Поэт стремится передать жизнь природы в момент перехода ее из одного состояния в другое, запечатлеть мгновение этого перехода. Она дышит, она движется, она чувствует.
Перечитаем стихотворение «В дымке-невидимке» (1873).
В этом стихотворении нет ни неба, ни земли — а есть дымка-невидимка, нет воздуха — есть движение цветущего сада.
И из этой туманной неопределенности перехода вечера в ночь как бы выглядывают конкретные детали: «Плачет старый камень, в пруд роняя слезы», «Уронила косы голова невольно».
О состояниях природы и ощущениях человека стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», которое можно назвать символом фетовской поэзии. Это стихотворение написано Фетом в годы военной службы и было напечатано во втором номере журнала «Москвитянин» 1850 года:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Стихотворение о любви, о встрече влюбленных. Только любовное свидание окутано какой-то «полупрозрачной завесой», каким-то таинственным полумраком. Это один из тех случаев, когда, по словам автора, поэт «не подымает окончательно завесы перед зрителем, предоставляя ему возможность глядеть сквозь дымку».
Что-то заставляет перечитывать это стихотворение вновь и вновь. Может быть, завораживающая «размытость», а может, необычность и незавершенность композиции. Поражает «безглагольность» поэтического текста. Это не технический эксперимент автора, а особенность стихотворения о «музыке любви».
Все стихотворение — одна фраза, все ее части — назывные предложения, и, тем не менее, оно полно движения, потому что картины, вспыхивая мгновениями, сменяют друг друга, льются одним потоком, почти без пауз, через запятую.
И если в начале мы слышим трели соловья — птицы ночи и видим «серебро сонного ручья» и «ночные тени», то в конце всем миром завладеет заря. Стихотворение читается на одном дыхании: как пред началом пения делается глубокий вдох и лишь в конце — выдох.
Здесь нет логической последовательности, так как Фет сумел выразить огонь крови, дрожь сердца, волнение и нарастание страсти: «Шепот, робкое дыханье…» -так, пока еще робко говорит о себе зарождающееся чувство.
«Ряд волшебных изменений милого лица», — может, состояние природы меняет облик лирического героя? Или изменилось состояние его души? Ответы на эти вопросы мы находим в последних строках: «И лобзания, и слезы, \ И заря, заря!..»
Многоточие в последнем предложении дает ощущение незавершенности, а само стихотворение рождает состояние бесконечности, перерождение лирического героя длится от заката до рассвета, но сколько звуков, цветов, чувств таит в себе эта ночь. Фет играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной мелодией. В этом и есть мастерство истинного поэта, сумевшего объединить в лирическом стихотворении жизнь природы и состояние человека.
При всем разнообразии художественных средств стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» выдержано в одной тональности. Оно, как и многие стихи Фета, очень музыкально. Недаром великий композитор П. Й.
Чайковский называл Фета музыкантом.
Такое милое, певуче, ласковое стихотворение. А сколько вокруг него было споров! Одни говорили: лирика чистой воды. Другие не понимали, как можно в пору общественных потрясений (50-е — 60-е годы XIX века) слагать такие безмятежные строки и воспевать «трели соловья».
Третьи писали едкие эпиграммы и пародии, высмеивающие Фета. Но наряду с критикой, существовала и позитивная оценка этого стихотворения. К числу его ценителей относился Ф. М. Достоевский, который назвал стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…
» «памятником совершенства поэзии и языка», возбуждающим ‘ «эстетический восторг и чувство красоты».
Поэт считал, что предметом искусства должно быть прекрасное: красота, которая «разлита по всему мирозданию», любовь, «которая, как связующее начало, разлита во всей природе», сокровенные моменты созвучия космической и душевной жизни, творения искусства. Всем этим и «дышит поэзия Фета. Его лирика слишком необычна, причудлива и утончена, она полна недомолвок, недоговоренности оттого, что автор считает себя бессильным словами передать смутные, трудноуловимые впечатления.
Поэзия А. А. Фета всегда современна, потому что красота, природа, любовь — вечны и «нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться».
Вариант 2
А. А. Фет — поэт лирический, и только лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. И это удивляет, потому что при наличии самой развитой и пере-
довой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, — общественная полезность произведения; однако, несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика.
В них ничего нет, кроме нежных движений человеческой души.
В моем саду, в тени густых ветвей
Поет в ночи влюбленный соловей.
У Фета в стихах есть все, что должно быть в поэзии: «любовь и кровь», «морозы и розы». Его природа персонифицирована и одухотворена — это роднит его с Тютчевым:
Как майский глубокий
Зефир, ты, мой друг, хороша.
У него все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:
В небесах летают тучи,
На листах сверкают слезы,
До росы шипки грустили,
А теперь смеются розы.
Часто, чтобы ярче представить сущность жизни, поэты создают для нее специальные образы. Так, Данте выписал человеческое зло в девяти грандиозных кругах своего «Ада», Полонский стянул и сжал обычное содержание человеческой жизни в тесный мирок насекомых. Для Фета жизнь — в медленном, но беспечном сосуществовании природы и человека:
Какой горючий пламень
Зари в такую пору!
Кусты и острый камень
Сквозят по косогору.
Ушли за днем послушно
Последних туч волокна…
О, как под кровлей душно,
Хотя раскрыты окна.
Поэзия для Фета — высший род художества. Она по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками и красками, и пластическими формами.
Картины при роды, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера:
Смотри, красавица, — на матовом фарфоре
Румяный русский плод и южный виноград.
Как ярко яблоко на лиственном узоре!
Как влагой ягоды на солнышке горят.
Мастер рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, созвучной поэтическому языку XX века. Стоит вспомнить манделынтамовское: «Золотистого меда струя из кувшина текла…» — ритмический и музыкальный рисунок цитируемого стихотворения резонирует и совпадает с фетовской мелодикой и ритмикой.
Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают. Они безупречны. Но эта безупречность тепла и полна скрытой жизни:
Уснули метели
С печальной зимой,
Грачи прилетели,
Пахнуло весной.
Широкая карта
Полночной земли
Чернеет, и марта
Ручьи потекли.
Для песни полночной
Отныне живи,
Душой непорочной
Предайся любви.
На природе с каждой каплей
Зеленеет вся одежда,
В небе радуга сияет,
Для души горит надежда.
При всем различии разобранных здесь стихотворений они сходятся в том, что, по мысли и внутреннему чувству Фета, все значение поэзии — в безусловном, независимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном вдохновении, создающем то прекрасное, что по своему существу есть нравственное и доброе.
Этим достаточно определяется значение поэзии Фета, а содержание ее раскрывается при последовательном прочтении всего ряда его стихотворений.
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Источник: https://soch67.info/index.php/sochineniya-po-literature/sbornik-sochinenij-5-11-klass/3751-zhizn-cheloveka-i-mir-prirody-v-lirike-a-a-feta
Ссылка на основную публикацию
/ Сочинения / Фет А.А. / Разное / Человек и природа в лирике А.А.Фета
Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…», – говорил поэт. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я». Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, пихая: «зари осенней след», «густая крапива шумит под окном». Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета. Острота восприятия природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета: «зеленая ива повисла шатром», «весны душистой нега», «ароматные цветы» и т.д. По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки от рассудочной деятельности: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии» и т.д. Фет в стихотворении изображает не столько предметы, явления, оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Глаголы передают движение. Здесь их нет, а ощущение движения есть. Каждое движение – картина. Перед нами любовное свидание до зари. Первая строфа – завязка. Вечер – она пришла на свидание; ночь – проходит в упоении любви; утро – слезы счастья и расставания. Мир природы и мир человека, чувство любви, чувство тончайшее, невыразимо сильное, о таком чувстве словами не скажешь. Так о любви до Фета никто не говорил. Стихотворение написано в стиле импрессионизма (импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновениях, в случайных снимках памяти, предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и те складываются в цельную картину). В этом стихотворении изображена не плотская любовь, а духовная, на что указывает и финал стихотворения, т.е.
Две первые строфы – полное бессоюзие, передающее динамику происходящего. И как бы завершая сцену свидания, в последней строфе тройное употребление союза «и» снимает напряжение и вводит спокойную ноту, передающую состояние души возлюбленных. Свидетельством необыкновенной музыкальности стихов Фета является стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…». К особому эмоциональному восприятию стихотворения подготавливает чудесный живописный пейзаж, сотканный из ярких мазков и освещения. Все вокруг залито лунным светом, и оттого ночная пора и мир природы предстают в своем неожиданном сиянии. Это стихотворение Фета можно сравнивать с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…». Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй, правда у Фета вторая встреча могла и не быть реальной. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: И много лет прошло, томительных и скучных… Последние четыре строки – это смысловое музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал значим. Стихотворение-эксперимент. Единственное поясняющее слово, многократно (24 раза) возникающее на пространстве 18 коротких строк – «это» («эти», «этот»). Совершенно не живописное слово. Казалось бы, оно мало подходит для описания такого красочного явления, как весна. Но при чтении фетовской миниатюры возникает завораживающее, маническое, прямо проникающее в душу настроение. Зоркий глаз читателя может выявить в этом как будто сумбурном перечислительном ряду глубокую логику: сначала взгляд, устремленный вверх (небо, птицы); потом – вокруг (ивы, березы, долы); наконец, взгляд, обращенный внутрь себя, в свои ощущения («мгла и жар постели», «ночь без сна»). Читатель должен почувствовать весеннее душевное состояние, пережить его. Афанасия Афанасьевича Фета можно назвать самым лиричным лириком XIX в. Фет — поэт субъективный, поэт неопределенных, недосказанных, смутных чувств, «получувств». Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, «трелях соловья». Салтыков-Щедрин писал: «Стихи Фета дышат самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Профессор Московского университета, давний поклонник Фета, Петр Кудрявцев, замечал: «Мне кажется, что миллионы людей благодарны Афанасию Фету за то, что он обнажил перед нами красоту мира, красоту жизни и любви».
/ Сочинения / Фет А.А. / Разное / Человек и природа в лирике А.А.Фета |