Тема природы и пейзажная лирика в творчестве Тютчева

Сочинение

Фёдор Иванович прославился благодаря умению тонко передавать краски, звуки и запахи окружающего мира. Благодаря его произведениям читатели могут посмотреть на пейзажи другими глазами. Тема природы в творчестве Тютчева занимает центральное место. Он достиг мастерства в изображении красоты и многообразия всего живого. Каждый стих — олицетворение души автора, который относится ко всем временам года с большой любовью.

Отношение Тютчева к природе

растения, камни и каждая песчинка способны говорить, чувствовать, испытывать боль

Поэт заявлял, что природа нуждается в защите. Она страдает от потребительской философии, и только жалкие, бедные духом люди видят в окружающем мире источник материальных ценностей, не понимая, что его нужно оберегать и по возможности восполнять.

По мнению Ф. И. Тютчева, природа для человека — родная мать, и нельзя относиться к ней без уважения, чёрство, занимая позицию бездушного потребителя.

Особенности лирики для детей

В стихотворениях, написанных для детей, Тютчев уделяет описанию всего живого очень много внимания. Произведения ценны тем, что в них заложен воспитательный компонент. Поэт учит ребят не только видеть красоту, но и относиться к ней бережно, ответственно, с заботой и любовью. Только такая позиция позволит сполна насладиться красотой мира и не очерстветь душой.

Популярные произведения, в которых изображаются родные просторы и явления удивительной красоты:

  • «Осенний вечер»;
  • «Листья»;
  • «Весенняя гроза».

В первом из произведений очень много эпитетов, например:

  • «томный, лёгкий шелест»;
  • «зловещий блеск»;
  • «таинственная прелесть»;
  • «тихая лазурь».

Стихотворение недаром включено в школьную программу: строки настолько проникновенны, что способны найти отклик в детских сердцах. В юном возрасте, когда душа открыта всему новому, поэтические строки Тютчева воспринимаются как зеркало, в котором отражается отношение человека к природе.

Смена времён года

Вот с чем сопоставляются времена года:

  • осень — с грустью;
  • зима — с мудростью;
  • лето — с безудержным весельем;
  • весна — с надеждами, мечтами.

У стихотворений Ф. И. Тютчева есть одна общая черта: выразительное описание каждой местности. Читая произведения этого автора, можно в деталях представить себе обстановку, «увидеть», какие кусты, деревья и травы растут вокруг, как они освещены, что происходит на небе.

2 стр., 827 слов

Василькова Анастасия (16 лет). «О любви»

... вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Все произведения Куприна о любви заканчиваются трагично, такова и «Олеся». Иван Тимофеевич ищет ... все трагически. Они такие разные. Олеся-девушка, выросшая в лесах, сроднившаяся с природой. "...Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная ...

Поэт настолько умело подбирает средства художественной выразительности, что в его стихах можно увидеть яркие цветы, ощутить, каков их аромат, услышать пение птиц.

Весенняя тематика , Явления, эмоции и состояния, с которыми ассоциирует поэт весну:

  • ликование;
  • восторг;
  • торжество солнца;
  • острота ощущений;
  • радость;
  • улыбки, смех;
  • смена старого на новое;
  • игривый настрой всего живого.

Гроза, которая случается весной, представляет собой единство противоположностей. С одной стороны — страшное и опасное явление природы, с другой — кардинальные перемены, несущие счастье, раскрытие потенциала, очищение от всего, что стало ненужным. Дождь смывает всё отрицательное, что накопилось за зиму. И люди, и природа могут начать жить в обновлённом состоянии. После весенней грозы в мире воцаряется гармония, и у людей есть возможность поучиться у природы, ощутить мира и человека в одном из произведений русской литературы">прелесть окружающего мира и начать ценить каждый миг.

Работа над сочинением , За основу можно взять такой план:

  • краткая биография поэта;
  • центральные темы в творчестве;
  • проблематика произведения;
  • особенности пейзажной лирики;
  • черты, характе́рные для детских стихов;
  • единение и противопоставление природы и человека;
  • анализ одного из стихотворений.

Такая работа заслужит высокую оценку. Перед написанием важно не просто механически прочесть стихи, а постараться погрузиться в них, понять и ощутить состояние поэта. Ведь Тютчев, по сути, выступил посредником между живым миром и обычными людьми, неспособными видеть то, что открывается взгляду художника.