Тема: Качественные имена прилагательные (обобщение).
Р/р Сочинение-описание (миниатюра) с использованием качественных имён прилагательных
Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе
свидетельство каждому участнику
скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)
Качественные имена прилагательные (обобщение)., Р/р Сочинение-описание (миниатюра) с использованием качественных имён прилагательных
Тип урока:
Цели как деятельность учеников.
М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (текст – в план, схему, ключевые слова); пользоваться разными
видами чтения (ознакомительным, изучающим, выборочным), владеть разными видами аудирования.
М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, оказывать необходимую помощь
и осуществлять взаимный контроль, строить рассуждение, создавать тексты-описания.
6ЛР: распознавать качественные прилагательные по их признакам (наличие форм сравнения, краткой формы, антонимов), подбирать
3ЛР: уместно употреблять качественные прилагательные в тексте, использовать качественные прилагательные в собственной речи.
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая (орфоэпическая) разминка.
На слайде представлены слова.
Учащиеся просматривают их, затем читают вслух, выделяя голосом ударный слог (сначала по цепочке, затем все вместе хором).
Красивее, грушевый, сливовый, каталог, столяр, августовский, прибыл, прибыла, звонит, звонишь, намерение, партер, туфля, обоим, обеих, скольких, языковое чутьё, языковая колбаса, добыча, кухонный, балуешь, избалованный.
1. Владеть навыками чтения и аудирования.
2. Осуществлять учебную познавательную рефлексию.
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего
- Закончите предложения (запишите только последние слова фраз):
1) В русском языке существуют формы сравнения прилагательных: … .
2) По составу формы сравнения бывают … .
Имя прилагательное
... на -о (строг-о), а также прилагательные с суффиксом субъективной оценки (син-еньк-ий, зл-ющ-ий); 5) только качественные прилагательные имеют полную / краткую форму и степени сравнения; 6) качественные прилагательные ... реферата состоит в том, чтобы рассказать о значении самостоятельной части речи - имени прилагательного. Эта тема ... специальные слова. Это и есть имя прилагательное. Прилагательное помогает ...
3) Простые формы сравнения прилагательных образуются с помощью …, а сложные с помощью … .
4) Суффиксы простой сравнительной формы прилагательного …, а
5) Эти суффиксы называются …, так как … .
6) В предложении формы сравнительной степени прилагательных
являются …, а превосходной – … .
Самопроверка – сравнение с ответами на слайде (проецируются с помощью компьютера):
1) сравнительная и превосходная;
2) простые и составные;
более, самый, наиболее
5) формообразующими; не образуют новые слова, а образуют формы слова;
6) сказуемыми; определениями.
Повторное чтение предложений с записанными концовками.
2. – Покажите на схеме, какими признаками обладают прилагательные в простой и составной сравнительной форме.
- Составьте обобщающую таблицу
3. – Найдите ошибку в образовании формы
самый мельчайший
наиболее быстрый.
1. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, детального).
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, таблица), соотносить информацию, представленную в разных формах.
IV. Формулирование темы урока.
На доске представлена схема:
- Что нового вы узнали из схемы? (У прилагательных есть три разряда.)
- Какие вопросы у вас возникают?
- Прочитайте название темы урока в учебнике и сформулируйте цель урока.
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
3. Планировать деятельность на уроке.
V. Обобщение и систематизация изученного.
1. Упр. 316 – наблюдение над особенностями имён прилагательных, найденных в тексте.
Ученики работают самостоятельно в группах.
- Составьте мини-сообщение об особенностях качественных имён прилагательных (формах и значении) на основе выполненных заданий.
2. Упр. 317 – извлечение новой информации из текста в рамке, её
переработка и преобразование.
Методическая рекомендация . В процессе работы над текстом важно научиться не только вычитывать новую информацию, но и развивать механизм речи – механизм эквивалентных замен. Глубокое осмысление текста определения и его запоминание происходит за счёт того, что учащиеся говорят о том же, по-другому строя формулировку, а не просто заучивают данную в учебнике. Рекомендуем регулярно предлагать ученикам подобные задания.
- Какие ещё признаки качественных прилагательных вы выявили?
- Пронумеруйте и запишите все признаки качественных прилагательных (составьте план-схему).
Начинайте так: 1) есть … .
- Сформулируйте ответ на вопрос, что такое качественные прилагательные, используя данное в задании начало. Подберите свои примеры.
- Ответьте на вопрос после текста в рамке.
Методическая рекомендация . Ученикам следует сказать, что не обязательно три признака могут быть одновременно у качественных прилагательных. Достаточно, чтобы был хотя бы один из признаков – сравнительная/превосходная форма или краткая форма.
Типовая форма модели угроз безопасности информации и модели нарушителя ...
... персональных данных, а также иных несанкционированных действий при их обработке в ИСПДн. Характеристика безопасности объекта (в частности, информации): описание состояния защищенности объекта (в частности, информации) информации от конкретного вида угроз. ...
3. Коллективное составление таблицы
признак, возможный в разной степени
1) сравнительная и превосходная форма
2) краткая форма
1 . Извлекать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую.
2 . Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи.
1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.
2. Владеть разными видами монолога и диалога.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений.
Упр. 318 – развивается умение определять качественные имена прилагательные по их отличительным признакам.
странная, чистым, высокий, худощавый, длинными
Упр. 319 – развивается умение творчески перерабатывать текст, употреблять в нём подходящие по смыслу имена прилагательные.
Выполняется в группах письменно. Каждая группа представляет
свой вариант текста.
Упр. 320 (сочинение-миниатюра) – развивается умение создавать собственный текст по заданной ситуации с использованием качественных имён прилагательных.
Сначала текст составляется устно (можно начать с составления плана), затем оформляется письменно.
1 . Владеть различными видами чтения (изучающее, детальное), опираясь на механизмы и приёмы технологии продуктивного чтения.
2 . Анализировать, сравнивать, группировать.
Проявлять интерес к русскому письму, к созданию собственных речевых произведений.
- Запишите ключевые слова урока. Дайте к ним комментарий.
- Как бы вы оценили свою работу на уроке: всё ли усвоено, какие трудности встретились, что особенно заинтересовало?
- Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение (на основе алгоритма самооценки).
- Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Источник
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/miniatyura-osobennosti-kachestvennyih-prilagatelnyih/
Имя прилагательное. Лексико-грамматические свойства
Занятие рассчитано на два смежных урока.
На предшествующих уроках изучены следующие особенности имен прилагательных:
- качественные: имеют степени сравнения (исходную, сравнительную и превосходную, две последние в простой и составной форме);
- употребляются в полной и краткой форме;
- могут в своем составе иметь суффиксы оценки;
- способны сочетаться с наречиями степени;
- относительные: их возможно заменить на имена существительные, так как чаще всего обозначают материал, из которого сделан предмет, или место расположения предмета;
- притяжательные: обозначают принадлежность предмету, имеют в своем составе определенные суффиксы (-ов, -ин, -ий);
- б) грамматические категории рода, числа, падежа, зависящие от определяемого существительного или местоимения.
а) функция в предложении полных имен прилагательных;
- б) функция в предложении кратких имен прилагательных и прилагательных в сравнительной степени.
3. Особенности морфемного состава и словообразования.
4. Орфографические особенности:
- а) правописание суффиксов;
- б) правописание окончаний.
Цель: уточнить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Имя прилагательное”, совершенствовать умения и навыки определения лексико-грамматических характеристик изучаемой части речи.
- Учить выявлять отличительные признаки имен прилагательных различных лексико-грамматических разрядов, совершенствовать навыки образования степеней сравнения прилагательных.
- Развивать связную речь учащихся, совершенствовать умение создавать выразительные, яркие произведения речи, вырабатывать орфографическую зоркость, навык морфемного членения слова.
- Воспитывать чувство родного языка, внимательное отношение к слову, интерес к истории языка и к предмету в целом.
Оборудование: мультимедиапроектор, таблица образования степеней сравнения имен прилагательных, карточки с исходным и деформированным текстом (текст составлен автором разработки), карточки для групповой работы.
Ход урока
I. Постановка целей и определение задач урока.
II. Основная часть.
1. Чтение текста с целью выявления роли имен прилагательных в нем. Возможно, как вариант работы, сопоставить данный на экране проектора текст с деформированным (на индивидуальных карточках), в котором нет значительной части имен прилагательных, и таким образом наглядно продемонстрировать их роль: делать текст ярким, образным, выразительным, неповторимым.
Текст для анализа
Засентябрило… Ночи все длиннее, прохладнее. В ожидании рассвета прозрачная речка, озябнув, накрывается по утрам теплым одеялом: тугой, словно вата, туман, расползаясь по пойме, заботливо укрывает еще совсем теплую воду. Целуя золотой песок, у ног плещется сонная река. Еще блестит латунная лунная дорожка, еще синеватые сумерки скрывают береговые очертания, но уже вот-вот начнется громкий птичий гомон, уже скоро запоет первая пичуга, созывая подруг к отлету. Спокойна и тиха безветренная задумчивая осень. Не топай, не иди напролом, человек! Ступай тихо и осторожно, не сломив и тоненькой, самой хрупкой травинки. Наклонись, посмотри, прислушайся: здесь продолжается жизнь и столько всего удивительного.
Засентябрило… Ночи все длиннее, прохладнее. В ожидании рассвета речка, озябнув, накрывается по утрам одеялом: словно вата, туман, расползаясь по пойме, заботливо укрывает воду. Целуя песок, у ног плещется река. Еще блестит лунная дорожка, еще сумерки скрывают береговые очертания, но уже вот-вот начнется птичий гомон, уже скоро запоет первая пичуга, созывая подруг к отлету. Спокойна и тиха осень. Не топай, не иди напролом, человек! Ступай тихо и осторожно, не сломив и травинки. Наклонись, посмотри, прислушайся: здесь продолжается жизнь и столько всего.
Вопросы и задания по тексту:
- Назовите имена прилагательные, встретившиеся в данном тексте.
- Определите их стилистическую роль.
- В каком значении они употребляются: прямом или переносном?
- Какую роль играют прилагательные в тексте?
(Предполагается фронтальная работа).
3. Определение лексико-грамматических разрядов имен прилагательных
- Что необходимо учесть, чтобы определить разряд имен прилагательных?
Лунная дорожка – дорожка от луны, береговые очертания – очертания берега
– Каковы же отличительные особенности относительных имен прилагательных? ( Не обозначают признак, проявляющийся в большей или меньшей степени, не образуют краткой формы, их можно заменить именами существительными и др. )
Прозрачная речка, теплым одеялом, синеватые сумерки
– Каковы отличительные особенности качественных имен прилагательных? ( Обозначают признак, проявляющийся в большей или меньшей степени, образуют краткую форму, могут иметь суффиксы оценки, сочетаться с наречиями степени и др.: длиннее, прохладнее – имена прилагательные в сравнительной степени в простой форме, совсем теплую – имя прилагательное сочетается с наречием степени, спокойна и тиха – имена прилагательные употреблены в краткой форме, тоненькой – имя прилагательное имеет в своем составе уменьшительно-ласкательный суффикс, самой хрупкой – имя прилагательное в превосходной степени в составной форме ).
В ходе этой работы можно уточнить, как образуются сравнительная и превосходная степени, краткая форма, от некоторых прилагательных в исходной форме образовать степени сравнения, краткую форму, употребить их с наречиями степени и суффиксами оценки, а также сообщить о том, что в современном языке полные формы прилагательных – исходные, хотя исторически исходными были краткие формы.
Синхронно ответам учащихся на экран проецируется следующая таблица:
Сравнительная степень
Простая форма |
Сложная (аналитическая) форма |
Образуется
при помощи суффикса -ее (-ей) : красивый — красивее; при помощи суффикса -е : высокий — выше, дорогой — дороже; при помощи суффикса -ше : тонкий — тоньше; от других основ: хороший — лучше |
Образуется
путем прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее четкий |