На рубеже XIX — XX веков русская литература подарила миру целую плеяду замечательных прозаиков, талантливых драматургов и выдающихся поэтов. Творчество некоторых из них, как например, Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова, заслуженно считаются вершиной мировой литературы конца XIX — начала XX столетий. Их произведения, многогранно отражая окружающую реальность, стали художественным свидетельством того, что судьба человека — это прежде всего отражение судьбы общества.
Открытие тесной связи личных и общественных судеб
оказалось только важным для определения новых путей и возможностей развития критического реализма рубежа веков. Именно тогда произведения разных жанров стали художественным средством выражения социальных и духовных процессов эпохи, общественной психологии.
Изменения, которые происходили в системе критического реализма тех лет, нашли яркое и самобытное отражение в творчестве Антона Павловича Чехова. Новаторская природа чеховского реализма, пронизанного сатирой, юмором и авторской иронией, была замечена и признана уже современниками писателя. Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что Чехов «создал новые,
совершенно новые» формы письма, и ставил чеховское творчество выше творчества Ивана Сергеевича Тургенева, Федора Михайловича Достоевского и своего собственного. Очевидна субъективность этой точки зрения, но полностью не согласиться с Толстым нельзя, потому что Чехов реально обогатил русскую литературу значительными художественными открытиями.
Так, аккурат в его творчестве предметом изображения стали по виду незаметные движения души человека, изменения настроения, чувств, образа мысли. Кроме того, А. Чехов стремился представить человека под разными углами зрения: в самооценке, в оценках окружающих, объективно, в отношениях с обществом, с близкими и посторонними ему людьми. Поэтому в его лаконичных, по виду незамысловатых произведений человек представлен на фоне своего времени таким, каков он есть на самом деле.
Антон Павлович Чехов не был злым человеком. Его ранние рассказы, подписанные псевдонимом «Антоша Чехонте», проникнуты открытым, задорным, искрящимся юмором жизнелюбивого человека, который, сталкиваясь с несовершенством окружающего мира, весело смеется над ним.
Над чем смеется чехов в рассказе смерть чиновника
... и насущных проблем. Проблема чинопочитания. Чехов поднимает в рассказе «Смерть чиновников» проблему неправильной смены ориентиров: экзекутору важнее мнение генерала, а не судьба семьи, например. Человек меняет свои личные ценности ... другому, и при таком положении дел социальных противоречий не избежать. Вот, о чем заставляет задуматься эта история: как не стать всего лишь механизмом государственной ...
Чехов считал, что «тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству писателя, а также к его знаменитым рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Ионыч», «О любви», «Человек в футляре», «Попрыгунья», «Крыжовник». Эти небольшие по объему рассказы занятно, а вы сочинения вообще читаете — настоящая энциклопедия современной писателю жизни, на которую он смотрит то отстраненно, то с мудрой иронией, то с едкой сатирой. При этом за горьким смехом писателя легко угадываются его мучительные размышления над важнейшими нравственными и общественно-социальными проблемами времени.
Самая большая известность среди чеховских рассказов выпала на долю «Хамелеона» (1884).
Главный герой рассказа стал своеобразным символом эпохи, отмеченной теми же чертами двоедушия, лжи, предательства, пустословия и произвола.
Многие эпизоды рассказа «Хамелеон», так же как и многие диалоги, кажутся нам смешными. Однако общее ощущение после прочтения этого небольшого произведения — тяжелое. Ведь нам средствами сатиры и юмора показана степень нравственного падения человека, а значит, и общества, частью которого он является. Новаторство А. Чехова при этом проявилось в умении так просто, точно, предельно кратко нарисовать правду повседневной жизни.
В рассказе «Смерть чиновника» (1883) умирает мелкий чиновник, привыкший унижаться и трепетать. Смеяться над смертью кощунственно, безнравственно, но писатель находит вероятность показать, что умирает не человек, а чиновник, настоящая пародия на человека. Собственно, рассказ тот самый аккурат об утрате людьми человеческой сути, а это страшно.
Рассказ «Попрыгунья» (1892) также вызывает у нас гамму противоречивых чувств: сначала смех, тревогу, вызванную грустной иронией автора, а в конце — ужас от столкновения с безнравственностью и беспощадностью обыденной жизни.
В своих произведениях автор смеется над героями, иронизирует по поводу их поступков, едко высмеивает позицию жизни. Но «смех сквозь слезы» не был сверхзадачей автора. Главное, что увидел писатель в себе, в окружающих, в обществе того времени — это неумение видеть добро и красоту. Чехов поставил «серость» в вину современности и своими произведениями пытался внушить читателям отвращение к подобным явлениям
2
Повествование о жизни Герасима в деревне , в рассказе Муму
... влияния на человеческую жизнь. Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе “Человек из Сан- ... автора не было. Современные краеведческие исследования историческую достоверность восстановили. Смирнов А. Портрет Герасима Курина. 1813 г. Герасим Курин родился в 1777 году в ... отдохнуть, пожить в свое удовольствие – герой отправляется в круиз на корабле “Атлантида”. Подробнее… Чехов “Хамелеон ...
оценок, среднее:
3,00
из 5)