Тема учебного занятия:, Продолжительность учебного занятия:
Цели:
- систематизировать знания учащихся по изученному произведению. Учить детей работать с критической литературой. Познакомить детей с цитированием как способом аргументации ответа, способами цитирования;
- совершенствовать навыки и приемы работы с художественным текстом; развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать речь и воображение учащихся; развивать умение находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка;
- активизировать развитие таких чувств, как чувство сопереживания, сочувствия, человеколюбия.
Тип урока:
Методы и приемы:, Оборудование:
- учебный класс, оснащенный компьютером и мультимедийным проектором;
- учебник;
- учебная статья «О поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»;
- конспект «Эпитеты и фигуры русского языка».
Презентация
Ход учебного занятия.
I этап. Организационный момент.
Время: 2 минуты.
Цель: создание рабочей атмосферы на уроке, сообщение темы и цели занятия.
(N 204208)
(Слайд № 1)
II этап. Проверка домашнего задания.
Время: 5 минуты.
Цель: проверка выполнения учащимися домашнего задания.
Использование ЦОР: нет
Учитель: ребята, дома вы должны были подготовить рассказ о Мцыри по предложенному плану (слайд № 2). (Спросить 2-3 человек).
III этап. Актуализация знаний.
Время: 3 минуты.
Цель: развивать навыки и приемы работы с художественным текстом.
Использование ЦОР: нет
Пока идет опрос учащихся по домашнему заданию, двум ученикам предложить карточки с вопросами:
- Что говорит Мцыри о месте, где он вырос? (цитаты из текста).
- К чему стремится Мцыри? (цитаты из текста).
(слайд № 3).
IV этап. Основной этап.
Время: 30 минут.
Цель: характеристика образа Мцыри.
Сны и сновидения в русской литературе. Сон как литературный прием. ...
... сновидения. Презентация на тему: Сны героев произведений русской литературы XIX века 1 из 25 № слайда 1 Описание слайда: № слайда 2 Описание слайда: № слайда 3 Описание слайда: 1. Функции снов в произведениях литературы. “Сновидение“ как способ подачи материала используется в литературе ...
(N 204209)
Вывод из предыдущих этапов урока.
Учитель: ребята, скажите, может ли Мцыри соединить жизнь в монастыре и свои стремления? Для ответа на этот вопрос заполните пропущенные в схеме места (слайд № 4).
Учитель: из всего сказанного выше давайте запишем идею нашего сочинения. Ваши предложения (слайд № 5).
Учитель: сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно со статьей, которая лежит у вас на партах (предварительно раздать учащимся) «О поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Ваша задача: кратко законспектировать основные положения статьи. И сделать вывод о композиции поэмы (слайд № 6).
Объект № 2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2fdf3a9f-703b-4be8-9f3c-e6e778b485c6/view/
Учитель:
- Вступление.
Учитель:
- Основная часть.
Учитель:
А) на что вы обратите свое внимание при написании основной части сочинения?
(объект № 3)
В) скажите, с помощью чего художник достиг того, чтобы у каждого, кто посмотрит на картину, вызвать эмоции?
Г) а у писателя нет палитры красок, но когда мы читаем поэму, она тоже вызывает у нас эмоции, производит на нас впечатление. С помощью чего автор добивается этого? (с помощью изобразительно-выразительных средств языка).
На прошлом уроке вы разделились на 4 группы. Задача каждой группы – найти в тексте заданные изобразительно-выразительные средства языка и раскрыть их роль в создании образа главного героя. Выступление групп.
1 группа – эпитеты;
2 группа – метафоры;
3 группа – олицетворения;
4 группа – сравнения (слайды с 9 по 18).
Вывод:
3. Заключение.
Учитель:
(объект № 4)
Давайте посмотрим, как толкуется слово «исповедь» в словаре (слайд № 20)
Как вы думаете, какое из этих определений подходит к нашей теме и почему?
Вывод:
Учитель:
1. Цитаты необходимо заключать в кавычки.
2. Стихотворная цитата из двух и более строк, написанная с соблюдением строфы пишется без кавычек.
3. При пропуске слов в цитате ставится многоточие.
V этап. Закрепление, подведение итогов урока.
Время: 5 минут.
Цель: контроль за усвоением материала. Подведение итогов работы, формулировка итоговых выводов.
Используемые цифровые ресурсы: нет
Итак, сегодня на уроке мы с вами еще раз вспоминали все, что изучили по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», проговаривали план деятельности при написании сочинения. Дома я предлагаю написать вам сочинению на одну из предложенных тем:
- Образ Мцыри.
- Какую роль играют картины природы в раскрытии образа Мцыри?
- Почему Мцыри не нашел пути на Родину?
Выставление оценок работающим в течение урока учащимся.
- Литература. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.; под ред. В. Я. Коровиной. – М., Просвещение, 2007.
- Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Москва, ВАКО, 2007.
- П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова (№ 204208).
3 стр., 1065 слов
Подготовка к сочинению. Анализ эпизода по «Мцыри» М.Лермонтова
... М.Ю. Лермонтов использует в своей поэме так много изобразительных средств? (Потому что его поэма - романтическая. А язык романтических поэм всегда ... по своей конструкции предложения? (Короткие строки поэмы, предложения переносятся с одной строки на другую. Это передает напряженность монолога. Речь Мцыри ... в черновиках. Чтение частей сочинений. Редактирование работ. Итог урока. VIII. Домашнее задание. ...
Поставщик ИОЦ «Мнемозина» — ЦОР
- Иллюстрация к поэме «Мцыри». Художник Л. О. Пастернак. (Исповедь Мцыри) (N 204551).
Поставщик ИОЦ «Мнемозина» — ЦОР
- Учебная статья «О поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (N 204209).
Поставщик ИОЦ «Мнемозина» — ЦОР
Репродукция картины М. Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы» (N 204568).
Поставщик ИОЦ «Мнемозина» — ЦОР