Весомые аргументы по направлению “Месть и великодушие” легко подобрать в произведениях русских классиков. Литературные герои, как и реальные люди, очень часто выбирают между добром и злом, милосердием и жестокостью, прощением и наказанием.
Мстительность обычно считают отрицательным человеческим качеством, но как в таком случае расценить справедливую месть? Неоднозначно и понятие великодушия. Нередко чрезмерная мягкость к злодею может обернуться еще большими неприятностями.
Месть и великодушие нельзя разделить так же четко, как черное и белое. В различных ситуациях перед человеком всегда стоит непростой нравственный выбор между тем и другим.
М. Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”
Неутолимая жажда мести может быть вызвана весьма незначительной для постороннего человека причиной. Яркий пример – поведение Казбича из “Героя нашего времени”. Чеченский разбойник настолько любил своего коня Карагеза, что поклялся мстить до конца его похитителям.
Казбич убил отца Бэлы и Азамата, хотя и не имел прямых доказательств его причастности к похищению. Автор не упоминает, состоялась ли встреча Казбича с самим Азаматом, но месть приобрела гораздо более страшный характер.
Казбич, вероятно, догадывался или узнал, что платой за Карагеза стала Бэла. Он похитил девушку, а когда его стали настигать преследователи, нанес ей смертельный удар кинжалом.
Очень характерно, что привыкший к чеченским обычаям Максим Максимыч, оправдывая убийство отца Бэлы Казбичем (“по-ихнему… он был совершенно прав”), не может простить ему смерть девушки. Ведь Казбич мог просто сбежать. Однако жажда мести настолько завладела его душой, что он совершил недостойный для любого мужчины поступок, убив ни в чем не повинную, беззащитную женщину.
А. С. Пушкин “Выстрел”
Сильвио из повести “Выстрел” представляет собой символ хладнокровной, тщательно готовящейся и обдуманной мести. Поссорившись в молодости с богатым графом, Сильвио отказался от выстрела на дуэли, оставив за собой право возобновить поединок в любое время.
Сильвио долгое время ждал своего “звездного часа”. Всю свою жизнь он подчинил одному страстному желанию – жестоко отомстить сопернику. Слух о помолвке графа стал для Сильвио сигналом к действию. Момент был выбран самый подходящий: что для человека может быть ужаснее смерти в самый счастливый период жизни?
В кульминационный сцене Сильвио все же проявил великодушие, когда молодая графиня стала умолять его сжалиться над мужем. Хотя истинно великодушным этот поступок назвать нельзя. Жажда мести Сильвио была удовлетворена видом смертельного испуга соперника и его жены.
Готовое итоговое “МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ” 2018-2019 11 класс
... Азимов «Приказ есть приказ» Б. Фредерик Примерные темы итогового сочинения по литературе 2018-2019. Что толкает человека на месть? Как Вы понимаете слова Э. Бёрка: «Великодушие в политике ...
А. С. Пушкин “Пиковая дама”
Пример мистического возмездия представлен в повести “Пиковая дама”. Главный герой произведения страстно мечтает разбогатеть, причем добиться этого в короткий срок. Германну рассказывают, что графиня Анна Федоровна хранит беспроигрышный секрет трех карт. Он решает любой ценой узнать эту тайну.
Первым преступлением Германна становится настойчивое ухаживание за Лизаветой. Молодой человек жестоко обманывает девушку, надеясь с ее помощью проникнуть в дом графини. Когда Германну это удается, он совершает еще более ужасное преступление. Его угрозы доводят Анну Федоровну до смерти. Узнав об этом, Лизавета сразу же вспоминает слова Томского: “у этого человека по крайне мере три злодейства на душе!”.
Возмездие настигает главного героя в образе призрака графини. Она раскрывает секрет трех карт с непременным условием взять в жены Лизавету. Судя по всему, Германн вряд ли бы исполнил волю Анны Федоровны, поэтому во время решающей третьей игры к нему вместо туза приходит пиковая дама – символ справедливого возмездия. Проигрыш сводит главного героя с ума, что становится достойным наказанием за его алчность.
Несмотря на мистичность сюжета, следует признать, что и в реальной жизни негодяи достаточно часто подвергаются необъяснимой жестокой каре, напоминающей месть каких-то высших сил.
Месть и великодушие
Определение 1
Вечные темы (в искусстве) — традиционные, неисчерпаемы проблемы, всегда актуальные в любом обществе, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.
К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В список неисчерпаемых тем входит в том числе и проблема мести.
Когда речь заходит о проблеме мести и её отражении в литературе, невозможно оставить в стороне понятие-антипод мести — великодушие.
Определение 2
Месть — вред, причиняемый в наказание за вред, причинённый ранее.
Великодушие — свойство характера человека, его способность к прощению, незлопамятности; одна из высших добродетелей человека.
В каком-то смысле эта проблема является частным случаем противостояния добра и зла. В данном случае с понятием добра соотносится великодушие, месть же остаётся в категории зла. Великодушие — это проявление внутренней силы, в то время как месть — это слабость, неспособность противиться искушению ответить ударом на удар.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Месть в русской литературе 420 руб.
- Реферат Месть в русской литературе 280 руб.
- Контрольная работа Месть в русской литературе 220 руб.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/mest-i-velikodushie-dubrovskogo/
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Сюда же можно отнести вечное противостояние динамики и статики, гармонии и хаоса. Великодушие здесь — это внешнее проявление гармонии души человека, находящегося в состоянии мира с окружающими. Месть же — бесконтрольная деструктивная сила, разрушительная энергия которой направлена как на мстящего, так и на его жертву.
Все эти рассуждения появлялись в произведениях русской классической литературы. Многие авторы обращались к этой теме, рассуждая о том, является ли месть необходимой мерой защиты или же духовной слабостью.
Эссе по литературе русская земля славится талантами
... Кале», и это группа людей стоящая буквально на земле. И всеобщий визг восторга плебейской либеральной прессы по поводу «демократизма», приближения ... дано. Иначе здесь, может и большой по авторскому смыслу и таланту скульптор, не неся типологического расового смысла, ... Великого и колокольней Рогожского Кладбища созданной накануне нашей Русской Катастрофы начала XX века. Здесь, вкупе, Архитектура, ...
М. Горький “Детство”
В очень тяжелой для восприятия автобиографической повести Горького “Детство” представлено большое количество примеров, когда людей охватывает злобное чувство мести. Маленький Алексей заражается этой удушливой атмосферой и сам часто пытается отомстить за все зло деду и отчиму.
На этом фоне резко выделяются бабушка и отец Алексея. Акулина Ивановна никогда не держит на людей зла, прощает ругань и побои деда. Настоящим образцом великодушия является умерший Максим. Когда Михаил и Яков бросили отца Алексея в прорубь, ему лишь каким-то чудом удалось выбраться и остаться в живых. Максим не поддался чувству мести и скрыл от властей вину своих шуринов. Его великодушный поступок настолько поразил деда, что он впервые признал в нем достойного человека: “Ну, спасибо тебе, другой бы на твоем месте так не сделал…”.
Образы Акулины Ивановны и Максима призваны доказать, что не все люди злобны и мстительны от природы. Проявление великодушия – показатель силы и величия духа человека.
Сочинение по направлению «Месть и великодушие» , Сочинение по направлению «Месть и великодушие»
Месть и великодушие – это два полярных, прямо противоположных понятия, которые характеризуют личность с нравственной стороны. Месть – это намеренное причинение зла, действие, которое совершает коварный, злобный человек за обиду и причинённое зло, это возмездие за что-нибудь. Наслаждение от мести, по-моему, испытывает тот, кто лишён доброты, обладает мелкой и низкой душой. Такой человек не способен забыть и простить обиды, стать выше своего самолюбия. Великодушие же, напротив, свойственно тому, кто обладает высокими душевными качествами, кто снисходителен к ошибкам и слабостям других, кто готов бескорыстно жертвовать своими интересами.
В литературе есть немало примеров того, как месть становится орудием героев и не приносит им счастья, а, наоборот, приводит к непоправимым последствиям. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой, петербургский аристократ, живя в деревне, обиделся на своего друга Владимира Ленского и решил ему отомстить. Причина обиды мелкая и ничтожная. О такой обиде в народе иронично говорят: «Надулся как мышь на крупу». Ленский уговорил Онегина приехать в гости к Лариным на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать к Лариным по двум причинам. Во-первых, он избегал встреч с Татьяной. Между ними произошло решительное объяснение, в котором Евгений в ответ на письмо Татьяны с признанием в любви прочитал ей то ли проповедь, то ли исповедь, признавшись, что его душа не способна любить, растратив юношеский пыл. Во-вторых, Онегин не хотел встречаться с соседними помещиками, которых считал ничтожными и презирал. Но Ленский сказал, что народу будет мало, и ошибся. Увидев огромное количество гостей, бледную Татьяну, готовую в любую минуту расплакаться, Евгений поклялся в душе «взбесить» Ленского, и ему это удалось. Бывший ловелас стал открыто ухаживать за Ольгой, нашёптывать легкомысленной девушке «какой-то пошлый мадригал». Ольга отказала Владимиру в последнем танце – котильоне, который обычно в конце вечера танцуют жених и невеста, сказав, что она уже обещала Онегину. Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения влюблённого поэта. Ленский вызвал Онегина на дуэль. Так, желание мести привело Онегина к целому ряду нравственных ошибок. Во-первых, он необдуманно пошутил над юной робкой любовью, действуя привычно, как в аристократическом Петербурге. Но он не учёл того, что юный философ, «поклонник Канта и поэт», не знал светских правил и коварную игру друга принял за чистую монету. Во-вторых, он мог бы отказаться от дуэли и помириться с другом, но Онегин этого не сделал, испугавшись «общественного мнения», по сути, мнения тех людей, которых он презирал. Трагический итог мести Онегина –гибель друга на дуэли, чувство непоправимой вины и муки совести Евгения. Примером великодушия в этом романе является Татьяна, нравственный идеал автора. Она выходит замуж за генерала только лишь потому, что её со слезами умоляла мать, ради спокойствия родного человека. Дав клятву верности в церкви, Татьяна отказалась от личного счастья, потому что выше всего ставила нравственный долг. Замужняя Татьяна преподала эгоистичному Онегину урок верности, самопожертвования и великодушия. Да, она по-прежнему любила Онегина, но никогда бы не смогла построить своё счастье на несчастье другого человека.
Месть и великодушие в романе Дубровский
... людей. Месть и великодушие: аргументы к итоговому сочинению из русской литературы. Война и мир. Герой нашего времени. Евгений Онегин. Дубровский. Мститель. Выстрел. Аргументы к итоговому сочинению. Направление «Месть и великодушие»., А.С. Пушкин «Выстрел»: «Дубровский»: ДУБРОВСКИЙ ... друг друга простить и примириться. В рассказе «Месть» другая ситуация. Лев Саввич Турманов привык к неверности, ...
Таким образом, мы пришли к выводу, что месть – это низкое желание, которое не приносит счастья, а только муки и раскаяния. Только великодушный человек никогда не раскается в том, что когда-то простил своего обидчика, будет чувствовать моральное удовлетворение, что не пошёл на поводу своих мелких и недостойных чувств.
М. А. Шолохов “Судьба человека”
Судьба Андрея Соколова поражает количеством перенесенных страданий: война и разлука с семьей, невыносимый фашистский плен, гибель жены и дочерей и, наконец, смерть сына. Казалось бы, настолько тяжелый груз должен был испепелить все человеческое в Андрее и превратить его в жестокого, мечтающего только о мести зверя.
Несмотря ни на что, Соколов остается человеком. Для сравнения можно вспомнить другой рассказ Шолохова –”Наука ненависти”, главный герой которого “тяжко ненавидит фашистов” и ужасен в рукопашном бою даже для сослуживцев. Андрей, естественно, тоже не испытывает теплых чувств к врагу, но он сдерживает свой гнев и не дает чувству мести полностью завладеть собой.
Великодушие Андрея в полной мере раскрывается после войны. Человек, потерявший всю семью, изломанный физически и духовно, не знающий, для чего жить дальше, обращает внимание на беспризорного Ванюшку. Все страдания и лишения не смогли убить в нем жалость и доброту к людям. Усыновление несчастного мальчика – символ преодоления ужасных последствий войны благодаря многим великодушным сердцам.
Сочинение 2
Месть и великодушие — такие разные понятия и в то же время идущие так близко друг с другом. Перед каждым из нас часто становится выбор: простить человека или ответить ему злом на причиненное зло. Как правило, это ежедневные мелкие неприятности: ссора в автобусе или очереди в кино, недопонимание с родителями и друзьями, обида на учителя за несправедливо поставленную оценку. И каждый день мы выбираем как себя вести в таких ситуациях. Проще всего ответить грубым словом, после которого может разразиться настоящая «война». А можно улыбнуться, извиниться или пошутить и этим погасить только начинающийся конфликт. А ведь это тоже своеобразные проявления таких чувств, как месть и великодушие.
К Итоговому сочинению»Человек становится человеком только ...
... места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!" Что же хотел М.Горький сказать этой притчей нам, читателям? Человек, разрушивший связь с миром людей, перестает быть таковым, и становится ... говорить долго и показывать на дом Маттео пальцем как на дом предателя, убивает своего сына со словами: "Да простит тебя БОГ!", ибо сам он простить это сыну не ...
Но есть и более страшная месть. Месть, заставляющая забыть о себе, своей жизни, близких и родных людях. Эта месть выжигает внутри все чувства, не оставляя места радости и надежде. В этом случае непонимание почему причинивший тебе горе человек должен остаться безнаказанным просто сводит с ума. Хочется причинить обидчику боль, многократно превосходящую твою. И это становится единственной целью в жизни. Но, самое страшное, что такая месть не приносит облегчения даже после своего осуществления. Остаются только чувства опустошенности и растерянности. Потому что слишком долго человек жил только местью, не обращая внимание на все происходящее вокруг. А после того как месть свершилась цель исчезла и стало непонятно, как и для чего жить дальше.
Тем, кто хочет отомстить нужно помнить, что месть – это обоюдоострое оружие. Она одинаково смертельно ранит и мстителя, и жертву. Недаром на Востоке говорят: «Собираешься мстить, готовь сразу два гроба». И победителей в этой ситуации не бывает.
Так стоит ли портить жизнь и себе и окружающим людям руководствуясь этим губительным чувством? Может быть стоит набраться сил и простить человека? Да, простить по-настоящему и не желать обидевшему тебя зла – это гораздо сложнее. Легче поддаться первому порыву причинить боль обидчику, чем великодушно простить его. Но ведь недаром говорят, что умение прощать – это удел сильных.
Нельзя не согласится что великодушие, снисходительность, всепрощение далеко не всегда возможны. Такие поступки как подлость, предательство, убийство, да и многое другое простить невозможно. И вот здесь приходится делать выбор между чувством мести и великодушия. Он всегда дается нелегко и не всегда бывает правильным. Но это личный выбор каждого. Просто делая его, мы никогда не должны забывать, что, ненавидя кого-то, пытаясь его оскорбить и унизить, мы в первую очередь оскорбляем и унижаем самого себя. И еще следует помнить, что все поступки в жизни возвращаются бумерангом. И этот бумеранг бывает очень жестоким и всегда настигает неожиданно.
11 класс. Итоговое
А. С. Пушкин “Капитанская дочка”
Подлинным образцом подлой мести можно считать Швабрина из романа “Капитанская дочка”. Этот персонаж на протяжении всего произведения пятнает честь офицера и дворянина низкими поступками, совершенными под влиянием мстительного чувства.
Швабрин порочит в глазах Гринева Машу из-за ее отказа принять его предложение. Намереваясь любой ценой отомстить сопернику, он совершает коварный удар на дуэли. Наконец, величайшей подлостью становится донос Швабрина на Петра Андреевича после подавления восстания Пугачева. Этой ложью Швабрин уже не мог смягчить свою участь, следовательно, действовал, исходя лишь из одной злобы.
Символом великодушия, как это ни странно, в романе является Емельян Пугачев. Пушкин не идеализирует кровавого самозванца, но именно в Пугачеве парадоксальным образом сочетаются жестокость и милость к побежденным.
Пугачев не только избавляет Гринева от неминуемой казни. Он прощает ему дерзкие речи (“велят идти против тебя – пойду”); отпускает на свободу, зная, что молодой офицер примет участие в подавлении восстания; помогает освободить Машу.
Влияние окружающей среды на человека жизни
Благодаря фильтру, установленному под краном, вода проходя через него фильтруется, и когда открываешь кран, то она более чистая и её можно пить. Ещё мы пьём химию. Это как: лимонад, воду с красителями, кока-колу, фанту и другое. Такая вода иногда опасна для организма. Так как после неё будет тошнить, иногда бывает рвота, и отравление. Ещё мы принимаем алкоголь. Это как спиртные напитки: пиво, ...
Таким образом, Пугачев в романе предстает в образе “благородного разбойника”, очень часто склонного проявлять великодушие к своим непримиримым врагам.
Л. Н. Толстой “Кавказский пленник”
Склонность людей к мести или великодушию становится особенно заметна во время войны. В этом плане особого внимания заслуживают три образа представленные в рассказе “Кавказский пленник”.
Старик-чеченец, у которого русские убили семь сыновей, посвящает всю свою жизнь мести. Он не может простить измены своему последнему оставшемуся в живых сыну и убивает его, обманным образом перейдя на сторону врага. Старик настойчиво требует казнить пленников. Только таким образом он может хоть немного утолить свою жажду мести.
Промежуточное положение занимает хозяин пленников – Абдул. Он уже не стремится истреблять всех без исключения русских. Абдул держит их в плену с целью получить выкуп, а Ивана Жилина даже начинает уважать за его умелые руки. Поведение Абдула, конечно, нельзя считать великодушным, но оно гораздо человечнее неукротимой злобы старика.
Особый интерес представляет собой образ Дины. Чеченская девочка, никогда не покидавшая родной аул, имеет представление о русских только по рассказам старших. Дина, несомненно, воспитана в ненависти к поработителям ее народа. При первой встрече с плененным Жилиным она смотрит на него “как на зверя какого”.
Тем не менее, постепенно Дина проникается жалостью к пленникам и в конце концов помогает Жилину бежать. Причина заключается не только в забавных куклах, которые делает пленник для девочки. Жалость к врагу, способность увидеть в нем человека – признак изначально присущего всем людям великодушия.
Сочинения
На уроках литературы мы изучили работы многих писателей. Все их произведения — это неоценимый вклад в развитие литературы и возможность показать читателям различные проблемы, раскрывая актуальные темы и важные вопросы своего времени. Среди большинства работ прослеживается и такая направленность, как месть и великодушие, о чем мы и напишем сочинение, подтверждая наше видение аргументами из литературы.
Вступление
Изучив материалы к сочинению Месть и великодушие, познакомившись со многими произведениями литературы, мы можем с уверенностью сказать, что месть и великодушие — это противоположные проявления человеческих качеств. Это как добро и зло, где месть является губительной, в то время как великодушие — это проявление сильного характера. Великодушие доказывает что перед вами действительно сильная личность, сумевшая простить обидчика. Великодушный человек не действует спонтанно, он может поставить себя на место обидчика, проанализирует ситуацию, разберется, ведь может именно он стал причиной плохого поступка по отношению к нему самому. Только разобравшись, он примет решение о прощении или наказании. Причем наказание будет не с целью мести, а чтобы показать, насколько был неправ человек.
Итоговое сочинение
Благодаря итоговой работе «Месть и великодушие», мы можем сделать выводы, позволяющие определиться в нашей дальнейшей жизни. Подводя итоги, мы раскрываем отрицательные стороны и выделяем положительные моменты. К сожалению, месть побеждает великодушие чаще. И не только в литературных произведениях, но и в нашей жизни.
Месть и великодушие 11 класс
... мстить в ответ на прощение. Месть все больше отдаляет людей друг от друга. Великодушие, наоборот, способно сблизить людей. Простив обидчика, мы, возможно, побудим ... Сочинение 2 Месть и великодушие - такие разные понятия и в то же время идущие так близко друг с другом. Перед каждым из нас часто становится выбор: простить человека ... бывает очень жестоким и всегда настигает неожиданно. 11 класс. Итоговое
Месть и великодушие
Именно к мести прибегает человек, когда ему сделали плохо. Людям свойственна спонтанность. Если мне кто-то сделал плохо, то почему я должен отвечать добром? Я сделаю ему хуже вдвойне. Так рассуждает подавляющее большинство людей. Почему-то мало кому приходит в голову простить, и понять почему именно так поступил обидчик. Мало кто вспоминает о великодушии, разрабатывая собственные планы мести. Причем человек не замечает, что он начинает жить ради мести. Он не видит, что в своем отмщении начинает причинять боль не только обидчику, но и невинным людям, а сама месть уже полностью его поглотила, сделав своим рабом.
Рано или поздно наступит момент, когда человек поймет что ошибся, поймет что его месть была бессмысленна, но будет поздно. Поэтому очень важно не стать эгоистом и не потерять свои человеческие качества, к которым относится и великодушие. Важно научиться прощать, бескорыстно любить и вершить безвозмездно благие дела. К сожалению, чувство мести неистребимо и малая война порождает большую. Никто не желает простить и договориться. Соседи уничтожают животных, зашедших на их территорию. Террористы уничтожают мирных людей в башнях-близнецах Нью-Йорка, падают пассажирские самолеты, сбитые намеренно или по ошибке. У всех просыпается злоба и месть. Всем нравится воевать.
Порой кажется, что зло бесконечно, оно захватило всю землю и именно месть дает ему подпитку. При этом, в нашем сочинении по литературе за 11 класс на тему месть и великодушие для ЕГЭ хочется сказать, что это извечная проблема. Поэтому ее и старались раскрыть многие писатели, произведения которых станут отличным аргументом к нашему сочинению.
Аргументы к сочинению
Тему мести и великодушия мы можем увидеть в работе Пушкина Дубровский. Возникший между соседями конфликт приводит к тому, что Троекуров отбирает поместье Дубровского. Это приводит к его смерти, а сын Дубровского, руководствуясь желанием отомстить, становится разбойником. Он грабит богатых и обманом проникает к Троекурову. Однако мы видим, что все же Дубровскому младшему удается убить в себе чувство мести, которое было побеждено великодушием.
А вот в пьесе Гоголя Страшная месть братья так и не смогли проявить великодушие. Так Иван, которого убил собственный брат, не смог его простить и попросил Бога навести проклятье на род брата. В итоге у Петра родился сын, который стал душегубом. От этого страдали все, в том числе и невинные, а Иван, наблюдая за этим, не испытал удовлетворения, а только страдал оттого, что совершил ошибку, которую было нельзя исправить. Не имел покоя и умерший Петр. Как видим, месть привела к вечным мукам обоих и стала причиной всех бед.
Эссе человек становится вполне человеком в процессе культуры
... благородства, ответственности за свои изобретения и поступки. Как писал Г.П.Федотов : «Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления ...
Не имели понятия о великодушии и герои произведения Горького На дне. Мы видим, что их отношения строятся на ненависти. Каждый хочет мстить другому. Оказавшись на дне, каждый из героев старается опустить поглубже на дно и своего соседа. Мстительная натура проявилась в каждом из них. Никто не был способен на великодушие, разве что Лука, который пытался поддержать каждого. И великодушие оказалось бессильно против мстительных натур людей.
Еще одним аргументом того, что месть становится смыслом жизни для человека, является произведение Александра Дюма Граф Монте-Кристо. Месть не приносит никакого удовлетворения герою, и становится бессмысленной. И это не полный перечень работ знаменитых авторов, где месть и великодушие, как две стороны одной медали, определяют выбор человека и его дальнейшую судьбу.