Своеобразие лирики Б. Пастернака: сочинение
Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве – богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака – это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки.
К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал.
Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые полностью раскрылись в последующем: поэтизация «прозы жизни», внешне неярких фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения – чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятыми. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали «затертые» поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.
Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении «Старый парк» сказано, что «карающих стай девятки разлетаются с дерев». А далее находим такие строчки:
Зверской боли крепнут схватки,
Крепнет ветер, озверев,
И летят грачей девятки,
Черные девятки треф.
Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленное сравнение: грачи – девятки треф – самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 г., в пору, когда не названные в нем самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. В сложных ассоциативных рядах – своеобразие поэзии Пастернака.
Своеобразие лирической поезии Пастернака
... написано в 1941 году, когда немецкие самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. Своеобразие лирики Пастернака состоит в сложных ассоциативных рядах. Вот, например, какими ... чувствуем душевное состояние путника, который заблудился в метели: тревогу, растерянность. Еще одна особенность лирики Бориса Постернака – это точность. В стихотворении «Во всем мне хочется дойти ...
В зрелой лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетающаяся с глубиной мысли:
Во всем мне хочется дойти
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней
До основанья, до корней,
Произошедшая с поэтом эволюция была естественным путем художника, желающего во всем дойти «до самой сути». Постижение духовного мира человека, законов развития общества, природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи служат поводом для раздумья над вопросами жизненного устройства. Вот, к примеру, отрывок из стихотворения «Вокзал»:
Бывало, лишь рядом усядусь —
И крышка. Приник и отник.
Прощай же, пора, моя радость!
Я спрыгну сейчас, проводник.
Живописная и звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы – таковы характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин. Известно, что его творческий путь был нелегким – его осуждали, травили (после написания романа «Доктор Живаго»).
В те дни Пастернак напишет:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Признанием большого литературного таланта Бориса Пастернака явилась присужденная поэту в 1958 г. Нобелевская премия. Тогда Пастернака вынудили отказаться от нее. В 1989 г. она была возвращена поэту посмертно. Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только в русской, но и в мировой культуре.
Сочинение. Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака
Сочинение. , Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака
В ряду великих художественных открытий русской литературы XX века поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест наряду с творчеством Блока и Маяковского. У каждого поэта свой “образ мира, в слове явленный”. Зрительное ощущение всякого человека избирательно и отлично от восприятия других. В этом отношении художник — человек вдвойне, ибо ему предстоит не просто увидеть мир, но и представить его вновь, уже преображенным, пропущенным через призму творческого воображения. Поэтическая картина мира, таким образом, является собственностью самого автора, и происходящее в ней существует по его законам.
Отложив томик поэзии Пастернака, задумаемся о том неповторимом мире, который создал поэт,
С первых строк нас поражает чувство преклонения и восторга перед всем живым — а живет у Пастернака все, что вообще “имеется”: дворы, сад, сумрак, весна, гроза, улицы, песок. Поэт “взахлеб” спешит рассказать нам о феврале:
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Каждое мгновение жизни прекрасно, равно как прекрасны все ее проявления: поэзия Пастернака не знает деления на большое и малое, низменное и возвышенное, живое и неживое. Взгляд автора схватывает все, слух — все слышит, а речь все объемлет:
Б.Пастернак. Обзор жизни и творчества. Лирический герой в поэзии ...
... крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство». Анализ стихотворения Пастернака «Август» Отношения Бориса Пастернака с религией складывались непросто. Крещенный в детском возрасте по настоянию няни, поэт вплоть до совершеннолетия не знал ...
Слепого полдня желатин,
И желтые очки промоин,
И тонкие слюдинки лъдин,
И кочки с черной бахромою.
Поэт, как губка, впитывает в себя влагу жизни, пьет “горечь тубероз, небес осенних горечь… горечь вечеров, ночей и людных сборищ”, чтобы потом выжать себя на бумагу.
Эта “всеядность” означает всеприятие автором всего происходящего и существующего. Да, в жизни есть свои драмы, но… Стихотворение “Марбург”, шедевр раннего Пастернака, повествует о странной метаморфозе, произошедшей с героем после того, как ему отказала возлюбленная. Он замечает, что вокруг все продолжает жить, что “каждая малость”
Жила и, не ставя меня ни во что,
В прощальном значенье своем поднималась.
Постепенно боль отказа стихает: жизнь побеждает, и герой смотрит в лицо новому дню.
Герою стихотворения открылась врачующая сила мироздания. Но не следует забывать, что в начале была любовь. Именно любовь стала истоком, толчком к открытию мира. В поэзии Пастернака это чувство выступает в новом качестве. Законы любви — это законы всеобщей связи явлений во всем мире. Как поэтично и в то же время исчерпывающе выражен он автором всего лишь двух строках:
Смотри: и рек не мыслит врозь
Существованья ткань сквозная.
Любовные конфликты у Пастернака лишены того трагического накала и нарочитой “несдержанности” чувств, которые свойственны им в лирике Маяковского и Цветаевой. Любовь в стихах поэта рушится не потому, что “есть в близости людей заветная черта”, как считает Ахматова. И еще менее из-за того, что всякий любовный дуэт есть одновременно дуэль, “поединок роковой”. Двое расстаются оттого, что
Сильней на свете тяга прочь
И манит страсть к разрывам.
И конфликты эти вовсе не безысходны: мы отметили это в “Марбурге”. Еще один пример — в стихотворении из романа “Доктор Живаго”, называется оно “Объяснение”. Герой, расставаясь с возлюбленной, в некотором роде утешает ее:
Пройдут года, ты вступишь в брак,
Забудешь неустройства.
Оборот “вступить в брак” здесь не столько официальный, сколько возвышенный. Вступают в мир, в новую жизнь. В соответствии своей женской доле (“быть женщиной — великий шаг”) героиня обретет новое счастье.
Поражает удивительное отношение Пастернака к женщине. Тема эта проходит красной нитью во многих его стихотворениях. Женский образ у поэта лишен крайностей других авторов. Это не “гений чистой красоты”, не воплощенное коварство, и изменчивость, не страдающая жертва мужского превосходства, не символ Вечной Женственности. Ощутимо какое-то неуловимое благоговение “пред чудом женских рук”, наделение женщины каким-то чудесным качеством. Это — изначальная близость ее к природе, ее естественность, убедительность и утвердительность, достойные того, чтобы быть воспетыми:
Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Все рвется музыкою стать,
И все на рифмы просится.
Необычным образом представлена в лирике Пастернака природа. Мало чисто пейзажных описаний, мало описаний “чистой” природы. Все нарисовано как-то вперемешку: природа какая-то пригородная, и недаром любимое пространство поздних стихов автора — поселок Переделкино. Пастернак не отделяет природное от культурного, рукотворного, а сближает их. Он одомашнивает стихии, он — поэт, который живет, “в родстве со всем уверясь и знаясь с будущим в быту”. И потому в его стихах волны странно, но все же еще вполне “поэтично” шумят “в миноре”, однако похожи они на… вафли, которые печет прибой. Этот гастрономический образ не выглядит нелепым для того, кто знает Пастернака: в его “стихах он выражает сущность оригинального авторского подхода к миру, к природе.
Человек и природа в лирике Пастернака (в творчестве, стихах)
... философские вопросы. Его стихи не о мире, они – сам мир, живой, дышащий, сохраняющий человека. Неразрывная связь жизни человечества и природы в поэзии Б. Л. Пастернака Школьное сочинение Мы крепко связаны ... в вихре политических потрясений того времени. Поэт уловил главное: мир стремительно менялся, но где же место человеку в нем? Собственный поэтический мир был для него убежищем, источником, в ...
Описывая чудесные мгновения жизни, поэт обыкновенно не устает их детализировать. Вся его поэзия — своего рода гимн деталям, подробностям. Поэтическая декларация этого подхода к миру и творчеству — стихотворение “Давай ронять слова…”. Настоящему творцу “ничто не мелко”: он
погружен в отделку
Кленового листа…
Жизнь существует в подробностях, в деталях — в этом разгадка ее тайны. Описать — значит, показать связи между предметами, их “взаимоотношения”, в каком-то смысле их любовь. Так, в одном из первых стихов Пастернака весна — “черная”. Весна? Пора любви, надежд, и вдруг… Однако поэт хотел показать другое: после снежной, белой зимы обнажается черная почва, которая предшествует и питает зелень лета. Гимн деталям — порою необычным — становится гимном самой жизни.
Стихи Пастернака насыщены сложными метафорами, сравнениями. В этом “половодье образов и чувств”, как сказал о его поэзии О. Мандельштам, читатель часто просто теряется. Поэт пишет взахлеб, одним сплошным потоком, стремясь охватить явление в его сиюминутном облике. Так рождается новый синтаксис Пастернака, нарушающий нормы языка во имя экспрессии:
Гак мочи летние, ничком,
Упав в овсы с мольбой: исполнъся,
Грозят заре своим зрачком,
Так затевают ссоры с солнцем.
Выразительность этих строк подчеркивается звуковыми повторами, аллитерацией, к которой всегда любил прибегать поэт.
Поэзия Пастернака в равной степени живописна и музыкальна (атмосфера детства поэта способствовала развитию различных художественных способностей).
В ней — желто-лимонные пруды, черные ручьи, красный воск мандаринов. Повтор схожих звуков в строфе как бы скрепляет текст, намекает на некие скрытые связи предметов: грачи “сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей” — грусть тут как будто многократно усиливается за счет повтора гласной “у”.
Пастернак внес в стихи свое видение мира: “луга, осоку, сенокос, грозы раскаты” в их неповторимости и жизнетворящей силе. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Сущность своего метода, как и право на него поэт определил в своих заметках так: “Гений есть кровно осязаемое право мерить все на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, доступности всего живого”.
klassreferat.ru
Меню сайта
Сочинение на тему
Своеобразие лирики Б. Пастернака
Борис Леонидович Пастернак — один из крупнейших поэтов, внесший незаменимый вклад в русскую поэзию советской. эпохи и мировую поэзию XX века. Его поэзия сложна и проста, изысканна и доступна, эмоциональна и сдержанна. Она поражает богатством звуков и ассоциаций.
Давно знакомые предметы и явления предстают перед нами с неожиданной стороны. Поэтический мир настолько ярок и своеобразен, что нельзя оставаться к нему равнодушным. Поэзия Пастернака —- это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника. С первых своих шагов в стихах Борис Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Самая обыкновенная картина иногда рисуется под совершенно неожиданным зрительным углом.
Философская насыщенность лирики Б. Пастернака
... стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры. Философская насыщенность лирики Б. Пастернака Поэт ... не только в сложности его поэтики. Сочинение на тему Философская проблематика поэзии Б. Пастернака Философская проблематика поэзии Б. Пастернака До сущности протекших дней, До их ...
Первые публикации его стихотворений относятся к 1913 году. В следующем году у поэта выходит в свет первый сборник “Близнец в тучах”. Но к своему раннему творчеству Пастернак относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал. В них он зачастую пропускает несущественное, прерывает, нарушает логические связи, предоставляя читателю догадываться о них. Иногда он даже не называет предмет своего повествования, давая ему множество определений, применяет сказуемое без подлежащего. Так, к примеру, построено у него стихотворение “Памяти Демона”.
Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи:
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда.
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — времени заложник
У вечности в плену.
Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенные стороны таланта, которые полностью раскрылись в поэтизации прозы жизни, философских раздумьях о смысле любви и творчества:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения. Чем реже слово употреблялось, тем лучше это было для поэта. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных им, нужно хорошо понимать значение таких слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые” поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.
Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит и в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:
В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и то, как убитые, спят снега.
Но какую экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении речь идет о путнике, заблудившемся в посаде, о метели, усугубляющей безысходность пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но само чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения, который придает ему своеобразный синтаксис.
Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении “Старый парк” сказано, что “каркающих стай девятки разлетаются с дерев”. А далее находим такие строчки:
Зверской боли крепнут схватки,
Творчество Бориса Пастернака в оценке современников поэта
... по количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным месяцам, Пастернак занимает 1 место в русской поэзии. Настоящую славу поэту принесла книга “Сестра моя – жизнь”, написанная в 1917 году, но изданная лишь в 1922 году. В ...
Крепнет ветер, озверев,
И летят грачей девятки,
Черные девятки треф.
Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленное сравнение: грачи — девятки треф — самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 году, когда немецкие самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. Своеобразие лирики Пастернака состоит в сложных ассоциативных рядах. Вот, например, какими точными и в то же время сложными, необычайными штрихами передается ощущение прогретого воздуха в хвойном лесу:
Текли лучи. Текли жуки с отливом,
Стекло стрекоз сновало по щекам.
Был полон лес мерцаньем кропотливым,
Как под щипцами у часовщика.
Поэзия Пастернака — поэзия дорог и разворачивающихся просторов. Вот как Пастернак определяет поэзию в книге “Сестра моя — жизнь”.
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Это — сладкий заглохший горох.
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и флейт —
Фигаро Низвергается градом на грядку.
Все. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
“Определение поэзии”
В стихах Пастернака всегда ощущаешь не наигранный, а глубоко естественный, даже стихийный лирический напор, порывистость, динамичность. У них есть свойство западать в душу, застревать в уголках памяти. Пейзаж у Пастернака существует на равных с человеком правах. Явления природы у него как бы живые существа: дождик топчется у порога, гроза, угрожая, ломится в ворота. Иногда у поэта сам дождь пишет стихи:
Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго, до зари
Кропают с кровель свой акростих.
Пуская в рифму пузыри.
Первозданной чистотой предстает перед нами в стихах Пастернака и Урал (“На пароходе”, “Урал впервые”), и Север, и родные поэту места близ Москвы с их ландышами и соснами, неистовыми грозами и стрижами. Впоследствии в таких книгах, как “На ранних поездах”, “Когда разгуляется”, вереницы пейзажей будут вторгаться в стихи поэта, выражая его восторг перед миром природы.
На протяжении всей жизни (особенно в зрелую и позднюю пору) Борис Пастернак был предельно строг к себе, взыскателен и иногда неоправданно резок в автохарактеристиках. Это можно понять. Поэт всегда работал, мыслил, творил. Когда сейчас мы читаем и перечитываем его стихи и поэмы, написанные до 1940 года, то находим в них много свежего, яркого, прекрасного.
Ранние стихи Пастернака хранят отчетливые следы символизма: обилие туманностей, отрешенность от времени, общую тональность, напоминающую то раннего Блока, то Сологуба, то Белого:
Не подняться дню в усилиях светилен,
Не совлечь земле крещенских покрывал.
Но, как и земля, бывалым обессилен,
Но, как и снега, я к персти дней припал.
Эти строки — первоначальный вариант стихотворения “Зимняя ночь”, коренным образом переделанного в 1928 году:
Не поправить дня устьями светилен,
Не поднять теням крещенских покрывал.
На земле зима, и дым огней бессилен
Распрямить дома, полегшие вповал.
Лирический герой в поэзии Б. Пастернака
... Пастернака "Когда разгуляется". В 1960 поэт умер 30 мая в Переделкино. Основные мотивы творчества Б. Пастернака Многие поэты-современники, критики и исследователи творчества Пастернака отмечали слабость ранних стихов Пастернака, одновременно признавая "новизну" и ... силы поэта или направляла их по ложному пути. Тем не менее Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, ...
Здесь все иное. Правда, поэт все еще занят здесь “посторонней остротой”, но шаг сделан, и это важный шаг.
С течением времени поэзия Пастернака становится прозрачней, ясней. Новый слог чувствуется в таких крупных его произведениях, как “Девятьсот пятый год”, “Лейтенант Шмидт”,’ “Спекторский”. Добиваясь простоты и естественности стиха, он создает редкостные по силе вещи. Стих его как бы очистился, приобрел чеканную ясность. Произошедшая с художником эволюция была естественным путем, который стремился во всем дойти до самой сути.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней.
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Художник считал, что образ должен не отдалять изображаемое, а, напротив, приближать его, не уводить в сторону, а заставлять сосредоточиться на нем:
Во льду река и мерзлый тальник,
А поперек, на голый лед,
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен черный небосвод.
Одухотворенная предметность “прозы пристальной крупицы” (“Анне Ахматовой”), вносимая в поэтическую ткань, стремление в своем искусстве “быть живым” (“Быть знаменитым некрасиво. ”), историческая правда, поддержанная динамическими картинами природы,— все это свидетельствует о стремлении Пастернака отойти от школ, отмеченных “ненужной манерностью”.
Быть знаменитым некрасиво.
Не это поднимает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Мир поэзии Б. Пастернака все время расширялся, и трудно предположить меру и форму дальнейшего расширения, если бы поэт прожил еще годы и продолжил бы лучшее, что было заложено в его последней книге “Когда разгуляется”.
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою.
Объятый дрожью сокровенной
В слезах от счастья простою.
Однако сослагательное наклонение “если бы” неуместно и непроизводительно. Перед нами завершенная судьба. На протяжении жизни поэт прошел несколько творческих циклов, проделал несколько витков вверх по спирали постижения общества, природы, духовного мира индивидуума. Признанием большого таланта Б. Пастернака явилось присуждение ему в 1958 году Нобелевской премии.
Наследие Бориса Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры XX века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью, упоительным чтением и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия.
Художественное своеобразие лирики Б.Пастернака.
Сын художника Леонида Пастернака 1913 – начало: на границе символизма и футуризма, член группы “Центрифуга”.
1-й период 1914 – 1927/28. 1917 – “поверх барьеров”. Порыв авангарда. Имитация потока сознания. Усложненная композиция, образы. Был плотно включен в мировую культурную традицию, будучи новатором. Ассоциации, связ. с мировой культурой – импульсы. 1922 – “Сестра моя жизнь”. Занял 1 из первых мест среди поэтов. Стали воспринимать как классика. С 1915 г. проза. Автобиографизм. “Детство Моверс” 1917-18. “Воздушные пути” 1924. “Охранная грамота” 1931. “Люди и положения” 1956 – мемуары.
Презентация «Роль поэзии и поэта в жизни общества»
... роли и назначении поэта Примерный текст сочинения Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей ... том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение — служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его ...
С 1928 по 1931 резко порвал с принципом “поверх барьеров”. “Впал, как в ересь, в неслыханную простоту”. 2 период, основной. “Второе рождение”, 1932. 1943 – “На ранних поездах” – военные стихи. 1965 – цикл “Когда разгуляется” в сб. “Стихотворения и поэмы”.
Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут , и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:
Аудирование Грамматика Речь Письмо
Казалось бы, он был писателем, признанным советской властью. Но П. выделялся св. упорной независимостью. Он был “кошкой, которая гуляет сама по себе” в мире домашних животных советского времени. Поэма “Высокая болезнь” 1924-28 гг. Попытка найти свое место. “1905 год” 1917 г. “Лейтенант Шмидт” (не подвиг, а драма любви) – эти две опубл. в 1927 г. Роман в стихах “Спекторский” (1925-1930).
Все это опыты поэтич. эпоса о людях, увлеченных идеалами рев., обольщенных ею. Какое-то время воспринимал Сталина как харизматическую личность. (“Живет за крепостной стеною. “) С независимостью П. долго мирились. Его публиковали. Он получил двухэтажную квартиру в Лаврушинском пер., дачу в Переделкино. Но П. не из числа тех, кто продается. Он не хотел оставаться вне своего ист. времени. Хотел говорить о нем, но на своем языке, не скрывая св. убеждений и ценностей. Он хотел обмануть всех, “втереть очки себе и читателю, чтобы современник, не замечая, принял и мои идеалы”. Но общего языка с сов. властью не возникало. Погрузившись в гос. и-во, выполняя соцзаказ суметь сохранить свой голос было иллюзией. От нее П. избавлялся дома. Когда увидел плоды коллективизации в Челябинске, Смоленске – временно потерял способность писать. “Это горе не умещается в границы сознания”. Наступила творческая немота.
Его поэзия – вечные темы в контексте времени. Любовь, природа, личность, драматизм судеб и существования. П. понимал, что быть поэтом в СССР – опасное занятие. С середины 30-х он в опале как приверженец вечных ценностей, идущих вразрез с идеалами социализма. П. обращается к переводам (Шекспир, грузинские поэты).
Его не раз включали в список на уничтожение. Но поэты-грузины со связями спасали от немилости Сталина. Одновременно он работает над стихотворным циклом к будущему “Доктору Живаго”. Стихотворение “Гамлет”:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый,
И играть согласен эту роль,
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Это одно из самых гениальных стихотворений в русской литературе за все времена ее существования. На почти элементарной основе стиля 5 разных смысловых пластов. Актер, Гамлет, Христос, автор, Юрий Живаго. Это стхтврн о себе, о св. взаимоотн. с миром. Отказ участвовать в действительности после 1917 г.
Историческая личность : Борис Пастернак
... монографии, посвященной жизни и творчеству Б. Л. Пастернака, написанной Е. Б. Пастернаком “Борис Пастернак: материалы для ... 1989 году был издан каталог “Мир Пастернака”1 [1 Мир Пастернака. Москва: “Советский художник”, 1989 ... стихи”1 [1 Б. Пастернак. Не я пишу стихи. Москва: “Советский писатель”, 1991 г. ] , составленной Е. С. Левитиным. Печаталось много воспоминаний о Борисе Леонидовиче Пастернаке. ...
Основа философско-эстетической позиции Пастернака: принципиальное приятие мира в его высшей целесообразности и полноте, утверждение жизни как “alter ego”, “сестры” и “чуда”, а искусства – как органа восприятия.
Все стихи Пастернака проникнуты верой в жизнь, радостным
удивлением перед ее красотой. Его поэзия как бы приобщает
“мелочи жизни” к времени и пространству бесконечного и
вечного мира.Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга — «Близнец в тучах» — в конце того же года (на обложке 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.
В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». В лирике Пастернака 20-х годов предстает мир,
утративший устойчивость; это объясняется как самой эпохой,
так и положением искусства в ней. Место человека в истории —
одна из важнейших проблем в творчестве поэта.Книга “Сестра моя жизнь” (1922) — поэтический шедевр Пастернака, одна из главных вершин его лирики. Субъективно-биографические истоки книги и особый характер ее связи с общественной атмосферой лета 1917 года — начала революционной эпохи.Главные “темы” книги (природа” любовь, искусство), их взаимодействие и взаимопроникновение на уровне идеи, вынесенной в названии книги, и в системе структурообразующих мотивов и образов (езда, гроза, сад, зеркало и т. д.).
Трансформация романтических образов и конфликтов (“Памяти Демона”, “Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе…”, “Любимая — жуть! Когда любит поэт…”) В цикле стихов
“Темы и вариации” (1923) Пастернак в творчестве ищет источник
силы, способной противостоять стихии разрушения, бушующей в
современном мире. В поэме “Девятьсот пятый год” (1926)
революционные события оказываются важнейшим моментом в
духовном становлении героя поэмы, в развитии его мировоззрения. В 1927 году выходит в свет поэма “Лейтенант Шмидт”, где Пастернак все более проникается мыслью, что герой века — одновременно его жертва. Мир для поэта — свидетель и равноправный участник того, что происходит. Написав в 1922 году книгу стихов “Сестра моя — жизнь” и взяв за основу сюжета любовный роман, Пастернак проводит своих героев через времена года. Начавшись весной, роман бурно развивается летом, а осень становится для влюбленных порой расставания. Все это — приметы мира, в котором живет, любит, испытывает счастье, страдает человек. Темы: самоценность личности, бессмертие тв-ва, устремленность лирического героя к мирам. “Образ мира, в слове явленный”: метафорическая система Пастернака.Два главных толкования метафоры у Пастернака: метафора как аналог природных связей (искусство “реалистично тем, что не само выдумало метафору, а нашло ее в природе и .свято воспроизвело”) и метафора как творческое озарение, “скоропись духа”, преодоление смерти (волевой импульс, инициатива художника).
Метафорический образ в поэзии Пастернака 1910 – 1920-х годов: конкретная основа образа, соединение в образе признаков разных предметов (явлений, душевных движений).
Своеобразие лирики Б. Пастернака
Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве – богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака – это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки.
К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал.
Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые полностью
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения – чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятыми. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение
Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении “Старый парк” сказано, что “карающих стай девятки разлетаются с дерев”. А далее находим такие строчки:
Зверской боли крепнут схватки,
Крепнет ветер, озверев,
И летят грачей девятки,
Черные девятки треф.
Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленное сравнение: грачи – девятки треф – самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 г., в пору, когда не названные в нем самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. В сложных ассоциативных рядах – своеобразие поэзии Пастернака.
В зрелой лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетающаяся с глубиной мысли:
Во всем мне хочется дойти
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней
До основанья, до корней,
Произошедшая с поэтом эволюция была естественным путем художника, желающего во всем дойти “до самой сути”. Постижение духовного мира человека, законов развития общества, природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи служат поводом для раздумья над вопросами жизненного устройства. Вот, к примеру, отрывок из стихотворения “Вокзал”:
Бывало, лишь рядом усядусь –
И крышка. Приник и отник.
Прощай же, пора, моя радость!
Я спрыгну сейчас, проводник.
Живописная и звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы – таковы характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин. Известно, что его творческий путь был нелегким – его осуждали, травили (после написания романа “Доктор Живаго”).
В те дни Пастернак напишет:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Признанием большого литературного таланта Бориса Пастернака явилась присужденная поэту в 1958 г. Нобелевская премия. Тогда Пастернака вынудили отказаться от нее. В 1989 г. она была возвращена поэту посмертно. Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только в русской, но и в мировой культуре.