Бузина Елена | | Журнал «Литература» №

ЕленаВладимировнаБУЗИНА—учительрусскогоязыкаилитературы,г.Омск.

Впоследниегодыэтапактивнойподготовкиквыпускномусочинениювшколах, как правило, начинается с момента опубликования на сайте Рособрнадзора (www.obrnadzor.gov.ru) «Перечня тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы». За последние пять лет «Перечень…», состоящий из 360–380 формулировок, стал явлением ожидаемым и почти привычным. Тем не менее вопросы, связанные с выстраиванием процедуры подготовки к экзамену, попрежнему волнуют и выпускников, и их учителей.

Предлагаем вариант (план, алгоритм) подготовки, сводящий к минимуму затраты времени (и учителя, и выпускника) и обеспечивающий достаточно высокий уровень результатов за счёт большой доли самостоятельной подготовки старшеклассников (с гарантированной консультационной поддержкой учителя).

omsk.edu.ru

После распределения по каждой теме формируется блок, состоящий из нескольких десятков формулировок. Если говорить точнее, то в теме № 1 предлагается 35–37 стихотворений и столько же эпизодов для анализа, тема № 2 включает 78–85 позиций, темы № 3, 4, 5 — по 70–75 позиций. Когда во второй декаде мая будут опубликованы «Комплекты тем сочинений», по каждой теме окажутся “лишними” несколько формулировок (как правило, 6–12), но серьёзного влияния на повторение материала и изменение плана подготовки выпускников это не окажет.

На следующем этапе подготовки проводится анализ формулировок внутри каждой темы. Теперь в каждом блоке несложно выделить ключевые слова (главное слово или словосочетание), на основе которых, как показывает опыт, 70–80 формулировок темы можно распределить на 5–8 групп (“смысловых полок”).

Темы, выделенные для каждой “смысловой полки” (на каждой окажется от 5 до 10 формулировок), объединены общим подходом, с помощью которого организуется повторение. Например, в темах № 3 и № 4 выделена “смысловая полка” «Писатель… (мастерство… своеобразие…)». Повторение и обобщение материала несложно организовать на основе выбора и “наполнения” блоков, включённых в схемы, что позволяет создать план работы для каждой темы, лежащей на “смысловой полке”. Схему для этой полки можно построить так: от центрального, ключевого понятия “мастерство” вести линии к конкретным “проявлениям” этого мастерства. Здесь должны быть названы и средства создания образа героя (портрет, речь, поступки), и художественная деталь, и стиль, и способы выражения авторской позиции. Все эти моменты впрямую “завязаны” с мастерством. А вот в чём может проявляться “своеобразие”: тема, проблема, идея; сюжет и композиция; средства создания характера; язык и стиль. Этих аспектов с лихвой хватит для школьного сочинения.

13 стр., 6376 слов

Зачем нужен бизнес-план? Что входит в бизнес-план?

... проектов должны быть ограничены 10-20 страницами. Представленное содержание бизнес-плана является не более, чем схемой, поэтому Вы можете использовать его при составлении своего бизнес-плана по своему усмотрению. Тем ... Многие сейчас ограничиваюся написанием плана на год. Что входит в бизнес-план? Любая предлагаемая форма дает лишь общее представление. Любой бизнес имеет свои особенности, ...

Работа со “смысловыми полками” позволяет при минимальном объёме дополнительной подготовки достаточно серьёзно прорабатывать большой объём материала, создавать универсальные алгоритмы, позволяющие выработать общие подходы для работы с темами каждой “полки”.

Приведём вариант примерного распределения по “смысловым полкам” тем № 3, 4, 5 (номера указаны в соответствии с номерами «Перечня…» 2007 года).

Тема № 3

1) Писатель (мастерство… своеобразие…) — 4, 10, 15, 61, 69, 91, 103, 117, 122(б), 125, 136, 141, 151(б), 166, 173, 181;

2) Образ (Родины, героя) — 1, 13, 21, 32, 43, 48, 59, 73, 85(а), 110, 138, 139, 154(а), 156(а), 179(а);

3) Собирательный образ — 2, 9, 11, 12, 72, 82, 84(б), 97, 111, 121, 122(а), 137, 140, 155, 167, 168, 171, 178, 179(б);

4) Сравнительная характеристика — 14, 31, 33, 34, 42, 60, 74, 83(а), 85(б), 115, 124(а), 124(б), 133, 135;

5) Тема… мотивы… проблема… — 22, 44, 49, 83(б), 84(а), 104, 120, 134, 152, 154(б), 156(б), 170, 172, 177;

6) Чувства (героя), проблемы (человека) — 114, 151(а).

Тема № 4

1) Писатель, произведение (мастерство… своеобразие…) — 226, 227, 233, 255, 257, 264, 321(а), 334;

2) Образ (Родины, героя) — 258, 265, 271, 272, 287(а, б), 288(а), 301, 337, 340;

3) Собирательный образ — 222, 234, 235, 236, 237, 246,254, 256, 263, 274, 300, 309, 321(б), 332, 333, 347;

4) Тема… — 228, 247, 248, 259, 262, 273, 275, 276, 290, 306, 307, 311, 318, 322, 323, 335, 341, 344, 345;

5) Мотивы… — 261, 299, 310;

6) Проблема, проблематика… — 223, 227, 232, 233, 266, 288(б), 289(б), 317, 324, 325, 339, 342, 343.

Тема № 5

Некоторые формулировки, предлагаемые в перечне тем № 5, могут быть отнесены к нескольким линиям (это определяется замыслом автора работы).

1) Родина, Россия, событие (война, революция) — 208, 353, 368, 380;

2) Писатель, литература, книга (искусство слова) — 183, 185, 193, 196, 213, 214, 216, 352, 359, 363, 369;

3) Природа — 200, 203, 351;

4) Человек, смысл жизни — 184, 366, 186, 189, 207, 217, 218, 349, 350, 354, 355, 357, 361, 367, 370, 374, 376;

5) Проблемы нравственного круга (чувства, качества) — 182, 187, 188, 190, 191, 194, 195, 198, 199, 201, 202, 204, 364, 372, 378, 379, 205, 206, 209, 211, 212, 220, 356, 360, 362, 371, 373, 375;

6) Любовь — 197, 210, 215, 219, 358, 365, 377.

О пыт и практика работы каждого учителя могут подсказать собственные варианты распределения, учитывающие особенности выпуска и возможности каждого ученика. От этого во многом зависит, сколько “смысловых полок” будет выделено в каждом блоке: чем “слабее” выпуск, тем более детально придётся дробить формулировки и в большем варианте создавать и прорабатывать содержание “смысловых полок”.

9 стр., 4097 слов

Серебряный век русской культуры (4)

... годов XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебрянный век». Серебряный век русской культуры Серебряный век русской культуры оказался ... С одной стороны, это была литература, претендовавшая на классичность и восходившая к незыблемой традиции русской классики; с другой, это была ...

Следующий этап — консультации, цель которых помочь каждому выпускнику определиться с выбором темы. На консультациях учитель представляет специфику и особенности подготовки к сочинению по каждой теме экзаменационного комплекта, ориентирует выпускников, зная их возможности и уровень подготовки, на выбор той или иной темы комплекта. Опыт показывает, что самыми “выбираемыми” для выпускников являются темы № 5, № 3, № 4 (на последнем месте чаще всего оказывается тема № 2).

Когда выбор темы состоялся, проводим консультации с подробным анализом особенностей работы по каждой теме, с каждой “смысловой полкой”. Следует напомнить выпускникам о “золотых” правилах работы над сочинением (обычно записываем этот алгоритм на обложке тетради 9-го класса).

1. Прочитать формулировку темы (о ком? о чём?).

2. Выделить ключевое (главное) слово (о нём!).

Вступление:

4. Логическая связка: помогает плавному переходу в рассуждениях от вступления к основной части.

Основная часть:

Обязательно! Упоминание (включение) в содержании основной части ключевого слова из формулировки темы (2–3–4 раза или уместное количество раз).

6. Логическая связка: завершение рассуждений в основной части, плавный переход к заключению.

Заключение:

Теперь приступаем к созданию “универсальных” вариантов вступления–заключения для каждой “смысловой полки”. “Универсальный” в данном случае означает, что для всех тем, “лежащих” на “смысловой полке”, выпускником создаётся один вариант вступления–заключения, который при помощи логических связок легко “индивидуализируется” для каждой темы “смысловой полки”.

Прежде чем будет создан универсальный вариант вступления–заключения, выпускники выделяют главное (ключевое) слово или сочетание слов в каждой формулировке темы, выбранной для подготовки. Приведём в качестве примера работу со “смысловой полкой” «Любовь» темы № 5. Выделять её не обязательно: все эти формулировки вполне “вписываются” в содержание “полки” «Проблемы нравственного круга (чувства, качества)» этой же темы. Делаю это в силу одной причины: у выпускников особое отношение к этой теме, она волнует, следовательно, работая с нею, можно создать лучшие образцы сочинений.

  • «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека , совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышевский).

    (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

  • «У любви тысячи аспектов , и в каждом из них — свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К.Г. Паустовский).

    (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

  • «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С. Мережковский).

    (По одному из произведений русской литературы XX века.)

  • «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский).

    3 стр., 1435 слов

    Испытание любовью (по произведениям русских писателей конца 19 – начала 20 века)

    ... века. Большая часть их творчества посвящена теме любви. Каждый из этих художников создал свои, оригинальные, произведения, которые невозможно спутать с другими. Так, в ... любовь - прекрасна!» Любовь для русских писателей конца 19 – начала 20 века ... в их жизни любовь-вспышка, любовь ... любви осталась в памяти человечества: «Любовь ... в ... любви всегда трагично. Настоящая любовь ... любви ... любовь ... века, сама природа любви ...

    (По одному из произведений русской литературы XX века.)

  • «Поэзия — это форма любви» (М.М. Пришвин).

    (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

  • «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт самого себя…» (Б.Л. Пастернак).

    (По одному из произведений русской литературы XX века.)

вступления

1. “Любовь… Что такое любовь? Каждый человек вкладывает своё понимание в это слово. Но совершенно очевидно, что:

  • истинная любовь очищает и возвышает человека;
  • у любви тысячи аспектов, и истории любви лучших литературных героев доказывают это;
  • любовь — это истина;
  • любовь всесильна;
  • любовь делает человека лучше, светлее;
  • любовь есть жизнь, и «нарушитель любви… предаёт себя»”.

2. “Что есть любовь? Вечный вопрос… Как найти ту меру, имея которую можно чувствовать себя счастливым? Любовь — это норма жизни, может быть, лишь её редкие всплески. Такие редкие, что иногда мы их даже не замечаем и только потом, оглядываясь, с грустью понимаем: «это была любовь…»”.

заключения

“Ответ на вопрос: «что есть любовь?» я нахожу в замечательной истории любви героев… для которых поиск счастья, обретение истины, движение к свободе с удивительной ясностью и точностью «прочитывается» в мысли Достоевского о том, что «любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» Лучше и не скажешь…”

Опыт показал, что предложенный нами вариант подготовки одинаково результативен как для “слабых”, так и для “сильных” выпускников. Он позволяет чётко организовать процесс подготовки на самом сложном уровне — уровне самостоятельной работы с консультационной поддержкой учителя.

Подготовленные на основе приведённого алгоритма варианты вступлений–заключений для одной темы могут использоваться практически в каждой “линии”. После опыта создания двух-трёх универсальных вариантов выпускники обычно достаточно свободно формулируют собственное отношение, перерастающее в позицию яркую и самобытную, которая и ценится в работах такого плана превыше всего.

Заключение  1