Любите живопись, поэты!

Надо сказать, дело было затеяно новое, азартное и весьма интересное. Для тех, кто не участвовал в этой баталии «хотя бы мичманом», поясню вкратце: живопись (а так же акварели, графика и т.п.) и стихи. Что первично – определяли сами авторы.

Казалось бы: «… В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань», но где там – конь, а где – лань, — тут и начиналось само творчество.

Но позвольте, скажете вы, стихи не пишутся под задачу! Это вам не школьное сочинение на тему: «Картина Васнецова «Три богатыря»!

Все знают – есть рисующие поэты! Сразу же вспомнились кавказские акварели Лермонтова, быстрые пушкинские рисунки пером на полях рукописей, даже заботливо сберегаемая в музее мазня, исполненная Маяковским окурком папиросы.

А Рерихи! А Волошин! Что там первично – стихи или изобразительное искусство? Андрей Вознесенский рисовал стихами, искал в словах сокрытый графический смысл, возводил из буквиц монументы… Нет ли в идее конкурса тайной задачи — выявить еще неизведанные пути развития литературы и живописи?

И тогда автору этих строк вспомнилось, как в середине 80-х годов прошлого столетия одно из заседаний Камчатского ЛИТО «Земля над океаном», проводил аж сам Евгений Евтушенко. Вначале он посетовал на то, что последние четыре поколения студентов (именно там, в студенческой среде, он ожидал рождения нового гения) не дали нового национального поэта. А потом перешел к теме поиска новых путей в искусстве. По словам Евтушенко, литература вообще и поэзия в частности далеко не первыми идет открывать новые горизонты. Конечно, «вначале было Слово», но… в авангарде всегда идет живопись, — делился с нами своими мыслями популярный поэт.

Что ж, если это так, то конкурс, который затеяли «Союзники» можно назвать вполне авангардным. Сто шесть авторов приняли в нем участие, было три номинации:

  • Классика,
  • Современник,
  • «Два в одном».

Была еще одна позиция «Вне конкурса», но с ней было все ясно – авторам хотелось и себя показать и судьбу не испытывать.

Конечно, самое интересное ожидалось в последней номинации, когда автор пишет стихи на свои картины или иллюстрирует картинами ранее написанные стихи. Это серьезное творчество, поэтому само название номинации «два в одном», как в рекламе шампуня, смотрелось неуместно. Но и участников там было немного – около десяти процентов.

А большинство пошло по знакомому со школьной скамьи пути – написать сочинение (в данном случае — стихотворение) по известной картине. Поэтому было несколько упражнений по шишкинским мишкам в сосновом лесу, повезло передвижникам, частенько вспоминали Сальвадора Дали.

5 стр., 2198 слов

Сочинения по творчеству Пушкина, Гончарова

... и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. А.С. Пушкин - великий поэт и писатель первой половины 19 века. В его стихах есть то, что ... плакала, а потом привыкла, стала полновластной хозяйкой. Она езжала по работам Солила на зиму грибы. Жизнь в провинции ... написал в 1859 году и опубликовал в журнале “Отечественные записки”, по своим взглядам принадлежал к умеренно - либеральным сотрудникам “современника”. В ...

В этом тоже был состязательная интрига – насколько новые стихи могут быть сопоставимы с картинами, несущими на себе ауру восторгов столетней выдержки и финансовый авторитет с семью валютными нулями, полученный на аукционах «Сотби» и «Кристи».

Участников пронумеровали, как бегунов марафона или лошадей перед гандикапом… и вперед!

Сейчас очень трудно, даже перечитав всех на три раза, охватить всю палитру представленных работ. Поэтому буду, как это всегда и бывает в творчестве, субъективным и коснусь тех работ, которые, на мой взгляд, могут претендовать на поиск новых путей в искусстве.

Сейчас в архиве конкурсов участники так и проходят под номерами, есть и список, где тайна фамилии открыта. На тот случай, если кто-то решит еще раз получить удовольствие, читая стихи, разглядывать картины, я буду давать конкурсный номер и сразу называть участника.

Итак, начнем с классики. № 66. Анастасия Моисеева. Она выбрала картину Сальвадора Дали. По полотнам «короля сюрреалистов» писали многие, и этот выбор как нельзя лучше подчеркивает близость поэзии и живописи. Как маэстро Дали всегда отказывался комментировать свои работы, говоря, что он сам не понимает их, каждый раз находит новый смысл, так и большинство поэтов вряд ли рискнут пересказать смысл и содержание своего стихотворения.

Мыслью раздробленной словно тянусь к распятью,

Морю не больно, в ранах не жжется соль,

Я – человек, и время – мое проклятье,

Давит тупая боль.

Сильно. Интересно. «Небо стекает медом на тротуар». Это попытка автора поговорить с художником на равных.

№80. Михаил Кульков. Он выбрал работу Тора Линденга. Сюжет прост: человек прорастет корнями в землю. Нас постоянно спрашивали: любишь ли ты Родину, есть ли у тебя корни. Есть. И это, как видите, больно.

И этот Кто-то опять стоит

На перепутье лукавых лет

И мнит, что вырос большой пиит,

И мнится миру Большой Поэт,

Который помнит, как прорастал,

И вновь за зельем идёт в вечор…

Но стражник пилит ствол для креста,

Чтоб на распятье отправил чёрт.

Простое по ритму (как бой барабанов перед атакой), но густо замешанное стихотворение. Про такие говорят «большая грузоподъемность строки». И опять вопросы… Зачем живем? Зачем пишем?

А я за гранью семи миров

Ищу ту истину, что давно

Переиграла в слова – врунов,

Простую воду творя в вино,

Мой новоясень цветёт пышней,

Чем сотни тысяч земных цветов…

Я просыпаюсь… Лишён корней!

И отраженью кричу: «Ты кто?!»

Как говаривал Принц Датский: «Вот и ответ». Мы живем и пишем не для того, чтобы ответить на вопросы, а для того, чтобы задать новые.

№ 57. Анна Кондратьева. Густав Климт «Музыка». Это сейчас модный художник, порою спрос на него переходит в кич. Репродукции во всех форматах: на картоне, холсте, посуде, в виде гобеленов. Даже в Мири, на стене разбомбленного дома неизвестный солдат написал огромную копию «Поцелуя» Климта. Художник, чье имя вспыхнуло яркой звездочкой сто лет назад, посветило один сезон и потухло до наших дней. Он так же чем-то похож на участников нашего конкурса – если они пытаются соединить слово и краски, рифмы и мазки, то Густав Климт соединил живопись и церковную технологию нанесения сусального золота на икону (отец у него был мастером в этом ремесле).

22 стр., 10585 слов

Сравнение философской лирики тютчева и фета. Изображение времен ...

... миру. Рассмотрим, как в лирике Тютчева и Фета при общности тематики по-своему отразилось их художественное мироощущение. Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана мощным драматичным, ... сочинения. Прежде всего внимательно вчитаемся в формулировки тем и постараемся выявить их сходство и различие. Для этого нужно уточнить, "расшифровать" их содержание. Основными темами творчества Тютчева и Фета ...

А что же наш автор?

Буду играть тебе. Ночью. И лунный свет,

Посеребря изгибы небесной арфы,

Душу твою баюкая в колдовстве,

Тихим ноктюрном встретит немое завтра.

Буду играть тебе, спи, мой хороший, спи,

Отдохновенна тьма – растворит печали.

Струны вселенной… вечности голос тих…

Звонкая нота брызнет в рассвет нечаянно –

Ночь отряхнет с подола мою звезду.

Ты просыпайся, милый . А я пойду…

Вот в эту цитату вошло все конкурсное стихотворение. Десять строк. Конечно, когда желаешь спокойной ночи, лучше быть кратким. Но было бы неплохо и успокоить засыпающего. Пока, как мне кажется, поэтесса больше занята своими чувствами, чем тем, что может мучать любимого. «Буду играть тебе», «звонкая нота», «Ночь отряхнет с подола мою звезду»… А на заднем плане – каменные Сфинкс и Химера, страшный Космос. Мне кажется, что на картине у Климта играют не столько любимому, сколько Вечности.

Участник под № 91 выбрал натюрморт Владимира Зайченко с бутылкой водки, луковицей, пепельницей с раздавленными окурками и, эстетики ради, с кистями на заднем плане. Должен сказать, что подобные натюрморты мне часто приходилось видеть в художественных галереях Вашингтона, а так же в штатах Виржиния и Мериленд. Их туда поставляли эмигранты из бывшего СССР, и эти опусы охотно раскупались американцами, ибо идеально вписывались в их представления о русских. Для пущей важности окурки иногда не живописались, а приклеивались к хосту, что называется, натюрель.

Я художник и поэт

Два в одном,

Раздвоение моё

Неизбежное,

Ведь провёл я много лет

За столом,

То с палитрою вдвоём,

То с надеждою.

В стихотворении речь идет о раздвоении личности. Художник и поэт. Всегда думал, что одно творчество может только дополнять другое, а тут – надо же! – ушел в запой, девок из мастерской выгнал:

Всех натурщиц отпустил

По домам,

Не обидел никого

Даже словом я,

Исписался, нету сил –

Не-до-дам,

А тоска моя всего

Пол-литровая.

Это стихотворение собрало наибольшее количество голосов по номинации ПЧС – приз читательских симпатий. А, на мой взгляд, трагедии здесь нет и быть не может. Ну не «Черный квадрат» же, в самом-то деле, — вот там-то настоящая трагедия: искусство закончилось. А тут просто водка, луковица, еще бывает – балалайка… Обычный коммерческий сюжет, такие есть не только в Америке, есть и на Невском, да в любом крупном городе, где бывают иностранные туристы. Лирический герой неплохо зарабатывает, торгуя имиджем Родины:

И картины я пишу,

Я талантливый,

И достаток мой не хил… и т.д.

Признаюсь честно, я не смотрел по списку рассекреченных имен – кто автор.

5 стр., 2224 слов

«Некрасивая девочка» анализ стихотворения Заболоцкого по плану ...

... читать полностью «Некрасивую девочку» Заболоцкого, не ограничиваясь кратким анализом стихотворения. Только так можно понять философский замысел автора и сделать собственные выводы. Тема Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. ...

По номинации «Два в одном» мне одним из первых попался №68 (Марина Сливко) «Пилигримы Вселенной». Шутка, эскиз, сказка…

Река межзвездного тумана

Из мира в мир перетекая

Переполняет нас до края

Своим присутствием обманным …

Легко, талантливо… Жаль, что мало – росчерк пера и двенадцать строчек.

Участник под № 88 (Ольга Вольнова) написала стихотворение по пейзажу поэтессы Марины Зейтц «Озеро. Мостки». Согласитесь, это уже интересно. Марина – сильный, серьезный автор с узнаваемым голосом. Наши читатели уже назвали этот творческий тандем «песней на два голоса». Однако о счастливый номер 88 не дотянул до финала. К моему глубокому сожалению. Именно они, на мой взгляд, наиболее полно, наиболее творчески реализовали задачу конкурса. Не повторять сюжет картины, а дополнять, не называть, а описывать, не следовать за легкой рифмой и цветом, а искать них сокрытый азимут, направление движения.

Я своей прямотою горжусь,

Мне деревья завысили планку.

Поседела берёзками Русь,

И в озёра глядит спозаранку.

Уже этого достаточно, чтобы встрепенуться и медленно, пристально прочитать все стихотворение.

И потянутся ветви туда,

Где Всевышний доподлинно знает,

Что съедобна весной лебеда,

Что спасительна осень грибная…

Это уже высоко, как в стратосфере, где дыхание перехватывает.

Участница под № 81 (Александра Одрина) выбрала для вдохновения «Подсолнухи» Ван Гога. Не самое скандальное полотно — ни тебе портрета Солнца, ни автопортрета с отрезанным ухом. Подсолнухи. Просто подсолнухи. Две штуки, уже лущеные.

Синее, невыносимо синее,

То, из чего прорастают и где исчезают

Тени, проекции — странные, необъяснимые,

Рябью струясь в миражах перемен несознанья…

Рыжие, невыносимо рыжие —

Солнца, беременны семенем новых галактик…

Увидеть в обыденном Космос – это и есть предназначение поэта. И к тому же живопись и поэзия перекликаются совершенно неожиданным образом – неистовый, густой мазок Ван Гога озвучен виртуозной рифмовкой: синие – необъяснимые, рыжие – пыжились, а в последнем четверостишии, так и совсем все четыре строки созвучны: рыжие – выжжен – выбежать – небожить.

У некоторых авторов можно читать одни рифмы, кроме музыкального удовольствия можно получить дополнительные смыслы, еще один слой понимания.

Я думаю, что конкур запомнился всем участникам и болельщикам. Многие просили сделать подобный конкурс регулярным. Полностью поддерживаю это предложение. Мы читали и спорили, рылись в интернете, чтобы найти биографию «Незнакомки» Крамского, а потом спорили о Сальвадоре Дали и сюрреализме. Месяц сопричастия к творчеству.

Конечно, конкурс нужно повторить, но уже с учетом полученного опыта. На мой взгляд, не нужно нумеровать участников. Состоявшиеся поэты почти мгновенно были идентифицированы постоянными «жителями форума» по первым же строчкам. Зачем тогда играть в секретность? А тем, кто еще не выработал свой стиль, надо было просто дать возможность показать свое лицо, засветить имя.

Можно ввести еще одну номинацию – «Искусство сегодняшнего дня». Живопись, графика, скульптуры и перфомансы. Было бы интересно узнать мнение наших авторов. Ну, например: в стеклянном кубе сидит, как живой, за письменным столом восковый Лев Толстой и там же поселены настоящие курицы. Кудахчут, садятся на голову. Со всеми вытекающими… Сам видел. Вот тогда и определить – идет ли современное изобразительное искусство в авангарде, или все-таки «вначале было Слово».

2 стр., 878 слов

Поход в Музейный Дом: по картине Винсента Ван Гога «Подсолнухи»

... сами… Верно, дети, это подсолнухи… Откройте тетради. Запишите дату урока. Ниже… Сочинение по картине Ван Гога «Подсолнухи» Подсолнечник с латинского переводится как "цветок солнца". А дано ему такое название ... отважны, тучи – не помеха, К лучам стремятся взглядом прикоснуться... Поля исправит лето детским смехом, Там скоро вновь подсолнухи проснутся... - С творчеством какого художника познакомились? ...

Павел Панов, член жюри